Научный руководитель: Матузова Ирина Григорьевна, к.п.н, доцент
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Донецкий национальный университет», Донецк, Донецкая народная республика
Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе создает совершенно новые возможности для реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения [3], положительно влияет на развитие познавательной активности учащихся [5], их творческой деятельности, сознания, и реализует условия перехода от обучения к самообучению. Это интенсификация процесса обучения [8]. Ряд авторов, анализируя современные педагогические технологии, пришли к выводу, что современные педагогические технологии направлены на индивидуализацию [2], удаленность [2] и вариативность образовательного процесса [1, 3, 6] и не зависят от академической мобильности обучающихся, возраста и уровня образования [8].
Существует множество определений педагогической технологии – например, термин, ставший очень популярным в последнее десятилетие: педагогическая технология — это систематический метод создания, применения и определения всего учебно-воспитательного процесса с учетом технических средств и их взаимодействия, целью которого является оптимизация форм обучения. Педагогическая технология представляет собой системное целое и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, которые используются для достижения педагогических целей.[6] Анализируя определения, можно выделить критерии, составляющие сущность педагогического приема: четкое и однозначное определение целей обучения (почему и для чего?); выбор контента и структура (какие?); оптимальная организация учебного процесса (как?); методы и средства обучения (чем?); учет необходимого фактического уровня квалификации педагога (кого?); объективные методы оценки результатов обучения (так ли это?).
Традиционные технологии основаны на явном и описательном методе обучения, при использовании которого преподаватель ориентируется на представление подготовленного учебного материала. Информация практически всегда подается в форме монолога. Поэтому основными проблемами являются низкие коммуникативные навыки, невозможность получить от ученика развернутый ответ с собственной оценкой обсуждаемой темы и недостаточная вовлеченность учеников в общее обсуждение. Использование современных образовательных технологий в педагогической практике является необходимым условием интеллектуального и творческого развития учащихся [7].
Классификация современных образовательных технологий представлена ниже:
Педагогические технологии |
Достигнутые результаты |
Проблемное обучение |
Создание проблемных ситуаций в учебной деятельности и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их решению, в результате чего имеем творческое усвоение знаний, умений и навыков; развиваются мыслительные способности |
Многоуровневое обучение |
Учитель имеет возможность помочь неуспевающим ученикам. Способные ученики заявляют о себе в своих способностях, остальные получают возможность испытать успехи в учебе, повышается уровень мотивации к обучению. |
Проектные методы обучения |
Работа по этим методикам дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учеников |
Методы исследования в обучении |
Он позволяет учащимся самостоятельно пополнить свои знания, глубоко изучить проблему и предложить пути ее решения, что немаловажно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуального пути развития каждого ученика. |
Лекция, семинар, тестовая система |
Позволяет концентрировать материал по блокам и излагать его в целом, а контроль осуществляется предварительной подготовкой учащихся |
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр |
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеобразовательных умений |
Обучение сотрудничеству (работа в команде, групповая работа) |
Сотрудничество интерпретируется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода заключается в том, чтобы идти не от учебной дисциплины, но и от ученика к дисциплине, идти от тех возможностей, которые есть у него, использовать психолого-педагогическую диагностику личности. |
Информационные и коммуникационные технологии |
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в Интернет |
Какую бы педагогическую технологию мы ни использовали в образовательном процессе, она реализуется через классную систему, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить вовлечение каждого ученика в разные виды деятельности. Образовательные технологии открывают широкие возможности для дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности.
Систематическая работа с активным использованием инновационных педагогических технологий повышает интерес к предмету, учебную деятельность учащихся, обеспечивает глубокое и жесткое усвоение знаний, развивает мышление, память и речь учащихся [2]. Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционные методы обучения, а лишь станут их частью. Поэтому различные виды технологий способствуют развитию познавательных и творческих интересов учащихся.
Библиографический список
- Агапова Т.В. Роль интерактивных методов обучения иностранному языку в современном образовательном процессе / Т.В. Агапова // Материалы международной заочной научной конференции: Проблемы современной аграрной науки. – 2016. – С. 154-155.
- Агапова Т.В. Роль компьютерных технологий в дистанционном обучении. / Т.В. Агапова // Материалы XIV международной научно-практической конференции: Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. – С. 155-157.
- Айснер Л.Ю. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода в системе образования / Л.Ю. Айснер, С.В. Бершадская // Материалы международной заочной научной конференции: Проблемы современной аграрной науки. – 2015. – С. 244-246.
- Айснер Л.Ю. Об использовании интерактивных методов обучения в школе / Л.Ю. Айснер, С.М. Трашкова // Материалы VII международной научно-практической конференции: Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы перспективы. – 2017. – С. 67-69.
- Богдан О.В. Повышение творческих способностей учащихся / О.В. Богдан, Т.В. Агапова // Материалы международной заочной научной конференции: Проблемы современной аграрной науки. – 2016. – С. 165-169.
- Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для учреждений СПО / М. Н. Гуслова, 4-е изд., испр. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 208 с.
- Кулакова Н.С. Формы применения современных технологий в образовательном процессе / Н.С. Кулакова, О.В. Мартынова // Сборник научных статей международной научно-методической конференции: Образование. Наука. Карьера. – 2018. – С. 78-82.
- Митина Н.А. Современные педагогические технологии как средство интенсификации учебного процесса в школе / Н.А. Митина, Т.Т. Нуржанова // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 794-797.