УДК 159.923.2

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Нагорнова Анна Юрьевна
Тольяттинский государственный университет
кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательской части

Аннотация
В статье поднимается проблема формирования психологически комфортной среды для людей пожилого возраста. Рассматриваются характерные проблемы пожилых людей, которые требуют своего решения в современных условиях изменения социально-экономических и межличностных отношений, резкого падения уровня жизни различных слоев общества, а также создания психологически комфортной среды для пожилых людей. Актуальность заявленной проблемы подтверждается результатами проведенного в 2010-2011 гг. эмпирического исследования по выявлению психологических особенностей пожилых людей.

Ключевые слова: люди пожилого возраста, проблемы людей пожилого возраста, психологически комфортная среда


FORMATION PSYCHOLOGICALLY COMFORTABLE ENVIRONMENT FOR SENIORS

Nagornova Anna Yur'evna
Togliatti State University
Ph.D., associate professor, senior researcher at the Research Division

Abstract
The article raises the problem of the formation psychologically com - Fortney environment for the elderly. The characteristic problems of older people who need to be addressed in the present conditions change the socio-economic and interpersonal relationships, a sharp decline in living standards of various sectors of society, as well as creating a psychologically comfortable environment for older persons. Topical application problem is confirmed by the results conducted in 2010-2011 empirical research to identify the psychological characteristics of the elderly.

Keywords: elderly people, psychologically comfortable environment, the problems of older people


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Нагорнова А.Ю. Формирование психологически комфортной среды для людей пожилого возраста // Психология, социология и педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2847 (дата обращения: 01.10.2017).

Начало XXI века – время очень быстрого старения населения, что со всей неизбежностью требует развития тех социальных служб, которые тесно связаны с обслуживанием этой категории людей. Особого внимания заслуживает тот факт, что возрастные потребности в расширении услуг по долгосрочному уходу за престарелыми увеличивают расходы на их социальное обслуживание [1, 3]. В условиях социально-экономического кризиса эта нагрузка будет болезненно сказываться как на состоянии общества в целом, так и пожилых и престарелых людях, поскольку они – наиболее слабо защищенная часть населения.  

В последнее время в системе социальной защиты населения уделяется большое внимание поиску новых социальных технологий, направленных на улучшение качества оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в учреждениях социального обслуживания.

Для разрешения многообразных и сложных социальных проблем граждан пожилого возраста в 2011-2013 гг. была реализована федеральная целевая программа «Старшее поколение». Важнейшими целевыми показателями программы, как проявления современной социальной политики государства, являются повышение степени социальной защищенности граждан «третьего возраста», смягчение проявлений малообеспеченности в сфере граждан старшего поколения, улучшение их социального самочувствия, повышение степени подготовленности всех поколений к жизнедеятельности в условиях устойчивого старения населения.

Программа способствует созданию единого геронтологического пространства для граждан пожилого возраста.

Особое место в работе с пожилыми людьми отводится учреждениям социального обслуживания. В настоящее время в России работает около 1500 центров социального обслуживания населения. Они создаются в различных городах и поселках и имеют в своей структуре: отделения социальной помощи на дому; отделения дневного пребывания; отделения срочной помощи.

Ряд исследований, раскрывающих геронтологические, психологические, социальные особенности людей пожилого и престарелого возраста (В.М. Василъчиков, К. Висьневска-Рошковская, М.А. Володькин, П. Кингстон, М.Б. Кольчугина, Б. Пенхсйм, Л.Э Пепло, К.С.Рук, Л.И. Соловьева, О. Стивенсон, Е.И.Холостова, Н.Б. Шмелева, Н.П. Щукина и др.), показывают определенный интерес к этой проблеме, однако, ма­ло изученной [4, 9].  

Существует  ряд принципиальных трудностей, связанных прежде всего с тем, что  наступление старости не является  однозначно  выраженным  и легко фиксируемым единовременным событием: старение – процесс длительный, плавный, старость наступает не сразу. Далее, не существует точной границы, отделяющей старость от среднего возраста, старение индивидов и отдельных групп людей происходит во времени по-разному: у одних начинается раньше, у других – позже.  Известную сложность  представляет и взаимосвязь различных проявлений старости: биологических, психологических,  экономических и социальных.

Основная проблема, с которой приходиться сталкиваться пожилым людям, связана с их выключением из активной жизни. Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его взаимоотношения с обществом, его ценностно-нормативные понятия цели и смысла жизни, добра и счастья. Значительно изменяется прежний образ жизни, вследствие чего пожилые люди начинают занимать одну из позиций: конструктивную, зависимую, защитную, враждебную к миру, враждебную к себе и своей жизни. Никто при этом не должен попадать в ситуацию одиночества и самоизоляции, так как любому пожилому человеку необходимы социальные контакты [6].

Выход   на  пенсию,  то  есть  прекращение  активной  трудовой  профессиональной  деятельности,  сужение  круга  общения,   приближающаяся  физическая  слабость   вызывают  необратимый   комплекс  психологических,  ценностных,  мотивационных  изменений,  которые,  в  конечном  итоге,  приводят  к  возникновению  нового  жизненного  ритма  или  ощущения   времени   (как  биологического,  так  и  социального).  Прежде  всего,  утрачивается  социальная  полнота  жизни,  так  как  ограничивается  количество  и  качество  связей  пожилого  человека  с  обществом.     

Широко распространенное общественное мнение о старости, к сожалению, увеличивает бремя реальных физиологических и психологических недомоганий стареющего человека. Однако материалы геронтологических исследований последних лет свидетельствуют о том, что в пожилом возрасте умственный статус лично­сти не снижается, а лишь изменяется, приобретая иную окраску. Появившаяся у пожилого человека с годами мудрость дополняется такими оттенками, как умеренность, рассудочность, осторожность, спокойствие. С возрастом повышается ощущение ценности жизни, изменяется иерархия самооценок. Пожилые люди меньше уделяют внимания своей внешности, больше – внутреннему миру и физическому состоянию. Возникает новый жизненный ритм. Поэтому специалистам социальных служб следует научиться принимать мир пожилого человека, учитывая изменившийся стиль его жизни, особенности поведения [8].

У пожилых людей очень часто обостряются проблемы, отражающиеся на их жизнедеятельности и затрудняющие социальную работу. Эти проблемы требуют от социального работника широты знаний и изначального понимания, а обстоятельства самой работы имеют комплексный характер. Как правило, социальный работник принимает ответственность за такого рода людей. Некоторый перечень таких проблем представлен ниже в таблице (М.А.Володькин).

Характерные проблемы пожилого возраста

ОБЛАСТИ ПРОБЛЕМ

РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Чувства потери, утраты

Преодоление переживаний, вызываемых проблемами с физической активностью, зрением, слухом; потерей жилища; смертью близких

Нарушения психики

Способности и возможности человека с острыми инфекционными заболеваниями, психическими заболеваниями, органическими поражениями мозга; уважение прав и возможностей таких клиентов как полноправных членов общества.

Проблемы в сфере сексу­альных отношений

Проблемы с поведенческим проявлением сексуальности и двойственное отношение общества по поводу подобных проявлений в старости

Проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем

Приводит к разрушению здоровья (расстройство нервной системы, умственная отсталость, бессонница, импотенция), но причины злоупотребления часто лежат глубоко в личности

Злоупотребление самим пожилым человеком со стороны других людей

Физическое и психологическое насилие, угрожаю­щее поведение, пренебрежение, заброшенность, лишение пищи и комфорта, социальная изоляция, сексуальное домогательство, финансовое злоупотребление (использование сбережений пожилого человека)

Старение в «чужой стране»

Большой процент стареющих из малых этнических групп и связанные с этим психосоциальные особенности (характерно для экономически развитых стран, но становится актуальным и для России)

Важной установкой в работе с пожилыми людьми является принятие их не только в качестве ее объекта, но и как субъекта. Это помогает найти, определить и подключить их внутренние резервы, способствующие самореализа­ции, самоподдержке, самозащите [2, 5, 7]. Вместе с тем важно помнить, что в жизни человека наступает такой период, когда происходит потеря независимости, возникает растущая зависимость от других. Необходимо приложить усилия как внешнего, так и внутреннего характера, чтобы поддержать пожилого человека, сохранить его независимость как можно дольше.

Заявленные проблемы лиц пожилого возраста требуют разрешения в  современных условиях изменения социально-экономических и межличностных отношений, резкого падения уровня жизни различных слоев общества и  создания психологически комфортной среды для пожилых людей.

Актуальность проблемы создания психологически комфортной среды для пожилых была подтверждена экспериментально на основании проведенного в 2010-2011 гг. эмпирического исследования по выявлению психологических особенностей пожилых людей. В исследовании приняло участие 284 респондента – клиента в возрасте от 55 до 76 лет различных социальных служб  г. Ульяновска (Областного комитета социальной защиты населения г. Ульяновска, Городского комитета социальной защиты населения г. Ульяновска, Социально-реабилитационного центра по обслуживанию пенсионеров и инвалидов   г. Ульяновска и др.). Из них 72% женщин и 28% мужчин.

Выявление психологических особенностей пожилых людей производилось с помощью методики  изучения  ценностных  ориентаций М. Рокича, которая заключается в ранжировании двух аспектов ценностей – ценностей-целей и ценностей-средств. Были получены следующие результаты, представленные в таблицах.

№ п/п

Ценности – цели

Мужчины (чел.)

Женщины (чел.)

Всего (чел.)

1.

Активная деятельная жизнь.

15

65

80

2.

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл,  достигаемые жизненным опытом).

20

23

43

3.

Здоровье (физическое и психическое).

65

176

241

4.

Интересная работа.

4

16

20

5.

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве).

14

43

57

6.

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

18

65

83

7.

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).

71

200

271

8.

Наличие хороших и верных друзей.

24

21

45

9.

Хорошая обстановка в стране, в нашем обществе, сохранение мира между народами (как условие благосостояния каждого).

47

45

92

10.

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе).

12

65

77

11.

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие).

21

23

44

12.

Равенство (братство, равные возможности для всех).

35

80

115

13.

Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках.

40

21

61

14.

Свобода как независимость в поступках и действиях.

9

46

55

15.

Счастливая семейная жизнь.

2

23

25

16.

Творчество (возможность творческой деятельности).

12

39

51

17.

Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).

73

186

259

18.

Удовольствия (жизнь, полная удовольствий).

8

34

42

 

№ п/п

Ценности-средства

Мужчины (чел.)

Женщины (чел.)

Всего (чел.)

1.

Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах).

6

65

71

2.

Воспитанность (хорошие манеры, вежливость).

8

75

83

3.

Высокие запросы (высокие притязания).

1

21

22

4.

Жизнерадостность (чувство юмора).

30

67

97

5.

Исполнительность (дисциплинированность).

1

2

3

6.

Независимость. Способность действовать самостоятельно.

69

202

271

7.

Непримиримость к недостаткам в себе и в других.

5

43

48

8.

Образованность (широта знаний, высокая общая культура).

19

56

75

9.

Ответственность (чувство долга, умение держать слово).

14

79

93

10.

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные рациональные решения.

25

105

130

11.

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина).

75

192

267

12.

Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов.

24

34

58

13.

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями).

17

65

82

14.

Терпимость к взглядам и мнениям других (умение прощать другим их ошибки, заблуждения).

7

78

85

15.

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).

3

99

102

16.

Честность (правдивость, искренность).

18

101

119

17.

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе).

20

21

41

18.

Чуткость (заботливость).

43

45

88

Таким образом, среди психологических особенностей пожилых мужчин и женщин можно выделить следующие: 1) забота о своем здоровье (физическом и психическом); 2) обеспокоенность своим материальным положением; 3) проблема уверенности в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);   4) важность  самоконтроля, умения владеть собой в различных ситуациях;        5) проблема  независимости и самостоятельности в действиях и поступках. Полученные результаты исследования (выделенные психологические особенности пожилых) свидетельствуют о важности создания психологически-комфортной среды для пожилых людей.


Библиографический список
  1. Левагина А.Ю. Исторический анализ социальной помощи и защиты пожилых людей в России // Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие /Отв. ред. А.Ю. Левагина. Ульяновск: УлГУ, 2002, С. 38-73.
  2. Левагина А.Ю. Международный женский день (сценарий конкурсно-игровой программы для пожилых людей) // Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие /Отв. ред. А.Ю. Левагина. Ульяновск: УлГУ, 2002, С. 204-207.
  3. Левагина А.Ю. О роли благотворительных обществ, союзов и частных благотворителей в социальном призрении пожилых людей в России // Вестник социальной работы, Тверь, 2002, Вып. 1 (2), С. 68-70.
  4. Левагина А.Ю. Особенности социального обслуживания пожилых людей в современной России // Вестник социальной работы, Тверь, 2002, Вып. 1 (2), С. 64-67.
  5. Левагина А.Ю. Социально-психологический тренинг с пожилыми людьми «Умение выделять и оценивать проявления эмоциональных состояний другого человека» // Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие /Отв. ред. А.Ю. Левагина. Ульяновск: УлГУ, 2002, С. 200-202.
  6. Левагина А.Ю.,  Белоусова Е.В., Овсяник О.А. Одиночество и возможности его преодоления в пожилом возрасте // Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие /Отв. ред. А.Ю. Левагина. Ульяновск: УлГУ, 2002, С. 162-172.
  7. Левагина А.Ю., Шубович М.М. Основные направления организации культурно-досуговой деятельности пожилых людей // Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие /Отв. ред. А.Ю. Левагина. Ульяновск: УлГУ, 2002, С. 153-161.
  8. Овсяник О.А., Левагина А.Ю. Возрастные и гендерные особенности лиц пожилого возраста // Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие /Отв. ред. А.Ю. Левагина. Ульяновск: УлГУ, 2002, С. 21-28.
  9. Овсяник О.А., Левагина А.Ю. Понятие старости и классификация лиц пожилого возраста // Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие /Отв. ред. А.Ю. Левагина. Ульяновск: УлГУ, 2002, С. 6-10.


Все статьи автора «Нагорнова Анна Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: