Современному российскому обществу нужны высокообразованные, патриотично воспитанные и настроенные граждане, которые должны стать прочной основой нации и государства, способствовать их всестороннему укреплению и развитию.
Системе гражданско-патриотического воспитания молодого поколения в рамках российского образования необходимы конструктивные и эффективные реформы, что является одним из основных условий формирования единого и стабильного гражданского общества, где созидательная деятельность граждан занимает центральное место. В связи с этим, деятельность образовательной организации, направленная на гражданско-патриотическое воспитание молодежи, была и остается приоритетной и актуальной.
Патриотическое качество личности является особенно актуальным сегодня, когда имеет место быть мировой духовный кризис общества, что однозначно подтверждается событиями в мире последних лет. О кризисе национальной духовности и разрыве в преемственности поколений свидетельствует тенденция к отрыву молодого поколения от исторической памяти, корней, героев своей страны, к обесцениванию исторической роли России в сохранении мира, традиций и роли народа.
Наглядным примером многолетнего кризиса патриотического воспитания молодого поколения может служить соседняя и некогда братская нам Украина, где данный кризис спровоцировал всплеск националистических настроений, ненависть у многих жителей Украины ко всему русскому и связанные с этими явлениями печальные события последних лет.
Нельзя не заметить, что и в нашей стране существуют предпосылки для подъема националистических настроений. Безусловно, для единения общества нужна научно обоснованная и смоделированная интегративная идея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения особенно в системе школьного образования.
Основываясь на мнении отечественного педагога Н. И. Пирогова о том, что гражданин в первую очередь должен быть человеком, можно сказать, что гражданско-патриотическое воспитание должно быть направлено на воспитание сначала человека, а уже затем гражданина[1]. Потеря этой основной воспитательной идеи была названа В. В. Розановым «сумерками просвещения». Писатель полагал, что задачи духовно-нравственного воспитания личности заключаются в «формировании у обучающихся нравственного отношения к окружающим людям и формировании у обучающихся осознанности человеческой жизни»[2].
В данном ключе справедливо и мнение Е. А. Макаровой, которая считает, что только развитие высших человеческих ценностей может способствовать формированию истинного гражданина и патриота своей страны, а формирование эмоционально-чувственной сферы личности и развитие ее творческих способностей позволяет заложить в ней тот самый гражданско-патриотический фундамент[3].
Существует идея комплексности гражданско-патриотического воспитания, поддерживаемая частью педагогов (Е. А. Макарова, Н. А. Асташова) и заключающаяся в гармоничном развитии когнитивной, эмоциональной и деятельностной подсистем. При этом когнитивная подсистема является базовой в процессе гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, эмоциональная же подсистема отражает чувственное отношение, а деятельностная способствует выражению чувств гражданственности и патриотизма путем конкретной деятельности и социальной активности[4].
По мнению А. Н. Вырщикова и М. Б. Кусмарцева, патриотическое воспитание представляет собой особый инструмент перевода стихийных и неосознанных патриотических основ, традиционно сохраняющихся в нашем обществе, в вполне развитые и осмысленные формы, являющиеся мотиваторами поведения, установок и культурного развития граждан[5].
Таким образом, когнитивный, эмоциональный и деятельностный аспекты гражданско-патриотического воспитания подрастающей личности в единстве являются целостным объектом данного процесса. Исследования последних лет показывают, что в гражданско-патриотическом сознании современного молодого поколения сильнее развит эмоциональный компонент, когнитивный и особенно деятельностный компоненты развиты слабо. А ведь именно развитый деятельностный аспект, по мнению русских мыслителей и педагогов конца XIX – начала XX века, является особенностью личности гражданина-патриота, который умеет не только любить свою Родину, но и мыслить, активно действовать и этими действиями приносить пользу своей стране. По мнению Н. И. Кареева, гражданин-патриот должен быть инициативным, критичным и справедливым[6].
Современная российская педагогика во многих вопросах согласуется с линией отечественной педагогики конца XIX – начала XX века, видя основной гражданско-патриотического воспитания не только эмоциональный, но и деятельностный компонент[7]. В организации гражданско-патриотического воспитания выделяются следующие подходы: гражданско-политический, военно-патриотический и этнокультурный[8]. Целесообразно более подробно остановиться на этнокультурном подходе, так как он обладает спецификой, способствующей процессу воспитания толерантной и поликультурной подрастающей личности, способной саморазвиваться и самовыражаться в условиях поликультурной среды.
Этнокультурный подход к гражданско-патриотическому воспитанию личности обнаруживает свои истоки уже в философских и педагогических трудах эпохи Просвещения и Нового времени. Так, в концепции воспитания нравственности человека И. Г. Фихте приоритет отдавался национальной культуре, но и роль общечеловеческой (мировой) культуры, как производной от национальной, не преуменьшалась. Ф. Ницше видел причину нравственной деградации общества в том числе в снижении эффективности школьного (гимназического) образования через слабое развитие в нем национальной компоненты – родного языка, национальной культуры[9].
В среде русских философов особенно четкие мысли об этнокультурном подходе к воспитанию подрастающего поколения высказывал И. А. Ильин, который наделял русский дух, русскую культуры и традиции, и русский язык исключительной ролью в формировании в юной личности прекрасного: «Надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребенка были национально-русскими… чтобы дети молились и думали русскими словами; чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих русских предков и приняли бы любовью и волею – всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых героев, гениев и вождей»[10].
Идеи русской педагогики XIX – начала XX века наделяют этнокультурный подход к воспитанию гражданственности и патриотизма особой значимостью. Данные идеи выдвигались ведущими педагогами того времени: П. Ф. Каптеревым, М. М. Рубинштейном, С. И. Гессеном, которые считали «патриотическим элементом образования» родной язык как «собрание результатов народного мышления, народного творчества, словом всей душевной народной деятельности»[11]. К. Д. Ушинский, являясь пропагандистом народности в процессе воспитания, утверждал, что в его основе лежит «тщательное изучение всего родного – языка, литературы, отечественных законов»[12].
Современная российская педагогика также не оставляет без внимания роль культуры в процессе гражданско-патриотического воспитания юного поколения. Так, А. Н. Асташова считает, что одним из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений должно быть интенсивное включение учащихся в изучение культуры и в культурно-созидательные процессы, без чего в настоящее время полноценная личность попросту не сможет сформироваться[13].
Для России, являющейся многонациональным государством, формирование поликультурного сознания у молодого поколения особенно актуально и необходимо. По мнению Н. А. Асташовой, незнание основ и специфики культур и традиций других народов провоцирует межнациональные столкновения между представителями тех или иных национальностей[14].
Нельзя не согласиться с мнением современных российских научно-педагогических деятелей о том, что важнейшими содержательными, методическими и процессуальными составляющими процесса гражданско-патриотического воспитания личности является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений[15]. В этой же связи также необходимо развивать у молодого поколения навыки научно-исследовательской работы, исследовательско-поисковое мышление, а также волонтерское сознание[16].
В рамках этнокультурного подхода к гражданско-патриотическому воспитанию подрастающая личность должна формироваться и развиваться на основе общечеловеческих и национальных (а также региональных) культурных ценностей, которые не противоречат друг другу.
В связи с вышесказанным, процесс интеграции подрастающего поколения в культурное пространство можно разделить на несколько этапов:
- Процесс знакомства, изучения, анализа народного творчества – чувственное познание культуры – развитие эмоционального компонента гражданско-патриотического сознания личности.
- Интеграция в психику личности подростка собственной национальной культуры – важный элемент перед интеграцией уже мировой культуры.
- Культурная и поликультурная самоидентификация личности, сравнение культур, развитие межкультурного диалога, интеграция в сферу межкультурного пространства[17].
- Интеграция в мировую культуру, развитие глобального мировоззрения и самовосприятия себя как части культурного пространства всего мира[18].
Наивысшая эффективность реализации этнокультурного подхода в рамках гражданско-патриотического воспитания молодого поколения подразумевает:
- разработку вариативных моделей учебно-методической базы (планы урочных и внеурочных занятий) для формирования единого образовательного пространства и создания благоприятных условий для усвоения культурно-образовательных ценностей разных народов;
- обучение родному языку как основе приобщения к истории, традициям, духовным ценностям своего народа в связи с культурами других народов (Л. С. Выготский считал, что изучение и использование языка способствует восприятию мира, содержащего знания и опыт предыдущих поколений[19]);
- изучение иностранных языков для получения знаний о культурных ценностях других народов, что, в свою очередь, способствует развитию общемирового (планетарного) мировоззрения;
- обеспечение межпредметной связи: представление отдельных этнокультурных аспектов определенного региона в связи с историей или краеведением, русской и родной литературой, биологией и экологией и т. д.
Реализация этнокультурного подхода в поликультурном аспекте гражданско-патриотического воспитания молодого поколения в рамках образовательной организации подразумевает, по мнению автора настоящей статьи, следующие направления:
- исследовательское (эксперимент, опыты, анализ);
- художественное (живопись, скульптура, фотография, вышивка, выставка, другие элементы народного творчества);
- техническое (моделирование, разработка макетов, схем, компьютерных программ);
- театральное (концертные импровизации, постановка спектаклей);
- креативное (сочинение стихов, разработка сценариев фильма, музыкальных роликов, режиссура повестей, романов);
- коммуникативное (деловые и ролевые игры, межэтнические викторины, составление кроссвордов, обучающих компьютерных программ, отражающих знание культур региона, составление тестов, проверочных заданий для учащихся).
Для реализации этнокультурного подхода могут использоваться следующие этнокультурные образовательные технологии:
- развитие навыков межнационального общения, толерантности;
- презентационные технологии;
- электронные образовательные ресурсы по этнокультурной тематике;
- проведение творческих семинаров по этнокультурной тематике;
- организация интеллектуальных игр;
- внеаудиторные мероприятия (посещение народных праздников, мероприятий, выставок, посвященных этнокультурной тематике);
- использование технологий проектно-исследовательской деятельности;
- постановка спектаклей на основе народных эпосов, сказаний;
- проведение конкурсных игр.
В использовании этнокультурного подхода в процессе гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения ведущую роль играет русский язык. Можно небезосновательно полагать, что усиление значения и роли русского языка в процессе гражданско-патриотического воспитания может поспособствовать включению в данный процесс и других значимых компонентов культуры. Также формированию более ясного научного взгляда на аспекты гражданско-патриотического воспитания молодого поколения может способствовать анализ работ отечественных и зарубежных педагогов и философов – это должно помочь с более эффективной реализацией на практике компонентов процесса гражданско-патриотического воспитания личности в условиях современной действительности[20].
Таким образом, для современного российского общества характерен кризис роли национальной истории, культуры и языка в воспитательном процессе. К сожалению, на протяжении последних лет существовала тенденция к фальсификации и обесцениваю истории, забвению эпох и героев. Безусловно, национальная культура играет значительную роль в воспитательном процессе, и без нее идея гражданско-патриотического воспитания обречена. В настоящее время рассматриваемая ситуация меняется в лучшую сторону, что подтверждается, например, государственной политикой, провозглашающей курс на возрождение и укрепление национального самосознания, а также актуализацией аспектов воспитания подрастающего поколения, связанных с восприятием мира как глобального пространства. Этнокультурный подход в рамках гражданско-патриотического воспитания молодого поколения, несомненно, является одним из наиболее эффективных методов формирования целостной картины мира и патриотического воспитания. Именно многообразная культура России должна быть основой национальной идеи.
[1] Пирогов Н. И. Избр. Пед. соч. М., 1985. 486 с.
[2] Розанов В. В. Сумерки просвещения. М., 1990. С. 243.
[3] Макарова Е. А. Исследование уровня сформированности гражданско-патриотических ценностей у будущих педагогов // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1. С. 144.
[4] Асташова Н. А. Аксиологические основы патриотического воспитания школьников // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 1. С. 21.
[5] Вырщиков А. Н. Уроки служения Отечеству в пространстве патриотического образования. Книга для учителя: уч.-метод. пособие. Волгоград, 2005. С. 124.
[6] Кареев Н. И. Идеалы общего образования. СПб., 1901. С. 19.
[7] Агапова Г. В. Патриотическое воспитание молодежи в региональной системе профессионального образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». – 2009. № 2. С. 39 – 42.
[8] Медведева З. В. Использование этнокультурных образовательных технологий в гражданско-патриотическом воспитании будущих педагогов // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «Педагогика». 2012. № 4. С. 49.
[9] Введение в педагогическую культуру: уч. пособие педагогической работы / под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-на-Дону, 1995. С. 32.
[10] Ильин И. А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М., 1993. С. 237.
[11] Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Пг., 1915. С. 157 – 160.
[12] Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 11 т. М.; Л., 1948. Т. 2. С. 341.
[13] Асташова Н. А. Аксиологические основы патриотического воспитания школьников // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 1. С. 19.
[14] Асташова Н. А. Аксиологические основы патриотического воспитания школьников // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 1. С. 22.
[15] Габдрафикова Л. С. Патриотическое воспитание как направление духовно-нравственного воспитания детей и молодежи // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2009. № 1 (1). С. 64.
[16] Железовская И. А. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся колледжа через систему волонтерской деятельности // Научные исследования в образовании. 2011. № 12. С. 18.
[17] Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. М., 1998. С. 56.
[18] Введение в педагогическую культуру: уч. пособие педагогической работы / под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-на-Дону, 1995. С. 15.
[19] Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1983. Т. 3. 536 с.
[20] Асташова Н. А. Аксиологические основы патриотического воспитания школьников // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 1. С. 20.
Библиографический список
- Агапова, Г. В. Патриотическое воспитание молодежи в региональной системе профессионального образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». – 2009. – № 2. – С. 39 – 42.
- Асташова, Н. А. Аксиологические основы патриотического воспитания школьников // Вестник Бурятского государственного университета. – 2009. – № 1. – С. 17 – 23.
- Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология. – М., 1998. – 575 с.
- Введение в педагогическую культуру: уч. пособие педагогической работы / под ред. Е. В. Бондаревской. – Ростов-на-Дону, 1995. – 107 с.
- Выготский, Л. С. Собр. соч.: в 6 т. – М., 1983. – Т. 3. – 536 с.
- Вырщиков, А. Н. Уроки служения Отечеству в пространстве патриотического образования. Книга для учителя: уч.-метод. пособие. – Волгоград, 2005. – 324 с.
- Габдрафикова, Л. С. Патриотическое воспитание как направление духовно-нравственного воспитания детей и молодежи // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2009. – № 1 (1). – С. 63 – 66.
- Железовская, И. А. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся колледжа через систему волонтерской деятельности // Научные исследования в образовании. – 2011. – № 12. – С. 16 – 20.
- Ильин, И. А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. – М., 1993. – 543 с.
- Каптерев, П. Ф. Дидактические очерки. – Пг., 1915. – 465 с.
- Кареев, Н. И. Идеалы общего образования. – СПб., 1901. – 706 с.
- Макарова, Е. А. Исследование уровня сформированности гражданско-патриотических ценностей у будущих педагогов // Вестник Брянского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 141 – 147.
- Медведева, З. В. Использование этнокультурных образовательных технологий в гражданско-патриотическом воспитании будущих педагогов // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «Педагогика». – 2012. – № 4. – С. 49 – 56.
- Пирогов, Н. И. Избр. Пед. соч. – М., 1985. – 486 с.
- Розанов, В. В. Сумерки просвещения. – М., 1990. – 406 с.
- Ушинский, К. Д. Собр. соч.: в 11 т. – М.; Л., 1948. – Т. 2. – 655 с.
Количество просмотров публикации: Please wait