УДК 004.942

РЕАЛИЗАЦИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ

Береславская Нина Самуиловна
Государственное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1133 г. Москва
кандидат технических наук

Аннотация
Данная статья посвящена решению задач оптимизационного моделирования в экономике на основе статистических данных в курсе информатики и ИКТ в старшей школе. Рассмотрен пример разработки конкретной модели в электронных таблицах.

Ключевые слова: информационная модель, моделирование, модель, статистика


IMPLEMENTATION OF STATISTICAL AND ECONOMIC MODELS IN SCIENCE LESSONS IN SCHOOL

Bereslavskaya Nina Samuilovna
State budget institution secondary school №1133 Moscow
Candidate of technical Sciences

Abstract
This article is devoted to the issues of optimization modeling in economy on the basis of statistical data in the course of Informatics and ICT in high school. Consider an example of the development of specific models in spreadsheets.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Береславская Н.С. Реализация статистических экономических моделей на уроках информатики в школе // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2946 (дата обращения: 27.05.2017).

Имитационное и статистическое моделирование представляют собой важнейшие виды компьютерного моделирования, которое является в настоящее время основой математического моделирования. Сущность его состоит в том, что система объектов заменяется её математической моделью, с которой потом экспериментируют при помощи различных компьютерных программ. Для построения такой модели необходима статистическая информация. Именно такая информация является тем   необходимым основанием, на котором базируется на современном этапе процесс управления   экономикой.

Статистические данные позволяют определить   объемы валового внутреннего продукта и национального дохода, выявить основные тенденции развития отраслей экономики, оценить уровень инфляции, проанализировать состояние финансовых и товарных   рынков, исследовать уровень жизни населения и другие социально-экономические явления и процессы.

Надо ли подобными задачами заниматься на уроках в школе? Думаю, что надо. Решение таких задач способствует развитию практико-ориентированного обучения как средства реализации требований ФГОС по формированию УУД на уроках.

Реализовать это можно на уроках информатики и ИКТ в рамках темы «Моделирование» как с использованием сред программирования, так и с помощью прикладных программ.

Алгоритм решения задачи может быть сведен к следующему:

  1. Проводится статистическое исследование экономического объекта.
  2. На основании данного исследования строится экспериментальный график, по которому определяется вид математической зависимости.
  3. Для выбранной математической зависимости определяются значения коэффициентов и оптимальные значения параметров, при которых показатели прибыли максимальны.

Практическая польза от выработанного умения школьника решать подобные задачи очевидна. Это, прежде всего перспектива разумной организации любого бизнес-процесса, которым ему придется заниматься  в реальной жизни. Хочется отметить, что данные задачи должны быть не предметом углубленного изучения курса информатики, а вполне могут быть реализованы в рамках базового курса.

Рассмотрим пример решения подобной задачи.

В ближайшем фитнес клубе действует бассейн с десятью дорожками по 50 метров и шириной 1 метр. Следует определить оптимальную цену месячного абонемента посетителя на посещение бассейна 1 раз в неделю на 1 сеанс продолжительностью 45 минут для получения максимальной прибыли для владельца фитнесс клуба. В соответствии с гигиеническими требованиями к устройству, эксплуатации и качеству воды в бассейнах на плавательной дорожке для взрослых должно быть  не менее 5,0 кв. метров водной поверхности на одного человека. Поэтому максимальное количество людей, которое может одновременно находиться в бассейне, не должно превышать 100 человек. В процессе работы клуба стоимость абонемента изменялась от 500 до 2900 рублей. Зависимость объёма спроса от его цены представлена в таблице 1.

Цена в руб.

Количество посетителей (чел)

500

98

800

94

1100

88

1400

80

1700

71

2000

60

2300

47

2600

32

2900

16

Таблица 1. Зависимость объёма спроса от его цены

Построим график в электронных таблицах (Рис.1)

Рис.1 График посещаемости в зависимости от цены.

Определим выручку, рассчитав ее в соответствии с таблицей 2:

Цена в руб.

Количество посетителей (чел)

Выручка от продаж (руб)

500

98

=A3*B3

800

94

=A4*B4

1100

88

=A5*B5

1400

80

=A6*B6

1700

71

=A7*B7

2000

60

=A8*B8

2300

47

=A9*B9

2600

32

=A10*B10

2900

16

=A11*B11

Таблица 2. Расчет выручки от продаж

 Используя полиномиальное сглаживание полученной кривой – построение линии тренда (Рис. 2), получим функциональную зависимость в виде Y=101,0938432-X*0,0012689-X2*0,0000097, где Y – количество зрителей, X – цена абонемента.

Рис. 2  График посещаемости с линией тренда

Наша целевая функция F(x)=Y*X – это выручка от продаж. Используя надстройку электронных таблиц Поиск решения, определим ее максимальное значение, изменяя значение цены абонемента (Таблица 3).

Цена в руб.

Количество посетителей (чел)

Выручка от продаж (руб)

Расчетная выручка от продаж  по формуле линии тренда (руб)

 

500

98

49000,00

49017,20

Оптимальное значение цены абонемента

800

94

75200,00

75096,58

1 820,78р.

1100

88

96800,00

96757,16

Максимальная выручка

1400

80

112000,00

112427,54

121 310,61р.

1700

71

120700,00

120536,31

 

2000

60

120000,00

119512,09

 

2300

47

108100,00

107783,46

 

2600

32

83200,00

83779,03

 

2900

16

46400,00

45927,40

 

Таблица 3. Итоговые расчеты

Таким образом, мы получили оптимальную цену абонемента – 1820,78 руб., при которой возможно получение максимальной выручки в размере 121310,61 руб.

Рассмотренный способ моделирования экономической ситуации применим, конечно, далеко не ко всем категориям товаров и услуг. Его следует использовать для определения оптимальных значений цены лишь к тем товарам и услугам, которые обладают высокой эластичностью спроса по цене (Эластичность спроса – это взаимодействие количества продукта и цены, т.е. интенсивность реакции спроса на изменение цены). Однако его целесообразно применять к решению аналогичных задач, когда на основании довольно небольшого количества статистических данных можно определить параметры конкретной ценовой политики.

Анализ и поиск решения в подобных экономических ситуациях приобщает школьников к решению реальных практических задач, способствует формированию широкого круга компетенций, готовит к жизни и работе в сфере реальной экономики.


Библиографический список
  1. А.Г. Гейн, А.И Сенокосов. Информатика и ИКТ 11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, Просвещение, 2012


Все статьи автора «Береславская Нина Самуиловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: