В современном обществе одной из задач инновационного развития всех сфер жизнедеятельности является ориентация на подготовку компетентных, конкурентоспособных специалистов. С каждым годом растет количество проектов, реализуемых государственными учреждениями совместно с научными организациями. Данная деятельность осуществляется с использованием интеллектуального потенциала университетских комплексов. Усиление значимости профессионального образования актуализирует необходимость реализации потенциала науки в формировании у обучающихся способности критически мыслить, проектировать и творчески подходить к решению профессиональных и образовательных задач [1].
Одним из значимых условий реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования являются требования по формированию компетенций научно-исследовательской деятельности. Актуальность данного вопроса вызвана тем, что образовательная система уделяет пристальное внимание развитию самостоятельности участников образовательного процесса в рамках реализации научно-исследовательской работы.
Научно-исследовательская деятельность, дополняющая учебный процесс, организуется в форме:
- работы в научно-учебных лабораториях, научно-проблемных и исследовательских группах;
- выполнения индивидуальных научных исследований под руководством конкретного научного руководителя;
- участия в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня: научных семинарах, конференциях, конкурсах работ, олимпиадах по дисциплинам и направлениям;
- организации специальных курсов, программ, проведение занятий с группами студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности [3].
В системе образования проводятся исследования касательно организации научно-исследовательской работы в вузах. Н.Н.Крафт, Б.К. Джабатырова, М.Д. Редькова в своих трудах анализировали желание студентов участвовать в исследовательской работе. Результаты опроса позволили сделать вывод о том, что 47% респондентов испытывают желание реализовывать научно-исследовательскую деятельность в вузе. 15% студентов планируют использовать данный вид работы только на старших курсах. Еще 38% отметили отсутствие мотивации участвовать в научно-исследовательской деятельности. Одним из важнейших компонентов реализации научно-исследовательской работы является формирование мотивации у студентов как одного из факторов развития личности [2]. В качестве основных причин нежелания заниматься научно-исследовательской деятельности студенты выделяли низкий уровень сформированности мотивации. Участие в научно-исследовательской деятельности способно повысить личностное развитие, сформировать навыки работы с учебным материалом различных форматов, повысить творческую активность, развить креативное мышление и научить студентов работать в коллективе.
Библиографический список
- Тибец Ю.Л., Иванистов А.Н. Научно-исследовательская и инновационная деятельность // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2020. №S3,15-18.
- Цветкова Л.А., Фищева О.В., Трапицын С.Ю. Исследование затруднений преподавателей в организации научно-исследовательской деятельности // Педагогический ИМИДЖ. 2021. №3 (52), 264-273.
- Чупрова, Л. В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза / Л. В. Чупрова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 380-383.