УДК 378

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Барабашкина Евгения Владимировна1, Трифанова Анна Александровна1, Перяшкина Арина Алексеевна1, Чегулова Анастасия Андреевна1, Бердникова Карина Эрфановна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Аннотация
В статье раскрыта проблема педагогических ценностей, сформулировано их понятие и приведена наиболее полная и подробная классификация ценностных установок в педагогике, разработанная Ф.И. Исаевым.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Барабашкина Е.В., Трифанова А.А., Перяшкина А.А., Чегулова А.А., Бердникова К.Э. Классификация ценностей в педагогической деятельности // Психология, социология и педагогика. 2022. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2022/11/8689 (дата обращения: 14.05.2024).

Совокупность всех ценностей педагога, его отношение к профессиональной деятельности, педагогическим знаниям, умениям, нормам, идеям и традициям формируют аксиологический компонент педагогической культуры [1, 88].

Отметим, что достаточно большое количество педагогических ценностей требует разработки классифицированной и упорядоченной структуры всех ценностных установок, которая на данный момент находится в стадии разработки и выдвижения предложений по ее созданию.

Наиболее полная система педагогических ценностей, составляющих основу профессиональной культуры педагога, была представлена Ф.И. Исаевым. Он делит их на следующие уровни: общественно-педагогические, профессионально-групповые и личностно-педагогические [4, 258].

Общественно-педагогические ценности представляют собой те идеи, взгляды, нормы, традиции, регулирующие педагогический процесс всего общества. Они распространяются на весь социум и закрепляются в общественном сознании как мораль, философия или религия.

Профессионально-групповые ценности, в отличие от предыдущих, регламентируют деятельность педагога в отдельных образовательных институтах и профессионально-педагогических группах, например, в школе или вузе. Автор утверждает, что данный уровень ценностей, является целостной познавательно-деятельностной системой, которая обладает некоторой стабильностью и повторяемостью.

Последний уровень ценностей – личностно-педагогические, которые выражают аксиологическое “Я” педагога, то есть ценностные ориентации его личности, мировоззрение, цели и мотивы его деятельности. Они формируются благодаря синтезу двух прежде изученных групп – общественно-педагогических и профессионально-групповых ценностей – и выстраивается в виде определенных функций, например, представление о проектировании образовательного процесса, построении взаимодействия с обучающимися, обеспечении формирования личности и т.д.

Также автор делит профессионально-педагогические ценности на определенные группы, взяв за основу классификации процесс профессиональной деятельности педагога [4, 259].

В первую группу выделяются ценности-цели – важнейшие ориентиры педагогической деятельности, в которых отражен её основной смысл и назначение. Именно они выражают социальную значимость педагога, его ответственность перед личностью обществом и государством, а значит, являются источником развития обучающегося, самого педагога, а также всей системы образования.

Цели определяют способы их реализации. Поэтому следующую группу составляют ценности-средства означающие методы, с помощью которых педагог осуществляет свою профессиональную деятельность. Данный вид ценностей составляют педагогические действия, то есть технологии воспитания и обучения, также коммуникативные действия, а именно технологии взаимодействия и общения, и действия, выражающие педагога как субъекта.

Следующую группу представляют ценности-отношения, выражающие значимость и правильность построения образовательного процесса и взаимодействия его с остальными субъектами. Они определяют не только отношение к обучающимся и другим участникам образовательных отношений, но и к своей профессиональной позиции, деятельности.

Знания составляют основу работы педагога, так как именно они являются неким продуктом передачи опыта учащимся. Поэтому в отдельную группу выделяются ценности-знания, которые определяют предметные, психолого-педагогические и другие знания, а также степень их освоения. Данный вид ценностей позволяет решать педагогические задачи теоретической направленности, выстраивать образовательный процесс, ориентироваться в потоке информации и создавать условия для творческой деятельности.

Важнейшая разновидность ценностей – это ценности-качества, поскольку личностно-профессиональная характеристика влияет на образовательный процесс в целом, а значит, и на качество образования в стране. К ним можно отнести систему качеств индивида и личности, определяющих моральный облик, качеств, выражающих педагогический статус и роль, профессиональных качеств и компетенций, а также педагогических способностей.

Все группы педагогических ценностей формируют аксиологическую модель, определяющуюся целостностью и невозможностью отделения одного компонента от другого [2, 51]. Например, ценности качества влияют на ценности-отношения, а ценности-средства зависят от ценностей-целей и т.д. Вся эта система обращается в определенные установки в сознании педагога, определяющие направленность его деятельности.

Делая вывод относительно понятия аксиологического подхода в педагогике, вытекающего из теории о ценностях, можно сказать, что он определяется как система способов использования педагогических ресурсов в целях развития личности, определяющая также возможности совершенствования системы образования в целом. Отличительная особенность данного подхода состоит в том, что основой обучения и воспитания обучающихся является формирование нравственного сознания, а именно осознание значимости общечеловеческих ценностей.


Библиографический список
  1. Алдошина М.И. Аксиологический компонент образования как фактор профессионально-педагогической культуры // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти академика РАО В.А. Сластёнина. (Рязань, 03–04 октября 2017 года). Рязань: ООО «Концепция», 2017. С. 87-91.
  2. Аллахвердиева Э.А. Специфика развития ценностно-смысловой сферы педагога на разных этапах профессиональной деятельности // Профессионально-педагогическая культура учителя и преподавателя: содержание, модели и технологии образовательной деятельности: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции (г. Белгород, 16–17 апреля 2019 г.). Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2019. С. 48-51.
  3. Бакманова А.И. Педагогическая ценность // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №6-1. С. 54-57.
  4. Болотова Ж.А., Кострикова Ю.В., Радченко Е.А., Рахманова М.Н. Ценности педагогической деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1-2. С. 257-259.
  5. Данилова Л. Н., Ледовская Т. В., Солынин Н. Э., Ходырев А. М. Ценности педагогического образования: сущность и генезис // Ценности и смыслы. 2019. №4. С. 6-22.


Все статьи автора «Барабашкина Евгения Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: