Педагогическое проектирование представляет собой механизм разработки технологии в педагогической теории и практике. В качестве принципов педагогического проектирования необходимо выделить следующие:
- принцип человеческих приоритетов выражается в ориентации на человека – участника образовательных процессов. Необходимо оставлять возможность студентам самостоятельно продумывать следующие шаги в процессе решения педагогических задач. Результативным методом в данном случае является проецирование педагогической ситуации педагогом и прогнозирование поведения обучающихся [1].
- принцип саморазвития, предполагающий развитие проектируемых процессов. Педагогам рекомендуется внедрять не один проект. Для обучающихся важно реализовывать проекты различных направлений, поэтому предлагается заранее готовить несколько тематик, чтобы предоставить студентам выбор.
Содержание педагогического проектирования направлено на прогнозирование предположительных вариантов процесса обучения и ее результатов.
В качестве объектов педагогического проектирования могут выступать педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации. Педагогический процесс является основным объектом проектирования. В качестве компонентов проектирования выступают: конкретная тема занятия, целевой компонент, образовательные задачи, инструменты и методы, этапы занятия, результат, творческое задание для закрепления темы, подведение итогов и рефлексия .
Педагогическая ситуация выражена в форме объекта проектирования и существует в любой педагогической системе. Педагогическая ситуация является основополагающей частью образовательной деятельности. Ситуации всегда конкретны, они появляются в процессе обучения. Проектирование педагогических ситуаций предшествует проектированию самого процесса обучения. Обучающие ситуации могут быть направлены на создание успеха, обеспечение взаимодействия обучающихся, на освоение новых способов деятельности [2].
В качестве этапов учебной деятельности студентов выделяют моделирование, проектирование и конструирование. Первый этап предполагает постановку цели. В качестве цели может быть представлена конкретная идея, в соответствии с которой студенты развивают мысль и формируют в результате собственное мнение [7]. Второй этап проектирования предполагает создание самого проекта. Для второго этапа характерно использование придуманной модели на практике. Созданный проект направлен на преобразование образовательного процесса и педагогической среды в целом. На третьем этапе происходит совершенствование созданного проекта, его конкретизация и приближение к практическим условиям.
Таким образом, процесс проектирования учебной деятельности студентов вуза предполагает реализацию нововведений, формирует систему управления образовательным процессом, что обеспечивает развитие инновационной деятельности педагога. Преподаватель в это время решает не только традиционные задачи обучения, но и творческие задачи, развивая при этом собственные навыки, повышая профессиональный уровень. Индивидуально-творческий подход в инновационной деятельности педагога предполагает осознание себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки. Потребность в совершенствовании является основным мотивом и стержневым качеством современного педагога.
Библиографический список
- Аббасова Л.И. Проектирование контекста педагогической деятельности в содержании подготовки будущих педагогов // МНКО. 2020. №5 (84), 62-64.
- Ахмедова А.А. Характеристика процесса педагогического проектирования // Инновационная наука. 2021. №5, 152-154.
- Коростелева Н.А. Педагогическое проектирование в профессиональной деятельности преподавателя вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №8 (88),197-202.
- Кочиева Э.Р., Чибирова А.Х. Формирование творческого мышления обучающихся на основе социально-педагогического проектирования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-1, 213-215.
- Медник Е.А. Педагогическое проектирование современных технологий обучения // ЧиО. 2021. №2 (67), 107-110.
- Мендыбаева, М. М. Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы / М. М. Мендыбаева, Т. К. Дюсембаева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 89-91.
- Муравьева Е.В., Князькина Е.А. Педагогическое проектирование как единая концепция в рамках развития инновационных систем // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-4, 12-18.