УДК 37

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ

Панфилова Наталия Сергеевна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 51 г. Томска

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания дошкольников через использование мнемотехники.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Панфилова Н.С. Экологическое воспитание дошкольников через использование мнемотехники // Психология, социология и педагогика. 2022. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2022/12/8718 (дата обращения: 14.05.2024).

Дошкольный возраст несомненно считается одним из важнейших этапов в развитии экологической культуры человека, ведь именно в дошкольном возрасте формируются основы личности, в том числе доброжелательное отношение к природе и окружающему миру. С раннего возраста дети начинают понимать окружающий его мир, а также формировать свое мнение по отношению к нему. В этом возрасте ребенок формирует свою позицию по отношению к природе, учится правильно вести себя в природе и начинает понимать, что допустимо, а что нет. Также в дошкольном возрасте формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании  своей неразрывной связи с ней.  Благодаря этому можно сформировать у ребенка эталон экологических норм и правил взаимодействия с природой, а также воспитать чувство сопереживания к природе.

В нынешнее время можно столкнуться с такой проблемой у детей, как то, что дети в тексте часто путаются в строчках, переставляют слова и буквы местами, возникают проблемы в запоминании прослушанного текста и, как следствие, не могут описать природные явления. Причину видим в том, что у детей дошкольного возраста лучше развита зрительная память. Слуховая память развита хуже и поэтому нам, как педагогам, необходимо найти такие приемы, которые бы развивали прежде всего детскую память. Как способ для развития памяти можно использовать мнемотехнику, которая представляет собой систему методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание информации.

Цель использования мнемотехники в экологическом воспитании дошкольников – это обеспечение успешного формирования и усвоения дошкольниками основ экологической культуры.  Во время работы дошкольников с мнемотаблицами дети учатся преобразывать предметы и образы в абстрактные символы, а символы – в образы. Работа с мнемотаблицами помогает развитию у детей высших психических процессов – память, мышление, внимание.

Начинать заниматься мнемотехникой лучше с детьми в возрасте 4-5 лет, когда у них уже сформировался базовый словарный запас. Работу строим от простого к сложному. Начинаем с простейших мнемоквадратов, состоящих из одного изображения, и переходим к мнемодорожкам из двух – трех изображений, а позже к мнемотаблицам. Необходимо все изображать в доступной для детей форме. Для детей младшего и среднего возраста используем цветные мнемотаблицы, так как у них в памяти остаются отдельные образы. Для детей старшего дошкольного возраста схемы лучше рисовать в одном цвете, чтобы внимание детей не рассеивалось на посторонние образы.

Когда дети самостоятельно могут распознать образ в мнемотаблице, мы усложняем изображение фигур и зарисовываем их в графическом виде. Количество ячеек зависит от сложности текста и от возраста детей. Если дети недавно начали работать с мнемотаблицами, то педагог дает детям готовые мнемотаблицы, по которым дети при помощи воспитателя объясняют, что на ней изображено. В старшем дошкольном возрасте дети уже сами могут нарисовать и рассказать по мнемотаблице.

В своей работе по мнемотехнике мы разработали мнемотаблицы по экологическим темам: “Правила поведения в лесу”, “Бережем планету”, “Перелетные птицы”, “Круговорот воды в природе”, “Времена года”, “Экологические загадки”. Использование мнемотаблиц с нарисованными изображениями заинтересовывает детей, превращая само занятие в игру.

Мнемотаблица по теме “ Перелетные птицы” с опорными вопросами:

- Внешний вид?

- Где живёт?

- Чем питается?

- Как выводит птенцов?

- Какую пользу приносит человеку?

Мнемотаблица по теме “Времена года”:

- Что происходит с небом?

-Что происходит с небом?

-Что происходит с землей?

- Чем можно заниматься?

- Одежда людей?

- Поведение животных?

Систематическое использование метода мнемотехники в экологическом воспитании дошкольников является средством развития познавательной активности детей. Работа в данном направлении помогает детям легче ориентироваться в знаковой системе, совершенствовать экспрессивную речь, развивать память, внимание и образное мышление.

Таким образом, работа по экологическому воспитанию в дошкольном учреждении должна вестись с раннего возраста и продолжаться на протяжении всего нахождения ребенка в учреждении. Регулярная работа по экологическому воспитанию дошкольников необходима и при ее соблюдении мы сможем воспитать поколение сознательных граждан, которые осознают свое место и роль в природе.


Библиографический список
  1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. – Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.


Все статьи автора «Панфилова Наталия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: