МУН Л.Н. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ


МУН Л.Н. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/09/1064 (дата обращения: 29.09.2017).

Одним из современных педагогических направлений последних десятилетий является культурная образовательно-воспитательная деятельность в музее. Активизация данного вида деятельности связана с поисками образовательных технологий, позволяющих преодолеть имеющийся разрыв между образованием и культурой. О роли перспективного направления в современном образовательном пространстве говорилось и писалось много и учителями и музейными сотрудниками. Однако ряд важнейших аспектов этой педагогической деятельности в музее, названной музейной педагогикой, не достаточно глубоко раскрыты, что позволяет обсудить их основательнее.

В авторитетных источниках определение музейной педагогике нет. Зато ряд исследователей рассматривают это понятие по-разному: и как «научную дисциплину, развивающуюся на стыке музееведения, педагогики, психологии…» (Ю.Н. Протопопов, Б.А. Столяров и др.); и как «область педагогической деятельности…», включающую в себя взаимодействия музея и посетителя (Т.В. Чумалова). Какое же из определений наиболее точно раскрывает суть этой деятельности? Для выяснения рассмотрим ряд современных факторов, которые охватывают образовательно-воспитательную область педагогики, связанную с научными и практическими аспектами взаимодействия музея и посетителя-школьника.

Одним из факторов следует отметить постоянно растущий интерес к музею. Интерес обусловлен тем, что в стремительно меняющемся мире только музей остается единственным и стабильным хранителем памятников мировой художественной культуры, являясь при этом фактически центром формального и неформального образования для всех категорий посетителей. Следующий фактор популярности музейной педагогики определяет понимание необходимости гуманизации образования и воспитания творческой личности, что требует непосредственного обращения к вековому культурному наследию.

Обоснованность актуальности перечисленных современных факторов также подтверждается огромным духовным потенциалом музея и его существованием как исторически сложившегося социально-культурного института. Самым ценным и главным его (музея) достоянием является информация, заложенная в предметных коллекциях. Многогранность информационных ресурсов музея (от книжно-письменной, визуальной культуры до аудивизуальной и мультимидийной) безгранична, что позволяет постоянно использовать ее широкому кругу населения. Отсюда музей и его образовательно-воспитательная деятельность может рассматриваться, как важнейший институт культурной преемственности, формирующий психологическую и нравственную ориентацию учащихся как в социокультурном, так и в историческом пространстве.

Не следует забывать и о том, что информация, полученная непосредственно от подлинных произведений искусства в музее, связана с особым эмоциональным восприятием. Эмоциональный отклик (по Л.С. Выготскому включение «умных эмоций») погружает в историческую эпоху и формирует «систему мировоззренческих представлений». Поэтому в качестве основных педагогических принципов культурной воспитательно-образовательной деятельности в музее исследователями выделены: максимальная активность учащихся, включающая в себя самостоятельность в формулировке выводов; системность с учетом возрастных особенностей музейной аудитории; предметная наглядность; междисциплинарный подход, обеспечивающий интеграцию программного материала; создание новых образовательных технологий, основанных на синтезе искусств.

С учетом перечисленных выше педагогических принципов современное развитие музейной педагогики происходит в нескольких направлениях (в стенах школы, учреждениях дополнительного образования, школьных музеях, специальных детских экспозициях). Каждое из направлений имеет свою специфику, преследует собственные цели и задачи. Но в основе каждого из них лежит решение одного из важнейших направлений современного общества – включение культурного наследия, с его огромным образовательно-воспитательным потенциалом, в систему обучения. Для этих целей создаются специальные структуры: музейные культурные центры, детские музейные центры, школы искусств и т.п.

Практический опыт подсказывает, что рассматривать музейную педагогику следует не только, как область, направленную на сферу взаимодействия ученика с предметным миром музея, но и как деятельность, связанную с предметным миром, находящимся вне его стен и составляющим значительную часть повседневного образовательного процесса. Это направление музейной педагогической деятельности имеет ряд особенностей. Речь идет о переносе музейной информации непосредственно на школьный урок или занятия в учреждениях дополнительного образования: дома творчества, художественные студии эстетического развития и т.д. Широко использовать такой перенос позволяют инновационные аудивизуальные, мультимидийные технологии, а также разнообразные интерактивные формы  и методы обучения.

В развитии данного направления следует отметить предметно-наглядный метод образования, который включается непосредственно в повседневную школьную практику. Предмет становиться главным действующим лицом на уроке, а ученик приобщается к окружающему предметному миру культуры. Учитывая тот факт, что школьник сегодняшнего дня катастрофически утрачивает способность видеть, понимать, сущность увиденного, подмечать значительные детали, обобщать увиденное, применение предметно-наглядного метода становиться, по мнению ряда исследователей, первостепенной задачей (Чумалова Т.В.).

Также актуален и поиск путей совершенствования образовательно-воспитательной деятельности музея, который успешно реализуется через интерактивные педагогические технологии, содержательной основой которых является синтез искусств. В педагогике синтез искусств эстетически организует и систематизирует образовательное пространство благодаря гармоничной взаимосвязи, основанной на взаимопроникновении, взаимовлиянии и взаимообогащении разных видов искусств, порождающих целостное представление и понимание окружающего мира (Л.М.). Универсальность его определяется параметрами, включающими в себя духовно-нравственные, художественно-эстетические и импровизационно-творческие аспекты. Что касается современного образовательного пространства, то его педагогические признаки (креативность, многоаспектность, интерактивность) и качественные характеристики (познавательная, развивающая, эстетическая и др.), как показала практика, способствуют успешному формированию творческого потенциала учащихся.

Рассмотрим музейный проект «Сказки А.С. Пушкина» на примере поэмы «Руслан и Людмила». Проект познакомит посетителя-школьника с поэтическим текстом, авторами иллюстраций, редакторами, издателями и другими музейными артифактами.

Отметим три сюжетные линии поэмы. Первая – волшебство и фантастика, воспитательной целью которой является развитие художественно-образного воображения. Предлагается для школьников младшего и среднего звена. Сценарий первой сюжетной линии включает: Лукоморье, его персонажи; царство Чепномора; превращения Людмилы; шествие Черномора.

Вторая сюжетная линия – героическая. Цель её – воспитание патриотических чувств. Предлагается для младшего, среднего и старшего возраста. Сценарий второй сюжетной линии основан на создании образа героя и выявлении патриотического и героического мотивов поэмы: образ Руслана на контрасте с образами Фарлафа и Ратмира; встреча Руслана с Головой. Обсуждая тему войны, следует проанализировать её нравственные аспекты: бой Руслана с Черномором, с чужеземными завоевателями, посягнувшими на захват русских земель и др.

Третья сюжетная линия – красота и любовь. Цель её – воспитание эмоциональных чувств, духовных и нравственных качеств развивающейся личности. Предлагается для среднего и старшего школьного возраста. Сценарий третьей сюжетной линии  раскрывает понятие красоты как эстетической составляющей поэмы «Руслан и Людмила». Тема любви в поэме рассматривается через образ Людмилы (женственность, верность, кокетство):  перед свадьбой, после свадьбы, в саду Черномора и т.д.

Объединяющим элементом музейного проекта, синтезирующим все виды искусств, становиться «пушкинское слово». Яркому эмоциональному восприятию литературного текста поэмы будет способствовать обращение к музыкальному искусству (опера М.И. Глинки), живописи (иллюстрации к поэме), архитектуре (например, соборы Кремля, интерьеры Теремного дворца и др.), прикладному творчеству (видеоматериалы, костюмы эпохи) и др.

Методикой, успешно реализующей технологию, основанную на синтезе искусств, является импровизационный (от лат. improvisus – неожиданность, внезапность, спонтанность) прием автореференция  (от лат. autoreferentis – самовоспроизведение или самоприложение), точнее автореферентная  импровизация. Интерактивный прием формирует творческие навыки и создает условия для их воплощения в художественном продукте на заданную тему.

Автореферентность проявляется в том случае, когда идея (в нашем случае идея создания художественного продукта) действует сама на себя, то есть воспроизводит саму себя. Как это происходит в написании автопортрета и автобиографии, а также в самовоспитании, самопознании, самосовершенствовании и т.д. Английский писатель Сэмюэл Батлер справедливо заметил: «Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, – это всегда автопортрет».

Методический прием позволяет переносить художественную информацию с языка одного искусства на язык другого с помощью метафорического (от греч. metaphora – перенесение) перевода. Посетитель-школьник в процессе выполнения творческого задания испытывает радость открытия благодаря обобщению по аналогии (греч. analogia – соответствие, сходство). Знания, полученные им, переносятся на менее изученные, сходные по существенным свойствам и качествам художественные произведения и, как правило, выливаются в умозаключения.

Например, в музейном проекте «Сказки А.С. Пушкина» посетителю-школьнику предлагается при создании художественного продукта представить себя в образе любого персонажа поэмы, который будет действовать по выбору: а) в прошлом (времена, описанные поэмой); б) в настоящем (в современной действительности); в) в будущем (на тему сюжетной линии художественной поэмы). Во всех трех вариантах идея создания художественного образа (продукта) имеет импровизационный характер и автореферентна по сути, так как направлена учеником на самого себя. То есть процесс импровизации всегда автореферентен.

Универсальность алгоритма процесса автореферентной импровизации, выполняемой учеником на заданную тему, заключается в мгновенном, интуитивном выборе формы творческого продукта. А так как импровизационный творческий продукт дважды точно повторить нельзя, то ученик имеет возможность бесконечно самосовершенствовать себя и художественный образ. Причем, творческим продуктом может быть не только театрализация художественного образа, но и его живописное изображение, а также прикладное – создание костюма из подручных материалов, и, даже, сочинение собственной арии-речитатива и многое др.

Первостепенной задачей интерактивного методического приема является формирование когнитивного (от лат. cognitia – знание, познание) мышления, развивающего интеллект учащихся в ходе освоения художественно-творческой деятельности и обогащение социального опыта. Прием призван: обострить эмоции; развить интуицию; быстроту мышления; чувственные реакции; погрузить учащихся в образный мир художественного произведения, научить понимать его; побудить к самосовершенствованию.

Рассмотренные выше предметно-наглядный метод Т.В. Чумаловой и авторский интерактивный прием автореферентой импровизации в современной системе музейного образования  позволят: адаптировать школьника к социокультурной среде; широко использовать интерактивные технологии, активизировать познавательно-творческую деятельность. Приоритетность данных методических технологий опирается на органическое сочетание принципов классической педагогики и законов искусства, их воздействия на формирующуюся личность посредством естественной связи с произведениями искусства.

Исследователи в сфере музейной педагогики отмечают, что создание максимально благоприятных условий для общения школьника с произведениями искусства (ассоциативные ряды: визуальные, акустические, пластические и т.д.) на уроке и во внеурочной деятельности, а также освоение опыта живого, непосредственного восприятия искусства в музее развивают художественную фантазию и воображение, так необходимые современному человеку. Наличие навыков (восприятия, осмысления, воображения и т.д.) позволят ученику адекватно воспринимать содержание предметной информации: понимать смысл языка того или иного искусства; аналитически подходить к его оценке, творчески смоделировать процесс общения с предметной средой музея.

Но, самым главным достоинством культурной воспитательно-образовательной деятельности в музее является создание у школьника целостного представления об окружающем мире на основе общения с предметными реалиями прошлого и настоящего. Не случайно философ XIX в. Н. Федоров определил музей «как образ мира…». И важно научить школьника видеть и понимать глубокий историко-культурный контекст в процессе раскрытия внутренних смыслов предметов окружающего мира. Овладев этим навыком, ученик не будет испытывать дискомфорт в окружающем его современном образовательном пространстве.

 Список литературы

  1. Бирюков С.Н. Импровизационность в музыке и ее стилевые типы. – М., 1980.
  2. Гальперин П.Я. Формирование творческого мышления //Деятельность и психологические процессы: Тез. докл. V Всесоюзного съезда психологов. – М., 1977.
  3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. – М.: Педагогика, 1972.
  4. Петряков А.М. Михаил Шемякин. Зазеркалье Мастера. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. – 448. – С. 126.
  5. Абрамов Г.М. «Голос». Мифология звука // Балет. – М., 1998.- № 9-12.-С. 56.


Все статьи автора «milamun»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: