Проблема развития детей раннего возраста в настоящее время является одной из самых актуальных.
Ранний возраст выступает важнейшим периодом жизни человека, когда происходит закладывание наиболее значимых способностей, определяющих дальнейшее развитие человека. В данный период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и др.
В последние годы в регионах Российской Федерации реализуются различные проекты, в рамках которых разрабатываются и апробируются схемы нормативно-правового, финансово-экономического регулирования, социально-психологического обеспечения системы поддержки детей раннего возраста, а также создаются новые педагогические технологии, отвевающие современным требованиям.
В настоящее время существует большое количество разнообразных технологий, которые активно внедряются воспитателями. Сам термин «технология» — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата.
Педагогическая технология (от др.-греч. Τέχνη — искусство, мастерство, умение;λόγος— слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе. Очень важно подобрать правильную технологию, которая бы подходила окружающему контингенту.
Существует множество различных педагогических технологий. В этот возрастной период наиболее эффективно применение технологии «Гость группы»
«Гость группы» – это педагогическая технология, направленная на общение с детьми, цель которой является вызвать у детей положительные эмоции, снять эмоциональное напряжение, создать радостное настроение на целый день.
В своей практике я применяю технологию «Гость группы» у детей раннего возраста как в режимных моментах, так и в образовательной деятельности. В качестве «Гостя» беру сказочного персонажа, куклу, картинку, условный объект. Так же в качестве «Гостя группы» может выступать второй воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре или кто-то из родителей.
К режимным моментам, в которых я использую данную технологию, относятся: гигиенические процедуры, прогулка (вход-выход) , приём пищи, сон.
Гигиенические процедуры.
Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей. В таких случаях использую куклу Би-ба-бо. Кукла приглашает детей в умывальную комнату и помогает им правильно выполнять гигиенические процедуры.
Прогулка (вход/выход).
Например, когда нужно, чтобы дети построились друг за другом. Ребята, в нашей группе живёт гусеница Би-Би. Она очень маленькая и мечтает быть большой. Давайте поможем гусенице вырасти?
А когда нужно, чтобы дети построились парами, нам на помощь приходит паровозик. Ему всегда нужны вагоны, которые он будет везти за собой.
Приём пищи. К детям в гости приходит кукла Маша.
Ой, дети! Посмотрите, к нам в гости пришла кукла Маша. Она гуляла на улице и решила к нам зайти в гости. Давайте Машу пригласим за стол? (воспитатель усаживает куклу, акцентируя внимание на правильной осанке и т.д.)
Сон. К детям в гости приходит положительный герой-персонаж, хорошо знакомый детям, вызывающий у детей положительные эмоции (можно одеть маску любого героя, например Зайки) и начинает напевать или произносить текст для засыпания: «Зайки серые устали и в постельку улеглись. И зайчонок Миша прилег, и зайчик пушистый Алеша прилег… Постельки у заек теплые, мягкие. И у беленькой зайки Марины теплая, и у… Лапки зайки вытянули, теплые лапки у зайчишек. И у зайчика Леночки теплые, и у… Закрываются глазки у зайчиков, спят зайки. И зайчик Машенька спит, и зайчик Сашенька спит. Хорошо, тепло моим заинькам!». Я подхожу к каждому ребенку, шепчу ему эти слова ласково, поглаживает ручки, ножки, спинку.
В образовательной деятельности я, как педагог, часто включаю такой сюрпризный момент: «К нам пришел гость». Перед началом занятия я создаю соответствующее настроение музыкой, затем к нам приходит гость, который рассказывает детям кто он и зачем пришел. Дети стараются правильно решить ту или иную задачу, ответить на вопрос. Воспитанники на протяжении всего занятия заинтересованы и активны. Сюрпризный момент в этом случае помогает в решении задач, стоящих перед педагогом и детьми.
Образовательная деятельность в области физической культуры призвана не только формировать умения и навыки двигательного характера, но и помогать поддерживать психическое здоровье младших дошколят. Совместно с инструктором по физической культуре организую занятия в игровой форме.
Так же технологию «Гость группы» можно использовать как нетрадиционную форму взаимодействия с родителями, имеющую определенный результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, а так же способствующую сближению детей, родителей и педагогов. Профориентация детей раннего возраста воспитывает положительное отношение к труду, позволяет попробовать свои силы в разных видах деятельности. Чем больше ребенок знает о профессиях, тем понятнее будет для них значимость работы.
Технология «Гость группы» вызывает одобрение и радостные эмоции не только у детишек, но и у родителей. Родители видят положительно настроенных воспитателей и персонал ДОУ, что способствует хорошему плодотворному сотрудничеству.
Библиографический список
- Галигузова, Л.Н., Мещерякова, С.Ю. Анализ современной ситуации в сфере образования и поддержки детей раннего возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2009. – № 1. – С. 53-65.
- Зайцев, В.С. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. – Челябинск, 2012. – 411 с.
- Семушина, Л.Г., Ярошенко, Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. Образования. – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.
- Скулганова, Е.Н. Доброжелательный детский сад / Е.Н. Скулганова, Н.Н. Старостенко, Л.А. Тарасова, Т.В. Агибалова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 9 (36). – С. 9-12.
- Смирнова, Е.О. Материалы курса «Дети раннего возраста в детском саду»: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. – 104 c.