Существует масса наработок теоретического и практического материала по проблеме детской тревожности, исследованием которой занимались такие ученые как: З. Фрейд, Ю.Л. Ханин, Р.В. Овчарова, Л.В. Имедадзе, Р.С. Немов, В.В. Столин, Дж. Тейлор, К. Хорни, Л.И. Божович, К. Изард, А.М. Прихожан и многие другие [3]. Однако, работа по вопросу тревожности ведется и по сей день. Невзирая на расхождение взглядов на природу, причины образования, исследователи единогласны в оценке негативного влияния повышенного уровня тревожности. На сегодняшний день идет повышение количества тревожных детей, отличающихся особым беспокойством, нерешительностью, боязливостью, эмоциональным непостоянством, поэтому требуется разработка диагностических и коррекционных программ, позволяющих производить своевременное определение основных характеристик повышенной тревожности, организовывать коррекционно-развивающие мероприятия, способствующие снижению тревожности и формированию нормального поведения у детей младшего школьного возраста. Это свидетельствует об актуальности проведения данного исследования.
Младший школьный возраст – серьезный этап в развитии личности. На базе учебной деятельности появляется теоретическое сознание и мышление, вырабатываются способности, такие как рефлексия, анализ, мысленное планирование, а также осуществляется становление потребностей и мотивов учения. Младший школьный возраст является промежутком положительных потрясений и перемен. Если в этот период ребенок не испытает радости познания, не достигнет умения учиться, не обретет уверенность в своих возможностях и способностях, совершить это в будущем будет сложнее и затребует больших физических и моральных затрат. И все же главным источником тревог для возрастного периода от 7 до 10-11 лет является семья и учитель, именно поэтому требуются психолого-педагогические консультации с родителями и учителями детей [1].
В данном исследовании мы применяли следующие методики: «Проективная методика для диагностики школьной тревожности» А.М. Прихожан, целью которой является выявление уровня школьной тревожности; методика Тейлора «Изучение уровня тревожности» (адаптированная Немчиным Т.А.) на оценку общего уровня тревожности, опасения (страха); графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой на выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, «Детский вариант шкалы явной тревожности» (CMAS) на выявление явной тревожности, сопутствующей в школе (результаты которого отражены ниже); а также тест Филлипса, который позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой. Показатели теста Филлипса и «Детского варианта шкалы явной тревожности» (CMAS) являются наиболее интересными. В тесте Филлипса по шкале «Общий уровень тревожности» был выявлен повышенный уровень тревожности у 13 (43%) испытуемых, из которых 8 респондентов «переживают социальный стресс», который связан с общением со сверстниками, по шкале «фрустрация потребности в достижении» 5 учащихся имеют повышенный уровень, что говорит о негативном развитии потребности в успехе.
Результаты «Детского варианта шкалы явной тревожности (CMAS)» представлены в виде таблицы 1 и диаграммы 1.
Таблица 1. Результаты диагностики тревожности по шкале явной тревожности (CMAS)
Характеристика |
Средний показатель для уровня |
Количество испытуемых |
Очень высокая тревожность (девочки- 33 балла и более, мальчики- 31 балл и более) |
32 балла |
1 (3%) |
Явно повышенная тревожность (девочки- 29-32 балла, мальчики- 28-30 баллов) |
30 баллов |
6 (20%) |
Несколько повышенная тревожность (девочки- 22-28 баллов, мальчики- 21-27 баллов) |
25 баллов |
12 (40%) |
Нормальный уровень тревожности (девочки- 8-21балл, мальчики- 7-20 баллов) |
16 баллов |
8 (27%) |
Состояние тревожности испытуемому не свойственно (девочки- 0-7 баллов, мальчики- 0-6 баллов) |
3-4 балла |
3 (10%) |
Диаграмма 1. Результаты диагностики тревожности по шкале явной тревожности (CMAS)
Из результатов диагностики шкалы явной тревожности (CMAS) мы видим, что «очень высокая тревожность» характерна для 10% опрошенных, «явно повышенной тревожностью» обладают 20% испытуемых, «несколько повышенной тревожностью» – 40%, нормальный уровень тревожности наблюдается у 27% опрошенных школьников. Показатели по обеим методикам довольно высоки и говорят о необходимости проведения коррекционной работы, направленной на снижение высокого уровня тревожности детей младшего школьного возраста.
Для коррекции тревожности была разработана коррекционная программа, в которой использовался метод арт-терапии, а именно рисование. После проведения коррекционной программы результаты тестов значительно изменились, которые представлены в виде диаграмм 2 и 3.
Диаграмма 2. Результаты диагностики тревожности по шкале явной тревожности (CMAS)
По сравнению с констатирующим этапом, на контрольном этапе показатели тревожности значительно изменились. «Очень высокой тревожности» не выявлено, «явно повышенной тревожностью» обладают 5 испытуемых, «несколько повышенной тревожностью» – 8 детей, «нормальный уровень тревожности» наблюдается у 14 опрошенных школьников, и 3 школьникам состояние тревожности не свойственно.
Диаграмма 3. Результаты теста Филлипса
Сравнение результатов демонстрирует снижение уровня тревожности на контрольном этапе тестирования при использовании теста Филлипса и «Детского варианта шкалы явной тревожности (CMAS)».
Для коррекции высокого уровня тревожности у учащихся начальных классов была разработана коррекционная программа, использующая арт-терапевтические методы. Изюминкой коррекционной программы являлись упражнения на рисование, целью которых было: рефлексия эмоций и чувств, улучшение психической активности ребенка, снижение напряжённости, осознание личных трудностей [3]. А также были даны рекомендации родителям и педагогам детей, такие как: создание для ребенка ситуации успеха, дозирование эмоциональных нагрузок, оптимальная организация режима дня [3]. Коррекционная программа и рекомендации в комплексе поспособствовали оптимизации психического развития личности ребенка и изменению повышенного уровня тревожности.
Библиографический список
- Гуров, В.А. Тревожность и здоровье младших школьников. Ж.: «Вестник Томского университета». 2009. № 4. С.56-59
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник/ И.А. Зимняя – М.:изд-во «Логос», 2004. – 384с.
- Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева – СПб.: Речь, 2004. – 248с.
- Петухова-Левицкая, М.И. Психологическое здоровье младших школьников: профилактика нарушений средствами прикладной музыки / М.И. Петухова-Левицкая, Е.В.Панферова //Современные проблемы науки и образования». 2015. № 2. Часть 3. Эл. № ФС77-34132
- Смилык И.М., Тревожность, страх и формирование устойчивого чувства безопасности // Мир психологии: Научно-методический журнал. 2008. №4 (56) октябрь-декабрь С. 133-139.
- Шалагинова К.С., Основные категории рисков в современной начальной школе//Прикладная психология и психоанализ. 2011. Т.4. С.11