УДК 37:001.12

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА ДЕТСКОГО ДОМА

Старкова Дарья Владимировна
Томский Государственный педагогический университет
аспирант

Аннотация
В статье анализируются особенности формирования личности воспитанника детского дома, проблемы эмоционального развития и трудности социализации детей-сирот.

Ключевые слова: воспитанник, детский дом, формирование личности


FEATURES OF THE FORMATION OF THE PERSONALITY OF THE PUPIL'S HOME

Starkova Daria Vladimirovna
Tomsk State Pedagogical University
graduate student

Abstract
The paper analyzes the characteristics of the formation of the personality of the pupil's home, the problems of emotional development and socialization difficulties orphans.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Старкова Д.В. Особенности формирования личности воспитанника детского дома // Психология, социология и педагогика. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/12/2628 (дата обращения: 27.05.2017).

Ранняя психическая депривация, неблагоприятные условия пребывания ребенка в дезинтегрированной семье, наследственная отягощенность – всё это в  пересечении является теми условиями, которые влияют на становление личности детей-сирот. Вопреки существующей вариативности индивидуального психического формирования человека, исследования выявляют некоторые исключительные особенности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и проживающих либо в сиротских учреждениях, либо в подвальных помещениях и заброшенных зданиях. К коллекции наиболее явных особенностей развития воспитанников детских домов исследователи причисляют проблему социализации. Истоки появления этих особенностей, они находят в «несоответствии требований к ребенку в ходе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям». Под проблемой социализации А. П. Симонов подразумевает «комплекс затруднений ребенка при опробировании той или иной социальной роли». Родившись, младенец сразу оказывается в мире социальных межличностных отношений, в котором каждый имеет много ролей: семьянина, друга, соседа, политика, горожанина, жителя деревни и т. д. Осиливая эти роли, индивидуум социализируется, становится личностью. Социальная среда развития ребенка в учреждении для детей-сирот или интернате при отсутствии позитивных для него контактов (семья, друзья, соседи и т. п.) влечет тот факт, что образ роли утверждается на основе разнонаправленной информации, впитываемой ребенком-сиротой из различных источников. По этим причинам зачастую формируются ошибочные стереотипы социальных ролей. Формируется искаженное толкование своей роли в социуме как сироты. И эту роль с ее восприятием человек несет через всю свою жизнь. Ввиду трудностей социализации не двигается и решение задач адаптации, автономизации и активизации личности. Реализация притязаний на признание реализуется зачастую через физическое превосходство среди сверстников, а порой и посредством асоциальных поведенческих форм.

Социальная среда человека непосредственно связана с правами и обязанностями, с законами общества. Воспитанники детских домов, как обособленная общность, живут по нравственному устою группы, вопреки законам, полагаясь на групповую совесть, поруку и пр. Социальная ситуация взросления в условиях детского дома без родительской опеки, условия жизни (пребывание каждого ребенка круглые сутки среди детей и взрослых, скученность, отсутствие минимально необходимых для уединения пространств в помещениях; отсутствие частных вещей и своего места), нарушения в сфере коммуникаций ребенка мощно воздействуют на формирование его личности, сбивают его понимание себя, отношение к самому себе, являются преградой для осознания себя как личности [2]. Выпускники, выходя из стен детского дома, чувствуют себя освобожденными, самоуверенными, самостоятельными и взрослыми людьми, но столкнувшись с реалиями жизни, далеко не многие могут самостоятельно социализироваться. Приходит переоценка ценностей, необходимы ответы на возникающие социальные вопросы. Некоторые из выпускников обращаются назад в детский дом за получением помощи и внимания. Наибольшие затруднения и отклонения от нормального курса произрастания личности воспитанников детдомов и интернатов выявляются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере. Эти отклонения иллюстрируются повышенной тревожностью, эмоциональной напряженностью, психическим утомлением, эмоциональными стрессами, повышенной чувствительностью к различного рода препятствиям, неготовностью преодолевать трудности, конформизмом, снижением потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивностью, недоверчивостью, вспыльчивостью, несдержанностью, чрезмерной импульсивностью в активности, эмоциональной холодностью, уходом в себя, нарастанием пассивности, депрессией, неуверенностью в себе, снижением самоорганизованности, целеустремленности, недостаточным развитием самостоятельности, неадекватной самооценкой. Джерсилд выражает идею, что выросшие без семьи дети не имеют способности к полноценным эмоциональным переживаниям; навык ребенка любить окружающих, говорит он, тесно связан с тем, сколько любви окружало его в детстве, и в какой форме она проявлялась [3].

Оперевшись на исследования некоторых российских авторов, приоритетно гуманистического направления (И. В. Дубровина, Г. В. Грибанова, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых А. Г. Рузская, и др.), также можно вычленить ранние сбои эмоционального развития, связанные с дефицитом социального и эмоционального опыта, источником которого является мать, её присутствие и воздействие порождают возникновение и развитие чувства безопасности и стабильности у ребёнка. Базовые эмоционально-личностные деформации присущи детям-сиротам, как последствие эмоциональной депривации, неудовлетворённой нужды в эмоционально тёплом контакте. Нарушение схемы эмоциональной вовлеченности во взаимоотношения с окружающими меняет развитие всех сфер психики ребенка. Рассмотрим более подробно отличительные черты общения воспитанников детского дома как с ровесниками, так и с взрослыми. В детском доме минимизация общения ребенка с взрослым влечет гипертрофию, сверхценность этой необходимости, к практически полной  зависимости эмоционального состояния ребенка от отношения к нему взрослого. На фоне острой нужды в общении с взрослым, а также высоким уровнем зависимости от взрослого более явно проявляется жесткое поведение в отношении воспитанников детского дома к взрослым. Это ярко иллюстрируют результаты теста Розенцвейга. Наличие агрессивных реакций по отношению к взрослому есть ни что иное как необходимость этого общения в сочетании с неумением принять ответственность за разрешение конфликта, по сути, мы видим потребительское отношение к взрослому, позицию  ожидать или даже потребовать решения своих трудностей от окружающих. Агрессивность, грубость ответов, адресованная взрослым воспитанниками детского дома (по итогам теста Розенцвейга), не соответствует принятой в нашем понимании культуры норме взаимоотношений ребенка и взрослого и характеризует отсутствие  у этих детей сформированной соответствующей дистанции в коммуникации со взрослыми.

Трудности существенно чаще возникают у воспитанников детского дома в конфликтных ситуациях с взрослыми и со сверстниками, чем у детей, воспитывающихся внутри семьи. Вследствие неуверенности в себе, проявляется явная защитная реакция: агрессивность, стремление винить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и отсутствие способностей к продуктивному, конструктивному решению конфликта. Для понимания причин возникновения указанных отличий поведения у воспитанников детского дома недостаточно уточнения лишь узости, ограниченности их коммуникаций с взрослыми, с одной стороны, и высокой интенсивности контактов со сверстниками как простых количественных характеристик с другой. Взрослыми в учреждении или в школе являются педагоги, или люди, кто якобы хочет поддержать ребенка в трудной ситуации, так называемые «единомышленники». Но общение с педагогами часто носит характер поучительности и навязывания, не воспринимается адекватно со стороны детей, а «единомышленники» являются авторитетами и близкими по духу личностями. Такие приятели чаще всего способствуют приобретению негативного опыта общения с взрослыми и прививают отрицательный стиль поведения. Отсутствие положительного примера лишает детей-сирот возможности успешно существовать самостоятельно. Особенно важно, что в детском доме ребенок постоянно контактирует с одной и той же, очень узкой группой сверстников, в некоторых учреждениях они именуются «семьей», что подменяет реалистичное понимание данного термина. Воспитанник вынужден относиться к какой-либо группе («семье») детей, но по собственному желанию не может сменить ее на другую. Причастность к определенной группе сверстников при этом оказывается в определенной степени безусловной. Это влечет то, что отношения между сверстниками складываются не как дружеские, а по типу родственных, как между братьями и сестрами. Такое общение со сверстниками в детском доме можно, с одной стороны, рассматривать как благоприятный фактор, формирующий эмоциональную стабильность, защищенность, когда группа сверстников выступает как семья, а с другой стороны, нельзя не видеть и минусов.

Равнозначные контакты совершенно не способствуют освоению навыков общения со сверстниками, способности наладить равноправные отношения с незнакомым сверстником, адекватно оценить себя и свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения. Старшие воспитанники выступают в роли старших братьев и сестер, но, ввиду отсутствия положительного примера для себя, транслируют лже-образцы для младших. Именно в такой схеме получаем существенное недоразвитие того, что в психологии именуется «интимно-личностной стороной общения» [1]. Запаздывание в становлении интимно-личностного общения со сверстниками наблюдается уже в дошкольном детстве: контакты со сверстниками в дошкольном детском доме,  по сравнению с их сверстниками в детском саду, существенно слабее, они очень однообразны, покладисты и отличаются малым количеством эмоций. Базой такого отставания служит отсутствие эмпатии, т.е. сопереживания, сочувствия, навыка и желания разделить свои переживания с другими людьми. Собственно, логично описать особенности эмоциональной среды воспитанников детского дома: 1. пониженным фоном настроения; 2. ослабленной гаммой эмоций; 3. увеличенным уровнем  страхов, беспокойства, тревожности; 4. сверхимпульсивностью, взрывчатостью; 5. отсутствием понимания эмоционального настроя другого человека. Понимая это, можно с уверенностью утверждать, что проблемы эмоционального развития детей-сирот обусловливают специфические требования к условиям учреждения, в котором будет взращиваться личность воспитанника детского дома. Однако, реальность показывает, что на текущий момент в детских домах часто преобладает приказной тон общения, к воспитанникам чаще обращаются по фамилии, имя почти всегда сочетается с фамилией.

Зачастую имя используется для приказа и практически не используется для проявления заботы и любви, ввиду того, что в круговороте профессиональных обязанностей педагогов лежит воспитание и обучение не одной личности, а целой группы. В результате из-за дефицита “родительской любви и внимания” у ребенка проявляется негативное отношение к своему имени и личности. Результаты психологических обследований показывают значительные проблемы развития личности у большинства воспитанников детских домов в разных возрастных группах. Наибольшее количество проблем и отклонений от нормального становления личности наблюдается в эмоционально-волевой сфере, с нарушением компетентности социального взаимодействия, неуверенности в себе и своих силах, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что в итоге приводит к значительному снижению “силы личности”. Отрицательная динамика развития личности воспитанников детского дома сохраняется во всех возрастных группах.


Библиографический список
  1. Автухов И.Т. Детский дом Текст. / Т. И. Автухов. Москва -Государственное издательство Петроград, 1923. 70с.
  2. Антонова Л.Н. Организация работы в детском доме — интернате Текст. / Л. Антонова // Социальное обеспечение. № 13. – 2005. – С.8-11.
  3. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. — 2-е изд., доп. — М.: Вита-Пресс,1997.-С.113.


Все статьи автора «Darya-star1»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: