УДК 378

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОЙ РАБОТЫ НА ТЕХНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ РВВДКУ

Юдин Тимофей Михайлович1, Гумелёв Василий Юрьевич2, Пархоменко Александр Викторович3, Мартысенко Владимир Витальевич4
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент
4Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, старший преподаватель

Аннотация
В статье рассмотрены основные задачи и особенности организации научной работы с курсантами на кафедре эксплуатации вооружения и военной техники РВВДКУ.

Ключевые слова: исследования, кафедра, научная работа, основные задачи, творчество, техническое решение


SOME FEATURES OF THE ORGANIZATION OF SCIENTIFIC WORK AT THE TECHNICAL DEPARTMENT OF RVVDKU

Yudin Timothy Mikhailovich1, Gumelev Vasiliy Yuryevich2, Parhomenko Alexander Viktorovich3, Martysenko Vladimir Vitalyevich4
1Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, associate professor
2Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences
3Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, associate professor
4Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, senior teacher

Abstract
The article considers the main tasks and peculiarities of organization of scientific work with cadets at the Department of operation of armament and military equipment of RVVDKU.

Keywords: creativity, Department of, main tasks, research, scientific-research work, technical achievement


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Юдин Т.М., Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Мартысенко В.В. Некоторые особенности организации научной работы на технической кафедре РВВДКУ // Психология, социология и педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/02/2784 (дата обращения: 29.10.2023).

Научная работа в любом военном высшем учебном заведении является одним из важнейших средств повышения качества подготовки его выпускников. Задействованные в решении задач научной работы преподаватели, адъюнкты, курсанты, специалисты различных служб, научные сотрудники лабораторий обмениваются наработанным исследовательским опытом, развивают свои творческие способности, совершенствуют навыки самообразования. Все это позволяет лицам, систематически принимающим участие в научной работе, успешно адаптироваться к современным быстроизменяющимся условиям и требованиям военной службы, в том числе быстро и качественно осваивать принципиально новые образцы вооружения и военной техники, поступающие в настоящее время в Вооруженные Силы Российской Федерации.

Научная работа в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова (РВВДКУ) организована согласно требованиям приказов Министра Обороны РФ и Устава Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища.

Основные задачи научной работы, решаемые в училище, представлены согласно рисунку 1.

Важнейшими результатами научной работы являются выполнение научно-исследовательских работ, написание монографий, диссертаций, научных статей, докладов, отчетов и сообщений, участие в исследованиях на войсковых учениях и других мероприятиях оперативной, мобилизационной и боевой подготовки войск, подготовка научно-педагогических и научных кадров в рамках целевой адъюнктуры училища.

  Рисунок 1 – Основные задачи научной работы в РВВДКУ

Следует отметить, что в план научной работы училища постоянно включены те или иные научно-исследовательские работы заданные приказами (директивами) Министра Обороны и его заместителей, Командующего Воздушно-десантными войсками и его заместителей, а также научно-исследовательские работы, заданные начальником училища, и исследования, проводящиеся по инициативе самих кафедр.

Командование училища считает, что одним из важнейших направлений педагогической деятельности является работа курсантов в военно-научном обществе, организованном в РВВДКУ.

В 2013 году курсанты военно-научного общества РВВДКУ приняли участие в выполнении тридцати двух научно-исследовательских работ (было задействовано 206 курсантов) и ста двадцати четырех заданий исследовательского характера. Курсантами было сделано двести пятьдесят два научных доклада, сообщения и реферата, опубликовано в печатных изданиях девяносто три научных статьи по различным аспектам военной науки. Также курсанты училища подали двести семнадцать рационализаторских предложений.

По итогам научной работы за 2013 год кафедра эксплуатации вооружения и военной техники (кафедра ЭВ и ВТ) из восемнадцати кафедр училища заняла второе место. Большая заслуга в этом начальника кафедры доцента А.В. Пархоменко. Под его руководством практически весь преподавательский состав кафедры активно привлекает курсантов к участию в научной работе. Поэтому рассмотрим особенности организации научной работы на технической кафедре на примере кафедры эксплуатации вооружения и военной техники РВВДКУ.

Военно-научная работа курсантов (ВНР) на кафедре осуществляется в общей системе научной работы кафедры и всегда тесно увязывается с образовательным процессом и плановыми научными исследованиями.

На кафедре эксплуатации вооружения и военной техники сформулированы следующие основные задачи ВНР:

- постоянное формирование, развитие и углубления интереса к техническому творчеству;

- обучение навыкам самостоятельной работы при решении технических задач;

- углубление и творческое восприятие знаний, получаемых в ходе обучения;

- выявление одаренных наиболее технически грамотных курсантов как возможного потенциала для решения задач военной науки.

Основными формами ВНР курсантов являются:

- привлечение к участию в научно-исследовательских работах кафедры;

- выполнение конкретных исследовательских заданий в ходе проведения войсковой стажировки;

- разработка научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным вопросам технических наук и выступление с ними на различных научных мероприятиях (кстати, эта форма научной работы формирует у курсантов навыки четкого и ясного формулирования задач и способов их решения, что крайне важно в деятельности будущего командира);

- подготовка к публикации и публикация научных статей, как правило, по результатам изобретательской или рационализаторской работы;

- участие в конкурсах самого разного уровня (кафедра, училище, ВДВ, ВС РФ и так далее) на лучшие научные работы.

ВНР на кафедре ЭВ и ВТ, как и во всем училище, организуется и проводится как непосредственно в учебное, так и во время самостоятельной работы обучаемых. Хотя с вне учебным временем, в силу специфики выполнения курсантами обязанностей военной службы [1], порой возникают определенные трудности.

Ввиду того, что на кафедре ЭВ и ВТ изучается несколько учебных дисциплин и обучаются курсанты различных факультетов, военно-научная работа кружка проводится в трех секциях.

В секции №1 проводится научная работа, связанная с изучением дисциплин «Организация технического обеспечения деятельности подразделений», «Эксплуатация многоцелевых гусеничных машин» и «Вождение боевых машин» курсантами высшего профессионального образования факультета Воздушно-десантных войск и специального факультета.

В секции №2 проводится научная работа, связанная с изучением дисциплин «Устройство автомобильной техники» и «Автомобильная подготовка» курсантами высшего профессионального образования факультета Воздушно-десантных войск и специального факультета.

В секции №3 проводится научная работа, связанная с изучением дисциплин «Эксплуатация многоцелевых машин» «Управление коллективом исполнителей» и «Вождение боевых машин» на факультете среднего профессионального образования.

Для выполнения организационной работы и учета деятельности секций военно-научного кружка (ВНК) на одном из общих собраний его членов из числа курсантов сроком на один год избираются председатели секций, которые осуществляют непосредственную связь с кафедрой и своевременно информируют членов секций кружка о мероприятиях, проводимых по вопросам военно-научной работы кафедры. Считаем, что наиболее целесообразно рекомендовать на общественную должность председателя секции ВНК кафедры курсантов из младшего командного состава обучаемых. Именно эта категория курсантов ко времени начала изучения дисциплин кафедры уже обладает, как правило, первичными навыками организационной работы.

Для непосредственного руководства работой секций военно-научного кружка на кафедре из числа преподавательского состава начальником кафедры назначаются научные руководители. К этой общественной работе привлекаются преподаватели, активно работающие на одном или нескольких перспективных направлениях исследований.

Научные руководители организуют и проводят работу с членами секций кружка с учетом их интересов, индивидуальных способностей и наклонностей. Научным руководителям именно на руководство секциями кружка выделяется до 50 часов из годового бюджета служебного (рабочего – для гражданского персонала) времени, отводимого на научную работу. Результаты военно-научной работы курсантов отражаются в отчетах кафедры за каждый семестр обучения, а также в годовом отчете кафедры по научной работе.

На настоящий момент во всех секциях военно-научного кружка кафедры ЭВ и ВТ занимается 41 курсант. Самая многочисленная (24 человека) это секция №1. За первый семестр 2013 – 2014 учебного года курсантами всех трех секций выполнено пять реферативных работ и пять работ исследовательского характера, выдвинуто двадцать шесть работ на конкурс научных работ училища. Также подано две заявки на полезную модель, внедрено шесть рационализаторских предложений, изготовлено два учебно-действующих стенда, опубликовано в различных внешних изданиях и журналах одиннадцать статей. Ряд курсантов принял активное участие в заданных и инициативных НИР.

Решением начальника кафедры работы отдельных курсантов, членов ВНК, могут быть зачтены в качестве курсовых работ, а материалы данных работ курсанты будут использовать в дальнейшем для разработки выпускных квалификационных работ.

В настоящее время на кафедре ЭВ и ВТ большое внимание уделяется созданию электронных баз данных и учебных пособий. На кафедре принято решение разрабатывать электронные ресурсы, которые могут быть использованы не только в образовательном процессе училища, но и также быть полезными для выпускников РВВДКУ при выполнении ими служебных обязанностей. Активно в этой области работают доцент А.В. Пархоменко, преподаватели О.В. Пестов, С.Н. Бистерфельд, В.Ю. Гумелёв. Два последних являются участниками локальных конфликтов, что помогает им сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах практических вопросов, имеющих место в особых условиях.

Некоторые работы вышеперечисленных авторов, например [2, 3], опубликованы в Интернете. Эти же авторы постоянно привлекают курсантов, работающих в военно-научном кружке кафедры ЭВ и ВТ, к разработке учебных пособий по дисциплинам, изучаемым на кафедре. Например, В.Е. Киселев и В.В. Чуракин являются соавторами работы [4].

В работе над базами данных и учебными пособиями налажено постоянное продуктивное сотрудничество с кафедрами бронетанковой техники и автомобильной техники.

Курсанты, работающие в военно-научном кружке кафедры и имеющие достаточно уверенно работать на компьютерной технике, такие как В.Е. Киселев, В.А. Москаленко, В.В. Чуракин, В.В. Череватенко, Е.С. Явина также регулярно привлекаются к созданию различных электронных ресурсов.

К сожалению, отсутствие полнокровного набора курсантов в течение двух последних лет привело к тому, что 85% личного состава курсантов занимающихся в военно-научном кружке в настоящее время – это курсанты пятого курса обучения. Такая ситуация в военном высшем учебном заведении в принципе неприемлема. Поэтому сейчас на кафедре ЭВ и ВТ активно привлекаются к научной работе курсанты второго курса обучения. Курсантам, начавши работать в ВНК, определяется перспективная тематика для проведения исследований, выполнения рационализаторских предложений, полезных моделей, изобретений, участия в проведении научно-исследовательских работ. Далее в процессе изучения дисциплин кафедры, находясь на войсковой стажировке, участвуя в проведении учебной практики, курсанты будут углублять свои знания в вопросе изучения выбранной ими тематики и смогут использовать накопленную информацию и материал для разработки выпускной квалификационной работы.

Хочется отметить работу таких педагогов, как, например, профессора В.Н. Гордивского, под руководством которого совсем недавно курсант В.В Череватенко подал заявку на полезную модель «Нагнетательное устройство для системы смазки», а также старшего преподавателя А.В. Есина и доцента В.И. Кудрявцева. Под их руководством курсанты А.Э. Гайнудинов, В.В. Пенязь и другие разрабатывают и внедряют рационализаторские предложения, имеющие практическое значение при преподавании дисциплин кафедры. Курсанты В.Е. Киселев и В.В. Чуракин в 2014 году уже принимают участие в VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» (руководитель – преподаватель Гумелев В.Ю.).

Можно с твердой уверенностью сказать, что вышеуказанные курсанты с хорошими результатами выйдут на отработку выпускной квалификационной работы и достойно ее защитят. Тем самым главная задача (исходя из тех учебных дисциплин, которые изучаются на кафедре ЭВ и ВТ) военно-научного кружка по подготовке командира подразделения, способного логически и творчески мыслить, самостоятельно принимать правильное единственно верное техническое решение той или иной задачи в условиях жесткого дефицита времени будет достойно выполнена.


Библиографический список
  1. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Юшин В.С. Некоторые особенности обучения в военном училище // Психология, социология и педагогика. – Сентябрь 2013. – № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/09/2442  (дата обращения: 22.01.2014).
  2. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Бистерфельд С.Н. Контрольный осмотр бронетранспортера БТР-80. Краткая памятка // Научная библиотека [Электронный ресурс]. URL: http://r-lib.snauka.ru/2014/01/1121  (дата обращения: 02.02.2014)
  3. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В. Нештатные способы пуска дизеля бронетранспортера БТР-80. Практические рекомендации // Научная библиотека [Электронный ресурс]. URL: http://r-lib.snauka.ru/2013/10/1060  (дата обращения: 04.02.2014)
  4. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Бистерфельд С.Н., Киселёв В.Е., Чуракин В.В. Индивидуальный комплект запасных частей, инструмента и приспособлений (ЗИП) бронетранспортера БТР-80. Краткая памятка. // Научная библиотека [Электронный ресурс]. URL: http://r-lib.snauka.ru/2014/02/1130  (дата обращения: 06.02.2014)


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: