УДК 37

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Панфилова Наталия Сергеевна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 51 г. Томска

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы профилактики дисграфии у старших дошкольников с использованием нейропсихологических средств.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Панфилова Н.С. Профилактика дисграфии у старших дошкольников с использованием нейропсихологических средств // Психология, социология и педагогика. 2022. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2022/12/8720 (дата обращения: 15.05.2024).

Дисграфия или, иными словами, нарушение письменной речи у учеников начальных классов на сегодняшний день является одной из самых актуальных проблем обучения детей грамоте. С каждым годом можно наблюдать такую картину, что в младших классах школ неуклонно растет количество детей с дисграфией. Первые признаки дисграфии можно увидеть не в школе, а значительно раньше – в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте, как правило, у детей можно обнаружить и выявить предпосылки дисграфии, которая несомненно проявиться в школе в период обучения. Нарушения письменной речи негативно сказываются на успеваемости детей, а также увеличивают сроки овладения школьной программой,  что впоследствии вызывают негативное отношение детей к процессу письма и обучения.

Основная задача специалиста (воспитателя, логопеда и психолога) в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, чтобы в дальнейшем у младшего уже школьника не возникло проблем с письменной речью. Для подготовки ребёнка к письменной речи очень важно, чтобы у него была хорошо развиты крупная и мелкая моторика. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. По большей части ребенок, у которого  хорошо развита мелкая моторика, способен логически рассуждать по возрасту, у него достаточно развиты память и внимание, а также  развита связная речь.

Нейропсихология на сегодняшний день является одной из современных дисциплин по профилактике дисграфии у младших школьников. Профилактику следует начинать в старшем дошкольном возрасте, чтобы в дальнейшем в школе у ребенка не возникло проблем с письмом. Как можно избежать дисграфии в школе? Нужно в дошкольном учреждении учителю – логопеду работать в паре с воспитателем и психологом, чтобы у ребенка лучше сформировался навык письма. В этом может помочь использование на занятиях нейропсихологических средств. С некоторыми из них сейчас познакомимся.

Существует несколько эффективных методов коррекции дисграфии у детей дошкольного возраста:

1. Методика Эббигауза. Ребенку предоставляются уже отработанные слова, но в них пропущены буквы. Задача ребенка — вставить пропущенные буквы, прочесть его и записать.

2. Соотношение начальной буквы с картинкой и словом. Ребенок сам выбирает слова (слово) и картинки (картинку) на определенный заданный ему звук, который он должен обозначить буквой.

Примерные задания, направленные на предупреждение и коррекцию дисграфии:
1. Придумать слова с 2, 3 звуками.
2. Отобрать картинки, в названии которых 2 или 3 звука.
3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).
4. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.
Примерные виды работ по закреплению фонематического анализа слов:
1. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).
2. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мел – лак – кот – топор.
3. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
4. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.

Также ведется работа над развитием речевого аппарата и голоса.

1. Дыхательная гимнастика.

Цель: выработка правильного носового дыхания.

1.1.Поглаживание носа от кончика вверх – вдох, при выдохе похлопайте пальцами по ноздрям со звуком МММ.

1.2.Расширьте ноздри – вдох, расслабьте – выдох.

1.3. Широко открыть рот и подышать носом.

1.4. Четырехфазное дыхательное упражнение. Вдох – задержка – выдох – задержка.

Использование на занятиях нейропсихологических приемов помогает стимулировать правое и левое полушария головного мозга, а также помогает активизировать энергетический потенциал. Например:

1.  «Дутибол» – на середину стола кладётся мячик, двое дошкольников по сигналу дуют на мяч, стараясь попасть таким образом в ворота противника.

3. Хлопки в ладоши под ритмическую музыку.

4. Упражнение на внимание «Правильно-неправильно». Взрослый говорит: «Сейчас я буду называть части тела правильно, а показывать неправильно. Вы должны у себя показывать правильно, то есть как я говорю».  Также можно сыграть наоборот, где ребенок называет части тела, а взрослый показывает.

5. Игры с мячом. Например, взрослый кидает мяч и называет фрукт/овощ, а дошкольник ловит мяч и говорит, где растет и отличительные особенности.

Работа по профилактике дисграфии должна проводиться как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте, руководствуясь выводами логопедического, нейропсихологического и медицинского обследования. И особенно важно, чтобы в школе за руку с таким ребенком шел знающий и понимающий специфику обучения педагог.


Библиографический список
  1. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. — М.: МПСИ, 2001.
  2. Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2006.


Все статьи автора «Панфилова Наталия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: