УДК 37.06

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКОВ К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Яковлева Анна Александровна
Университет Российской академии образования
студенка 2-ого курса магистратуры

Аннотация
Статья посвящена изучению проблемы формирования познавательных интересов к иностранному языку в подростковом возрасте. Выявлена и обоснована необходимость развития познавательной активности школьников в процессе изучения иностранного языка.

Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, иностранный язык, подростковый возраст, познавательный интерес


CULTIVATION OF THE TEENAGER’S COGNITIVE INTERESTS IN PROCESS OF STUDYING FOREIGN LANGUAGE

Yakovleva Anna Aleksandrovna
NOU VPO University of RAO
student of magistracy, second year

Abstract
The article is devoted to studying of a problem of cognitive interests’ formation to learning of foreign language at teenage age. Need of cultivation of cognitive activity of school students learning of foreign language is revealed and proved.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Яковлева А.А. Развитие познавательных интересов школьников к иностранному языку // Психология, социология и педагогика. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/12/2680 (дата обращения: 03.10.2018).

Проблема изучения и формирования познавательных интересов личности в процессе взаимодействия учитель-ученик в условиях средней школы приобретает особое значение в связи с возрастающей ролью знаний во всех сферах жизни общества и изменением парадигмы образования в России. На сегодняшний день, существуют значительные пробелы в обеспечении условий формирования познавательных интересов учащихся. Проблема взаимосвязи мотивации с познавательными процессами, а также влияние познавательных интересов на эффективность усвоения знаний недостаточно разработана как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Эффективность развития познавательных интересов подростков в целом зависит от того, насколько сильно выражен уровень мотивационных предпочтений учащихся. Интерес к учебной деятельности предполагает сформированность мотивационных образований. Первоочередными задачами в развитии познавательных интересов можно считать инициацию познавательных процессов, актуализацию социальных внутренних потребностей и формирование мотивационного пространства современного ученика. Поскольку познавательный интерес выражает избирательное отношение к знаниям, лежащим в основе мировоззрения конкретного человека, он является неотъемлемой частью общей направленности личности [3]. В таком случае, мотив познавательной деятельности школьника можно определить как внутреннее психологическое интегральное образование, обусловленное индивидуальной предрасположенностью ребенка  и направленное на удовлетворение познавательной потребности в процессе учебной деятельности. Причем характер познавательной направленности школьников во многом зависит от степени успешности их учебной деятельности. Общую стратегию формирования познавательных интересов можно представить следующим образом: познавательный интерес образуется в случае, если ученик понимает учебную задачу, значение упражнений и самостоятельно, активно и сознательно выполняет действие с учебным материалом. Выбор адекватных приемов психологического воздействия, таких как: «эмоциональное единение», «эффект любопытства», «иллюзия присутствия», музыкальная пауза, имитация действий учителя и т.д., – отражается на процессах, стимулирующих познавательную активность [2].

Ведущими компонентами познавательной деятельности в подростковом возрасте являются: направленность на оценку и связанные с ней стремление к достижению высоких результатов, уважение преподавателей, желание избежать осуждения за плохую учебу; познавательная потребность, потребность в новизне, желание быть готовым к очередным занятиям; потребность в положительных эмоциях. Необходимо учитывать уровень устойчивости познавательных интересов, который не исчерпывается мыслительной деятельностью и готовностью ребенка к школьному обучению [1]. Стимулами познавательных интересов являются потребность в знаниях в целом и иностранного языка в частности, потребность в самообучении, а также в поиске новой информации, потребность в достижении успеха в процессе усвоения иноязычного материала.

Специфика предмета «Иностранный язык» заключается в том, что его изучение предполагает процесс общения, предоставляет возможности для личного ориентирования подростка в специально организованных реальных жизненных ситуациях, и делает личностно значимой практически любую учебную тему. Это довольно важно в подростковом возрасте в связи с высоким уровнем потребности детей в общении. Содержание предмета «Иностранный язык» создает условия для формирования коммуникативной мотивации в ходе учебного процесса. Цель учителя – добиться понимания учебной задачи, пробудить интерес школьников, вызвать эмоциональное реагирование и познавательный интерес, создать условия для возникновения ответственности и актуализации социальной потребности.

Формирование познавательных интересов подростков зависит от стиля общения учителя с классом (авторитарный, демократический, либеральный и др.), а также личностных предпочтений и качеств учащихся (аккуратности, ответственности, самостоятельности и др.). На современном этапе деятельность преподавателя должна быть направлена ​​на создание в классе условий, стимулирующих развитие внутренней мотивации учеников. Источник внутренних мотивов опирается на вполне осознанную познавательную потребность, насыщение которой происходит в процессе учебной деятельности. Познавательный интерес придает этой деятельности личностный смысл и является результатом взаимодействия преподавателя и ученика [4].

Продуктивное обучение иностранному языку является результатом не только способов и приемов обучения, но взаимоотношений внутри класса, эмоциональной связи учителя с учениками, которая, в свою очередь, усиливает когнитивные способности и внутреннюю мотивацию учащихся. Даже если школьник настроен на вдумчивую плодотворную работу при отсутствии эмоциональной связи с преподавателем его желание воспринимать, обрабатывать и использовать информацию резко снижается. Непосредственность и естественность в поведении преподавателя облегчает усвоение материала школьниками и положительно влияет на процесс обучения и активизацию познавательных процессов. Учитель английского языка должен подходить к учебному процессу не только как к процессу передачи знаний, умений и навыков по специальности, но и побуждать школьников к самостоятельному накоплению навыков общения, необходимых  для дальнейшей успешной социализации в обществе.

Проблема формирования познавательных интересов в процессе изучения иностранного языка в средней школе достаточно широко исследуется с точки зрения индивидуальных характеристик как ученика, так и учителя. Отсутствие у школьников познавательных интересов является непосредственной причиной неуспеваемости. Познавательная деятельность в целом способствует легкому и быстрому усвоению материала, повышению самооценки, гармоничному развитию личности. В подростковом возрасте у ребенка впервые появляются мысли о собственной реализации и самостоятельности. Активизация познавательной деятельности подростка определяет и формирует положительную мотивацию к учению, которое в этот возрастной период приобретает осознанный личностный смысл.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1979. – 160с.
  2. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Морозова Н.Г. – Москва: Знание, 1979. – 48 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология»; № 2).
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Сб: Питер, 2008. – 400с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  4. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования / И.С. Якиманская. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 220с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «annayakovleva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: