УДК 74.373

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СУКЦЕССИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Полянская Ирина Сергеевна
ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»
студентка

Аннотация
В данной статье рассмотрены теоретические аспекты изучения и развития сукцессивных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи. Проведен анализ сущности и структуры сукцессивных функций, проявления их нарушений. Обоснована организация работы по их формированию у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Полянская И.С. Теоретические аспекты изучения и формирования сукцессивных функций у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Психология, социология и педагогика. 2023. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2023/02/8748 (дата обращения: 29.10.2023).

Актуальность изучения и развития сукцессивных процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) обусловлена их связью с успешностью овладения навыками чтения и письма. Недостаточное развитие сукцессивных функций у детей с нарушениями речи установлено в исследованиях В. К. Воробьевой, А. Н. Корнева, С. С. Мнухина.

Под сукцессивными функциями понимают способность различать, запоминать и воспроизводить временные последовательности стимулов, действий или символов. К таким последовательностям относятся: смена времени суток, дни недели, музыкальный ритм, слоговая структура слова, какие-либо алгоритмы [1, с.71].

Сукцессивные функции были описаны А. Р. Лурией как один из способов обработки информации, наряду с симультанным способом. Благодаря сукцессивным функциям происходит интеграция элементов в специфические прямые серии, когда каждый элемент связан только со следующим. В результате симультанных функций осуществляется интеграция стимулов в группы, в которых каждый элемент связан с другими.

Сукцессивные функции являются основой для формирования слоговой структуры слова, связной речи. Так, при овладении навыком чтения ребенок должен усвоить, что читают последовательно слева направо, что при чтении значение имеет последовательность букв (например, буква, обозначающая гласный звук, указывает на мягкость-твердость согласного звука). При программировании высказывание значение имеет последовательность слов. Таким образом, по причине недостаточного развития сукцессивных функций у детей возникают специфические ошибки чтения, письма, счета, нарушения в связной монологической речи [2, с.58].

Несмотря на важность сукцессивных функций в формировании и развитии устной и письменной речи, они недостаточно изучены. Сукцессивные функции как когнитивный базис освоения навыков письменной речи, программирования речевого высказывания обозначены А. Н. Корневым, С. С. Мнухиным. Самостоятельные исследования сукцессивных функций не проводятся. Их исследование чаще осуществляется в рамках изучения причин возникновения дисграфии и дислексии.

Недостаточность развития сукцессивных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста с трудностями в освоении навыков письма и чтения отмечается в исследованиях А. Гермаковски, Р. И. Лалаевой, А. А. Таракановой. В исследованиях В. К. Воробьевой, Е. М. Моисеенко, И. В. Прищеповой, Е. С. Салахутдиновой показана их взаимосвязь с нарушениями синтаксической структуры предложения, связности текста.

Таким образом, сукцессивные процессы в речи у детей дошкольного возраста обуславливают следующие нарушения:

-       нарушения слоговой структуры слова: выпадение, вставки, перестановки звуков и слогов;

-       искажение структуры предложения, включая выпадение слов, повторы и пр.;

-       нарушение последовательности, логики изложения в связной речи;

-       специфические ошибки при чтении (перестановка, замены или пропуски различных единиц чтения, чтение по догадке, затрудненное смысловое понимание текста, длительное сохранение побуквенного или послогового чтения, невыразительность чтения) и письме (выпадение букв, перестановка, вставки) [1, 2, 3, 4].

Недостаточное развитие сукцессивных функций у детей с нарушениями речи проявляется в сложностях воспроизведения цифровых рядов в обратной последовательности, нарушениях динамического праксиса при повторении последовательности движений, нарушениях восприятия и воспроизведения ритмических структур, последовательности изображений.

При изучении сукцессивных функций интерес представляют критерии и показатели их диагностики. Анализ теоретических основ и исследований позволяет выделить три аспекта: восприятие, обработка и воспроизведение.

Восприятие стимулов при сукцессивным способе обработки информации происходит последовательно, а не одномоментно как при симультанном. В результате нарушения процесса восприятия невозможным становится обработка и воспроизведение последовательности стимулов. Определение нарушений восприятия основано на сличении рядов стимулов. Значение имеет также развитие внимания, которое делает восприятие более направленным, сосредоточенным, позволяет охватить весь объем предъявляемых стимулов [1, с.72].

В исследованиях указывается, что у детей дошкольного возраста с нарушениями речи нарушения сукцессивных процессов проявляются в отношении разных стимулов. В связи с этим следует их классифицировать. Выделяют слуховые, зрительные и тактильные стимулы. Слуховые стимулы разделяют на вербальные и невербальные стимулы. Так, у детей с нарушениями речи, прежде всего, страдает фонематический слух. В результате чего они искаженно воспринимают речевые ряды и также искаженно их воспроизводят [3, 4].

Процесс восприятия тесно связан с процессом обработки, а точнее анализом стимулов, следованием их друг за другом. На данном этапе значение имеют память и мышление (наглядно-образное или словесно-логическое в зависимости от предъявляемых стимулов). Недостаточность мыслительной деятельности затрудняет анализ стимулов и определение их последовательности, в том числе основанной на определенной закономерности. Слабость процессов памяти не дает возможность запомнить все стимулы. В результате нарушение сукцессивных функций будет выражаться в искажении последовательности стимулов, их выпадении, неуместных вставках стимулов в последовательность.

Воспроизведение последовательности стимулов основано на моторной функции, что характерно для детей с ТНР. Проявляются нарушения, прежде всего, в воспроизведении движений: неполнота и неточность движений, трудности в переключаемости с одного действия на другое. Ярким примером выступают трудности в воспроизведении слоговой структуры слова. Выпадение звуков, слогов, вставки и перестановки обусловлены не трудностями обработки и запоминания, а невозможностью воспроизвести слово [1, с.72].

Итак, сукцессивные функции представляют собой единство внимания, восприятия, памяти, мышления, моторной функции при восприятии, обработки и воспроизведении последовательности стимулов. У детей с ТНР отмечаются, прежде всего, нарушения фонематического слуха и моторной функции речевого аппарата. Кроме этого, для данной категории детей свойственны более низкие, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, показатели внимания, памяти, мышления (особенно, словесно-логического), а также недостаточная произвольность. В зависимости от сочетания и тяжести нарушений речевых и неречевых функций можно предполагать наличие вариативности в нарушениях сукцессивных функций. Так, при сенсорной алалии ребенок неспособен к восприятию последовательности стимулов, а при дизартрии, моторной алалии, прежде всего, к воспроизведению. При мало продуктивных процессах памяти и мышления нарушения сукцессивных функций будут проявляться более ярко.

Анализ развития сукцессивных функций показал, что в практике используются дидактические упражнения, музыкально-ритмические игры. Работа осуществляется поэтапно.

1. Формирование сукцессивных функций на основе автоматизированных рядов (как правило, временные)

2. Формирование сукцессивных функций на основе произвольно заданных рядов.

3. Формирование сукцессивных функций на основе произвольно заданных серий последовательностей [5, с. 30].

В качестве средств формирования сукцессивных процессов используются преимущественно слуховые (речевые и неречевые) стимулы. Реже зрительные и тактильные стимулы. В работе с дошкольниками с ТНР развитие сукцессивных функций должно осуществляться на материале как слуховых, так и зрительных, тактильных стимулов. Это позволит сформировать когнитивный базис речи. Адекватным средством формирования сукцессивных функций у дошкольников с ТНР является дидактическая игра, которая позволяет организовать многократное повторение последовательностей стимулов в интересной для детей форме.

Итак, сукцессивные функции представляют собой синтез познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления – в ходе восприятия, обработки и воспроизведения последовательной стимулов разной модальности. Они выступают в качестве когнитивного базиса для развития речи. У детей дошкольного возраста сукцессивные функции недостаточно сформированы и их формирование возможно средствами дидактической игры.


Библиографический список
  1. Корнев, А. Н. Дифференциальная диагностика недоразвития речи у детей (нейропсихологические аспекты). Санкт-Петербург : МиМ, 2005.
  2. Лурия А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. Москва: Academia, 2002.
  3. Горчакова А. М. Система коррекционно-логопедической работы по формированию сукцессивных функций у детей с нарушениями речи // Логопедия. 2004. № 1.
  4. Моисеенко, Е. М. Формирование синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи : автореферат дис. … кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Ленингр. гос. обл. ун-т им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2002.
  5. Тишина Л. А., Шайдова Т. А. Роль сукцессивных процессов в формировании навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи // Universum: психология и образование. 2016. № 9 (27).


Все статьи автора «Полянская Ирина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: