Традиционная модель образования слишком статична, монологична, ориентирована на дисциплинарное разграничение знания в виде относительно автономных, замкнутых систем хранения информации, которой надлежит быть “вложенной” в головы учащийся. Эта модель, будучи по преимуществу закрытой и близкой к равновесию, оказывается практически неспособной к развитию, а потому становится все более неадекватной реальностям процесса глобальных изменений мира, вступающего, по выражению Э. Ласло, в эру эпоху бифуркации [1, 2]. В период реформирования экономики и образования в нашей стране возникла необходимость в эффективном развитии инновационной составляющей российской системы высшего профессионального образования (ВПО) и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.
Рост количества неконкурентоспособных российских вузов, и вместе с тем наблюдающийся острый недостаток квалифицированных специалистов в регионах и отраслях экономики, вставшей на путь инновационного развития, вызвали необходимость внесения изменений в концепцию модернизации ВПО, результатом реализации которых является укрупнение российских вузов, отраслевое объединение учреждений НПО, СПО и ВПО, реализация в вузах образовательных программ начального и среднего профессионального образования. Наряду с проводимыми содержательными переменами требуются и организационно-структурные преобразования в системе подготовки специалистов, а также поиск новых форм и методик на всех этапах этой работы – довузовской, вузовской и поствузовской. Новая парадигма высшего образования, характеризуемая следующими чертами: образование, доступное из любой точки земного шара; образование через всю жизнь; образование без отрыва от производства [3]. Достижение основной цели непрерывного образования в обществе знания (пожизненное обогащение творческого потенциала личности) возможно только в кластерной среде.
Идущие тенденции развития профессионального образования требуют разработки более совершенных способов регулирования рынка образовательных услуг. Существующая структура и качество профессионального образования противоречат задачам социального и экономического развития как отдельных регионов, так и страны в целом [4]. Внутренние причины актуализации проблемы качества профессионального образования – это инновационный подъем, децентрализация управления, коммерциализация образования, его регионализация и демократизация помимо положительного воздействия на образование ведут и к негативным последствиям, которые отражаются на качестве подготовки специалистов [5].
Дифференциация и индивидуализация профессионального образования являются предпосылкой интеграционных процессов, один из которых – формирование и развитие образовательных кластеров [6]. В ближайшем будущем основную роль в обеспечении устойчивой конкурентоспособности национальной экономики будет играть именно кластерная политика развития. Формирование и развитие региональных кластеров оценивается как важное конкурентное преимущество современной экономики, обеспечивающее реальный синергетический эффект, как основа регионализма в глобальной экономике. В соответствии с выводами М. Портера о конкурентных преимуществах, кластеры отражают тенденцию к интеграции и обобществлению экономики [7,8,9]. Те регионы, в которых складываются и функционируют кластеры, становятся лидерами экономического развития [10].
Делая ставку на кластерное развитие, необходимо учитывать такие побочные явления, как [11]:
- возможность эффекта блокировки компаний, т. е. не исключено, что одиночные компании будут более конкурентоспособными по сравнению с кластерными;
- угроза гиперспециализации кластера;
- излишняя «брендизация» кластера.
Теоретическую основу для исследования образовательных кластеров составляют: кластерный подход в профессиональном образовании (Г.В.Мухаметзянова, Е.А.Корчагин, Н.Б.Пугачева, А.В. Леонтьев); теории деятельности и педагогического проектирования (В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.П. Беспалько, Г.И. Ибрагимов, B.C. Леднев, М.И. Махмутов, В.А. Сластенин); концепция непрерывного образования (Б.С. Гершунский, Г.В. Мухаметзянова, A.M. Новиков); исследования, раскрывающие проблемы социального партнерства и управления качеством образования в профессиональной школе (Анисимова П.Ф., Мухаметзяновой Г.В., Ибрагимова Г.И., Шуберта Ю.Ф., Корчагина Е.А., В.П.Панасюк, М.М.Поташник, А.С. Субетто); региональные аспекты развития системы высшего образования исследовали Абросимов А.Г., Васильченко Н., Иванов В.С., Ковалевский В.П., Майбуров И.А., Миляева Л.Г., Рыкун А.Ю., Смирнов С.Б.; изучение образовательной услуги проводится в работах Коваленко А.И., Белякова С.А., Бутаковой М.М., Балаевой М., Предводителевой М., Лукашенко М.А.; исследования рынка образовательных услуг отражены в работах Аветисова А.А., Березина И.С., Валиева Ш.З., Запесоцкого А.С., Молчановой И.Н., Немцова С.И., Степановой В.В., Лукашенко М.А.
Американская теория кластеров и кластерной политики в наибольшей степени ориентирована на практику. Британский подход к вопросу повышения конкурентоспособности уделяет большее внимание развитию цепочек добавленной стоимости и локальных кластеров между развитыми и развивающимися странами. Скандинавская школа известна разработкой нескольких концепций, в частности, национальных региональных инновационных систем и экономик обучения для регионов.
Все три теории не дают четкого определения основных критериев конкурентоспособности страны, региона, но выделяют такие показатели, как производительность труда, доля в экспорте, общая занятость населения, качество управления и образования.
Таблица 1
Теоретические предпосылки |
Авторы, исследователи |
Личностно-ориентированное обучение | Бондаревская Е.В. |
Инновации в образовании | Бордовский В.А. |
Блочно-модульное обучение | Батышев С.Я. |
Всеобучающиеся системы | Белан Е.П. |
Инновация (нововведение) – это процесс внедрения новых преобразований в различные сферы деятельности, а также в производство и промышленность [12]. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Суть инновационного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее» [13]. Результатом таких преобразований является новшество. Инновационные процессы изменяют лишь технологическую составляющую системы образования.
Инновационная культура – это готовность и способность общества к инновациям во всех их проявлениях: в управлении, образовании, производстве, законодательстве.
Процесс модернизации представляет собой такое усовершенствование системы, которое преследует цель – привести её в соответствие с современными требованиями, сделать систему современной. Модернизация предполагает применение и использование инноваций. Устойчивость системы профессионального образования обеспечивается благодаря инвариантной структуре, которая выступает системообразующим и системосохраняющим фактором в системе [14].
Инновационная деятельность – это процесс создания инноваций, включающий научные исследования, экспериментальные разработки, подготовку и пуск производства, а также деятельность, обеспечивающую создание инноваций – научно-технические услуги, маркетинговые исследования, подготовку и переподготовку кадров, организационную и финансовую деятельность [15].
Инновационная инфраструктура высшего учебного заведения — это совокупность субъектов инновационной деятельности и взаимосвязей между ними, которые производят новые знания и новшества, преобразуют их в новые продукты и услуги, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка [16]. К основным составляющим инновационной инфраструктуры вуза относятся:
- информационная инфраструктура (СМИ; специализированные выставки, конференции и т. д.; каталоги, базы данных; центры изучения спроса и конъюнктуры рынка; Интернет; библиотеки);
- инновационные посредники (инновационные агентства; консультационные центры, в том числе юридические, патентно-лицензионные и др.);
- финансово-кредитная инфраструктура (бюджет, бюджетные и внебюджетные фонды поддержки науки; венчурные фонды; коммерческие банки; частные инвесторы);
- организационные структуры поддержки (структурные подразделения органов государственного и местного управления; академии, вузы и государственные научные центры; технопарки, инкубаторы);
Связь педагогических технологий с социальным заказом [12]
Таблица 2
Элементы инновационных педагогических технологий |
Факторы современного социального заказа системе высшего образования |
1. Формирование в учебных процессах целостной позиции: «студент – субъект образования: индивид – личность – человек». | Целостное восприятие окружающего мира как «био-социо-дух» и ощущение единства с ним, формирование в современном специалисте гуманистической позиции и экологической культуры. |
2. Овладение студентами технологией самоопределения в учебном процессе. | Овладение технологией принятия решений, свободой выбора, умением адаптироваться в условиях перемен. Овладение технологией прогнозирования ситуаций, предупреждения чрезвычайных событий (вместо преодоления последствий). |
3. Использование при составлении программ технологии структурирования содержания по модульной системе. | Овладение культурой системного подхода в социальной деятельности, овладение мировоззренческим принципом дополнительности вместо борьбы противоположностей, овладение моделью устойчивых систем; овладение позицией «человек свободный» в условиях выбора; преодоление линейного догматического мышления, овладение культурой планетарного мышления. |
4. Использование технологии разрешения проблем как методологической основы методов в учебном процессе. | Преодоление потребительской позиции в жизнедеятельности; преодоление расхождения слова и дела, их несоответствия здравому смыслу; толерантность в суждениях, общении, действиях. |
5. Использование приемов самооценки результативности педагогического взаимодействия как овладение рефлексивной культурой. | Целостное восприятие процесса и результата деятельности, повышение уровня развития, дозированное стремление к лучшему качеству жизни. |
6. Использование работ в малых группах как наиболее эффективной модели образования. | Овладение технологией формирования команды в соответствии с социокультурными нормами, овладение технологией демократического общения как технологией «горизонтальных» коммуникаций. |
- инфраструктура знаний (система многоуровневого непрерывного образования в инновационной сфере, включающая университетские комплексы, научно-исследовательские институты и реализующая связанный с ними процесс формирования инновационной культуры в научном, академическом сообществах и предпринимательском секторе).
В области высшего образования наиболее актуальными инновациями будут следующие:
- Переориентация целей высшего профессионального образования на получение образования, ориентированного на развитие личности, её способности к научно-технической и инновационной деятельности на основе социального заказа.
- Конструирование учебного процесса как системы, способствующей саморазвитию личности.
- Интеграцию знаний, приобретаемых в ходе изучения смежных дисциплин и создающих предпосылки для проблемно-модульного изучения ряда дисциплин.
- Проведение на факультетах инновационной и экспериментальной работы.
- Перемещение акцента с процесса преподавания на процесс учения самих студентов, освоения ими опыта самообразования под руководством преподавателя на основе увеличения внеаудиторной самостоятельной работы за счет сокращения аудиторной, сведения последней к разумному минимуму.
- Повсеместное внедрение технологии обучения В.Ф.Шаталова в учебный процесс.
- Обеспечение учебного процесса материально-техническими средствами на уровне современного социокультурного развития общества.
Библиографический список
- Аршинов В.А. Философия образования и синергетика: Как синергетика может способствовать новой модели образования?: Статья. – [электронный ресурс]. URL: http://spkurdyumov.narod.ru/Arsh.htm (дата обращения 05.01.2010г.).
- Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: монография. – Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010. – 92 с. (Рекомендовано УМО РАЕ по образованию в области высшего образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений).
- Белан Е.П. Стратегическое управление развитием регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза: диссертация … доктора педагогических наук: 13.00.08.- Ростов-на-Дону, 2007.- 380 с.
- Валеев Н.М. О ходе реформирования системы начального и среднего профессионального образования Республики Татарстан. Статья. [электронный ресурс]. URL: mon.tatar.ru/rus/file/pub/pub_23451.doc (дата обращения 05.01.2010г.).
- Одинабекова Р.М. Социокультурное обеспечение качества профессиональной подготовки студентов в техническом колледже: Диссертация. … канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань, 2005. – 195 с.
- Корецкий Г.А., Лапыгин Д.Ю. Предпосылки интеграции в образовательный кластер //ВлГУ: электронный журнал. – 2006. – № 4. – [электронный ресурс]. URL: http://journal.vlsu.ru/index.php?id=58 (дата обращения 02.01.2010г.).
- Матвейкин В.Г., Дворецкий С.И., Минько Л.В. и др. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития. – М.: Машиностроение-1, 2007. – 284 с.
- Марков Л.С. Экономические кластеры как форма функционирования и развития промышленного региона (на примере кластера высоких технологий г.Новосибирска): Автореф.диссертации … кандидата экономических наук: 08.00.05.- Новосибирск, 2006.- 24 с.
- Трещевский Ю.И., Исаева Е.М., Мовсесова М.Г. Управление эффективностью организаций на основе интеграции //Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. – 2008. – № 2. – С.13-20.
- Кудрявцева О.В. Доминирование кластеров в экономике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. – № 11. – С.149-151.
- Горетов И.Н. Роль специализации в региональном кластерном развитии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. – № 5. – С.105-108.
- Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. – Барнаул: Изд-во Алтайского ГУ, 2002. – [электронный ресурс]. URL: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/ Part1/index.html (дата обращения 06.01.2010г.).
- Сайт «Приоритетные национальные проекты». [электронный ресурс]. URL: http://www.rost.ru (дата обращения 06.01.2010г.).
- Землянухина С.Г., Землянухина Н.С. Инновационность и устойчивость в процессе модернизации современного российского образования // Инновации. – 2005. – № 10.
- Халин В.Г., Коростышевская Е.М. Исследовательские университеты: мировой опыт // Инновации. – 2005. – № 7.
- Шкутько О.Н. Развитие элементов инновационной инфраструктуры в системе высшего образования /Материалы международной научно-практической конференции «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2008. — 316 с. – [электронный ресурс]. URL: http://belisa.org.by/ru/izd/other/ Kadr2008/kadr08_175.html (дата обращения 06.01.2010г.).