Как известно из древних времен и кузнец, гончар, плотник и представители других профессий стремились обучать своему ремеслу других, то есть передавали секреты своей профессии. “Для человека и сорока профессий мало”, “ Моя профессия- мой почёт” эти народные пословицы появились на свет как результаты усердной трудовой деятельности.
Бухара, Фергана, Самарканд, Сурхандарья, Кашкадарья, Самарканд, Коканд, Самарканд, Наманган и Ташкент издавна славятся своими ремесленниками. Десятки изделий в различных сферах деятельности выпускаются в этих областях для экспорта в заграницу. Сюда можно включить следующие изделия: украшения, вышивки, гончарство, кузнечные изделия, мужская одежда, производство обуви, кулинария, мебель и т.д. Но в связи с социальным развитием некоторые из этих сфер деятельности были на грани исчезновения и только независимость Республики Узбекистан дала возможность их вновь возродить и перенимать профессии наших предков подрастающими поколениями.
В связи с этим, основная цель обучения и трудового воспитания в колледже учащихся это вооружение их необходимыми знаниями на основе науки и техники, привитие им уважения и любви к национальным ремеслам, которые требуют от учителя педагогического мастерства в ознакомлении и объяснении с особенностями этих профессий.
Естественно, что чувство любви к труду и профессии у учащихся не возникает само собой. Эти качество формируются в образцовом показателе родителей в семье, а в школе через проведение уроков труда, различных мероприятий, кружков и т.д. По нашему мнению формирование таких качеств возможны путём широкого разъяснения о традициях трудолюбия народов Востока, которые ценятся на протяжении веков
Эти разъяснительные работы могут проводиться в форме различных мероприятий: беседы, встречи, общие обсуждения с учащимися.
Для исследования уровня сформированности трудолюбия у учащихся профессионального колледжа, мы провели диагностическое исследование:
№1 анкетирование –выявляющий этап в начале исследования,
№1 анкетирование – формирующий этап в конце исследования
В исследовании участвовали 30 учащихся 1-го курса профессионального колледжа города Намангана. С целью изучения уровня сформированности трудолюбия среди учащихся колледжа мы разработали анкету из 7 вопросов, которые были заданы в 1 этапе исследования.
ВОПРОСЫ:
1.Какие рассказы и пословицы вы знаете о труде?
2.По своему ли желанию вы выбрали свою профессию в данном профессиональном колледже? И почему?
3.Кому говорят: Достиг своего счастья благодаря своей профессии?
4.Что необходимо сделать для достижения благополучия в семье?
5. Кому говорят: Его труд пошёл на смарку?
6. Что необходимо сделать человеку для достижения своих желаний и мечты?
7. Какие пословицы о трудолюбии вы знаете?
Таблица №1.Показатели проведенного исследования
Участвовали 30 учащихся | 1.в начале эксперимента | 2.в конце эксперимента | ||||||
№ | Вопросы | Выс | Сред | Низ | Выс | Сред | Низ | |
1 | Какие рассказы и пословицы вы знаете о труде? | 1 | 3 | 26 | 10 | 12 | 8 | |
2 | По своему ли желанию вы выбрали свою профессию в данном профессиональном колледже? И почему? | 7 | 4 | 19 | 15 | 10 | 5 | |
3 | Кому говорят: Достиг своего счастья благодаря своей профессии? | 3 | 2 | 25 | 20 | 8 | 2 | |
4 | Что необходимо сделать для достижения благополучия в семье? | 4 | 10 | 16 | 25 | 5 | - | |
5 | Кому говорят: Его труд пошёл на смарку? | 3 | 8 | 19 | 20 | 6 | 4 | |
6 | Что необходимо сделать человеку для достижения своих желаний и мечты? | 6 | 10 | 10 | 23 | 7 | - | |
7 | Какие пословицы о трудолюбии вы знаете? | 2 | 4 | 24 | 20 | 8 | 2 |
Согласно №2 таблице можно определить, что поставленная в эксперименте нами цель выполнена. И при диагностике после нашего формирующего эксперимента мы получили следующие результаты:Согласно таблице №1. Показатели проведенного исследования на заданные вопросы из 30 учащихся 8 участвовали активно, которые составляют 27% из всех 100 % присутствующих на мероприятии. Затем было проведено аналитическая беседа по определению термина «трудолюбие», «сознательное отношение к труду». Также были рассмотрены следующие аспекты: «Я и моя профессия», «Какую пользу я могу привести обществу и себе?», «Каковы мои жизненные ценности и место труда в данном списке?». Посредством разъяснительной работы мы организовали (беседы, встречи, общие обсуждения) и провели формирующий эксперимент, где были получены следующие результаты.
Этапы эксперимента | Позитивные ответы |
1 этап | 27% – 8учеников |
2 этап | 57%- 17 учеников |
Таблица №2.Этапы эксперимента
По проделанной работе можно сделать следующие выводы: работа по формированию трудолюбия у учащихся должна планироваться и проводиться и посредством разъясняющих мероприятий, встреч, аналитической работы, которые дадут позитивные результаты. С помощью педагогической диагностики необходимо целенаправленно оценивать уровень формирования трудолюбия у студентов колледжа.
Одним из основных условий человечности это духовно-нравственное воспитание, приобретение профессии и при воспитании гармонично развитой личности они считаются одной из основных факторов.
Подготовка учащихся к сознательному выбору профессии это основная задача школы реализуются с учётом 2-х факторов:
- учёт потребности общества в кадрах;
- учёт личных способностей молодёжи;
Последнее связано с профессиональным самосознанием личности
При профессиональной пропаганде в школах широко используются следующие виды и формы мероприятий: лекции, беседы, конференции, встречи, вечера, дискуссии, организация специальных радиопередач, оформление стенгазет или уголков.
Библиографический список
- Ибрагимов. Б. Актуальные вопросы воспитания молодёжи. T.: 2009. с.218
- Mo’ydinоv R. Xushnazarоva M. Ma`naviy merоs va yoshlar tarbiyasi fan: 2006.с.185
- Мунавваров А.К. “Семейная педагогика” T.: «Укитувчи” 1994 с.160