Система непрерывного профессионального образования определяет перспективы формирования и возможности формирования профессионально важных качеств, ценностей, компетенций и модели профессиональной культуры, детерминируемых в русле идей гуманизма и толерантности, продуктивности и креативности, самостоятельности и гибкости.
Одним из направлений подготовки будущих педагогов в условиях вузовской системы профессионально-педагогического образования является формирование потребности в изучении и пополнении основ нормативно-правового обеспечения образования, непосредственно связанного с выполнением трудовых функций педагога в системе среднего и высшего образования.
В структуре подготовки педагогов по физической культуре в Новокузнецком филиале институте ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» используется технология системно-педагогического моделирования [2], фасилитирующая включение личности педагога в систему самообразования, самореализации и продуктивного самовыражения в структуре решения субъектно-средовых противоречий, непосредственно связанных с выполнением трудовых функций и решением профессионально-педагогических задач. Такая работа ведется как в общекультурном блоке изучаемых дисциплин, так и психолого-педагогическом. Современные курсы педагогики построены в структуре подготовки бакалавриата по следующей последовательности изучения дисциплин:
1. Курс «Введение в педагогическую деятельность», который содержит два изучаемых предмета, разделяемый в курсе на разделы:
- Раздел 1. «Введение в педагогическую деятельность».
- Раздел 2. «Педагогическое мастерство».
2. Курс «Теоретическая педагогика», который состоит из 5 разделов и 7 предметных дисциплин педагогики:
- Раздел 1 «Общие основы педагогики».
- Раздел 2 «Теория обучения. Педагогические технологии».
- Раздел 3 «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика»».
- Раздел 4 «Управление образовательными системами».
- Раздел 5 «Нормативно-правовое обеспечение образования».
3. Курс «Практическая педагогика» состоит в структуре изучения из 3-х разделов:
- Раздел 1 «Педагогические технологии».
- Раздел 2 «Педагогическое проектирование».
- Раздел 3 «Практикум по решению профессиональных задач».
4. Курс «История педагогики и образования» определяется двумя дисциплинами или разделами современной педагогики:
- Раздел 1 «Зарубежная педагогика и история образования».
- Раздел 2 «Отечественная педагогика и история образования».
5. Курс «Методика воспитательной работы» содержит следующие разделы современного профессионально-педагогического знания:
- Раздел 1 «Воспитание школьников в учебной и внеучебной деятельности».
- Раздел 2 «Воспитательная деятельность классного руководителя».
Остановимся подробнее на курсе «Теоретическая педагогика», в структуре которого формируются следующие компетенции:
ОК-1: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения:
- знать сущность и назначение педагогики как науки, ее объект, задачи и функции; категориально-понятийный аппарат педагогики; место и роль педагогики в системе гуманитарных знаний и наук о человеке; методологию педагогической науки и основные методологические подходы к организации образовательного процесса; методы педагогического исследования и критерии их выбора; структуру и логику исследований в педагогике; общую структуру исследования по педагогики; сущностные характеристики педагогического процесса;
- уметь описывать, объяснять и прогнозировать педагогические явления: образовательный, педагогический процессы, процесс обучения; использовать общенаучные, конкретно-научные методы для решения педагогических задач; оперировать категориально-понятийным аппаратом педагогики и выстраивать логику образовательного процесса; анализировать педагогический процесс с позиций методологических подходов и теорий обучения; видеть причинно-следственные связи между постановкой и решением управленческих задач и условиями, при которых они будут решаться оптимально;
- владеть умением видеть и формулировать педагогические проблемы;
ОК-14: готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному, бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям:
- знать современные теории и системы обучения: история развития дидактических идей; отечественные и зарубежные дидактические системы; принципы воспитания и обучения; виды воспитания, обучения и образования;
- уметь конструировать содержания образования в процессе реализации разных видов обучения; осуществлять выбор образовательных программ в соответствии с интересами и способностями;
- владеть способами реализации исследовательской позиции в профессиональной деятельности;
ПК-1: способен реализовывать программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях:
- знать различные подходы к конструированию содержания образования и многообразие образовательных программ; сущность инновационных процессов в образовании, их классификацию (технологические, методические, организационные, управленческие, экономические, социальные, юридические и др.);
- уметь проектировать образовательный процесс, опираясь на знания закономерностей, функций, принципов организации и осуществления процесса обучения, на знания основных компонентов процесса обучения: цель, задачи, содержание, методы, средства, формы, условия;
- владеть умением конструировать систему занятий по теме или разделу на основе различных дидактических систем; умением давать оценку и самооценку эффективности проводимых занятий;
ПК-3: способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии:
- знать основные модели управления образовательными системами, реализуемые в Российской Федерации; принципы государственной политики в области образования;
- уметь разрабатывать образовательную программу по курсу, тематический план, план урока; формулировать образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока, планировать уроки различных типов и форм;
- владеть навыками создания индивидуализированной концепции педагогической деятельности;
ПК-4: быть способным использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
- знать тенденции развития систем образования в связи с интеграционными процессами, происходящими в обществе;
- уметь анализировать содержание управленческой деятельности в образовании; отбирать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения;
- владеть способами организации учебно-познавательной деятельности, формами и методами контроля качества образования;
Одним из направлений изучения курса «Теоретическая педагогика» является изучение основ нормативно-правового обеспечения образования как фундаментальной и научно-обоснованной правовой базы личности, определяющей способность и возможность педагога грамотно формулировать и оперировать правовыми нормами в решении задач профессионального становления и развития, оказания помощи обучающимся в различных направлениях социально-педагогического, экономико-правового, гражданско-трудового и пр. научного знания, социализации и адаптации личности, включения развивающейся и адаптирующейся личности в процессы самоопределения, самопознания, саморазвития, самореализации, самоутверждения и пр., наиболее актуальными и востребованными в ситуативном уточнении и решении субъектно-средовых противоречий различного социального и педагогического, профессионального и личностного генезов.
Современная практика определяет потребность использования различных педагогических технологий в поиске оптимальных условий получения образования современными студентами вузов. Одной из таких технологий является технология системно-педагогического моделирования, детерминирующая и фасилитирующая способность личности самостоятельно решать субъектно-средовые противоречия как одной из первостепенных, предопределяющей формирование культуры самостоятельной работы, продуктивного самовыражения личности, самореализации и самосовершенствования в контексте решаемых задач и модифицируемых условий профессионального становления будущего педагога.
Такая возможность реализуется в разработке программно-педагогического обеспечения, одним из вариантов которого будет представлен в учебно-методическом пособии по дисциплине «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» в его части «Контрольно-измерительные материалы курса “Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования”». Данное учебно-методическое пособие разработано в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 46 от 17 января 2011 г. по профилю 050100 «Педагогическое образование, квалификация (степень) «бакалавр», оно содержит 6 вариантов дидактических тестов, определяемых в ресурсах тестовых заданий типологии А, В и С, где их соотношение выбрано в рамках предлагаемых норм в следующей форме А=10, В=5, С=1.
Задания типа «А» – это тестовые задания, в структуре которых подразумевается 1 правильный ответ, выбираемый из списка приведенных. То есть задания типа «А» определяются в последовательности «знать, уметь, владеть» как составная контроля, определяемая через дидактическую единицу «знать».
Дидактические тесты по разделу «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» в структуре типа заданий «А» составлены в следующей последовательности оценки знаний будущих педагогов:
1. Понятие, специфика, цели, задачи, функции предмета «Нормативно-правовое обеспечение образования».
2. Конституция Российской Федерации.
3. Гражданское право.
4. Трудовой Кодекс.
5. Трудовое право педагога.
6. Трудовой договор.
7. Авторское право в деятельности педагогов.
8. Закон «Об образовании».
9. Семейный Кодекс.
10. Права ребенка.
Задания типа «В» – это совокупность тестовых заданий различной формы, в которой определена следующая запись:
- Установите соответствие между элементами двух множеств (двух колонок).
- Установите соответствие числам натурального ряда (1, 2, 3, … n), т.е. установите в порядке величины (значимости) ниже приведенные термины.
- Установите правильную последовательность действий, отношений, событий и пр.
- Выберите два и более правильных ответов.
- Впишите пропущенное слово.
То есть задания типа «В» определяются в последовательности «знать, уметь, владеть» как составная контроля, определяемая через дидактическую единицу «уметь».
Задания типа «С» – это тестовые задания, именуемые современной дидактикой, как кейс-задания, т.е. задания, определяющие возможность измерить формируемые компетенции у студента через такую составную современной дидактики (дидактическую единицу), как «владеть».
Совокупность тестовых заданий оценивается исходя из разработанной Елькиной О. Ю., Лозован Л. Я., Кошкиной Н. И. [1] шкалой, определяемой в оценке тип «А» в 1 балл, тип «В» в 6 баллов, тип «С» в 60 баллов.
В структуре изучения дисциплины «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» педагог может задание типа «С» заменить творческим заданием, научно-педагогические и учебно-методические возможности которого не уступают по гносеолого-аксиологическим и дидактико-акемологическим возможностям личности будущего педагога разработанным и представленных в данной работе.
Приведем примеры тестовых заданий типа «А», «В», «С» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования»:
Тип «А»:
I. Курс «Нормативно-правовое обеспечение образования» – это раздел современной педагогики, изучающий …………………
А. нормы права как области научного знания.
В. нормы права и законодательные акты как ресурсы и условия соблюдения профессионально-педагогических интересов работников образования.
С. нормы права как системно-прикладной науки, обеспечивающей оптимальную адаптацию личности в структуре современных экономических условий региона.
D. нормы права и законодательные акты в структуре Мировых правовых норм и этики.
Тип «В»:
XI. Установите соответствие между элементами двух множеств (двух колонок).
А. | Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии имеют … лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста | 1. | N 223-ФЗ “Семейный кодекс Российской Федерации” |
В. | Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением среднего профессионального образования, и работникам, поступающим на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования | 2. | N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” |
С. | Право ребенка жить и воспитываться в семье | 3. | N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” |
D. | Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования | 4. | N 197-ФЗ “Трудовой кодекс Российской Федерации” |
Ответы: А. – 3; В. – 4; С. – 1; D. – 2.
XII. Установите соответствие числам натурального ряда (1, 2, 3, … n), т.е. установите в порядке величины (значимости) ниже приведенные термины.
Упорядочьте в последовательности исторического принятия документы и законодательные акты.
А. N 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда”.
В. N 197-ФЗ “Трудовой кодекс Российской Федерации”.
С. Конвенция о правах ребенка
D. Конституцией Российской Федерации
Ответы: А. – 4; В. – 3; С. – 1; D. – 2.
XIII. Установите правильную последовательность действий, отношений, событий и пр.
При трудоустройстве на работу учителем … необходимо выполнить следующую последовательность действий:
А. Сбор и предоставление необходимых документов (справка о несудимости, диплом о среднем или высшем педагогическом образовании).
В. Заключение трудового договора
С. Написание заявления о приеме на работу
D. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения.
Ответы: А. – 1; В. – 4; С. – 2; D. – 3.
XIV. Выберите два и более правильных ответов.
Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: …………………
А. гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
В. светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
С. религиозный характер образования в специализированных учреждениях (духовная семинария, православные лицеи, православные гимназии, воскресные школы и пр.);
D. обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
Ответы: A, B, D
XV. Впишите пропущенное слово.
………………… – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Ответы: Образование
Тип «С»:
XVI. Педагог разработал учебно-методический комплекс для определенной группы обучающихся (на кривой нормального распределения способностей эти лица именуются лицами с особыми образовательными потребностями), данный комплекс показал высокие результаты обучения и образования. Администрация решила внедрить данное педагогическое средство в работу с отстающими обучающими общеобразовательной школы. Нарушены ли какие права обучающихся общей образовательной школы? Поясните ответ, опираясь на правовые нормы, знание дидактики и личный педагогический опыт.
Структура тестовых заданий и других форм контроля у студентов-педагогов является областью и проблемой современной дидактики средней и высшей школы, качество решения которой определят и качество образования на той или иной ступени образования непрерывного профессионального образования.
Система подготовки будущих педагогов в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение» реализуют условия продуктивного становления личности в структуре ведущей деятельности и общения, т.е. педагог включен в процесс получения и пополнения знаний, формирования различного рода и вида компетенций, обогащения модели профессионально-педагогической деятельности.
Библиографический список
- Елькина О. Ю., Лозован Л. Я., Кошкина Н. И. Оценка компетенций бакалавров образования: Методические рекомендации для преподавателей высшего профессионального образования.- Новокузнецк : РИО «КузГПА», 2013. 33 с. ISBN 978-5-85117-730-9.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре : учебное пособие. – Кемерово : изд-во КРИПКиПРО, 2012. 79 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978-5-7148-0378-9.
- Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования : монография. – Новокузнецк : Изд-во КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 5–85117–239–8.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». – Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978–5–85117–742–2.