Введение
В соционике используется большое количество разнообразных методов диагностики ТИМа, многие из которых надежны, но, вместе с тем, сложны в теоретическом освоении и практике применения в обычных условиях: ограничение по времени, неудобство места проведения, шум в помещении и т.д., или ситуации, когда вовсе невозможно провести диагностику. Поэтому возникает необходимость разработки методов экспресс-диагностики [1]. В настоящее время активно применяется методика экспресс-диагностики ТИМа, основанная на проявлениях стимульных групп [2, 3, 4]. Однако, разработанных инструментов не хватает для перепроверки версии на основе визуальной диагностики, поэтому мы предлагаем рассмотреть малую группу на основе блоков границ, которые описывают презентацию человека в общество.
Анализ источников
Впервые малая группа описана в книге И.Е. Белецкой и С.А. Белецкого «Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина» в 2008 году [2]. Название – Малые группы №14 «Группы лидерства» введено авторами. Подгруппы, образованные признаками «Тактика / Стратегия», «Рассудительность / Решительность», «Экстраверсия / Интроверсия»имеют следующие названия (рисунок 1):
- Стратегическое лидерство (признаки – стратегия, решительность, экстраверсия; представители – СЛЭ, ЭИЭ, СЭЭ, ЛИЭ)
- Ситуативное лидерство (признаки – тактика, рассудительность, экстраверсия; представители – ИЛЭ, ЭСЭ, ИЭЭ, ЛСЭ)
- Локальное лидерство (признаки – стратегия, рассудительность, интроверсия; представители – СЭИ, ЛИИ, СЛИ, ЭИИ
- Тактическое лидерство (признаки – тактика, рассудительность, интроверсия; представители ИЭИ, ЛСИ, ИЛИ, ЭСИ)
Рисунок 1. И.Е. Белецкая, С.А. Белецкий – «Группы лидерства»
В своей монографии, авторы описывают методический подход к описанию психологического содержания малой группы, из которого следует, что описание группы выводится из смыслового содержания признаков, поэтому обратимся к пониманию этих признаков авторами:
- признак «Решительность / Рассудительность» имеет формулу: целостные аспекты + характеристика «Вербальность / Лаборность», которая описывает продолжительность адаптации и установления доверительной дистанции между людьми, обусловленную совпадением или несовпадением границ приемлемого поведения (общественных границ) [5], а сам признак определяет опору при принятии решений человеком [6]. В своем понимании признака, авторы ссылаются на «ценностность» вербальных блоков, в то время как концепция «ценностей» несостоятельна, что подтверждается экспериментально [5]. Таким образом, трактовка авторами признака «Решительность / Рассудительность» как установки на поддержание определенного психофизиологического состояния [2] является не совсем корректной.
- признак «Тактика / Стратегия» имеет формулу: целостные аспекты + характеристика «Инертность / Контактность», определяющая количество деталей, необходимое функции для обработки информации [7]. Соответственно, признак «тактика / стратегия» определяет характеристику психики человека по восприятию новой ситуации и проявляется только в первые минуты входа человека в новую ситуацию. Следовательно, определение авторами признака «тактика / стратегия» как установки способа формирования или воплощения цели, где «тактика» – концентрация на пути достижения цели (текущие цели), и «стратегия» концентрация на цели развития (глобальные цели) [2, 8], также является не вполне отражающим содержание признака.
Из этого следует, что описание психологического содержания малой группы субъективно и не отражает ключевых особенностей малой группы, в виду неточностей в трактовках и описаниях признаков образующих группу.
Также, малая группа описана в книге В.В. Миронова «Профайлинг. 140 подходов к решению задач. Конструирование психологического портрета» в 2018 году [9]. Автором введено название – Группа №14 «Исполнения желаний». Образовавшиеся на пересечении признаков подгруппы – как отмечает автор – «аспекты», также имеют свои названия (рисунок 2):
- аспект «Рог изобилия» (признаки – тактика, рассудительность, экстраверсия; представители – ИЛЭ, ЭСЭ, ИЭЭ, ЛСЭ);
- аспект «Поиска желаний» (признаки – стратегия, рассудительность, интроверсия; представители – СЭИ, ЛИИ, СЛИ, ЭИИ);
- аспект «Активизации среды» (признаки – тактика, рассудительность, интроверсия представители ИЭИ, ЛСИ, ИЛИ, ЭСИ);
- аспект «Большого рывка» (признаки – стратегия, решительность, экстраверсия; представители – СЛЭ, ЭИЭ, СЭЭ, ЛИЭ).
Рисунок 2. В.В. Миронов, Группа «Исполнения желаний»
Рассмотрим общие положения методического подхода автора к описанию психологического содержания малой группы.
Полюса признаков, образующих малую группу, автор трактует следующим образом:
«Решительность» – установка психики, при которой естественным считается мобилизованное психофизиологическое состояние, а среда в целом оценивается как требующая воздействия и преобразования.
«Рассудительность» – установка психики, при которой естественным считается расслабленное состояние, а среда в целом оценивается как не требующая воздействия и усилий.
«Тактика» – установка психики, при которой текущие (краткосрочные) потребности всегда имеют приоритет перед долгосрочными и осознаются лучше них.
«Стратегия» – установка психики, при которой долгосрочные потребности, преобразованные в цели, всегда имеют приоритет перед текущими и осознаются лучше них [10].
Как было указано выше, данное трактование признаков по результатам исследований [5] является неточным, а в следствии этого и само описание психологического содержания малой группы.
Также, описания, как отмечает автор, подвергались серьезным правкам после комментариев и дополнений носителей, а в некоторых случаях, текст переписывался полностью, если признавался носителем неудовлетворительным [2]. Следовательно, нельзя исключать вероятность влияния индивидуальных психологических особенностей участников и рецензентов.
Автор отмечает, что по его методике можно понять какими чертами характера человек предпочитает пользоваться. Поскольку «характер» имеет социальную природу, формируется в течении жизни, а такими чертами характера как ответственность, целеустремленность, общительность и др. может обладать абсолютно любой человек, описания автора следует рассматривать как синтез типологий и индивидуальных психологических особенностейлюдей, сформировавшихся ввиду различных факторов. Подтверждением этому являются соционически некорректные маркеры «аспектов», свидетельствующие, в большей степени, о субъективном видении автором этой малой группы.
Блоки модели А
Семантическое наполнение тетрахотомии «Тип образа» будет основываться как на семантическом перемножении признаков, так и на комбинации аспектов в блоках границ модели А.Блоки границ модели А подробно описаны в статье и монографии Р. К. Коваленко и Н. А. Звонарёвой [6, 11].
Рисунок 3. Блоки границ
Блок свободы слова: «инертный», «вербальный», «основная вертность» (базовая и активационная функции). По аспектам функций блока «свободы слова» отсутствуют какие-либо социальные установки. Человек, не ссылаясь на общественные нормы свободно выражает себя и свою позицию, однако боится критики и осуждения. Присутствует избирательность внимания и перфекционизм – стремление углубиться в детали. По этому блоку человек стремится выделить себя из общества, публично демонстрируя свою позицию и противопоставляя её общественным нормам. Психологическая задача блока – выделиться из общества, показать себя миру.
Блок общения: «контактный», «вербальный», «дополнительная вертность» (творческая и внушаемая функции). По аспектам функций блока «общения» отсутствуют какие-либо социальные установки. Человек считает уместным любые действия, независимо от мнения общества и легко переносит критику. Присутствует неразборчивость внимания и быстрая, без углубления в детали выдача информации. Человек с интересом принимает любую информацию, даже если она противоречит его взглядам. По этому блоку человек не стремится выделить себя из общества, а наоборот активно взаимодействует с ним. Психологическая задача блока – открытый интерес и активная коммуникация с миром.
Блок цензуры: «контактный», «лаборный», «основная вертность» (ролевая и фоновая функции). По аспектам функций блока «цензуры» присутствуют социальные установки. Человек свободно, не боясь критики и осуждения, выражает себя и свою позицию, если это допустимо и уместно в ситуации. Присутствует избирательность внимания и перфекционизм – стремление углубиться в детали. По этому блоку человек стремится выделить себя из общества в поиске общественного одобрения, демонстрирует нейтральную позицию, подчеркивая соблюдение им социальных норм. Психологическая задача блока – демонстрация своей привлекательности через социально одобряемое поведение.
Блок молчания: «инертный», «лаборный», «дополнительная вертность» (болевая и ограничительная функции). По аспектам функций блока «молчания» присутствуют как социальные установки, так и собственная позиция, а также уязвимость к критике и осуждению. Присутствует неразборчивость внимания и перфекционизм – стремление углубиться в детали. Человек не готов принимать информацию, которая противоречит общественным нормам и его позиции. По этому блоку человек стремится не выделять себя из общества и, придерживаясь социальных норм, старается защитить свои личные границы. Психологическая задача блока – самоконтроль и защита от нежелательной информации.
Гипотеза
На рисунке 4 приведена тетрахотомия «Тип образа», она поделена на 4 части с помощью признаков, представленных блоками границ в модели А.
Рисунок 4. Тетрахотомия «Тип образа»
Рассудительные тактики экстраверты:
- публично демонстрируют свою уникальность и способности в окружающем мире, стремятся открыто выражать свою индивидуальность и ожидают этого от других;
- перфекционизм в образах, гибкость в вопросах комфорта, удобства и защищенности;
- стремятся выделиться в обществе своими способностями, необычностью, поддерживают престижный образ жизни.
Группа привлекает к себе внимание необычными, яркими образами, открыто проявляют в обществе свою индивидуальность.
Рассудительные стратеги интроверты:
- публично демонстрируют свою уникальность и способности в окружающем мире, открыто выражают свою индивидуальность и ожидают этого от других;
- перфекционизм в вопросах комфорта, удобства, качества, поверхностность в образах;
- стараются не выделяться из общества, встраиваются в него, стремясь сохранить устоявшиеся отношения.
Группа сосредоточена на сохранении личного комфорта и ощущениях. Не прячут от общества свою индивидуальность.
Решительные тактики интроверты:
- стремятся спрятать свой истинный образ от окружающего мира и не демонстрировать уникальность, публично не раскрывают свои сильные и слабые стороны;
- перфекционизм и придирчивость как к своему образу, так и окружающих людей, поверхностность в вопросах комфорта, удобства и защищенности;
- стараются не выделяться из общества, встраиваются в него, стремясь сохранить устоявшиеся отношения.
Группа тщательно создает внешний образ, скрывая свою индивидуальность и себя настоящего от окружающего мира.
Решительные стратеги экстраверты:
- скрывают свой образ и способности от окружающего мира, стремятся не демонстрировать уникальность, публично не раскрывают свои сильные и слабые стороны;
- перфекционизм в вопросах внешнего вида и защищенности, поверхностность в образах;
- стараются выделиться в обществе своим влиянием, статусом, привлекают к себе внимание красотой и презентабельностью, поддерживают престижный образ жизни;
Группа привлекает к себе внимание демонстрируя свою силу, красоту, статус, уделяя этому очень пристальное внимание.
В статье Р.К. Коваленко и Н.А. Звонаревой – Исследование взаимосвязи между соционическим типом и моделью «большая пятерка» [12] рассмотрен пункт 1.5 «поиск – избегание внимания» шкалы «экстраверсия – интроверсия», описывающий склонность человека к привлечению внимания к себе других людей, отмечается склонность «экстравертов» привлекать внимание, например, с помощью одежды, выделять себя из мира, а также искать внимание других людей.
- в пункте 4.1 «тревожность – беззаботность» шкалы «эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость», описывающем ранимость чувств человека и его обеспокоенность, отмечается направленность внимания «интровертами» на знакомые объекты, а не на новые объекты в мире. Из чего следует, что «интроверты» постоянно концентрируются на установленных отношениях с объектами, что порождает тревогу за состояние этих объектовили тревогу из-за отсутствия отношения к новым объектам. У «экстравертов», наоборот, отмечается направленность во внешний мир, следовательно, тревоги от новых объектов у них нет, а есть интерес.
- в пункте 4.2 «напряженность – расслабленность», описывающем нервное напряжение в незнакомой обстановке и комфортность адаптации к новой обстановке, также отмечается направленность внимания «интровертов» на собственные привязанности.
Из этого следует, что интерес «экстравертов» к новым объектам будет проявляться и во внешнем виде, в том числе через привлечение к себе внимания. «Экстраверты» будут охотнее идти на эксперименты, пробовать новое, непривычное, не испытывая при этом чувство тревоги. «Интроверты», напротив, будут менее склонны к кардинальным переменам и более привязаны к объектам с устоявшимся отношением к ним.
В пункте 4.4 «самокритика – самодостаточность», описывающем мнение человека о своих способностях, отмечается корреляция самокритичности и полюса «интроверсия» в связи с тем, что «интроверты» воспринимают мир через взаимосвязи, в т.ч. больше сравнивают себя с другими людьми, сравнивают себя с собой в различные периоды своей жизни, а также сравнивают себя с неким идеальным или желаемым представлением. «Экстраверты» же направляют свое внимание на объекты и их свойства, в следствии этого, они оценивают себя по объективным показателям – по наличию каких-то объектов, достижений в своей жизни или их отсутствию.
Следовательно, и во внешнем виде «интровертов» с большей вероятностью можно наблюдать собранность и проработанность образа, доведение до некого идеала, исходящие из собственных представлений. Ввиду большей самокритичности, интроверты будут менее уверенно и активно презентовать себя в обществе. «Экстраверты», являясь более самодостаточными, увереннее и активнее в позиционировании себя и своего внешнего вида.
Также, по суммарной шкале пункта 2 «привязанность – обособленность»,отмечается толерантность«рассудительных» к разнообразным образам людей и проявлениям индивидуальности, а также интолерантность к демонстрации собственной защищенности и престижа. Как следствие, «рассудительные» сами открыты к миру и терпимо относятся к открытости других людей. «Решительные», наоборот, толерантны к закрытости людей, демонстрации ими защищенности и статуса. При этом они интолерантны к демонстрации индивидуальных особенностей людей.
- в пункте 2.3 «доверчивость – подозрительность» шкалы «привязанность – обособленность», измеряющем представление человека о доброте людей, которых он встречает в окружающем его мире, отмечается восприятие «рассудительными» других людей в более позитивном ключе, в виду их открытости к миру и другим людям. «Решительные», наоборот, демонстрируют защищенность и закрытость от мира. Следствием этого является и восприятие мира и людей в нем, как некой опасности.
Следовательно, «рассудительные» будут более открыты и свободны в выражении индивидуальности в своём внешнем виде, терпимы к необычным образам других людей, демонстрации их особенностей. «Решительные», напротив, склонны скрывать свой образ и индивидуальность, демонстрируя закрытость и защищенность во внешнем виде через какие-либо атрибуты, выстраивая «щит» между собой и миром.
Далее раскроем особенности каждой подгруппы.
Тетрахотомия «Тип образа»
Поскольку мы рассматриваем малую группу через презентуемый человеком стилистический образ, в названиях подгрупп также будем опираться на стилистические направления в искусстве для лучшего понимания образа каждой подгруппы. Отметим важность не использовать представленные названия в типировании и не типировать представителей этих направлений искусства в соответствующую подгруппу ТИМов, т.к. подобный подход не корректен.
«Авангардисты» – группа, образованная признаками: рассудительность, тактика, экстраверсия. Представители: ИЛЭ, ЭСЭ, ИЭЭ, ЛСЭ
Блок «свободы слова» (интуиция объекта)
Через образ стараются выразить свою индивидуальность. Выбирают оригинальные и нестандартные вещи, которые могут быть эпатажными, китчевыми. Не боятся смешивать стили между собой в самых неожиданных комбинациях. Даже при наличии обычных вещей, представители этой подгруппы стремятся выразить оригинальность и креативность в образе, дополняя их уникальными аксессуарами.
Блок «общения» (сенсорика связей)
Предпочитают удобную и эстетичную одежду, могут пренебречь качеством вещи. Их могут привлекать пестрые принты и контрастные цветовые сочетания, обычно, не нарушающие общую гармонию образа.
Блок «цензуры» (сенсорика объекта)
Создаваемые подгруппой образы выглядят довольно эффектно. Стараются поддерживать презентабельность во внешнем виде, демонстрируют свой статус и престиж. Их образы могут быть подчеркнуто нарядны и пафосны ровно настолько, насколько это принимает окружающее общество. Стараются соответствовать образу жизни, статусу, который считается социально приемлемым в их круге.
Блок «молчания» (интуиция связей)
Редко ориентируются на модные тенденции и тренды. Образы могут не соответствовать течениям моды, могут быть слегка устаревшими, но они будут красивыми и эстетичными. Ориентируются на собственную индивидуальность во внешнем виде, личное отношение к моде и социальные нормы, поэтому образы получаются интересными, красивыми и не характерными по своему стилю какому-либо модному периоду.
Авангардизм, авангард – совокупность новаторских, бунтарских движений и направлений в художественной культуре ХХ века. В многообразии авангардистских течений можно выделить присущие всем общие черты: стремление к «освобождению от формы», полной свободе выражения и раскрепощению, диффузность границ, многообразие цвета, сочетание не сочетаемых форм, отказ от традиционного, поиск новых характеристик и сочетаний цвета, линий, фигур, фактуры, стремление к эпатажу, провокационность [13-15].
Рисунок 5. Примеры образов группы «авангардистов»
«Реалисты» – группа, образованная признаками: рассудительность, стратегия, интроверсия. Представители: СЭИ, ЛИИ, СЛИ, ЭИИ
Блок «свободы слова» (сенсорика связей)
Уделяют особое внимание личному комфорту и удобству, поэтому образ может выглядеть свободным, расслабленным и естественным. Одежда качественная, практичная и приятная тактильно из натуральных материалов, преимущественно в стиле кэжуал или любых других свободных стилей. Предпочитают приглушенную цветовую палитру природных оттенков. В целом образ создает впечатление тепла, уюта и гармонии.
Блок «общения» (интуиция объекта)
Проявляют индивидуальность в мелочах. С удовольствием добавляют в образ какие-то интересные детали, необычные аксессуары, возможно смешение между собой этнических стилистических направлений.
Блок «цензуры» (интуиция связей)
Могут придерживаться стилевых тенденций, характерных какому-либо временному периоду или придерживаться сложившегося стиля в какой-то из периодов своей жизни. Нейтрально относятся к моде: не избегают, но и не гонятся за новинками. Производят впечатление людей современных, ценящих в первую очередь удобство и комфорт.
Блок «молчания» (сенсорика объекта)
Избегают проявление роскоши, богатства и шика во внешнем виде. Не стремятся выделиться дорогими аксессуарами подчеркивающими статус. В образах представителей этой подгруппы не будет чрезмерности, яркости цвета или демонстрации красоты. Предпочитают простую, легкую, демократичную одежду на все случаи жизни.
Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века. Его характеризует правдивое и объективное для своего времени воспроизведение действительности специфическими средствами, с сохранением типичных черт и индивидуальных особенностей, со всеми нюансами и деталями. В рамках реалистического творчества возможны фантастические или гротесковые образы, символы и иносказания, отдельные отступления от внешнего правдоподобия ради выразительности и правды целого[16, 17].
Рисунок 6. Примеры образов группы «реалистов»
«Символисты» – группа, образованная признаками: решительность, тактика, интроверсия. Представители: ИЭИ, ЛСИ, ИЛИ, ЭСИ
Блок «свободы слова» (интуиция связей)
Тщательно и детально создают внешний образ, часто ассоциирующийся с некоторой загадочностью. Могут обращаться к различным историческим эпохам, отражая характерные особенности в своих образах или использовать стилистические решения с отсылками к своим увлечениям и хобби. Представители этой подгруппы могут придерживаться своего видения моды, стиля и эстетики, развития тех или иных процессов, открыто выражая его в своих образах. Поэтому может создаваться впечатление «растворения» или, напротив, «застывания» образа во времени, когда невозможно однозначно сказать из какой человек эпохи: он может слегка опережать моду, быть актуальным и, в тоже время, иметь налет винтажа.
Блок «общения» (сенсорика объекта)
Создаваемые образы отличаются изяществом и красотой. Могут использовать разнообразные декоративные элементы: любимые шляпки, заколки, броши, платки, цепочки ит.д., переходящие из одного образа в другой. Иногда возможны крайности: образ будет очень простым, монохромным, либо, наоборот, перегруженным деталями и цветом, также может присутствовать легкая небрежность. Возможны различные эксперименты с цветом, принтом и фасоном одежды.
Блок «цензуры» (сенсорика связей)
Следят за тем, чтобы одежда была удобной, приятной на ощупь и не вызывала внутреннего дискомфорта. Зачастую они выбирают качественные вещи из натуральных материалов, которые могут долго служить. Как правило, образ цельный и гармоничный, цветовая гамма выглядит спокойно и создает располагающее впечатление. Реже, могут использоваться комплементарные, контрастные цветовые решения, однако, от их образа, так или иначе, остается ощущение уюта и комфорта.
Блок «молчания» (интуиция объекта)
Поскольку представители этой подгруппы боятся нарушения социально-допустимого поведения и критики в свой адрес, создаваемый ими образ всегда будет оставаться в рамках общественных норм и приличия. Во внешнем виде не будет смелых, броских решений, претензии на уникальность и экстравагантность. Несмотря на возможные эксперименты – цвет, декор и фасон одежды будут более сдержаны и традиционны, уместны ситуации. Дискомфортными могут быть места и ситуации, требующие от них проявления индивидуальности и оригинальности, за исключением очень близкого круга своих людей. В этом случае образ будет продуман до мелочей, точно подобран и проработан.
Символизм – направление в искусстве конца XIX – начала XX вв., проникнутое мистицизмом и таинственностью. Большинство образов предстают в безвременном пространстве со слегка искаженной формой, сокрытой в дымке или тенях, а используемые символы связывают явное и скрытое, мир вещей и мир «скрытых реальностей», «идеальных сущностей» и «вечной красоты». Символисты стремились к поиску неуловимых смысловых оттенков и психологических состояний, обнаружению соответствий и аналогий [17, 18].
Рисунок 7. Примеры образов группы «символистов»
«Ампиристы» – группа, образованная признаками: решительность, стратегия, экстраверсия. Представители: СЛЭ, ЭИЭ, СЭЭ, ЛИЭ
Блок «свободы слова» (сенсорика объекта)
Представители этой подгруппы уделяют особое внимание красоте и презентабельности своего образа. Здесь могут быть яркие цветовые решения и аксессуары, привлекающие к себе взгляды окружающих, демонстрация брендов: массивные кольца, браслеты, часы, пряжки, цепи, паше, акцентные галстуки, платки и т.д. – все это призвано демонстрировать роскошный образ жизни, высокий статус и престиж группы. Создаваемые ими образы выглядят солидно, внушительно, пафосно и шикарно.
Блок «общения» (интуиция связей)
Быстро схватывают модные тенденции, поэтому их образ может выглядеть довольно современным. В основе их образа находится красота, поэтому в гардеробе также могут появляться красивые, изысканные, но слегка утратившие свою актуальность вещи. Представители этой подгруппы, в целом, не слишком обращают внимание на моду и актуальность своего образа.
Блок «цензуры» (интуиция объекта)
Во внешнем виде выделяется стиль и экстравагантность, выражающаяся в оригинальных принтах, необычных фасонах, формах, также возможен какой-то особенный декор, пошив по индивидуальным меркам или собственный дизайн. Образ, создаваемый этой подгруппой, может быть очень стильным, необычным и даже уникальным, тем ни менее, любые сочетания будут в пределах нормы той среды, в которой они находятся.
Блок «молчания» (сенсорика связей)
Подгруппа в меньшей степени уделяет внимание вызываемыми одеждой тактильными ощущениями, насколько удобно и комфортно они себя в ней чувствуют. Даже если что-то будет причинять дискомфорт, они об этом не скажут. Представители этой подгруппы могут носить неудобную одежду и обувь: тесную, не по погоде, сковывающую движение, слишком тяжелую и т.п., но подчеркивающую яркость и эффектность образа.
Ампир – стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве первой трети XIX в. Его характеризует стремление к величию и грандиозности, героике и торжественности, идея утверждения имперского величия, выраженная посредством многочисленных атрибутов и символов, а также четкие монументальные формы и образы, сочетающиеся с парадной помпезностью. Ампиру свойственно тяготение к яркой цветовой гамме — ярко-синему, красному, золотому, белому. В живописи выделяется подчеркнутость статуарности фигур, немного тяжеловесной торжественности[17, 19, 20].
Рисунок 8. Примеры образов группы «ампиристов»
Выводы
В исследовании малой группы, мы вывели гипотезу внешних проявлений (имиджа) через блоки границ, опираясь на психологические характеристики признаков во взаимосвязи с исследованием BIG5, а также дали названия подгруппам на основе стилистических направлений в искусстве, позволяющие сформировать целостное понимание и видение образа каждой подгруппы.
Рассматриваемую малую группу можно использовать в качестве визуальной экспресс-диагностики, в соответствии с социальным уровнем проявлений.
Библиографический список
- Прокофьев В.Г., Прокофьева Т.Н Экспресс-диагностика соционического типа http://www.socionics.ru/diagnostic/745-express1
- Белецкая И.Е., Белецкий С.А. Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина. – М.: Чёрная белка, 2008. – 568 с.
- Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Соционика идёт в школу. Педагогам, родителям, детям о типах и отношениях. – Черная белка, 2010. – 280 с.
- Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. Под ред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: «Алмаз», 2008. – 323с.
- Ташлыкова А.Я. Экспериментальное исследование характеристики функций «вербальность / лаборность» («ценности») и тетратомии «квадры» // Соционика, ментология и психология личности. 2019. №1. С. 5 – 17.
- Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А «Соционика: полный курс лекций»: – Учебник. – Новосибирск: Научно-исследовательский центр Соционического анализа, Изд. ООО «СибАК», 2020. – 230 с.
- Аугустинавичюте А. Соционика. – М.: Черная белка, 2008. – 568 с.
- Белецкий С.А., Белецкая И.Е. Проекция признаков Рейнина на модель А // Соционика, ментология и психология личности, 2009, №4
- Миронов В.В. Профайлинг: 140 подходов к решению задач. Конструирование психологического портрета. – СПб., 2018. – 454 с.
- Миронов В.В. Признаки Рейнина. Малые группы : В 3 т. Санкт-Петербург, 2012. – Т. 1: Признаки Рейнина. – 623 с.
- Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А. — Исследование взаимосвязи между соционическим типом и моделью «большая пятерка» // Психолог. – 2021. – № 3. – С. 62 – 88. DOI: 10.25136/2409-8701.2021.3.35353 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35353
- Жевак А. И. Художественный авангард в современной культуре: философский аспект. Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, вып. 1. — URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/journals/izvestiya/pdf/2013/12/13/2013-1-8.pdf
- Журиха, А. М. Авангард в изобразительном искусстве / А. М. Журиха. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 413-415. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37664/
- Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А. Психологическое наполнение блоков функций, основанных на характеристике «вербальность/лаборность» // Психология и соционика межличностных отношений. 2019. № 7-8, С. 5–9.
- Попов Д. А. Авангард как «научное» исследование скусства. Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avangard-kak-nauchnoe-issledovanie-iskusstva/viewer
- Ланкин В. Эстетика: учеб.-метод. пособие. Россия, МГПУ, 2009. 155 с.
- Садохин А.П. Мировая художественная культура. Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 495 с.
- Беляев Д.А. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – 81 с.
- Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. Сост. Балицкая Т.В. М.: Росмэн – Пресс, 2007.— 608 с.
- Словарь исторических терминов / Сост. В. С. Симаков; Под общ. ред. А. П. Крюковских. – СПб.: Лита, 1998. – 463 с. – ISBN 5-88935-726-8.