УДК 811.161

ФОРМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Антамошкина Зинаида Семеновна
МБОУ Алексеевская СОШ Алексеевского муниципального района Волгоградской области
учитель русского языка и литературы высшей категории

Аннотация
Известно, что в составе основных универсальных учебных действий выделяют четыре блока: 1)личностные – осмысление учащимися пользы учения, оценка жизненных ситуаций, умение соотносить поступки и события, готовность к самоопределению, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. 2) регулятивные - умение самостоятельно формулировать задание, определять цель;, 3)познавательные – сопоставление и подбор информации, умение структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, извлечение информации из текстов, свободная ориентация в текстах различных стилей, умение подробно или. сжато передавать содержание исходных текстов; 4) коммуникативные – эти универсальные учебные действия обеспечивают учет позиции других людей, а именно - уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении учебных проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с языковыми нормами.
Организация работы с текстом на уроке русского языка ориентирована на формирование коммуникативно-речевых компетенций у учащихся 5-6 классов и их развитие у учащихся 7-9 классов.

Ключевые слова: комплексный анализ, структурно-семантический анализ текст, языковая и коммуникативная компетенции


FORMS OF WORKS WITH TEXT

Antamoshkinа Zinaida Semenovna
The municipal budget educational institution Alekseevskaya Secondary School, Alekseevskogo municipal district of Volgograd region
teacher of Russian language and literature of the highest category,

Abstract
It is known that in the fixed universal educational action is divided into four parts: 1) personal - use student comprehension exercises , evaluation of life situations , actions and ability to correlate events , willingness to self-determination , smysloobrazovanie , moral and ethical orientation . 2) regulatory - the ability to independently formulate the task to define the purpose , and 3) cognitive - comparison and selection of information , the ability to structure knowledge , consciously build verbal expression in speech and writing, information extraction from texts , free orientation in texts of different styles , the ability to detail or . compressed transfer content source 4) communication - these versatile training activities provide accounting positions of others - namely, the ability to listen and engage in dialogue , to participate in the discussion of educational issues , own monologue and dialogue forms of speech in accordance with the language rules .
Work with text in Russian lesson focuses on the formation of communicative speech competencies students grades 5-6 and the development of students in grades 7-9 .

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Антамошкина З.С. Формы работы с текстом // Психология, социология и педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2842 (дата обращения: 26.05.2017).

Существуют самые разнообразные формы работы с текстом в школе, и каждый учитель  их использует в процессе обучения. Это и комплексный анализ текста, и лингвистический, и лексико-фразеологический, структурно-семантический,  редактирование текстов, исправление их,  составление текстов: сжатое изложение, подробное изложение, с дополнительным творческим заданием, сочинения-миниатюры, аннотации, тезисные планы, конспекты, рефераты.

Тексты для анализа могут быть самыми разнообразными, отличаться стилем, содержанием, синтаксическим разнообразием,  они  должны быть направлены на духовно-нравственное развитие личности, а их тематика – о проблемах экологии и культуры, об историческом прошлом и его сохранении, о национальных традициях и их возрождении, о бережном отношении к слову и т.д.

 Первые сведения о структурно-семантическом анализе текста  любого содержания ученик получает на уроке русского языка. Мы просим определить тему текста,  сформулировать заглавие текста, выделяем ключевые и опорные слова, определяем типы и формы текста. Обязательно дифференцируем  главную и второстепенную информации, вводим новые, дополнительные, необходимые сведения на заданную тему, составляем план разных видов, первоначально простой, затем – сложный и в виде тезисов, конспекты, рефераты, аннотации, т.е. идет осознанный отбор  и систематизация  нужного языкового материала.

В процессе работы над комплексным анализом  художественного текста у обучающихся формируется языковая  и коммуникативная компетенции, чувство языка, дар слова. Из курса девятилетней школы учащиеся знают три типа речи : описание, повествование и рассуждение. Они должны понимать, что характерно для описания, в чем особенности рассуждения и повествования. Классическими образцами повествования являются рассказы Чехова, поэтому и работу над наблюдением над развитием действия,  над композицией  в таком  типе речи  хорошо провести, анализируя один из  его рассказов.  Важная составная часть работы  – организация анализов текстов с деловым, техническим и научным описанием. Необходимо  выяснить, в чем заключается отличие описания научного от художественного и где обычно они используются. Описывать можно не только природу (пейзаж),  животное, внешность человека (портрет), комнату (интерьер), но и  внутренне состояние человека, его переживания и чувства.

Самое сложное заключается в умении правильно составлять тексты, высказывания типа рассуждения, тем более именно это входит в задание типа С на ГИА по русскому  языку в 9 классах. Рассуждение должно быть правильно построено. Вначале идет тезис, т.е. положение, подлежащее доказательству, необходимо сформулировать собственный тезис на основе высказывания автора, затем привести различные доказательства, аргументы этого тезиса – не менее двух примеров-аргументов из текста, иллюстрирующих различные языковые явления, обязательно указать их роль в тексте, а потом сделать вывод-заключение, подтверждающий заданный тезис . Помнить, что каждая из указанных частей сочинения-рассуждения представляет собой новый абзац, материал написанного должен соответствовать предложенной теме, ученик должен продемонстрировать умение соотносить сведения по теории литературы с текстом, самостоятельность мышления, правильное словоупотребление, грамматико-стилистическую грамотность, соблюдение норм литературного языка.

Опыт показывает, что значительной проблемой при написании на экзамене сжатого изложения по исходному тексту является способность правильно определить тему и  выделить основную мысль текста, а также вычленить микротемы. Сжатый пересказ не простой пересказ, а созданный на основе исходного. Он должен быть кратким по форме, но не бедным по содержанию. Ученик должен помнить , что в новом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий. Мне кажется,  что  вначале следует отработать все приемы компрессии текста (приложение № 3, таблица №1) – исключение, обобщение, упрощение или, как дают другие авторы, исключение, замена и слияние. Но в любом случае сокращения не должны носить случайный, субъективный характер,  в результате должен получиться связный, логичный сокращенный текст, а не его план или подробный пересказ, и самое главное – при этом необходимо сохранить все микротемы.

 Содержание курса языка в  современной школе направлено на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов по владению всеми видами речевой деятельности на основе компетентностного  подхода, что обеспечивает,  в свою очередь,  формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции. Личностные результаты способствуют обогащению своего словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.  Метапредметные  — при работе над текстами учащиеся  овладевают разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим),  у них  происходит формирование умений создавать тексты различной  коммуникативной направленности и  перерабатывать их. Предметные результаты  включают освоение умений и видов деятельности по получению новых знаний в рамках данного  учебного предмета.

 В процессе работы на уроках русского языка над текстами получают развитие такие речеведческие понятия, как  признак текста, типы текста, стили речи, темы текстов, основная мысль текста, заглавие текста, ключевые слова. Они создают смысловую цельность текста, его связность и обусловлены темой текста. Ключевые слова называют предметы или явления, их действия, признаки, важные для раскрытия темы текста. Они подобны вехам, показывающим путь поступательного развития текста.

 ФГОС устанавливает требования  к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным , включающим готовность обучающихся к саморазвитию и самоопределению, сформированность их мотивации к обучению; метапредметным, включающим освоенные метапредметные понятия и УУД (регулятивные, познавательные и коммуникативные), способность их использования в учебной практике; предметным, включающим освоенные обучающимися умения, специфические для данного предмета.

Текст является импульсом для размышлений  на актуальные нравственные и лингвистические темы. Ученикам требуется подумать о своем отношении к тому или иному явлению, дать оценку различным фактам,  изложенным в тексте, аргументировано обосновать личную позицию по определенному поводу. Это помогает  добиваться  более высоких результатов  и при изучении всех  других учебных предметов и дисциплин.

 В основе  методики работы с текстом лежат три фактора: антиципация, логическое мышление и речевая активность, характеризующие  несколько этапов учебной деятельности. Предкоммуникативный этап работы с текстом включает в себя  ознакомительное чтение и просмотровое . Результат – включение механизма антиципации- предвосхищение – по названию произведения, по имени автора, по иллюстрациям из произведения, с опорой на читательский опыт – идет постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе. При ознакомительном чтении выборочно знакомимся с содержанием текста, уровнем его сложности, характером изложенного материала , выявляем наличие необходимых нам  сведений. Во время просмотрового чтения ученик узнает автора текста, название произведения, знакомится с аннотацией, предисловием, иллюстрациями, пытаются объяснить смысл названия. Во время изучающего чтения  учениками анализируется текст с точки зрения полученного задания или самостоятельно поставленных целей, делаются выписки о содержании и языковых особенностях текста, для   интерпретации    текста возможна аналитическая беседа с постановкой вопросов по содержанию текста. Рефлексивное чтение – результат его – понимание объективного (авторского) смысла. Этот этап работы с текстом  направлен  на осмысление своей деятельности -  смысловая беседа, коллективное обсуждение, с последующим творческим заданием.

Основа филологического подхода к анализу текста  должна закладываться на уроках русского языка, начиная с 5 классов.  Ученики получают первое представление о тексте, его теме, роли в нем опорных слов, о типах и стилях  речи, понятие о метафоре и метонимии, сравнении как художественно-изобразительных средствах.  Главная задача личностно-ориентированного образования – пробудить и развить личность ученика – осуществляется через развитие  его языковой компетенции. Текст является поводом   для начала  размышлений обучающихся на актуальные, нравственные и лингвистические темы.

Тексты должны иметь определенную тематическую связь с ярко выраженной воспитательной и художественно-эстетической ценностью. Практически во многих учебниках под редакцией М.М.Разумовской, Е.И.Никитиной  «Русская речь. Развитие речи», «Русский язык» под редакцией И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, учебно-методических комплексах под редакцией В.В.Бабайцевой, Н.А.Сениной и А.Г.Нарушевича, а также в «Типовых тестовых заданиях» под редакцией Л.И.Пучковой, И.П.Цибулько, С.И.Львовой и других   можно найти такие тексты.  Готовясь к выразительному чтению  текста, необходимо определить, где нужны логические ударения, паузы, в зависимости от содержание текста.  его языковых особенности.  Следует определить также  тему, основную мысль текста и  тип  речи и стиль. При комплексном анализе текста, структурно-семантическом необходимо выразить свое мнение, найти, например, в отрывке элементы повествования и описания, определить,  какие языковые средства отражают эти типы речи в данном тексте.  Эта работа может идти по примерному плану, изложенному ниже. но в зависимости от поставленных задач несколько видоизменяться:

1. Выделите в тексте ключевые  слова, которые отражают основную тему текста,  разделите его на части и озаглавьте. Определите тип речи и стиль текста, докажите свою точку зрения, обращая внимание на стилистические средства: лексические, словообразовательные, синтаксические, морфологические.

2. Изложите коротко содержание текста, отвечая на вопросы: о чем в нем говорит автор? Каково отношение автора к изображаемому? Каков основной его тезис? Каковы аргументы и доказательства? А какие средства связи использует автор   между предложениями в отрывке? Какой способ связи  между предложениями – цепная связь, параллельная , их сочетание?  С чем вы согласны в рассуждениях автора? Что вызывает у вас сомнения и почему?  Попытайтесь возразить автору.

3. Прокомментируйте выделенные слова. Почему они выделены? Подберите к ним синонимы, антонимы. Подумайте, какова их роль в тексте? Есть ли здесь многозначные слова?  Какие слова, употребленные в данном тексте, вы считаете устаревшими? Дайте их толкование. Вспомните, чем отличаются архаизмы от историзмов?  Найдите  и другие изобразительно-выразительные средства в тексте, запишите их определения в словарь, заведенный ранее. Найдите в тексте  трудные случаи постановки знаков препинания или их отсутствия? Охарактеризуйте их.

Мы видим, что все  те или иные задания помогают систематизировать полученные знания. Они крайне важны и при подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классах,  и  при сдаче ЕГЭ по предмету. Понятно, что здесь далеко не полный перечень заданий и вопросов. Можно при повторении темы «Фонетика» находить слова,  в которых  различное количество букв и звуков. Объяснять – почему такое несоответствие?  Необязательно на каждом занятии рассматривать все перечисленные вопросы, задания могут варьироваться в зависимости от поставленных задач и целей, от типа урока (урок открытия нового знания, урок отработки умений и рефлексии, урок-исследование). Часто проводится в школе и лексико-фразеологический анализ текста, при этом обращается внимание на толкование выделенных слов, многозначных, слов, употребленных в переносном значении, подбор синонимов и антонимов, нахождение в тексте архаизмов, неологизмов, диалектизмов, профессионализмов, фразеологизмов, на доказательство назначения слов книжных, официальных.

Задания ко многим текстам не требуют его полного комплексного анализа по образцу, а включают частичный анализ с целью повторения того или иного элемента языковой системы. При изучении, например, темы «Имя существительное» в тексте можно  найти  отвлеченные существительные. Можно  выполнить морфемный разбор только существительных, найти отглагольные существительные. Доказать принадлежность тех или иных слов к той или иной части речи. Обратить внимание, когда повторяют тему «Имя прилагательное»,  в каких типах речи чаще встречаются прилагательные? Какие прилагательные имеют степени сравнения? Какие прилагательные входят в состав сказуемого? Перечень вопросов самый разнообразный, меняется в зависимости от темы.

Для того чтобы учащиеся поняли зависимость орфографии и пунктуации от содержания текста, предлагаю им подготовить сообщения или написать сочинения, которые условно можно назвать сочинениями на лингвистические темы, например, такие: «Чем отличается предлог от союза?», «Роль знаков препинания в письменной речи», «Знаки завершения», «Смогу ли я  избавиться от пунктуационных ошибок», «Чем отличаются сравнительные степени наречий и прилагательных?», «Как отличить краткое  страдательное причастие  от краткого качественного  прилагательного?» и другие.

При подготовке к аналогичным заданиям использую дидактический материал  – отрывки из текстов, подобные тому, какие должны написать самостоятельно школьники. В процессе списывания предлагаю тексты, состоящие из двух-трех предложений, или диктанты (предупредительный, объяснительный), которые позволяют продемонстрировать образцы текстов, различных по жанру, композиции, стилистической окраске. Орфографический и пунктуационный разбор предложений в тексте проводится в единстве с анализом его содержания и особенностей композиционного построения в процессе выполнения специальных заданий по тексту. Творческий и свободный диктант еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся. Перед записью текста творческого диктанта нужно проанализировать его содержание, назвать жанр и выделить стилистические особенности. И на основании сделанных выводов определить, какие языковые средства характерны для текстов подобного рода; осмыслить возможности, в которых мыслится выполнение подобных заданий – замена одних форм и конструкций другими, введение новых элементов. Конечно же, не лишним будет при этом повторить при разборе текста различные темы из словообразования, синтаксиса, лексики, пунктуации: отличие самостоятельных частей речи от служебных, способы образования слов, виды подчинительных словосочетаний, типы односоставных предложений, подчинение и соподчинение в сложноподчиненном предложении, так как все эти вопросы  обязательно встречаются в тестовых заданиях на экзамене.

Свободный диктант способствует обучению школьников самостоятельному определению главной мысли текста, умению выделять ключевые слова,  что поможет учащимся на следующем этапе работы с текстом на уроке русского языка –  подготовке к созданию самостоятельных текстов при обучении написанию сочинений, изложений, в процессе подготовки к ГИА и ЕГЭ по  русскому языку. При написании изложений по текстам художественного характера следует уделить особое внимание индивидуальному языку писателя, постараться добиться того, чтобы при передаче содержания школьники не обеднили его, используя при этом первые попавшие языковые средства.

Как показывает опыт, большую помощь могут оказать при написании изложений следующие рекомендации:  слушая текст первый раз, подумайте, в каком стиле и жанре написан текст и какова его главная мысль; при повторном чтении – определите  количество частей, с помощью которых раскрывается содержание текста,  ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку, определите  способы перехода от одной части к другой. На этом этапе можно научить учащихся делать записи, облегчающие последующую работу: обозначить части текста цифрами, записать ключевые слова,  обратить их внимание на то, что для повествования –  это будут преимущественно глаголов, для описания –  много слов со значением качества, для рассуждения –   обязательно присутствие слов, перечисляющих доказательства,  – во-первых, во-вторых…  Обдумывая содержание изложения, необходимо сделать следующее:  составить план, обозначить название каждой части и подобрать факты, имеющие первостепенное значение для раскрытия смысла текста; продумать начало и концовку текста, переход от одной части к другой; вспомнить, какие языковые средства употребляет автор для передачи содержания.

Написание сжатого изложения по прослушанному тексту – аттестационная форма контроля за курс основной школы. Такая форма  экзамена, как сжатое изложение, требует умения отбирать существенную информацию , структурировать содержание текста, воспринимаемого на слух, где  учащиеся демонстрируют не только  репродуктивные, но и продуктивные навыки, например, умение отбирать такие лексические и грамматические средства, чтобы связно и кратко передать прослушанную информацию. Для этого нужны определенные условия: способность аудирования, т.е. адекватного восприятия информации исходного текста, владение приемами компрессии текста, умение письменно передавать воспринятую информацию.

Работая над сжатым изложением, школьники учатся выделять главное и овладевают особенными средствами обобщенной передачи содержания. Сжатое изложение считается самым трудным видом работы. Это не просто пересказ текста, а создание нового текста на основе прослушанного. Изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. В нем должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий –  максимально выражен необходимый смысл при минимальном использовании речевых средств.

Как готовиться к написанию сжатого изложения? Вначале учащиеся работают с текстом, который можно увидеть, прочитать. После прочтения, определения главной темы, нахождения ключевых слов, выделяются микротемы, находятся слова и предложения, которые могут быть сокращены. Затем проверить связь между частями изложения, наличие всех микротем, последовательность. И только после того, как обучающимися был освоен этап компрессии, можно переходить к более сложному виду – сжатому изложении по тексту, воспринимаемому на слух. Логически выстроить работу помогут предварительные записи, на основе их составляется подробный план. Именно он не позволит удалить из текста важную для содержания информацию, благодаря ему сохранится также последовательность и связанность частей. Однако, как показывает опыт, многие ученики  допускают ряд ошибок при написании изложений: теряют одну из микротем в тексте, используют  всего один прием сжатия текста, иногда сокращают текст до такой степени, что остается только  главная мысль, выраженная в каждом абзаце текста, текст кажется в таком случае очень «обедненным».

В качестве упражнений, подготавливающих учащихся к изложению, можно использовать следующие:  подбор ответов на вопросы выдержками из текста (цитатами);  передача содержания прочитанного предложения другими словами;  превращение одних типов предложений в другие;  замена в тексте диалога повествовательными и описательными текстами. Обучение этим приемам, на мой взгляд, лучше начинать с небольших текстов, с написания сочинений-миниатюр.  При подготовке учащихся к написанию сочинений, целесообразно в связи с этим дать им различные памятки, которыми они могут пользоваться в ходе работы над той или иной темой. Это может быть композиционная схема сочинения с опорными словами, записанными в каждой части, план с указанием последовательности в развитии действия (рядом с пунктами плана указывается завязка, кульминация, развязка), перечни слов, словосочетаний, оборотов речи, с помощью которых можно написать новую часть сочинений, перейти к выводам.

Использую также  небольшие по объему письменные высказывания учащихся по какому-либо вопросу, выполняются они на уроке в течение 10-15 минут. Их цель – тренировка в использовании каких-либо стилистических приемов, изобразительных средств языка, построение предложений определенной конструкции, написание сочинений на лингвистические темы. Провожу сочинения с дополнительными заданиями: сочинения по опорным словам, с дополнением текста, распространением текста, продолжением его, с грамматическим заданием. Можно использовать на этапе подготовки учащихся к ГИА сочинения по темам, взятым из  синтаксиса, с включением в них однородных членов, бессоюзных предложений, обособленных членов предложения, обобщающих слов, вводных конструкций, обращений, прямой речи и т.д. Следует обучать учащихся умелому соединению разных типов речи в тексте: описание, повествование, рассуждение, анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли,  принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю.

Необходимо познакомить школьников с речевыми конструкциями, которые употребляются в текстах при переходе от одной части к другой, это: однако, не только, кроме того, с другой стороны, что касается характера, теперь рассмотрим, этим не ограничивается, другой характерной чертой, не менее важно, и другими достоинствами,  недостатками, при всем этом отметим. При написании заключения – подводя итог всему изложенному, таким образом, обобщая сказанное и т.д. Все это способствует развитию у учащихся коммуникативных умений, помогает им осознанно использовать сформированные умения в самостоятельной речевой практике.  При обучении школьников написанию вторичных текстов (аннотаций, тезисов, конспектов, рефератов) используются  следующие клише: работает в области…, автор начал свой путь…, в его творчестве привлекает…, ему принадлежат и т.д.. При оценке произведения – автор сумел показать…, талантливо и правдиво, ярко…, основные достоинства книги заключаются… и др. Это помогает учащимся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

Система языка изучается в отрыве от развития коммуникативных умений учащихся. Работа по развитию речи, выполнение упражнений, построенных на интересном дидактическом материале и снабженных разнообразными заданиями, – все это мало влияет, как показывает наша практика, на уровень развития коммуникативных (речевых) умений школьников. Они затрудняются в составлении конспектов, написании рефератов,   подготовке докладов и сообщений, в написании заметок и даже обычных сочинений по русскому языку и литературе, хотя разработана эффективная методика подготовки учащихся к выполнению этого вида заданий, но  чаще всего знания, полученные ранее, ими не применяются.

Изучение языка должно способствовать развитию коммуникативных умений, должно помочь учащимся осознать богатство родного языка. В школе нужно изучать живой язык, богатство и сила которого проявляются в лучших образцах письменной и устной речи. В процессе изучения языка необходимо идти от наблюдений за живой речью к познанию законов языка, которые должны усваиваться, в том числе и через текст, на основе текста и  с помощью текста, как показывает опыт работы в школе с учащимися.

В школьной практике существует множество практических заданий такой направленности, которые мы используем в своей работе.  Это, к примеру, написание сочинения по началу текста, по какой-либо пословице или поговорке, а также  известной цитате или высказыванию из текста (Приложение № 1. 6 ).  При этом сочинение можно начинать или риторическим вопросом, или односоставным безличным предложением, или назывным. Интересным и продуктивным кажется мне задание по восстановлению авторского текста, по плану собрать текст, определить тип и стиль речи. Кроме того можно, работая над текстом, выполнять задания и другого характера: заменять обособленные определения, выраженные  причастными оборотами, на обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, где это возможно, придаточные предложения на обособленные определения, выраженные причастными оборотами.

Интересен в работе  прием  диалога с текстом,  развивающий внимание у учащихся к слову. Нахождение ключевых слов в тексте помогает понять  главную мысль автора. При этом  в ходе учебной деятельности значение неизвестных слов   уточняется  в толковых словарях. Необходимо также найти слово-образ, сравнение с авторской оценкой  или скрытые вопросы, попытаться дать на них ответ. При анализе исходных текстов определяем  и  основные особенности выразительных средств языка. Все это, конечно же,   способствует  лучшему освоению приемов  построения различных текстов.

Приложение № 1.

1. Определить стиль речи,  доказывая свою точку зрения, обратите внимание на синтаксические и лексические средства языка в стихотворении С.Я.Маршака «Волк и Лисица». Определите вид предложений, восстановите, где можно, опущенные члены предложения, это поможет разграничить полные и неполные, односоставные и двусоставные предложения и поможет понять их роль в речи.

Серый Волк в густом лесу

Встретил рыжую Лису.

-Лисавета, здравствуй!

– Как дела, зубастый?

-Ничего идут дела.

Голова еще цела.

- Где ты был?

- На рынке.

- Что купил?

- Свининки.

- Сколько взяли?

- Шерсти клок, ободрали правый бок.

Хвост отгрызли в драке.

- Кто отгрыз ?

- Собаки.

- Сыт ли, милый куманек?

- Еле ноги уволок.

2. При работе над односоставными предложениями  можно использовать и стихотворение В.М. Тушновой с  дополнительным заданием  – сколько односоставных предложений в этом тексте, определите их виды. Докажите свою точку зрения. К какой части речи относятся выделенные слова, найдите риторические вопросы, какие есть доказательства квалификации этой разновидности вопросов?

Улыбаюсь, а сердце плачет в одинокие вечера.

Я люблю тебя. Это значит- я желаю тебе добра.

Это значит, моя отрада, слов не надо,

И встреч не надо, и не надо моей печали,

И не надо моей тревоги, и не надо, чтобы в дороге

Мы рассветы с тобой встречали.

Вот и старость вдали маячит,

 И о многом забыть пора.

Я люблю тебя- это значит-

Я желаю тебе добра.

Значит, как мне тебя покинуть,

Как мне память из сердца вынуть,

Как не греть твоих рук озябших,

непосильную ношу взявших?

Кто же скажет, моя отрада,

Что нам надо и что не надо,

посоветует, как же быть?

Нам никто об этом не скажет,

 И никто пути не укажет,

И никто узла не развяжет…

Кто сказал, что легко любить?

2.       При изучении односоставных предложений -  стихотворения М.И. Цветаевой и К. Ваншенкина, попросим подумать над вопросом, какими средствами усиливается смысл предложения – Не сплю. – Найдите односоставные предложения и докажите свою точку зрения.

2.1.Не думаю, не жалуюсь, не спорю.

Не сплю.

Не рвусь ник солнцу, ни к луне, ни к морю,

Ни к кораблю.

Не чувствую, как в этих стенах жарко,

Как зелено в саду.

Давно желанного и жданного подарка

Не жду.

Не радуют ни утро, ни трамвая

Звенящий бег.

Живу, не видя дня, позабывая

Число и век.

На, кажется, надрезанном канате

Я – маленький плясун

Я – тень от чьей-то тени. Я – лунатик

Двух темных лун.

 Не сложно будет учащимся найти односоставные предложения в стихотворении И.С. Тургенева «В дороге»

Утро туманное. Утро седое.

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

 Вспомнишь  и лица, давно позабытые.

2.2.Маленький городок. Северный городок.

Выцветшая луна. Северная Двина.

Рябь темно-серых вод. Музыка. Теплоход.

Девушка на холме. Юноша на корме. (К.Ваншенкин)

Вопросы по тексту: 1. О чем хотел рассказать поэт? 2. Что связывает эти предложения? .Какое бы вы дали название стихотворению и почему? 4. После того как вы узнали название стихотворения «Расставание», изменилось ли его восприятие вами? 5. Сделайте вывод о роли заглавия в тексте. (заглавие – одно из важных средств связи предложений в тексте)

3. Конструирование текста – из предложений собрать текст,  порядок предложений нарушен – «Она высоко над землей подвесила к ветке березы легкую корзиночку, сплетенную из пеньки, стебельков, волосков и шерстинок. В воздухе – дом у иволги. В корзиночке лежат иволгины яйца. Прямо удивительно, как они не бьются, когда ветер раскачивает ветку».

4. По началу текста написать сочинение, при этом в последующих предложениях изменить порядок слов, т.е. использовать инверсию, например,  – «Улица полна движения». Или в тексте найти примеры инверсии различных членов предложения, для чего она использована, в каких стилях встречается?

                  И снова я к земле припал, и снова вслушиваться стал

                  К волшебным, странным голосам; они шептались по кустам,

                  Как будто речь свою вели о тайнах неба и земли;

                  И все природы голоса сливались тут; не раздался

                  В торжественный хваленья час лишь человека гордый глас.

М.Ю. Лермонтов

  1. Работа с псевдотекстом – (Степь, задымленная тучевой тенью молчаливо, покорно ждала дождя. Ветер уже дышал дождевой влагой. А через минуту, скупой и редкий, пошел дождь. Степь наполнилась сухим ропотом прошлогодних бурьянов. Но прошло немного времени, роса испарилась. Воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла. Жизнь замерла. Степь – это безлесное ровное пространство с травянистой растительностью в зоне сухого климата. Едешь час-другой… Попадается на пути молчаливый старик-курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою.);
  2. Написать текст по пословице, поговорке, цитате из художественного текста -  жизнь пожить – не поле перейти, не имя красит человека, а человек – имя, не спеши языком, торопись делом,  «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А.Некрасов)  и др.;
  3. Восстановленный текст: восстановить текст по выписанным глаголам – представляют, начинаются, вырисовываются, устремятся, пропустить, узнать, отправиться и т.д.  или выписанным существительным. Восстановить авторский текст, заменяя придаточные предложения причастными и деепричастными оборотами, где это возможно и целесообразно – (Ветер гнал перед собой серый туман, который был перемешан с дымом. Быстрыми шагами мы спустились по оврагу и полукилометром дальше, когда повернули направо, пересекли еще один гребень поменьше, затем еще один овраг и без затруднений подошли к подножию башни.)
  4. Написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «У каждой части речи свои достоинства ». а в качестве предварительной работы проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «Эхо». Обратить внимание на использование в 1 строфе глаголов звучания, а во 2- отглагольных существительных, рождающими образ эха. Существительные выражают значение действия и процесса в меньшей степени, чем глаголы, и  как бы отражают звуки, которые передаются глаголами в 1 строфе.

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом-

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и валов, и крику сельских пастухов-

И шлешь ответ;

Тебе же нет отзыва… Таков

И ты поэт!

10. В процессе изучения темы «Местоимение» предлагаю обучающимся заполнить таблицу – разрядов местоимений по значению и грамматическим признакам,  классифицируя местоимения, учащиеся записывают местоимения из стихотворения Н.С. Гумилева в таблицу.

О тебе, о тебе, о тебе,

Ничего, ничего обо мне!

В человеческой темной судьбе

Ты -крылатый призыв к вышине.

Благородное сердце твое-

Словно герб отошедших времен.

Освещается им бытие

Всех земных, всех бескрылых племен.

Если звезды, ясны и горды, Отвернутся от нашей земли,

у нее есть две лучших звезды:

Это смелые очи твои.

И когда золотой серафим

Протрубит, что исполнился срок,

Мы поднимем тогда перед ним,

Как защиту, твой белый платок.

Звук замрет в задрожавшей трубе,

Серафим пропадет в вышине…

…О тебе, о тебе, о тебе,

Ничего, ничего обо мне!

Приложение №2

  1. Найти в ученическом описании неудачные сравнения, шаблонные выражения, исправить их. Пестрым букетом цветов, перемешанных с зеленью, раскинулся город. Вдали из чащи крыш и деревьев, поднимаются заводские трубы, высокие и прямые, как стебли нарциссов. Темные клубы дыма, вылетая из них, стелются серой лентой по нежно-голубому небу, вдоль горизонта, над красной крышей розового дома, выглядывающего из земли, над высокими каменными зданиями центральных улиц, возвышающимися справа. К этим зданиям теснятся серые, белые, зеленые дома с дворами, наполненными потемневшими сараями и зеленью. На некоторых деревьях листья уже облетели, и они стоят голые и печальные; другие же еще сохранили листву и, слегка покачивая ветвями, наслаждаются последними солнечными днями осени.
  2. Отредактируйте текст, запишите его в исправленном виде.

Направо помещается белый двухэтажный дом с серой облупившейся постройкой, как случайно попавшая в букет наполовину засохшая ветка черемухи. Из-за него выглядывает серый дом с вышкой, около него растет яблоня, и ветки ее заглядывают в окна вышки. В углу соседнего двора стоит серый бревенчатый домик с тремя окнами, задернутыми тюлевыми занавесками. Из-за его красной крыши поднимается высокая ель, у которой лишь кое-где зеленеет хвоя, и две плакучие березы. Одна из них склонилась над крышей, и в одном месте сквозь ее зелень проглядывает широкое окно какого-то кирпичного дома. С другой березы почти все листья облетели, и ее сухие тонкие ветки кажутся красноватыми жилками на фоне белой стены стоящего двухэтажного белого дома. Дальше опять дома, дома без конца. А вместе с тем во всей этой массе едва ли удастся найти два совершенно одинаковых дома, несмотря на их кажущееся сходство. Но еще разнообразнее жизнь, которая течет под крышами этих домов, за их бесчисленными окнами.

3 Комплексная работа с текстом – спишите текст, подчеркивая грамматическую основу только в сложных предложениях. Объясните свой выбор.

Он умеет беседовать, задавать людям нужные вопросы, искре(нн, н )е  радоват(ь)ся вместе  с ними и, когда надо, негодовать. Это всегда вызывает доверие читателя. Недаром один из них писал: «Когда я встречаю в жизни что(то) особе(нн,н)о хорошее . теплое, светлое, я всегда думаю : надо, чтобы как можно больше людей знали об этом, и знали от Василия Пескова, тогда наверняка они тоже полюбят это».

Василий Песков умеет видеть, слушать, чувствовать природу нашей земли, пишет о ней свеж(е, о), сочно, подли(нн,н)о. Все просто, естестве(нн,н)о.

- Объясните орфограммы. Определите стиль текста. Докажите правильность своего выбора. Какие языковые средства служат для связи предложений в единое целое? Подберите антонимы к наречиям  искренне, естественно, запишите словосочетания с ними.  Придумайте предложения со словами «недаром – не даром».  Придумайте предложения, в которых слова просто, естественно будут являться наречиями.  Составьте схемы сложных предложений.  Выполните разные виды разбора.

Приложение №3.

Таблица № 1 – Приемы  сжатия текста

Приемы сжатия текста Примеры
1 Исключение Повторов, синонимов, уточняющих и поясняющих конструкций, предложений. несущих второстепенную информацию.
2 Обобщение или замена Замена однородных членов обобщающим словом, фрагмента предложения синонимом, прямой речи косвенной, замена части предложения указательным местоимением и т.д.
3 Упрощение или слияние Слияние нескольких предложений в одно целое, замена СПП простым

Таблица №2 – Типы и языковые сособенности речи

Типы речи Смысловая структура Композиционное построение Языковые особенности
Повествование

(много кадров фотопленки, много действий)

Рассказ о событиях, происшествиях. действиях Завязка, развитие действия. кульминация, развязка Ведущая часть речи – глагол, часто употребляются наречия места и времени, все типы предложений.
Описание

(Один кадр фотопленки)

Изображение какого-либо явления действительности- портрет, пейзаж, интерьер Перечисление общих и частных признаков  Ведущая часть речи – сущ., прил. Предложения – простые, неполные
Рассуждение

(нельзя сфотографировать)

Размышления о том, что произошло, почему автор считает, что… Тезис, аргументы, вывод Абстрактная лексика, вводные слова, сложные предложения

Библиографический список
  1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи.  Изд-во «Феникс», 2005. – 284 с.
  2. Головин Б.Н. Культура речи. М.: Просвещение, 1988. – 231 с.
  3. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи:  М.: Проспект, 2007. – 440 с.
  4. Космарская И.В. Русский язык: тесты и задания по культуре речи. М.: Аквариум, 2001. – 204 с.
  5. Никитина Е.И. Уроки развития речи. М.: Дрофа, 2006. – 192 с.
  6. Пустовалов П.С. Пособие по развитию речи. М., 1987. – 287 с.
  7. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: уч. пособие. М.: Русское слово, 2004. – 336 с.
  8. Чернышев В.И. Избранные труды. Т.2. М.: Изд-во Просвещение, 1970. – 655 с.


Все статьи автора «Антамошкина Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: