На сегодняшний день отмечается динамичное изменение нашего общества, забываются и обесцениваются многие традиции российского семейного воспитания, чаще встречаются случаи распада семей, изменяется роль родителей в процессе первичной социализации, духовно-нравственном воспитании, отмечается тенденция отстранения членов семьи от ответственности за ребёнка, многие дети не ощущают ценности семейных отношений. Эти негативные факторы накладывают отпечаток на процесс формирования личности ребенка, а также на развитие общества. Семья — это самый первый и самый главный институт социализации ребёнка. Семьёй определяются уровень и содержание развития личности ребёнка в нравственном и социальном аспектах [2]. Для того чтобы изменить ситуацию, нужно оказывать родителям социально-педагогическую помощь, раскрывать необходимость духовно-нравственного воспитания совместно с педагогами, знакомить с методами и средствами его осуществления, а дошкольникам прививать семейные ценности. Этим определена актуальность формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Целью работы выступает выявление особенностей процесса формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Ориентация на семейные ценности – это важная часть духовно – нравственного воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Под понятием духовно-нравственного воспитания понимают процесс формирования и развития личности, имеющей нравственные и духовные ориентиры, самосовершенствование в служении добру. Духовно-нравственное воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в этот период происходит накопление социального опыта ребёнка. Специфическая особенность этого процесса заключается в том, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Семья является ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса [3].
Говоря о семейных традициях, понимаем, прежде всего, атмосферу дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок воспринимает мир глазами родителей. В каждой семье есть свои традиции: увлечение спортом, пешие прогулки всех членов семьи, совместный ужин, просмотр кино или мультфильмов и т.д.
Формировать у дошкольников семейные ценности возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение рассматриваемой проблемы.
Донецкая Народная Республика – молодое государство, которое только формируется на мировой арене. Сложная экономическая ситуация беспокоит родителей, они чувствуют тревогу за материальное благополучие семьи, поэтому все силы, как физические, так и эмоциональные, отдаются работе. Как следствие – отсутствие интереса и желания родителей взаимодействовать с образовательными учреждениями, тем более заниматься воспитанием и образованием ребенка дошкольного возраста дома.
Традиционные формы сотрудничества с семьями, среди которых родительские собрания, уголки для родителей, праздники, консультации теряют своё значение из-за малой эффективности и отсутствием обратной связи. Основная форма работы педагога с родителями, как правило, – родительские собрания, но они проходят скучно, однообразно, не имеют четко обозначенной темы. В свою очередь, интерактивные формы взаимодействия призваны кардинально поменять позиции обеих сторон по отношению друг к другу, сформировать систему прогрессивных взглядов на методы и формы воспитания детей дошкольного возраста [1].
В Донецкой Народной Республике современными педагогами дошкольных учреждений всё чаще применяются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, которые позволяют вовлекать семью в процесс обучения, развития и воспитания ребёнка. Они основаны на сотрудничестве и взаимодействии. Новые формы взаимодействия помогают в реализации принципа партнерства, в ведении диалога. Рассмотрим некоторые из них.
Семейные клубы. Данная форма отличается от родительских собраний, так как уходит от назидательно-поучительной формы общения. Клуб характеризуется добровольным вступлением, личной заинтересованностью. Членов клуба объединяет проблема, поиски выхода из ситуации. Тематику встреч формулируют и запрашивают родители.
Дискуссия – важнейшая форма деятельности, которая стимулирует формирование коммуникативной культуры. Объект дискуссии – неоднозначная проблема.
Различают такие формы дискуссии:
• круглый стол - родители могут обмениваться мнениями при условии полного равноправия. Для взаимодействия в условиях дошкольного образовательного учреждения считаем эту форму наиболее подходящей;
• симпозиум - обсуждение проблемы, где родители могут выступить с докладом и ответить на вопросы других участников, однако, из-за большой занятости современных родителей, считаем, что эта форма не совсем подходит выступают;
• дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных сообщений представителей соперничающих сторон и опровержений. При организации дискуссии педагог направляет родителей на непредвзятое отношение к мнениям других родителей, формируя опыт конструктивного участия в обмене суждениями.
Интерактивная игра — это интервенция ведущего в групповую ситуацию в настоящий момент, которая структурирует активность членов группы в соответствии с конкретно обозначенной целью. Интерактивная игра помогает устанавливать причинно-следственные взаимосвязи определенных ситуаций. Так, можно с относительно малым риском научиться новым способам поведения, проработать способы взаимодействия с детьми в разных ситуациях.
Тематические акции представляют собой интерактивные формы работы с родителями, которые направлены на сотрудничество в решении проблем образования и воспитания детей, повышение ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. С помощью таких акций возможно формирование системы педагогического взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в интересах развития личности ребёнка и формирования семейных ценностей [3].
Итак, проблема формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ является важной и современной, требует от педагогов активного взаимодействия с родителями воспитанников. Воспитателям необходимо уделять больше внимания интерактивным формам взаимодействия, которые представляют собой диалог. На сегодняшний день часто используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями. Среди них: семейные клубы, дискуссии, круглые столы, симпозиумы, интерактивные игры, тематические акции. Все перечисленные формы нацелены на формирование системы педагогического взаимодействия детского сада и семьи в интересах развития личности ребёнка и формирования семейных ценностей.
Библиографический список
- Грицай, Л.А. Семейная педагогика: история семейного воспитания : учеб. пособие / Л. А. Грицай. – Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 154 с.
- Симакова Э.С. Воспитательный потенциал современной семьи в зеркале семейной педагогики // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога : материалы V Всерос. науч.-практ. конф., Евпатория, 12-13 апреля 2018 г. – Симферополь, 2018. – С. 92-94.
- Шестакова Ю. И. Основные направления взаимодействия семьи и дошкольного учреждения // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 324-325.