УДК 74.373

ДИАГНОСТИКА И ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Светличная Елена Александровна
ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»
студентка

Аннотация
В данной статье приведен обзор методов диагностики и средств формирования диалогической речи младших школьников с умственной отсталостью. Обосновано использование комплекса диагностических методик, игр-драматизаций для формирования диалогической речи.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Светличная Е.А. Диагностика и формирование диалогической речи младших школьников с умственной отсталостью // Психология, социология и педагогика. 2023. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2023/02/8750 (дата обращения: 14.05.2024).

Сформированная связная речь ребенка выступает в качестве средства его социализации и социальной адаптации, определяет качество взаимодействия с окружающими. По данным В. В. Воронковой, В. Г. Петровой, А. Ф. Якуповой, у школьников с  умственной отсталостью фиксируются нарушения связной речи. Интеллектуальная недостаточность в сочетании с речевыми нарушениями затрудняет у них процессы социальной адаптации и социализации [1, с. 41; 2, с. 17]. Вопросами диагностики, формирования и развития связной диалогической речи у детей с интеллектуальными нарушениями занимались В. К. Воробьева, В. П. Глухов, И. А. Емельянова, А. Ф. Якупова и др.

Нарушения развития речи у младших школьников с умственной отсталостью являются вторичными и обусловлены нарушением интеллекта. Соответственно, тяжесть речевого дефекта зависит от структуры и тяжести первичного дефекта. Но нарушения связной речи проявляются, даже при легкой выраженности умственной отсталости. Они возникают из-за недостаточной сформированности когнитивного базиса речи. Этот факт зафиксирован в исследованиях В. К. Воробьевой, В. П. Глухова [3, с. 98; 4, с. 92].

Работа над формированием диалогической речи младших школьников предполагает изучение ее состояние и специально организованный коррекционный процесс. Следует отметить, что если методы формирования и развития диалогической речи широко представлены в материалах исследований, методической литературе, то методики диагностики не многочисленны.

Р. И. Лалаева предлагает исследование диалогической речи на основе беседы по серии сюжетных картинок и сюжетной картинке. Критериями диагностики выступают соответствие ответа изображенной на картинке ситуации; характер языкового оформления (предложением, словосочетанием, словом). Диагностика диалогической речи Р. И. Лалаевой не в полной мере отражает все параметры, а только способность ребенка отвечать на вопрос с использованием речевых средств [5, с. 44].

Изучение умения задавать вопросы может быть осуществлено с использованием методики «Интервью» О. В. Дыбиной. Она позволяет исследовать способность ребенка к диалогу на основе включения его в ситуацию интервью. Методика предназначена для детей дошкольного возраста. Но с учетом дефекта умственной отсталости возможно ее использование на младшем школьном возрасте.

Наиболее комплексно диалогическую речь позволяет обследовать методика А. В. Чулковой. Она состоит из нескольких блоков: изучение речевого этикета (речевые ситуации), диагностика запроса информации (умение сформулировать вопрос), изучение реплицирования (определение типов реплик), выявление уровня составления диалогов детьми по ситуации, изображен­ной на картинке. Данная методика предназначена для детей дошкольного возраста и требует модификации, т.к. речевые ситуации связаны с детским садом  [6, с. 23-26].

Учитывая особенности речевого дефекта у младших школьников с умственной отсталостью, заключающиеся в выраженных нарушениях импрессивной и экспрессивной сторон речи, диагностика диалогической речи должна быть сопряжена с изучением понимания обращенной речи и умение конструировать связное высказывание. От них зависит адекватность  реакции на реплику, способность сформулировать ответное высказывание.

Понимание обращенной речи диагностируется посредством понимания логико-грамматических конструкций. Такие задания представлены в методиках обследования речи Т. В. Ахутиной, Н. В. Нищевой, Т. А. Фотековой [7, с. 45; 8, с. 38]. Способность программировать связное высказывание диагностируется посредством заданий на составление предложения с опорой на наглядность, по заданным словам, предлагаемым В. П. Глуховым, Р. И. Лалаевой.

Перейдем к рассмотрению средств формирования диалогической речи у младших школьников с умственной отсталостью. Среди них можно выделить общепедагогические и специальные средства.

Общепедагогические средства формирования диалогической речи используются педагогами в работе с детьми как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья. К ним следует отнести: словесные игры и упражнения, беседы, в том числе по художественным произведения и фольклору, ролевые игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, режиссерские игры, подвижные игры.

К специальным педагогическим средствам формирования диалогической речи детей следует отнести те, которые используются в коррекционном процессе и решают узконаправленные задачи. Это специальные игры и упражнения [1, 2, 3].

Формирование диалогической речи у младших школьников с умственной отсталостью должно включать две линии работы: 1) формирование умения понимать обращенную речь и программировать связное высказывание; 2) реализовывать эти умения при ведении диалога. Первая линия работы должна строиться на специальных играх и упражнения для развития речи. Вторая линия должна носить практико-ориентированный, деятельностный характер. Поэтому одним из наиболее адекватных средств будет использование игр-драматизаций.

Игры-драматизации – это игры творческого характера, в процессе которых дети отражают содержание литературного произведения. В работе с ними обязательно проводится подготовительная работа, связанная с усвоением детьми содержания драматизируемого произведения. Это выступает необходимым и обязательным условием в работе с младшими школьниками с умственной отсталостью в связи с выраженными трудностями понимания обращенной речи, бедным кругозором и пр. В процессе игры-драматизации отрабатываются навыки произнесения реплик, умения сочетать вербальные и  невербальные средства общения, формируется умение слушать собеседника, следить за его речью. Кроме этого, игровая форма предпочтительна в коррекционной работе с младшими школьниками с умственной отсталостью. Несмотря на указанные возможности игр-драматизаций в формировании диалогической речи, следует отметить и ограничения. Среди них основным является необходимость подбора или адаптации, упрощения текстов доступных для понимания младшими школьниками с умственной отсталостью.

Итак, формирование диалогической речи младших дошкольников с умственной отсталостью включает диагностику умений программировать высказывание, понимать обращенную речь, использовать эти умения в диалоге, формирование диалогической речи с использованием общепедагогических и специальных педагогических средств, в частности, игр-драмаизаций.


Библиографический список
  1. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. Москва: Академия, 2002.
  2. Якупова, А. Ф. Педагогическая технология стимулирования познавательной активности как средство формирования диалогической речи у детей с умеренной умственной отсталостью : автореферат дис. … кандидата педагогических наук : 13.00.03 / А. Ф. Якупова; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. Екатеринбург, 2008.
  3. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Москва: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. 158с.
  4. Глухов В. П. Исследование особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с системным недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 2 (55).
  5. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. Санкт-Петербург : Наука-Питер, 2006.
  6. Чулкова А. В. Методика формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста. Волгоград : Перемена, 2002.
  7. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. Москва: АРКТИ, 2002.


Все статьи автора «Полянская Ирина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: