УДК 159.99

ФАКТОРЫ ПОЗИТИВНОСТИ

Елшанский Сергей Петрович1, Ануфриев Александр Федорович2, Ефимова Ольга Сергеевна3, Семенов Дмитрий Владимирович4
1Московский Педагогический Государственный Университет, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования
2Московский Педагогический Государственный Университет, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования
3Московский Педагогический Государственный Университет, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования
4Московский Педагогический Государственный Университет, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования

Аннотация
В статье представлены результаты факторного анализа позитивных личностных качеств – субъективного благополучия, счастья, надежды, эмоциональной зрелости, способности к осознанию настоящего, удовлетворенности жизнью, стремления к личностному росту и инициативы к нему, склонности любопытству и исследованию, мотивации к поиску и осознанию смысла жизни, чувства благодарности.
Обнаружено, что среди «позитивных» параметров можно выделить собственно позитивные и обеспечивающие позитивность. Обеспечивающие параметры можно объединить в фактор «обеспечения позитивности». Это такие параметры, как инициатива к личностному росту, любопытство и склонность к исследованию, способность к осознанию настоящего и эмоциональная зрелость. «Собственно позитивные» параметры также образуют фактор – это удовлетворенность жизнью, субъективное благополучие и субъективное счастье. Статья может быть интересной всем психологам, интересующимся вопросами позитивной психологии.

Ключевые слова: благодарность, благополучие, личностный рост, надежда, позитивная психология, позитивность, смысл жизни, счастье, факторный анализ, эмоциональная зрелость


FACTORS OF POSITIVITY

Yelshansky Serguei Petrovich1, Anufriev Aleksandr Fedorovich2, Efimova Olga Sergeevna3, Semyonov Dmitrij Vladimirovich4
1Moscow State Pedagogical University, Doctor in Psychology, Professor, Professor of the Work Psychology and Psychological Consulting Department
2Moscow State Pedagogical University, Doctor in Psychology, Professor, Professor of the Work Psychology and Psychological Consulting Department
3Moscow State Pedagogical University, Candidate in Psychology, Docent, Docent of the Work Psychology and Psychological Consulting Department
4Moscow State Pedagogical University, Candidate in Psychology, Docent, Docent of the Work Psychology and Psychological Consulting Department

Abstract
The article presents the results of factor analysis of the positive personal qualities – subjective well-being, happiness, hope, emotional maturity, ability to awareness of the present, life satisfaction, commitment to personal growth and initiative to him, and the inclination to curiosity and exploration, the motivation to search and realization of life's meaning, feelings of gratitude. Discovered that among the "positive" parameters are actually providing positivity and actually positive ("strictly positive"). Providing positivity parameters can be combined into the factor of " providing positivity". They are parameters such as the initiative for personal growth, curiosity and penchant for research, the ability to the present moment awareness and emotional maturity. "Strictly positive" parameters also form factor. They are satisfaction with life, subjective well-being and subjective happiness.The article may be of interest to all psychologists interested in issues of positive psychology.

Keywords: emotional maturity, factor analysis, gratitude, happiness, hope, personal growth, positive psychology, positivity, sense of life, well-being


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С., Семенов Д.В. Факторы позитивности // Психология, социология и педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/06/6782 (дата обращения: 03.11.2023).

Введение

Ранее мы обнаружили, что позитивные свойства, способности, качества и феномены обнаруживают большое число взаимосвязей друг с другом, очень хорошо коррелируют друг с другом [1]. Однако корреляционный анализ не предоставляет нам возможностей для снижения размерности. Можно ли обнаружить «близость» позитивных личностных свойств, объединить их в факторы путем факторного анализ? В данной работе представлены результаты факторного анализа позитивных личностных качеств – субъективного благополучия, счастья, надежды, эмоциональной зрелости, способности к осознанию настоящего, удовлетворенности жизнью, стремления к личностному росту и инициативы к нему, склонности любопытству и исследованию, мотивации к поиску и осознанию смысла жизни, чувства благодарности.

Методика

Выборка. Выборка. Всего в исследовании принял участие 361 человек в возрасте от 17 до 66 лет (средний возраст 26,68±0,48 года). 91 мужчина и 270 женщин. Испытуемыми выступали студенты и преподаватели МГГУ им. М.А. Шолохова, а также студенты других вузов г. Москвы и работники предприятий г. Москвы различного профиля.

Методы. Для измерения позитивных личностных параметров применялись следующие методики: тест на уровень субъективного благополучия С. Любомирски и Х. Леппер; тест на субъективное счастье М. Фордайса; тест на субъективный уровень надежды Ч.Р. Снайдера (шкала надежды); тест на степень развитости чувства благодарности (М.Е. Маккалах и др.); тест на уровень эмоциональной зрелости М. Аткинсона; тест на уровеньспособности к осознанию настоящего (текущего) момента М. Аткинсона (эмоциональная зрелость и эта способность рассматриваются М. Аткинсоном как факторы «истинного счастья»); тест на степень удовлетворенности жизнью (Е. Дайнер и др.); тест на уровень инициативы к личностному росту К. Робичек; тест на степень выраженности склонности к любопытству и исследованию (Т.Б. Кашдан и др.); тест на уровень мотивации к поиску и осознанию смысла жизни (MLQ) (М.Ф. Стегер и др.) [2-30]. Использовались методы факторного анализа. Всего изучались 10 переменных – уровни субъективного благополучия, счастья, надежды, эмоциональной зрелости, способности к осознанию настоящего, удовлетворенности жизнью, стремления к личностному росту и инициативы к нему, склонности любопытству и исследованию, мотивации к поиску и осознанию смысла жизни, чувства благодарности. Статистические расчеты проводились с применением программы Statistiсa 6.

Результаты

1. Результаты факторного анализа методом главных компонент (без вращения). Данный анализ позволил выделить 1 фактор из трех переменных (факторные нагрузки по абсолютному значению больше 0,7) (доля объясненной дисперсии 4,24). Это переменные: уровень эмоциональной зрелости (факторная нагрузка -0,82), уровень способности к осознанию текущего момента (настоящего) (-0,83), уровень инициативы к личностному росту (-0,72). Более 0,6 по абсолютному значению факторные нагрузки по этому фактору для переменных: уровень субъективного благополучия по тесту С. Любомирски и Х. Леппер (-0,67), уровень субъективного счастья по М. Фордайсу (-0,62), уровень удовлетворенности жизнью (-0,63), уровень мотивации к поиску и осознанию смысла жизни (-0,66).

Этот фактор, по-видимому, можно условно обозначить как «обеспечение общей позитивности». Здесь «ведущие» переменные – эмоциональная зрелость, способность к осознанию настоящего и инициатива к личностному росту как бы обеспечивают позитивное состояние, но не являются признаками какого-то «реализовавшегося» позитивного феномена или качества (ощущения счастья, переживания благополучия или успешности и т.п.).

2. Результаты факторного анализа методом главных компонент (с вращением Varimax raw). Данный анализ позволил выделить 2 фактора. Первый фактор из двух переменных (факторные нагрузки по абсолютному значению больше 0,7) (доля объясненной дисперсии 2,86). Это переменные: уровень инициативы к личностному росту (факторная нагрузка 0,79) и уровень склонности к любопытству и исследованию (0,71), также очень близки по этому фактору к 0,7 факторные нагрузки для переменных уровень эмоциональной зрелости (0,69) и уровень способности к осознанию текущего момента (настоящего) (0,68). Второй фактор из трех переменных (факторные нагрузки по абсолютному значению больше 0,7) (доля объясненной дисперсии 2,57). Это переменные: уровень субъективного благополучия по тесту С. Любомирски и Х. Леппер (0,73), уровень субъективного счастья по М. Фордайсу (0,76), уровень удовлетворенности жизнью (0,78).

Первый фактор аналогично фактору в анализе «без вращения» можно обозначить как «обеспечивающий». Проявление инициативы к личностному росту, любопытство и склонность к исследованию, а также «примыкающие» к ним способность к осознанию настоящего и эмоциональная зрелость как бы обеспечивают позитивную реализацию личности, появление «собственно» позитивных феноменов – удовлетворенности жизнью, субъективного благополучия и счастья – эти «собственно» позитивные феномены объединяет второй выделенный фактор. Его можно назвать фактором собственно позитивности.

3. Результаты факторного анализа методом главных компонент (с вращением Varimax normalized). Результаты практически идентичны результатам с вращением Varimax raw. Выделено 2 фактора. Первый фактор из двух переменных (факторные нагрузки по абсолютному значению больше 0,7) (доля объясненной дисперсии 2,75). Это переменные: уровень инициативы к личностному росту (факторная нагрузка 0,79) и уровень склонности к любопытству и исследованию (0,71), также близки по этому фактору к 0,7 факторные нагрузки для переменных уровень эмоциональной зрелости (0,67) и уровень способности к осознанию текущего момента (настоящего) (0,66). Второй фактор из трех переменных (факторные нагрузки по абсолютному значению больше 0,7) (доля объясненной дисперсии 2,69). Это переменные: уровень субъективного благополучия по тесту С. Любомирски и Х. Леппер (0,74), уровень субъективного счастья по М. Фордайсу (0,76), уровень удовлетворенности жизнью (0,79).

Интерпретация результатов этого анализа совпадает с интерпретацией результатов для анализа с вращением Varimax raw.

Обсуждение

Среди «позитивных» параметров можно выделить собственно позитивные (счастье, благополучие, успешность) и обеспечивающие позитивность (качества и способности, наличие которых у человека способствует счастью, благополучию, успешности и т.п.) .Обеспечивающие параметры можно объединить в фактор «обеспечения позитивности». Это такие параметры, как инициатива к личностному росту, любопытство и склонность к исследованию, способность к осознанию настоящего, эмоциональная зрелость. Также можно объединить и «собственно позитивные» констатирующие позитивность индивидуума) параметры: удовлетворенность жизнью, субъективное благополучие,  субъективное счастье.

Выводы

Среди «позитивных» параметров (параметров, изучаемых позитивной психологией) можно выделить собственно позитивные (счастье, благополучие, успешность) и обеспечивающие позитивность (качества и способности, наличие которых у человека способствует счастью, благополучию, успешности и т.п.).

Обеспечивающие параметры можно объединить в фактор «обеспечения позитивности». Это такие параметры, как инициатива к личностному росту, любопытство и склонность к исследованию, способность к осознанию настоящего и эмоциональная зрелость.

 «Собственно позитивные» параметры также образуют фактор – это удовлетворенность жизнью, субъективное благополучие и субъективное счастье.


Библиографический список
  1. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С., Семенов Д.В. Взаимосвязи позитивных личностных качеств // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66395 (дата обращения: 01.05.2016).
  2. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Русскоязычная версия шкалы надежды Ч.Р. Снайдера. //Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 7 (39). – С. 245-248.
  3. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы надежды Ч.Р. Снайдера. //Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 92-98.
  4. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семёнов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычного варианта шкалы субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер. //Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 7 (35). – С. 136-139.
  5. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии теста «Опросник смысла жизни» (MLQ). //Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 10 (49). – С. 85-96.
  6. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии Шкалы удовлетворенности жизнью. //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2015. – № 9 (53). – С. 444-458.
  7. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы эмоциональной зрелости М. Аткинсона. //Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 10 (54). – С. 547-558.
  8. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычной версии Шкалы удовлетворенности жизнью. //Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 10 (50). – С. 154-161.
  9. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семёнов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычной версии эмоционального теста М. Фордайса. //Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 7 (34). – С. 56-60.
  10. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы чувства благодарности. //Теоретическая и экспериментальная психология. – 2015. – Т. 8. – № 3. – С. 23-30.
  11. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психодиагностические тесты позитивной психологии. Учебно-методическое пособие. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. – 8 с.
  12. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Методики позитивной психологии. Учебно-методическое пособие. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. – 8 с.
  13. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы осознания настоящего (текущего) момента М. Аткинсона. //Alma mater (Вестник высшей школы). – 2016. – № 3. – С. 43-49.
  14. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В.  Психодиагностические ресурсы позитивной психологии. – М.: МПГУ, 2016. – 8 с.
  15. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В.  Психодиагностика в позитивной психологии. – М.: МПГУ, 2016. – 8 с.
  16. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С., Семенов Д.В. Два подхода к измерению субъективного счастья // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14667 (дата обращения: 27.04.2016).
  17. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С., Семенов Д.В. Этнокультурные особенности позитивных личностных качеств в российской популяции // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66631 (дата обращения: 29.04.2016).
  18. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С., Семенов Д.В. Показатели субъективного счастья в российской популяции // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/04/6666 (дата обращения: 01.05.2016).
  19. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С., Семенов Д.В. Особенности ретестовой надежности шкалы депрессии А. Бека // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/04/6649 (дата обращения: 01.05.2016).
  20. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В.  Удовлетворенность браком как позитивное личностное качество. // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 8 частях. Часть 7 / Под ред. В.С. Белгородского, О.В. Кащеева, В.В. Зотова, И.В. Антоненко. – М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016. – С. 177-181.
  21. Семенов Д.В., Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С. Русскоязычная версия Шкалы инициативы к личностному росту К. Робичек // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14668 (дата обращения: 27.04.2016).
  22. Селигман М.Э.П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. – М.: «София», 2006. – 368 с.
  23. Atkinson M. True Happiness – Your Complete Guide to Emotional Health. London: Piatkus books, 2012. – 336 p.
  24. Diener, E., Emmons, R.A., Larson, R.J., & Griffin, S. (1985). The satisfaction with life scale. Journal of Personality Assessment, 49, 71-75.
  25. Kashdan, T.B., Gallagher, M.W., Silvia, P.J., Winterstein, B.P., Breen, W.E., Terhar, D., & Steger, M.F. (2009). The Curiosity and Exploration Inventory-II: Development, factor structure, and initial psychometrics. Journal of Research in Personality, 43, 987-998.
  26. Kashdan, T.B., Dewall, C.N., Pond, R.S., Silvia, P.J., Lambert, N.M., Fincham, F.D., Savostyanova, A.A., & Keller, P.S. (2013) Curiosity protects against interpersonal aggression: Cross-sectional, daily process, and behavioral evidence. Journal of Personality, 81, 87-102.
  27. Lyubomirsky S., Lepper H. S. (1999). A measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation. Social Indicators Research, 46(2), 137-155.
  28. Robitschek, C. (1998). Personal growth initiative: The construct and its measure. Measurement and Evaluation in Counseling and Development, 30, 183-198.
  29. Robitschek, C., & Kashubeck, S. (1999). A structural model of parental alcoholism, family functioning, and psychological health: The mediating effects of hardiness and personal growth orientation. Journal of Counseling Psychology, 46, 159-172.
  30. Snyder, C. R. (2002). Hope theory: Rainbows in the mind. Psychological Inquiry, 13, 249-275.


Все статьи автора «Елшанский Сергей Петрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: