УДК 159.923

ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗА НА ОСНОВЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Костакова Евгения Петровна
ГК АЙТИ-С
HR generalist

Аннотация
В статье рассмотрен вопрос визуальной диагностики типа личности по соционике. Приведен критический анализ существующих в соционике концепций в рамках этой темы. На основе статистических результатов исследования взаимосвязи соционических признаков и пятифакторной модели личности BIG5 предложены практические инструменты для визуальной диагностики типа личности при помощи создаваемого человеком образа.

Ключевые слова: блоки границ, вербальность, визуальный образ, лаборность, соционика, стиль


INVESTIGATION OF THE STYLISTIC IMAGE ON THE BASIS OF THE TYPOLOGICAL FEATURES OF THE PERSON

Kostakova Evgeniya Petrovna

Abstract
The article deals with the issue of visual diagnostics of personality type in socionics. A critical analysis of the concepts existing in socionics within the framework of this topic is given. Based on the statistical results of the study of the relationship between socionic features and the five-factor personality model BIG5, practical tools for visual diagnosis of personality type using the image created by a person are proposed.

Keywords: blocks of boundaries, labority, socionics, style, verbality, visual image


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Костакова Е.П. Исследование стилистического образа на основе типологических особенностей личности // Психология, социология и педагогика. 2023. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2023/01/8726 (дата обращения: 27.10.2023).

Введение

В соционике используется большое количество разнообразных методов диагностики ТИМа, многие из которых надежны, но, вместе с тем, сложны в теоретическом освоении и практике применения в обычных условиях: ограничение по времени, неудобство места проведения, шум в помещении и т.д., или ситуации, когда вовсе невозможно провести диагностику. Поэтому возникает необходимость разработки методов экспресс-диагностики [1]. В настоящее время активно применяется методика экспресс-диагностики ТИМа, основанная на проявлениях стимульных групп [2, 3, 4]. Однако, разработанных инструментов не хватает для перепроверки версии на основе визуальной диагностики, поэтому мы предлагаем рассмотреть малую группу на основе блоков границ, которые описывают презентацию человека в общество.

Анализ источников

Впервые малая группа описана в книге И.Е. Белецкой и С.А. Белецкого «Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина» в 2008 году [2]. Название – Малые группы №14 «Группы лидерства» введено авторами. Подгруппы, образованные признаками «Тактика / Стратегия», «Рассудительность / Решительность», «Экстраверсия / Интроверсия»имеют следующие названия (рисунок 1):

- Стратегическое лидерство (признаки – стратегия, решительность, экстраверсия; представители – СЛЭ, ЭИЭ, СЭЭ, ЛИЭ)

- Ситуативное лидерство (признаки – тактика, рассудительность, экстраверсия; представители – ИЛЭ, ЭСЭ, ИЭЭ, ЛСЭ)

- Локальное лидерство (признаки – стратегия, рассудительность, интроверсия; представители – СЭИ, ЛИИ, СЛИ, ЭИИ

- Тактическое лидерство (признаки – тактика, рассудительность, интроверсия; представители ИЭИ, ЛСИ, ИЛИ, ЭСИ)

Рисунок 1. И.Е. Белецкая, С.А. Белецкий – «Группы лидерства»

В своей монографии, авторы описывают методический подход к описанию психологического содержания малой группы, из которого следует, что описание группы выводится из смыслового содержания признаков, поэтому обратимся к пониманию этих признаков авторами:

- признак «Решительность / Рассудительность» имеет формулу: целостные аспекты + характеристика «Вербальность / Лаборность», которая описывает продолжительность адаптации и установления доверительной дистанции между людьми, обусловленную совпадением или несовпадением границ приемлемого поведения (общественных границ) [5], а сам признак определяет опору при принятии решений человеком [6]. В своем понимании признака, авторы ссылаются на «ценностность» вербальных блоков, в то время как концепция «ценностей» несостоятельна, что подтверждается экспериментально [5]. Таким образом, трактовка авторами признака «Решительность / Рассудительность» как установки на поддержание определенного психофизиологического состояния [2] является не совсем корректной.

- признак «Тактика / Стратегия» имеет формулу: целостные аспекты + характеристика «Инертность / Контактность», определяющая количество деталей, необходимое функции для обработки информации [7]. Соответственно, признак «тактика / стратегия» определяет характеристику психики человека по восприятию новой ситуации и проявляется только в первые минуты входа человека в новую ситуацию. Следовательно, определение авторами признака «тактика / стратегия» как установки способа формирования или воплощения цели, где «тактика» – концентрация на пути достижения цели (текущие цели), и «стратегия» концентрация на цели развития (глобальные цели) [2, 8], также является не вполне отражающим содержание признака.

Из этого следует, что описание психологического содержания малой группы субъективно и не отражает ключевых особенностей малой группы, в виду неточностей в трактовках и описаниях признаков образующих группу.

Также, малая группа описана в книге В.В. Миронова «Профайлинг. 140 подходов к решению задач. Конструирование психологического портрета» в 2018 году [9]. Автором введено название – Группа №14 «Исполнения желаний». Образовавшиеся на пересечении признаков подгруппы – как отмечает автор – «аспекты», также имеют свои названия (рисунок 2):

- аспект «Рог изобилия» (признаки – тактика, рассудительность, экстраверсия; представители – ИЛЭ, ЭСЭ, ИЭЭ, ЛСЭ);

- аспект «Поиска желаний» (признаки – стратегия, рассудительность, интроверсия; представители – СЭИ, ЛИИ, СЛИ, ЭИИ);

- аспект «Активизации среды» (признаки – тактика, рассудительность, интроверсия представители ИЭИ, ЛСИ, ИЛИ, ЭСИ);

- аспект «Большого рывка» (признаки – стратегия, решительность, экстраверсия; представители – СЛЭ, ЭИЭ, СЭЭ, ЛИЭ).

Рисунок 2. В.В. Миронов, Группа «Исполнения желаний»

Рассмотрим общие положения методического подхода автора к описанию психологического содержания малой группы.

Полюса признаков, образующих малую группу, автор трактует следующим образом:

«Решительность» – установка психики, при которой естественным считается мобилизованное психофизиологическое состояние, а среда в целом оценивается как требующая воздействия и преобразования.

«Рассудительность» – установка психики, при которой естественным считается расслабленное состояние, а среда в целом оценивается как не требующая воздействия и усилий.

«Тактика» – установка психики, при которой текущие (краткосрочные) потребности всегда имеют приоритет перед долгосрочными и осознаются лучше них.

«Стратегия» – установка психики, при которой долгосрочные потребности, преобразованные в цели, всегда имеют приоритет перед текущими и осознаются лучше них [10].

Как было указано выше, данное трактование признаков по результатам исследований [5] является неточным, а в следствии этого и само описание психологического содержания малой группы.

Также, описания, как отмечает автор, подвергались серьезным правкам после комментариев и дополнений носителей, а в некоторых случаях, текст переписывался полностью, если признавался носителем неудовлетворительным [2]. Следовательно, нельзя исключать вероятность влияния индивидуальных психологических особенностей участников и рецензентов.

Автор отмечает, что по его методике можно понять какими чертами характера человек предпочитает пользоваться. Поскольку «характер» имеет социальную природу, формируется в течении жизни, а такими чертами характера как ответственность, целеустремленность, общительность и др. может обладать абсолютно любой человек, описания автора следует рассматривать как синтез типологий и индивидуальных психологических особенностейлюдей, сформировавшихся ввиду различных факторов. Подтверждением этому являются соционически некорректные маркеры «аспектов», свидетельствующие, в большей степени, о субъективном видении автором этой малой группы.

Блоки модели А

Семантическое наполнение тетрахотомии «Тип образа» будет основываться как на семантическом перемножении признаков, так и на комбинации аспектов в блоках границ модели А.Блоки границ модели А подробно описаны в статье и монографии Р. К. Коваленко и Н. А. Звонарёвой [6, 11].

Рисунок 3. Блоки границ

Блок свободы слова: «инертный», «вербальный», «основная вертность» (базовая и активационная функции). По аспектам функций блока «свободы слова» отсутствуют какие-либо социальные установки. Человек, не ссылаясь на общественные нормы свободно выражает себя и свою позицию, однако боится критики и осуждения. Присутствует избирательность внимания и перфекционизм – стремление углубиться в детали. По этому блоку человек стремится выделить себя из общества, публично демонстрируя свою позицию и противопоставляя её общественным нормам. Психологическая задача блока – выделиться из общества, показать себя миру.

Блок общения: «контактный», «вербальный», «дополнительная вертность» (творческая и внушаемая функции). По аспектам функций блока «общения» отсутствуют какие-либо социальные установки. Человек считает уместным любые действия, независимо от мнения общества и легко переносит критику. Присутствует неразборчивость внимания и быстрая, без углубления в детали выдача информации. Человек с интересом принимает любую информацию, даже если она противоречит его взглядам. По этому блоку человек не стремится выделить себя из общества, а наоборот активно взаимодействует с ним. Психологическая задача блока – открытый интерес и активная коммуникация с миром.

Блок цензуры: «контактный», «лаборный», «основная вертность» (ролевая и фоновая функции). По аспектам функций блока «цензуры» присутствуют социальные установки. Человек свободно, не боясь критики и осуждения, выражает себя и свою позицию, если это допустимо и уместно в ситуации. Присутствует избирательность внимания и перфекционизм – стремление углубиться в детали. По этому блоку человек стремится выделить себя из общества в поиске общественного одобрения, демонстрирует нейтральную позицию, подчеркивая соблюдение им социальных норм. Психологическая задача блока – демонстрация своей привлекательности через социально одобряемое поведение.

Блок молчания: «инертный», «лаборный», «дополнительная вертность» (болевая и ограничительная функции). По аспектам функций блока «молчания» присутствуют как социальные установки, так и собственная позиция, а также уязвимость к критике и осуждению. Присутствует неразборчивость внимания и перфекционизм – стремление углубиться в детали. Человек не готов принимать информацию, которая противоречит общественным нормам и его позиции. По этому блоку человек стремится не выделять себя из общества и, придерживаясь социальных норм, старается защитить свои личные границы. Психологическая задача блока – самоконтроль и защита от нежелательной информации.

Гипотеза

На рисунке 4 приведена тетрахотомия «Тип образа», она поделена на 4 части с помощью признаков, представленных блоками границ в модели А.

Рисунок 4. Тетрахотомия «Тип образа»

Рассудительные тактики экстраверты:

- публично демонстрируют свою уникальность и способности в окружающем мире, стремятся открыто выражать свою индивидуальность и ожидают этого от других;

- перфекционизм в образах, гибкость в вопросах комфорта, удобства и защищенности;

- стремятся выделиться в обществе своими способностями, необычностью, поддерживают престижный образ жизни.

Группа привлекает к себе внимание необычными, яркими образами, открыто проявляют в обществе свою индивидуальность.

Рассудительные стратеги интроверты:

- публично демонстрируют свою уникальность и способности в окружающем мире, открыто выражают свою индивидуальность и ожидают этого от других;

- перфекционизм в вопросах комфорта, удобства, качества, поверхностность в образах;

- стараются не выделяться из общества, встраиваются в него, стремясь сохранить устоявшиеся отношения.

Группа сосредоточена на сохранении личного комфорта и ощущениях. Не прячут от общества свою индивидуальность.

Решительные тактики интроверты:

- стремятся спрятать свой истинный образ от окружающего мира и не демонстрировать уникальность, публично не раскрывают свои сильные и слабые стороны;

- перфекционизм и придирчивость как к своему образу, так и окружающих людей, поверхностность в вопросах комфорта, удобства и защищенности;

- стараются не выделяться из общества, встраиваются в него, стремясь сохранить устоявшиеся отношения.

Группа тщательно создает внешний образ, скрывая свою индивидуальность и себя настоящего от окружающего мира.

Решительные стратеги экстраверты:

- скрывают свой образ и способности от окружающего мира, стремятся не демонстрировать уникальность, публично не раскрывают свои сильные и слабые стороны;

- перфекционизм в вопросах внешнего вида и защищенности, поверхностность в образах;

- стараются выделиться в обществе своим влиянием, статусом, привлекают к себе внимание красотой и презентабельностью, поддерживают престижный образ жизни;

Группа привлекает к себе внимание демонстрируя свою силу, красоту, статус, уделяя этому очень пристальное внимание.

В статье Р.К. Коваленко и Н.А. Звонаревой – Исследование взаимосвязи между соционическим типом и моделью «большая пятерка» [12] рассмотрен пункт 1.5 «поиск – избегание внимания» шкалы «экстраверсия – интроверсия», описывающий склонность человека к привлечению внимания к себе других людей, отмечается склонность «экстравертов» привлекать внимание, например, с помощью одежды, выделять себя из мира, а также искать внимание других людей.

- в пункте 4.1 «тревожность – беззаботность» шкалы «эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость», описывающем ранимость чувств человека и его обеспокоенность, отмечается направленность внимания «интровертами» на знакомые объекты, а не на новые объекты в мире. Из чего следует, что «интроверты» постоянно концентрируются на установленных отношениях с объектами, что порождает тревогу за состояние этих объектовили тревогу из-за отсутствия отношения к новым объектам. У «экстравертов», наоборот, отмечается направленность во внешний мир, следовательно, тревоги от новых объектов у них нет, а есть интерес.

- в пункте 4.2 «напряженность – расслабленность», описывающем нервное напряжение в незнакомой обстановке и комфортность адаптации к новой обстановке, также отмечается направленность внимания «интровертов» на собственные привязанности.

Из этого следует, что интерес «экстравертов» к новым объектам будет проявляться и во внешнем виде, в том числе через привлечение к себе внимания. «Экстраверты» будут охотнее идти на эксперименты, пробовать новое, непривычное, не испытывая при этом чувство тревоги. «Интроверты», напротив, будут менее склонны к кардинальным переменам и более привязаны к объектам с устоявшимся отношением к ним.

В пункте 4.4 «самокритика – самодостаточность», описывающем мнение человека о своих способностях, отмечается корреляция самокритичности и полюса «интроверсия» в связи с тем, что «интроверты» воспринимают мир через взаимосвязи, в т.ч. больше сравнивают себя с другими людьми, сравнивают себя с собой в различные периоды своей жизни, а также сравнивают себя с неким идеальным или желаемым представлением. «Экстраверты» же направляют свое внимание на объекты и их свойства, в следствии этого, они оценивают себя по объективным показателям – по наличию каких-то объектов, достижений в своей жизни или их отсутствию.

Следовательно, и во внешнем виде «интровертов» с большей вероятностью можно наблюдать собранность и проработанность образа, доведение до некого идеала, исходящие из собственных представлений. Ввиду большей самокритичности, интроверты будут менее уверенно и активно презентовать себя в обществе. «Экстраверты», являясь более самодостаточными, увереннее и активнее в позиционировании себя и своего внешнего вида.

Также, по суммарной шкале пункта 2 «привязанность – обособленность»,отмечается толерантность«рассудительных» к разнообразным образам людей и проявлениям индивидуальности, а также интолерантность к демонстрации собственной защищенности и престижа. Как следствие, «рассудительные» сами открыты к миру и терпимо относятся к открытости других людей. «Решительные», наоборот, толерантны к закрытости людей, демонстрации ими защищенности и статуса. При этом они интолерантны к демонстрации индивидуальных особенностей людей.

- в пункте 2.3 «доверчивость – подозрительность» шкалы «привязанность – обособленность», измеряющем представление человека о доброте людей, которых он встречает в окружающем его мире, отмечается восприятие «рассудительными» других людей в более позитивном ключе, в виду их открытости к миру и другим людям. «Решительные», наоборот, демонстрируют защищенность и закрытость от мира. Следствием этого является и восприятие мира и людей в нем, как некой опасности.

Следовательно, «рассудительные» будут более открыты и свободны в выражении индивидуальности в своём внешнем виде, терпимы к необычным образам других людей, демонстрации их особенностей. «Решительные», напротив, склонны скрывать свой образ и индивидуальность, демонстрируя закрытость и защищенность во внешнем виде через какие-либо атрибуты, выстраивая «щит» между собой и миром.

Далее раскроем особенности каждой подгруппы.

Тетрахотомия «Тип образа»

Поскольку мы рассматриваем малую группу через презентуемый человеком стилистический образ, в названиях подгрупп также будем опираться на стилистические направления в искусстве для лучшего понимания образа каждой подгруппы. Отметим важность не использовать представленные названия в типировании и не типировать представителей этих направлений искусства в соответствующую подгруппу ТИМов, т.к. подобный подход не корректен.

«Авангардисты» – группа, образованная признаками: рассудительность, тактика, экстраверсия. Представители: ИЛЭ, ЭСЭ, ИЭЭ, ЛСЭ

Блок «свободы слова» (интуиция объекта)

Через образ стараются выразить свою индивидуальность. Выбирают оригинальные и нестандартные вещи, которые могут быть эпатажными, китчевыми. Не боятся смешивать стили между собой в самых неожиданных комбинациях. Даже при наличии обычных вещей, представители этой подгруппы стремятся выразить оригинальность и креативность в образе, дополняя их уникальными аксессуарами.

Блок «общения» (сенсорика связей)

Предпочитают удобную и эстетичную одежду, могут пренебречь качеством вещи. Их могут привлекать пестрые принты и контрастные цветовые сочетания, обычно, не нарушающие общую гармонию образа.

Блок «цензуры» (сенсорика объекта)

Создаваемые подгруппой образы выглядят довольно эффектно. Стараются поддерживать презентабельность во внешнем виде, демонстрируют свой статус и престиж. Их образы могут быть подчеркнуто нарядны и пафосны ровно настолько, насколько это принимает окружающее общество. Стараются соответствовать образу жизни, статусу, который считается социально приемлемым в их круге.

Блок «молчания» (интуиция связей)

Редко ориентируются на модные тенденции и тренды. Образы могут не соответствовать течениям моды, могут быть слегка устаревшими, но они будут красивыми и эстетичными. Ориентируются на собственную индивидуальность во внешнем виде, личное отношение к моде и социальные нормы, поэтому образы получаются интересными, красивыми и не характерными по своему стилю какому-либо модному периоду.

Авангардизм, авангард – совокупность новаторских, бунтарских движений и направлений в художественной культуре ХХ века. В многообразии авангардистских течений можно выделить присущие всем общие черты: стремление к «освобождению от формы», полной свободе выражения и раскрепощению, диффузность границ, многообразие цвета, сочетание не сочетаемых форм, отказ от традиционного, поиск новых характеристик и сочетаний цвета, линий, фигур, фактуры, стремление к эпатажу, провокационность [13-15].


Рисунок 5. Примеры образов группы «авангардистов»

«Реалисты» – группа, образованная признаками: рассудительность, стратегия, интроверсия. Представители: СЭИ, ЛИИ, СЛИ, ЭИИ

Блок «свободы слова» (сенсорика связей)

Уделяют особое внимание личному комфорту и удобству, поэтому образ может выглядеть свободным, расслабленным и естественным. Одежда качественная, практичная и приятная тактильно из натуральных материалов, преимущественно в стиле кэжуал или любых других свободных стилей. Предпочитают приглушенную цветовую палитру природных оттенков. В целом образ создает впечатление тепла, уюта и гармонии.

Блок «общения» (интуиция объекта)

Проявляют индивидуальность в мелочах. С удовольствием добавляют в образ какие-то интересные детали, необычные аксессуары, возможно смешение между собой этнических стилистических направлений.

Блок «цензуры» (интуиция связей)

Могут придерживаться стилевых тенденций, характерных какому-либо временному периоду или придерживаться сложившегося стиля в какой-то из периодов своей жизни. Нейтрально относятся к моде: не избегают, но и не гонятся за новинками. Производят впечатление людей современных, ценящих в первую очередь удобство и комфорт.

Блок «молчания» (сенсорика объекта)

Избегают проявление роскоши, богатства и шика во внешнем виде. Не стремятся выделиться дорогими аксессуарами подчеркивающими статус. В образах представителей этой подгруппы не будет чрезмерности, яркости цвета или демонстрации красоты. Предпочитают простую, легкую, демократичную одежду на все случаи жизни.

Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века. Его характеризует правдивое и объективное для своего времени воспроизведение действительности специфическими средствами, с сохранением типичных черт и индивидуальных особенностей, со всеми нюансами и деталями. В рамках реалистического творчества возможны фантастические или гротесковые образы, символы и иносказания, отдельные отступления от внешнего правдоподобия ради выразительности и правды целого[16, 17].

Рисунок 6. Примеры образов группы «реалистов»

«Символисты» – группа, образованная признаками: решительность, тактика, интроверсия. Представители: ИЭИ, ЛСИ, ИЛИ, ЭСИ

Блок «свободы слова» (интуиция связей)

Тщательно и детально создают внешний образ, часто ассоциирующийся с некоторой загадочностью. Могут обращаться к различным историческим эпохам, отражая характерные особенности в своих образах или использовать стилистические решения с отсылками к своим увлечениям и хобби. Представители этой подгруппы могут придерживаться своего видения моды, стиля и эстетики, развития тех или иных процессов, открыто выражая его в своих образах. Поэтому может создаваться впечатление «растворения» или, напротив, «застывания» образа во времени, когда невозможно однозначно сказать из какой человек эпохи: он может слегка опережать моду, быть актуальным и, в тоже время, иметь налет винтажа.

Блок «общения» (сенсорика объекта)

Создаваемые образы отличаются изяществом и красотой. Могут использовать разнообразные декоративные элементы: любимые шляпки, заколки, броши, платки, цепочки ит.д., переходящие из одного образа в другой. Иногда возможны крайности: образ будет очень простым, монохромным, либо, наоборот, перегруженным деталями и цветом, также может присутствовать легкая небрежность. Возможны различные эксперименты с цветом, принтом и фасоном одежды.

Блок «цензуры» (сенсорика связей)

Следят за тем, чтобы одежда была удобной, приятной на ощупь и не вызывала внутреннего дискомфорта. Зачастую они выбирают качественные вещи из натуральных материалов, которые могут долго служить. Как правило, образ цельный и гармоничный, цветовая гамма выглядит спокойно и создает располагающее впечатление. Реже, могут использоваться комплементарные, контрастные цветовые решения, однако, от их образа, так или иначе, остается ощущение уюта и комфорта.

Блок «молчания» (интуиция объекта)

Поскольку представители этой подгруппы боятся нарушения социально-допустимого поведения и критики в свой адрес, создаваемый ими образ всегда будет оставаться в рамках общественных норм и приличия. Во внешнем виде не будет смелых, броских решений, претензии на уникальность и экстравагантность. Несмотря на возможные эксперименты – цвет, декор и фасон одежды будут более сдержаны и традиционны, уместны ситуации. Дискомфортными могут быть места и ситуации, требующие от них проявления индивидуальности и оригинальности, за исключением очень близкого круга своих людей. В этом случае образ будет продуман до мелочей, точно подобран и проработан.

Символизм – направление в искусстве конца XIX – начала XX вв., проникнутое мистицизмом и таинственностью. Большинство образов предстают в безвременном пространстве со слегка искаженной формой, сокрытой в дымке или тенях, а используемые символы связывают явное и скрытое, мир вещей и мир «скрытых реальностей», «идеальных сущностей» и «вечной красоты». Символисты стремились к поиску неуловимых смысловых оттенков и психологических состояний, обнаружению соответствий и аналогий [17, 18].


Рисунок 7. Примеры образов группы «символистов»

«Ампиристы» – группа, образованная признаками: решительность, стратегия, экстраверсия. Представители: СЛЭ, ЭИЭ, СЭЭ, ЛИЭ

Блок «свободы слова» (сенсорика объекта)

Представители этой подгруппы уделяют особое внимание красоте и презентабельности своего образа. Здесь могут быть яркие цветовые решения и аксессуары, привлекающие к себе взгляды окружающих, демонстрация брендов: массивные кольца, браслеты, часы, пряжки, цепи, паше, акцентные галстуки, платки и т.д. – все это призвано демонстрировать роскошный образ жизни, высокий статус и престиж группы. Создаваемые ими образы выглядят солидно, внушительно, пафосно и шикарно.

Блок «общения» (интуиция связей)

Быстро схватывают модные тенденции, поэтому их образ может выглядеть довольно современным. В основе их образа находится красота, поэтому в гардеробе также могут появляться красивые, изысканные, но слегка утратившие свою актуальность вещи. Представители этой подгруппы, в целом, не слишком обращают внимание на моду и актуальность своего образа.

Блок «цензуры» (интуиция объекта)

Во внешнем виде выделяется стиль и экстравагантность, выражающаяся в оригинальных принтах, необычных фасонах, формах, также возможен какой-то особенный декор, пошив по индивидуальным меркам или собственный дизайн. Образ, создаваемый этой подгруппой, может быть очень стильным, необычным и даже уникальным, тем ни менее, любые сочетания будут в пределах нормы той среды, в которой они находятся.

Блок «молчания» (сенсорика связей)

Подгруппа в меньшей степени уделяет внимание вызываемыми одеждой тактильными ощущениями, насколько удобно и комфортно они себя в ней чувствуют. Даже если что-то будет причинять дискомфорт, они об этом не скажут. Представители этой подгруппы могут носить неудобную одежду и обувь: тесную, не по погоде, сковывающую движение, слишком тяжелую и т.п., но подчеркивающую яркость и эффектность образа.

Ампир – стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве первой трети XIX в. Его характеризует стремление к величию и грандиозности, героике и торжественности, идея утверждения имперского величия, выраженная посредством многочисленных атрибутов и символов, а также четкие монументальные формы и образы, сочетающиеся с парадной помпезностью. Ампиру свойственно тяготение к яркой цветовой гамме — ярко-синему, красному, золотому, белому. В живописи выделяется подчеркнутость статуарности фигур, немного тяжеловесной торжественности[17, 19, 20].


Рисунок 8. Примеры образов группы «ампиристов»

Выводы

В исследовании малой группы, мы вывели гипотезу внешних проявлений (имиджа) через блоки границ, опираясь на психологические характеристики признаков во взаимосвязи с исследованием BIG5, а также дали названия подгруппам на основе стилистических направлений в искусстве, позволяющие сформировать целостное понимание и видение образа каждой подгруппы.

Рассматриваемую малую группу можно использовать в качестве визуальной экспресс-диагностики, в соответствии с социальным уровнем проявлений.


Библиографический список
  1. Прокофьев В.Г., Прокофьева Т.Н  Экспресс-диагностика соционического типа  http://www.socionics.ru/diagnostic/745-express1
  2. Белецкая И.Е., Белецкий С.А. Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина. – М.: Чёрная белка, 2008. – 568 с.
  3. Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Соционика идёт в школу. Педагогам, родителям, детям о типах и отношениях. – Черная белка, 2010. – 280 с.
  4. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. Под ред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: «Алмаз», 2008. – 323с.
  5. Ташлыкова А.Я. Экспериментальное исследование характеристики функций «вербальность / лаборность» («ценности») и тетратомии «квадры» // Соционика, ментология и психология личности. 2019. №1. С. 5 – 17.
  6. Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А «Соционика: полный курс лекций»: – Учебник. – Новосибирск: Научно-исследовательский центр Соционического анализа, Изд. ООО «СибАК», 2020. – 230 с.
  7. Аугустинавичюте А. Соционика. – М.: Черная белка, 2008. – 568 с.
  8. Белецкий С.А., Белецкая И.Е. Проекция признаков Рейнина на модель А // Соционика, ментология и психология личности, 2009, №4
  9. Миронов В.В. Профайлинг: 140 подходов к решению задач. Конструирование психологического портрета. – СПб., 2018. – 454 с.
  10. Миронов В.В. Признаки Рейнина. Малые группы : В 3 т. Санкт-Петербург, 2012. – Т. 1: Признаки Рейнина. – 623 с.
  11. Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А. — Исследование взаимосвязи между соционическим типом и моделью «большая пятерка» // Психолог. – 2021. – № 3. – С. 62 – 88. DOI: 10.25136/2409-8701.2021.3.35353 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35353
  12. Жевак А. И. Художественный авангард в современной культуре: философский аспект. Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, вып. 1.  — URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/journals/izvestiya/pdf/2013/12/13/2013-1-8.pdf
  13. Журиха, А. М. Авангард в изобразительном искусстве / А. М. Журиха. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 413-415. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37664/
  14. Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А.  Психологическое наполнение блоков функций, основанных на характеристике «вербальность/лаборность» // Психология и соционика межличностных отношений. 2019. № 7-8, С. 5–9.
  15. Попов Д. А. Авангард как «научное» исследование скусства. Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avangard-kak-nauchnoe-issledovanie-iskusstva/viewer
  16. Ланкин В. Эстетика: учеб.-метод. пособие. Россия, МГПУ, 2009. 155 с.
  17. Садохин А.П. Мировая художественная культура. Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 495 с.
  18. Беляев Д.А. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – 81 с.
  19. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. Сост. Балицкая Т.В. М.: Росмэн – Пресс, 2007.— 608 с.
  20. Словарь исторических терминов / Сост. В. С. Симаков; Под общ. ред. А. П. Крюковских. – СПб.: Лита, 1998. – 463 с. – ISBN 5-88935-726-8.


Все статьи автора «Звонарёва Наталья Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: