МАЖИТОВА Г.З., НАЗАРОВА Т.В., ФОМИН И.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


МАЖИТОВА Г.З., НАЗАРОВА Т.В., ФОМИН И.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/06/791 (дата обращения: 29.10.2023).

Мажитова Г.З., магистр географии, преподаватель,

Назарова Т.В., магистр географии, преподаватель,

Фомин И.А. магистр географии, ассистент

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

 

 

Глобальные преобразования, происходящие сегодня в сферах социальной и духовной жизни, коснулись и сферу образования. Поиск новых путей совершенствования образования привел к формированию образовательной парадигмы, ориентированной на личность. Только человек, осознающий себя носителем определенных профессиональных, культурных и иных ценностей, способен адекватно выбирать глобальные цели своей деятельности и, проявляя необходимую гибкость, диктуемую конкретными обстоятельствами, неуклонно продвигается к их осуществлению. Но, для того чтобы в процессе общего образования и информатированного развития личность ребенка сформировалась, необходимо, чтобы рядом был педагог.

Сколько помнят себя люди, был среди них Учитель. Был, есть и будет. Судьба каждого живущего на земле человека хотя бы чуточку побывала в его руках. Немногие должности посоперничают с учительской во влиянии на судьбы людей, государств, всего человечества. Люди всегда предъявляли к нему повышенный спрос. Именно от учителя зависит преображение сознания подрастающего поколения.

Учитель своими действиями, оценками, собственным миропониманием помогает учащимся понять особенности социальной и духовной жизни. Его влияние на учеников обусловлено личностными качествами, жизненной концепцией, степенью осознания и принятия сущности и социальной доли педагогической деятельности, своих профессиональных функций и требований к себе как к личности. Профессионально значимыми качествами учителя являются: выдержка и самообладание; душевная чуткость, справедливость, требовательность; педагогический такт; любовь к своему профессиональному труду; научная увлеченность; педагогический долг и ответственность; самоотверженность [1]. Я.А. Каменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием и др.  качествами стать образцом для подражания со стороны учащихся и личным примером воспитывать у них человечность [2].

Учителя должны быть образцом: простоты в – пище, одежде; бодрости и трудолюбия – в деятельности; скромности и благонравия – в поведении; искусства разговора и молчания – в речах. С профессией учителя совершенно не совместимы лень, бездеятельность, пассивность.

Чтобы стать педагогом, мастером своего дела, одних фактических знаний мало, нужно научиться профессионально мыслить, а затем действовать. Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность – сплав теоретической и практической готовности к выполнению какой-либо деятельности.

Учитель-профессионал должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и видеть место каждого участника в педагогическом процессе, уметь организовать деятельность учащихся, предвидеть ее результаты, корректировать возможные отклонения, то есть должен быть компетентной личностью.

Компетентность – это личные возможности должностного лица, его квалификация (знание и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или самому решать вопросы, благодаря наличию у него определенных знаний и навыков [3].

Компетентность педагога зависит от уровня сформированности трех групп компетенций, которыми должен владеть учитель новой формации: методологические (психолого-педагогические) компетенции; общекультурные (мировоззренческие) компетенции; предметно–ориентированные компетенции.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает его теоретическую и практическую готовность к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Содержание подготовки учителя представлено в квалификационной характеристике – нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика – это свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта [4].

Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания – необходимое, но не достаточное условие профессиональной компетентности. Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения.

Педагогическое умение – это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности [5].

Доведение умения до теоретического уровня анализа – одна из важнейших задач обучения будущих учителей педагогическому мастерству.

Модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. В.А. Сластенин [6] все педагогические умения разделил на 4 группы:

1) умения «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи;

2) умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса, оптимальный выбор форм, методов и средств его организации;

3) умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами  и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий; активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающее его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий;

4) умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

Содержание теоретической готовности учителя не редко понимается лишь как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Но формирование знаний не самоцель. Знания, не будучи сведенными в систему, остаются никому не нужным достоянием. Вот почему необходимо обращение к формам проявления теоретической готовности. Таковой является теоретическая деятельность, которая проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие у учителя аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных умений.

Содержание практической готовности выражается во внешних (предметных) умениях, действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.

К организаторским умениям как общепедагогическим относят мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные.

Коммуникативные умения учителя-воспитателя структурно могут быть представлены как взаимосвязь группы перцептивных умений, собственно умений общения (вербального) и умений и навыков педагогической техники.

В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А.С. Макаренко [7]. Отвергая утверждение о предопределенности педагогического мастерства врожденными способностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение.

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Педагогическое мастерство – это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя.

В.А.Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, – в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы»[8].

Таким образом, профессиональная компетентность требует от педагога постоянного и регулярного обновления разнообразной информации из многочисленных источников. Действенность профессиональных знаний, перевод их в практическую деятельность во многом определяются степенью овладения педагогом комплексом умений (освоенных способов деятельности) и навыков (автоматизированных умений), педагогических технологий и техник, формирующихся на основе данных знаний.

 

Список использованной литературы:

  1. А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова. Введение в педагогическую деятельность. Москва, 2007 г.
  2. С.Б. Елканов. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. Москва, 1989 г.
  3. И.П. Подласый. Педагогика. Новый курс. Москва: «Владос», 2002 г.
  4. Ю.К. Бабанский. Педагогика. Москва: «Просвещение», 1981 г.
  5. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. Общая педагогика. Москва: «Владос», 2002 г. 7
  6. Н.А. Морева. Основы педагогического мастерства. Москва: «Просвещение», 2006 г.
  7. А.С. Макаренко «О воспитании». Москва, 1990 г. 15
  8. В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям». Киев, 1973 г. 10

 

 



Все статьи автора «Назарова Татьяна В.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: