УДК 37.022

ВНЕДРЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Зайцев Роман Валентинович
Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт" (Харьков, Украина)
кандидат технических наук, старший преподаватель

Аннотация
В статье рассматриваются основные проблемы применения мультимедийных технологий в образовательном процессе в ВУЗе. Отмечается недостаточное влияние информационных технологий в целом, и мультимедийных в частности, на образовательный процесс. Характеризуются возможные пути оптимизации процессов внедрения мультимедиа в учебный процесс на основе информационной системы высшего учебного заведения.

Ключевые слова: высшее образование, мультимедийные технологии


IMPLEMENTATION MULTIMEDIA TECHNOLOGY IN HIGHER EDUCATION

Zaitsev Roman Valentinovich
National Technical University "Kharkov Technical Institute" (Kharkov, Ukraine)
PhD, senior teacher

Abstract
The paper deals with the problem of multimedia technologies implementation into educational process of a higher education. Insufficient influence of information technologies, on the whole, and the multimedia ones, in particular, on the educational process is noted. The possible ways of optimization of multimedia technologies implementation into educational process on the basis of the information system of a higher education institute is investigated.

Keywords: higher education, multimedia technologies


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Зайцев Р.В. Внедрение мультимедийных технологий в высшем образовании // Психология, социология и педагогика. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/11/2596 (дата обращения: 30.09.2017).

Перспективы использования в образовании компьютера и информационных технологий (ИТ) и новые тенденции их развития начали исследоваться учеными из самых разных наук, а также педагогами практически с момента их создания. В последнее время ИТ стали обязательной составляющей учебного процесса, появилось большое количество исследований и публикаций, посвященных тематике ИТ в высшем образовании. Определились самые актуальные направления использования информационно-коммуникационных технологий в высшем образовании, увеличивается опыт их использования для достижения разнообразных учебных целей. Достаточно интересным является и то, что по мере увеличения темпов развития компьютерной техники, электронных и мультимедийных средств, интернет-технологий возникают новые проблемы их применения в высшем образовании [1, 2].

Однако современная учебная практика демонстрирует, что реальное положение вещей и эффективность процессов компьютеризации и информатизации пока еще далеки от идеализирующих прогнозов специалистов. Это касается даже наиболее развитых стран мира, еще более сложно эти процессы протекают в нашей стране. И основная проблема заключается в том, что при всей глобальности внедрения компьютеров в образовательный процесс до настоящего времени информационно-коммуникационные технологии не оказывают на него того значимого влияния, с которым связывались надежды практиков образования.

В настоящее время ИТ продолжают использоваться как современное учебное средство, которое позволяет улучшать, в целом традиционное образование [2]. Однако оно не изменяет при этом ни учебных целей, ни содержания предмета, ни точки зрения обучаемого, которому остается лишь пассивно получать знания и информацию. Вместе с тем ученые акцентируют внимание на то, что для установленной формы мультимедийного обучения стандартным должно стать создание предметов на уровне целых учебных предметов, связанное с изменением целей и содержания. В данном случае имеется в виду создание новых курсов, изначально сконцентрированных на применении всех учебных методов, включая интерактивные технологии. Только такой подход приведет к совершенствованию образования, существенному увеличению его эффективности и качества, необходимость которых вызвана постоянным развитием общества.

Технические возможности для создания таких предметов существенно расширились с появлением и распространением ИТ, которые привели к появлению такого направления в современном обучении, как мультимедиа. Мультимедийные технологии (МТ) позволили объединить возможности компьютерной, аудио- и видеотехники. В настоящее время МТ равноправно рассматриваются учеными как приоритетные, отражающие современную культуру с ее повсеместной интеграцией.

Учебный потенциал мультимедийных технологий позволяет существенно повлиять на все составляющие обучения – цели, содержание и методы обучения. Результаты внедрения МТ высоко ценятся как зарубежными, так и отечественными учеными, хотя научное обоснование такого процесса находится на начальной стадии. Однако, невзирая на это, обучающие МТ, как и ИТ, на данный момент еще не оказывают значительного влияния на образование и характеризуются, в первую очередь, всего лишь использованием в обучении мультимедиа-средств.

На современном этапе развития ИТ создано множество разнообразных мультимедийных объектов и средств, которые могут активно применяться в учебной практике: мультимедиа- и интернет-справочники по практически всем областям науки, игровые и аутентичные тренажеры с эффектом полного погружения в ситуацию, мультимедийные обучающие системы и комплексы и многое другое. Стремления большинства стран в последнее время направлены на модернизацию системы образования, основанную на широком применении МТ, которые представляют собой новые возможности для обучения.

В украинском образовании как использование МТ и их возможностей, так и их непосредственное привлечение в процессе обучения на данный момент еще только начинают сталкиваться со сложностями. В первую очередь возникают материально-технические сложности, однако ни у кого не вызывает сомнения, что МТ даже на текущем начальном этапе развития приводит к расширению спектра форм, методов и средств обмена информацией в процессе обучения.

Наилучшие условия для внедрения в процесс обучения образовательных МТ обеспечиваются в ВУЗах, в которых ведется подготовка специалистов информационного направления. В таких заведениях немного легче проходит развитие необходимой технической базы, создания комплекса программных продуктов, привлечения для этого необходимого круга специалистов, внедрению мультимедийных средств обучения. Однако, наряду с этим, обнаруживается и большое число проблем, в частности организационного характера, которые замедляют процесс эффективного развития.

Очевидным является и то, что информатизация образования, заключающаяся в техническом обеспечении ВУЗов современным компьютерным оборудованием, требует неминуемых существенных материальных затрат. Средства государственного бюджета, выделяемые на эти цели, имеют конкретное назначение и могут решить лишь малую часть реально необходимых потребностей. Именно по этой причине, большинство учебных заведений, включая ВУЗы, не получивших государственного финансирования, решают такие проблемы за счет перераспределения собственных материальных средств и привлечения внешних источников финансирования. Указанная оптимизация достигается объединением имеющихся ресурсов и созданием в ВУЗе собственной образовательной информационной системы (ИС). ИС, в идеальном случае, должна представлять собой среду, в которую входят существующие компьютерная техника и сети, базы данных, программные комплексы, необходимый для их обслуживания персонал, технические средства связи и т.д. ИС ВУЗа должна включать в себя все указанные составляющие, объединяя их в образовательную систему.

Различные ресурсы ВУЗа, включая материальные, финансовые, информационные и организационные могут рассматриваться как составляющие ИС, определяющие динамику, направленность и характер ее развития. Но все же ядром ИС ВУЗа должна являться система обучения. Все остальные составляющие и подсистемы ИС должны быть направлены именно на динамичное развитие и поддержание функционирования такой системы.

В организационной части система образования ВУЗа представляет собой учебно-методический комплекс (УМК), который является уникальным для каждого направления обучения. Обычный УМК направления включает государственный стандарт, учебный план, рабочий учебный план, рабочую программу дисциплин, а также целый ряд учебно-методических материалов. Каждая дисциплина, в свою очередь, обеспечена УМК, предопределяющим необходимый набор документов [3, 4].

Инновационные методики, появившиеся в последнее время, новые технические средства и способы демонстрации информации позволяют создать на основе ИТ такой УМК, который позволит создать условия для одновременной реализации разных образовательных целей, предоставить выбор наилучшей для каждого учащегося скорости изложения материала, наиболее полно удовлетворять ожидания учащихся. Использование таких УМК позволит повысить общую культуру образовательного процесса, уменьшить различия между реальной жизнью и работой со всеми ее сложностями и новыми учебными методами.

Наряду с вышеизложенным, обеспечение образовательного процесса в среде ИС обычно базируется на структуре УМК представленного в виде списка учебных дисциплин, объединённых по соответствующим областям [2]. Однако очевидным является то, что такая формализация не дает представления предметной области в целом и не способствует совместной деятельности различных кафедр, факультетов и ВУЗов. Указанное приводит к необходимости привлечения новых способов и методов более целесообразного представления УМК в практической деятельности педагога.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что современный УМК обязательно должен быть основан на МТ, наилучшим образом использовать все достижения традиционных и новых ИТ, объединять в себе интерактивную электронную составляющую, которая обеспечивает УМК средствами визуализации материала и индивидуализации процесса обучения. Основную роль в мультимедийных УМК должны играть объяснительно-иллюстративное и интерактивное обучение с использованием МТ, трехмерной анимации и др.

Рассмотренное системное использование учебных МТ обеспечивает общую информатизацию образовательного процесса, которая отвечает мировым требованиям к усовершенствованию системы образования. При этом МТ будут не только одним из средств, используемых в обучении аналогично другим, а одним из основных компонентов ИС ВУЗа.

Также не менее важной необходимой составляющей ИС является система дистанционного обучения, особенностью которого является общение учащихся с преподавателем посредством компьютерной сети и сети Интернет. Только с использованием новых ИТ, развитием форм электронного образования связываются возникшие возможности создания открытой системы обучения, которая позволяет каждому отдельно взятому учащемуся выбирать индивидуальную траекторию обучения. Перспективное развитие дистанционного образования должно обеспечить формирование единого образовательного пространства в рамках мирового научного сообщества. В международной практике такой вид обучения, обусловленный существенным развитием ИТ и сети Интернет, уже достиг весьма широкого распространения.

В программной части развитие дистанционного образования опирается в первую очередь на использовании мультимедиа-технологий [3]. Именно поэтому их применение в образовании должно быть направлено на динамичное развитие открытых форм обучения, которое требует преодоления психологической привязки учебного процесса к аудиториям ВУЗа, и переход к новым для украинского учащегося виртуальным формам обучения.

Организация образовательной ИС ВУЗа в значительной мере зависит от качества ИС, которые входят в его образовательную систему. Для формирования объемной ИС обязательно необходим широкий круг специалистов, таких как вебдизайнер, контент-менеджер, программист, копирайтер, редактор, фото- и видеомастер и др. И вопрос подбора такой группы профессионалов, способных создать ИС наилучшим образом, наиболее актуальна при создании ИС в области обучения. На украинском рынке труда на сегодняшний день, к большому сожалению, еще мало команд, которые профессионально занимаются созданием рассматриваемых образовательных программ.

Наряду с этим достаточная простота использования ИТ для формирования различной информационной продукции, включая электронные издания, привели к возникновению в кругу специалистов иллюзии, что почти любой специалист в области ИТ, равно как и неспециалист, обладающий базовыми техническими приемами и методами работы на персональном компьютере, может сопоставлять себя с разработчиками мультимедийных и образовательных изданий. В ряде случаев разработкой образовательных систем в ВУЗах занимаются непосредственно преподаватели, которые отлично знают материал, но отнюдь некомпетентны в современных МТ и не имеют достаточных знаний в области специфики мультимедиа контента и вебдизайна, которым настоящие специалисты уделяют немало внимания. Как следствие, в образовательных программах упускаются или практически не используются все основные преимущества МТ, а особенно возможность создания индивидуальной учебной программы и интерактивность.

С другой стороны, если для формирования мультимедийных образовательных средств привлекают специалистов в ИТ сфере, то зачастую это сугубо специалисты-программисты, не акцентирующие должного внимания на содержании программы и подходящие к созданию образовательной программе формально, что аналогичным образом не обеспечивает высокого качества.

Указанная проблема усложняется и приобретает чрезмерную актуальность в случае создания и внедрения в образовательный процесс мультимедийного УМК. Такой комплекс нельзя создать единожды и не подвергать изменениям. Практически ежегодно изменяется государственная нормативная база и организационные условия обучения, создаются новые и развиваются существующие ИТ, происходят перестановки в преподавательском составе кафедр и прочее. В связи с этим, УМК требует системной, непрерывной и постоянной модернизации и усовершенствования, в котором разные функции необходимо выполнять различным специалистам, как преподавателям, так и специалистам-программистам.

На фоне рассмотренного, создание временных научно-программных коллективов из соответствующих специалистов-фрилансеров, что получило в последнее время достаточно широкое распространение, не сможет решить эту проблему. Решение проблемы требует существенного изменения обязанностей  преподавателей различных подразделений ВУЗа и специалистов-программистов ВУЗа, введения дополнительных должностей и обязанностей. Таким образом, повышение требований к знаниям специалистов и преподавателей ВУЗа в области ИТ подготовки обязательно должно быть отображено в их должностных обязанностях.

В настоящее время указанная проблема является достаточно сложной в организационном плане, она имеет множество различных аспектов: существующий утвержденный список должностных обязанностей преподавателя не содержит пунктов, связанных с такой работой; из каких финансовых активов оплачивать такую работу; далеко не все преподаватели желают изучать новые ИТ и др.

Но, невзирая на все недостатки, рассмотренное направление усовершенствования образовательной деятельности ВУЗа не имеет альтернативы, т.к. является одним из обязательных условий модернизации украинского образования.


Библиографический список
  1. Елинер, И. Г. Визуализация обучающих информационных систем [Текст] / И. Г. Елинер // Информационные технологии в профессиональном образовании, научной и библиотечно-информационной деятельности : сб. науч. ст. / науч. ред. и сост. В. В. Головин, Т. В. Ляшенко, А. В. Соколов. – СПб. : СПбГУКИ, 2008. – С. 83–87.
  2. Кушнир, И. Е. Зайцев // Информационные ресурсы и технологии в гуманитарном образовании : сб. ст. / науч. ред. и сост. Г. А. Гордукалова, Т. В. Ляшенко, В. В. Головин. – СПб. : СПбГУКИ, 2006. – С. 92–96.
  3. Шлыкова, О.В. Немного о мультимедиа в профессиональном образовании [Текст] / О. В. Шлыкова // Библиотека. – 1998. – № 4. – С. 55–57.
  4. Шлыкова, О. В. Обучение интернет-ресурсам в вузах культуры и искусств [Текст] / О. В. Шлыкова // Научные и технические библиотеки. – 2002. – № 3. – С. 66–72.


Все статьи автора «Роман Зайцев»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: