УДК 316

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Кочеткова Елена Федоровна1, Опарина Ольга Николаевна2
1Пензенский государственный университет, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Теоретические основы физического воспитания»
2Пензенский государственный университет, доктор биологических наук, профессор кафедры «Теоретические основы физического воспитания»

Аннотация
В статье показано, что ухудшение здоровья детского населения связано с нарастанием экономических, экологических, социальных проблем. Физическая культура и спорт – это мощный социальный феномен, способный влиять на развитие физического и психического здоровья детей и подростков.

Ключевые слова: реабилитационный потенциал, спорт, физическая культура, физическое и психическое здоровье


PHYSICAL EXERCISE AND SPORTS AS A PHYSICAL AND MENTAL HEALTH REHABILITATION POTENTIAL IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

Kochetkova Elena Fedorovna1, Oparina Olga Nikolaevna2
1Penza State University, Cand. Sc. (Biol.), the Chair of Theory of Physical Education
2Penza State University, D.Sc. (Biology), Professor, the Chair of Theory of Physical Education

Abstract
It is pointed out that deterioration of children’s health is caused by the increase of economic, environmental and social factors. Physical exercise and sports is considered as a powerful social phenomenon that can promote the development of physical and mental health in children and adolescents.

Keywords: physical and mental health, physical exercise, rehabilitation potential


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Кочеткова Е.Ф., Опарина О.Н. Физическая культура и спорт как реабилитационный потенциал физического и психического здоровья детей и подростков // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/04/2962 (дата обращения: 28.10.2023).

В настоящее время отмечается значительное ухудшение психофизического здоровья детского населения из-за экономических, экологических, социальных и других причин. Известно, что онтогенетическое развитие функциональных систем организма человека имеет критические периоды. В эти периоды человек уязвим для любого воздействия, но именно в это время происходят или не происходят наиболее значимые для развития человека (положительные или отрицательные)  морфологические, физиологические и психологические преобразования. По данным научного Центра  здоровья детей РАМН, 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья [1]. Количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи, в дошкольном возрасте, по данным разных авторов, достигает от 25% до 40%; свыше 60% – относятся к так называемой «группе риска» [2, с. 8-10]. Школьные психологи говорят о следующих очевидных тенденциях: более 25% мальчиков, приходящих в 1-й класс, – гиперактивны; в средних классах школы – наблюдают примеры социальной неприспособленности, когда  дети ищут убежище в мире фантазий, в виртуальном мире. Результат – одержимость и навязчивость по отношению к себе самому и грубость по отношению к другим.  В старшей школе – выявляют проблемы социальной дезадаптации. К социальным эпидемиям сегодня относят алкоголизацию, курение, наркоманию, игроманию. Для успешного преодоления любого критического периода необходимо соблюдение определенных условий:   готовность ребенка (то есть возрастная зрелость всех систем и, прежде всего, нервной); обогащенность внешней среды (биологической и социокультурной); причем изменчивость и постоянство среды должны находиться в оптимальном соотношении. Однако ни одно из условий адекватного развития на сегодняшний день не выполняется. Основными причинами неблагополучия являются несоответствие между биосоциокультурной средой существования современного человека и возможностями взаимодействия с этой средой. Не менее важными причинами неадекватного развития детей является состояние здоровья матери, эмбриона, плода [3, с. 77-84]. Функциональное развитие мозга обусловлено глобальными эволюционными и биологическими законами. Любая функция организма развивается при совпадении во времени двух факторов: морфологической зрелости церебральных систем, участвующих в обеспечении той или иной психической функции, и психологический запрос извне для актуализации этой психической функции. Если один из факторов отсутствует, то формирования функции не происходит. В норме к моменту рождения глубинные (субкортикальные) структуры мозга сформированы у плода на 75% по отношению к их состоянию развития у взрослого человека. В течение первых двух-трех лет жизни субкортикальные отделы мозга должны достигать своей функциональной зрелости. В этом случае высокая активность корковых отделов головного мозга трехлетнего ребенка не приводила бы к отклонениям в психической сфере за счет спонтанной компенсации глубинных отделов в силу их зрелости. По статистике на сегодняшний день 70% детей рождается с различными видами церебральной незрелости, т.е. нейропсихологический статус этих детей не соответствует норме [4, с. 107-118]. В первую очередь страдают именно глубинные отделы мозга, потому что к моменту рождения кортикальные отделы находятся практически в зачаточном состоянии, тогда как субкортикальные отделы мозга призваны обеспечивать жизнедеятельность организма, несвязанную с сознательной составляющей психики. Причинами является ухудшение экологической ситуации, качества питания, качества жизни, гиподинамия и повышенный уровень стресса у будущей мамы во время беременности [5, с. 16-17; 6].  Современный социум предлагает ребенку технологии, которые  опережают его биологическое развитие. Например, раннее обучение чтению (в 2-3 года) приводит к нагрузке на корковые отделы мозга, тогда этот период является наиболее актуальным для оптимизации моторной и эмоциональной сферы, т.е. активно должны развиваться и  подкорковые структуры.  В результате у ребенка возможны проявления различных заболеваний,  психических и физических нарушений, аллергических реакций, отклонений в эмоционально-личностной сфере. Рост психофизических проблем детей и подростков выявляется уже с дошкольного возраста. Соматический, физический и психический статус сегодняшних детей нельзя оценивать, исходя  из норм вчерашнего дня. За последние полвека мир кардинально изменился, это не может не сказаться на структуре адаптивных механизмов человека [7, с. 32-33]. Наиболее ярко эти изменения проявляются в детской популяции. Первое проявление девиантного поведения, как правило, начинается в школе. Показано, что у «трудных подростков» достоверно выше уровень агрессивности, тревожности, низки мотивации к учебе, низка самооценка личности, отсутствует мотивационная установка к проявлению волевых усилий.  Коррекция девиантного поведения должна осуществляться специалистами – администрацией школы, классным руководителем, школьным врачом, психологом. Практическую коррекционную работу осуществляют специалисты, обеспечивающие досуговую деятельность подростков, одними из которых являются специалисты по физической культуре.

Необходимость реабилитационного подхода к детству связана с нарастающим количеством проблем.  Физическая культура и спорт – это мощный социальный феномен, способный формировать и преобразовывать как социальную реальность, так и личность, начиная с раннего детского возраста. Это мощный реабилитационный потенциал для формирования не только физического, но и психического здоровья; для формирования и развития подкорковых и корковых структур головного мозга. Физическая культура и спорт формируют познавательную активность, воспитывают волю, честность, мужество, трудовые качества, групповую коммуникативность; т.е. формируют человеческие качества, которые способствуют преодолению   критических этапов онтогенеза в любом возрасте. Например, для подростков,  физическая культура и спорт – это острота ощущений риска, самоактуализация, самоутверждение, коллективное чувство. Это все то, что необходимо   подростку для социальной адаптации при переходе от детства к юношеству. Научные работы в области физического воспитания свидетельствуют, что мотивированные установки учащихся школы на 90–95% детерминированы влиянием средств массовой информации, на 5-10% связаны с влиянием учителя физической культуры, семьи [8, с. 161-169]. В связи с этим первоочередная задача средств массовой информации заключается в  пропаганде физической культуры и спорта  как фактора  физического,  психического, нравственного здоровья и социального статуса. Использование средств и методов физического воспитания в работе с детьми группы социального риска обусловлено тем, что в структуризации  их интересов и потребностей занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, 80% подростков отдают им предпочтение. Социологические исследования «трудных подростков» показали, что основной причиной их противоправных действий является моральный климат семьи: 72% детей конфликтуют с родителями, 28% – со сверстниками. Учебно-тренировочный процесс с «трудными детьми и подростками» должен характеризоваться длительностью, систематичностью. Средства и методы физической культуры должны быть адекватны интересам и потребностям, способствовать формированию мотивационных установок и самооценки личности. В качестве средств физической культуры рекомендуют упражнения аэробной направленности, умеренной интенсивности, туризм [9, с. 44-45].  Исследования, проведенные в разных городах России, показали, что вовлечение «трудных подростков» в спортивные секции дало положительные результаты: у 50% – снижена агрессивность, тревожность; у 70% – снизилось отрицательное отношение к школьным занятиям; с 46% до 7% – уменьшилось количество неуспевающих;  уменьшилось количество подростков конфликтующих с родителями; многие подростки сняты с учета [10, с. 286-289].  Физическая культура и спорт способствуют развитию психологических, нравственных характеристик личности, облегчают процесс социальной адаптации.


Библиографический список
  1. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры.  2000.  275 с.
  2. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: Издательский центр «Академия». 2002.
  3. Энукидзе Г.Г., Опарина О.Н.  Эндотоксиновая агрессия в патогенезе женского бесплодия на фоне хронических гинекологических воспалительных заболеваний // Известия высших учебных заведений. Поволжский  регион. Медицинские науки. 2008. №4.
  4. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов. М.: АСТ: Астрель. 2005.
  5. Кочеткова Е.Ф., Опарина О.Н. Физическая культура как основное средство поддержания здоровья детей в экологически неблагоприятных районах // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 1-1(20).
  6. Опарина О.Н. Биологические свойства эндотоксина кишечной микрофлоры // Современные научные исследования и инновации. Январь 2014. – №1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/01/31034
  7. Опарина О.Н., Кочеткова Е.Ф. Функциональные резервы адаптации // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 12-1(19).
  8. Пашин А.А. Структурно-динамические и типологические характеристики субъективного отношения к физической культуре и спорту // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки.  2010. №4 (16).
  9. Кочеткова Е.Ф., Петрунина С.В., Хабарова С.М. Адаптивная двигательная рекреация как средство социальной реабилитации подростков с дезадаптивным поведением // Современные аспекты физкультурной и спортивной работы с учащейся молодежью: материалы Международной конференции. Пенза. 2010. Том 2.
  10. Кочеткова Е.Ф., Белоусова И.Б., Канарейкин Е.М. Физическая культура как фактор социальной реабилитации подростков с отклоняющимся поведением // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: сборник научных трудов. Чебоксары: ЧИЭМ СПбГПУ. 2011.


Все статьи автора «Опарина Ольга Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: