СИНЕНКО И.В. ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ


СИНЕНКО И.В. ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ


Рубрика: Педагогика, Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/10/1103 (дата обращения: 30.10.2023).

Имеющиеся и традиционно используемые рекомендации по организации работы педагога с детьми в адаптационный период касаются процессов обучения по принципу тематического планирования, при этом помощь ребенку в самой адаптации не является самоцелью, то есть решение задач собственно адаптационного периода совпадает с задачами обучения, дидактическими задачами. Тем самым нагрузка на психику ребенка усиливается, что может препятствовать быстрой успешной адаптации.

В основу представленной ниже технологии положены принципы развития и концентричности. Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного периода состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественно воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Таким образом, приспособительной концепции адаптации противопоставляется конструирующая концепция.

Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода в ДОУ для ребенка второго года жизни построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели. Такой подход основан на особенностях усвоения знаний и формирования навыков в раннем возрасте, а именно детьми второго года жизни.

При разработке содержания программы необходимо исходить из факторов, которые могут вызвать у ребенка состояние адаптационного срыва, поэтому работа по программе строится прежде всего как профилактическая. Все факторы объединяются в три проблемы и решаются поэтапно:

- новая организация взаимодействия со взрослым;

- новая организация среды;

- необходимость взаимодействия с ровесниками.

Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период – формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя. Работа по каждому из разделов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций. Их решение достигается как в процессе использования разработанной системы адаптационных игр с детьми, так и при организации специфических видов детской активности, имеющих психогимнастический характер: игр с природным материалом, озвученными игрушками и пр.

Первый этап – развитие контактов со взрослым (ко второму этапу переходят после установления доверительных контактов)

Второй этап – освоение новых видов занятий, игрового пространства (к третьему этапу переходят после формирования у ребенка уверенного поведения в новой пространственно-игровой среде)

Третий этап – формирование контактов с ровесниками.

1-й этап. Формирование доверительных взаимоотношений с новым взрослым.

Цель: формирование привязанности к воспитателю.

Задачи: удержать внимание на новом взрослом, установить контакт, вызывать инициативу в общении, совместные положительные переживания, стимулировать подражание, учить действовать по инструкции.

Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами, игры-шутки.

2-й этап. Формирование ориентировок в пространственно-игровой среде.

Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.

Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон, учить ориентироваться в новых предметных условиях, подчиняться правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий.

Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, игры-имитации, предметные игры.

3-й этап. Формирование положительных контактов с ровесниками.

Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.

Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника- сорадование; формировать умение действовать сообща;  обучать обмену действиями как способу общения.

Форма организации взаимодействия: психотехнические игры, хороводные игры.

Оказание психолого-педагогической помощи ребенку в адаптационный период предполагает индивидуальный поход, в том числе и учет темперамента ребенка.

Принципы организации взаимодействия с ребенком:

- педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка;

- используются естественные, повседневно возникающие ситуации;

- приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство;

- усвоение правил протекает в игровой форме;

- обучение и воспитание включено в происходящее взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.

Требования к организации взаимодействия:

- взрослый организует действие поочередно с ребенком;

- взрослый называет предметы, игрушки, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в руках;

- взрослый поддерживает все проявления активности ребенка, откликается на стремление ребенка к вниманию взрослого;

- необходимо создание коммуникативных пауз, выбор темпа разговора с учетом состояния ребенка;

- важно организовать эмоционально насыщенные игровые ситуации;

- предусмотреть профилактику и торможение отрицательных эмоций.

Приемы торможения отрицательных эмоций:

- переключение;

- игры с песком, водой;

- игры с бытовыми предметами;

- пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);

- спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами);

- игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и пр.)

Требования к проведению адаптационных игр:

- игра повторяется в течение дня несколько раз;

- при введении новой игры знакомые игры повторяются;

- задачи предыдущего раздела программы при их освоении переносятся в последующий раздел при введении новых задач;

- знакомые игровые ситуации включаются в бытовые процессы;

-игры и бытовые процессы каждодневно дополняются приемами торможения отрицательных эмоций;

- за единицу взаимодействия с ребенком игра может повторяться несколько раз, но прекращаться до того, как к ней пропал интерес, при желании ребенка игра возобновляется;

- продвижение в освоение каждой игры для каждого ребенка организуется индивидуально по количеству повторений;

- при повседневном использовании игр учитывается состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возращение к играм, которые были освоены ранее.

Требования к организации образовательного процесса:

- определение достаточного места для ходьбы, бега, игры с мячами, каталками;

- создание комплекта предметов для торможения отрицательных эмоций;

- соединение игровых уголков с реальными бытовыми ситуациями;

- зрительное уменьшение пространства (расположение мебели не по периметру, а так, чтобы образовались маленькие «комнатки»);

- включение в среду предметов, сделанных мамой, предметов обихода из дома.

Как показывают научные исследования, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем не только в садике, но и дома тоже), не давая им возможности побыть с собой.

Подберите игры для детей в соответствии с из темпераментами: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

  1. Игры-потешки («Сорока-ворона», «Ладушки»).
  2. Игра в мяч.
  3. Раскрашивание картинок.
  4. Веселые подвижные игры.
  5. Танцы по веселую музыку.
  6. Хороводы.
  7. Игры с песком и водой.
  8. Игры-эксперименты.
  9. Пазлы.
  10. Игра с кеглями.
  11. Конструкторы.
  12. Мозаика.
  13. Лепка.
  14. Рассматривание иллюстраций и настольные игры.
  15. Экспериментирование с красками.
  16. Ритмичные танцы.
  17. Подвижные игры.

С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами. С ребенком-сангвиником стоит играть в веселые, подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале педагога всегда должен быть набор разноплановых и при этом нескучных игр.

Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры. Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят игрушки-животных, которые можно погладить и приласкать. Грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.



Все статьи автора «Доронина Ирина Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: