УДК 159.9

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА КАК РЕАЛИЗАЦИИ РЕСУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Дружилов Сергей Александрович
Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, Новокузнецк
кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела Экологии человека

Аннотация
В статье рассматривается связь профессионализма с ресурсами и резервами человека. Излагается авторское видение психологической проблематики ресурсов и потенциалов, становления профессионализма и развития личности профессионала. Приводятся основные концепции становления профессионализма, рассматриваемого как следствие реализации субъектом ресурсов своего профессионального развития.

Ключевые слова: индивидуальный ресурс профессионального развития, концептуальные основы, профессионализм, психологическая модель профессии., становление профессионализма


CONCEPTUAL FUNDAMENTALS OF PSYCHOLOGICAL STUDY OF THE OF BECOMING OF THE PROFESSIONALISM AS THE OF REALIZATION OF RESOURCES PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE HUMAN

Druzhilov Sergei Aleksandrovich
Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases under Siberian Branch of the Russian Academy of Medical Sciences, Novokuznetsk
PhD of Psychological Sciences, Associate Professor, leading scientific worker of the Department of Human Ecology

Abstract
In the article we consider the connection of professionalism with presence of internal resources and reserves of the man. We present the author's vision of psychological problems potentials and resources, the of becoming of professionalism and personal development of the professional. Describes the main concepts of becoming of professionalism, considered as a consequence of the implementation of the subject’s resources of their professional development.
Keywords: professionalism, becoming of the professionalism, individual resource professional development, conceptual fundamentals, psychological model of profession.

Keywords: becoming of the professionalism, conceptual fundamentals, individual resource professional development, professionalism, psychological model of profession.


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Дружилов С.А. Концептуальные основы психологического изучения становления профессионализма как реализации ресурсов профессионального развития человека // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/3025 (дата обращения: 26.05.2017).

Профессиональное становление человека тесно связано с вопросом о потенциалах и ресурсах его психического развития. Многочисленные исследования в психологии свидетельствуют, что существует некоторая совокупность свойств человека (внутренний потенциал, ресурс), которая обеспечивает возможность успешного освоения профессии, эффективную профессиональную деятельность и развитие профессионала.

Мы рассматриваем профессионализм как процесс и результат реализации ресурсов профессионального развития человека. Ниже в краткой форме излагается авторское видение психологической проблематики ресурсов и потенциалов человека и их связи со становлением индивидуального профессионализма. Далее приводятся основные концепции, на которых необходимо базироваться при психологическом изучении становления профессионализма человека как процесса и результата реализации субъектом ресурсов своего профессионального развития.

1. Профессионализм, ресурсы и резервы человека. Профессионализм – это свойство людей выполнять сложную (профессиональную) деятельность с высокой эффективностью и качеством при самых разнообразных условиях [1]. Выполнение деятельности в трудных и неблагоприятных условиях требует привлечения имеющихся у человека ресурсов, направленных как на компенсацию неблагоприятных факторов среды, так и на получение положительного результата.

Между ресурсами и резервами человека существует связь. Возможно возникновение конфликтов между условиями деятельности и возможностями субъекта. Психика человека, являющаяся регулятором, обеспечивающим адекватное использование ресурсов, – определяет приоритетность того или иного мотива на данный промежуток времени. Соответственно, идет мобилизация и перераспределение ресурсов. При повышенной активизации объем используемых ресурсов может возрастать за счет резервов организма.

2. Ресурсы и потенциалы. Существует некоторая совокупность потенциальных свойств человека, которая обеспечивает возможность успешного освоения профессии, эффективную профессиональную деятельность и развитие личности. Эта совокупность свойств была обозначена нами в 2002 г. как индивидуальный ресурс профессионального развития (ИРПР).

Человек, по Б. Г. Ананьеву это и индивид, и личность, и субъект труда, и индивидуальность. Поэтому ИРПР следует рассматривать как системное качество, характеризующее человека-профессионала (как индивида, личность, субъекта деятельности и жизни и интегральную индивидуальность) при взаимодействии его с социальной и профессиональной средой [2].

Следует различать понятия потенциала и ресурса, зачастую используемых в психологии как синонимы неактуализированных (пока) возможностей. Понятие «потенциал» (от лат. potential – сила, мощь) ориентированное на оценку возможностей личности, близко по смыслу к понятию энергии в физических науках. Под ресурсом (от франц. ressource – вспомогательное средство) понимают совокупность ценностей и запасов, которые при необходимости могут быть использованы. «Потенциал личности» можно рассматривать как метафору «энергии» сжатой пружины, которая, высвобождаясь, будет «двигать» развитие личности – в направлении наименьшего сопротивления. Ресурс же – приобретенные человеком запасы (ценности), которые определяют характеристики «пружины». Это подобно тому, как заряженный аккумулятор имеет определенное напряжение (разность потенциалов), но его емкость (ресурс работы) под нагрузкой зависит и от его устройства, и от «тренирующих циклов». Применительно к человеку мы исходим из понимания того, что наличный ресурс (ценности, мировоззрение) задает и вектор «выброса» энергии.

3. Становление и развитие. Становление (как категория бытия) представляет собой актуализацию того, что уже в той или иной форме существует. Соответственно, становление индивидуального профессионализма предполагает наличие у человека в потенциале свойств, которые обеспечивают возможность овладения профессией и выполнения профессиональной деятельности. К таковым относится совокупность профессионально-важных качеств (ПВК), образующих динамичную структуру. К их числу следует относить не только типологические свойства индивида, но и определенные свойства личности.

Системообразующая характеристика личности – ее направленность, квинтэссенцией которой являются ценностные образования. Ценности как базальные (по Б. Г. Ананьеву) свойства личности, формируют ее установки, склонности и характер. В свою очередь, профессиональные установки являются основным аспектом общих жизненных установок и ценностей (Е. Бордин, И. Дарли, Т. Хаген, Дж. Холланд и др.). ИРПР, в основе которого находятся ценности, является детерминирующим фактором развития личности, определяющим не только энергетику, но и направленность ее развития (прогрессивную или регрессивную линию).

4. Развитие личности деятеля. В процессе выполнения профессиональной деятельности происходит развитие личности деятеля. Однако, как признает Л. И. Анцыферова, не всякая деятельность является условием прогрессивного развития личности. Профессиональное развитие – это процесс, возникающий при несовпадении наличных возможностей у человека и требований профессии, как реакция на разрешение возникшего противоречия. С другой стороны, сама профессионализация (как процесс профессионального становления), да и последующая профессиональная деятельность требует наличия определенных личностных качеств человека, а также внутренних возможностей их развития [3]. Как показала Е. М. Борисова, по мере профессионализации интересы человека начинают проникать во все сферы его жизнедеятельности [4]. А значит, жизненные ценности и установки все более влияют на деятельность.

5. Формирование профессионализма как индивидуальный способ адаптации в социуме. В общем случае развитие есть закономерный процесс изменения объекта при взаимодействии его с действительностью. Развитие есть форма существования материи, и происходит оно вне зависимости от воли и сознания; процесс развития объекта не содержит в себе направления его изменений. В процессе профессионализации происходит изменение первоначальной структуры ПВК человека. Становление профессионализма как развитие (изменение) индивидуально-психологических, личностных и субъектных свойств человека сопровождается выработкой им индивидуального стиля, проявляющегося в деятельности, общении, восприятии мира и отношении к нему. Отношение к профессиональной действительности опосредовано мировоззрением человека, его жизненными принципами. Вырабатываемый стиль (жизни, деятельности) обеспечивает индивидуальный способ адаптации человека в профессии и в социуме, но не обязательно соответствует сложившемся в обществе требованиям к качеству выполняемой деятельности и к личности специалиста.

6. Профессиональное развитие и смыслообразующие ценности. Профессиональное становление – это и совершенствование, и деформации («искривления»), и даже деструкции. Профессионально-деструктивной считают деятельность, направленную на получение вредного для общества результата или, по Г. В. Суходольскому (1988), «антирезультата». Здесь имеет место уже не профессиональная некомпетентность, а проявление «антипрофессионализма». Это тот случай, когда специалист обладает необходимыми профессиональными знаниями, умениями и опытом, но ориентируется на деструктивные ценности. Им движет деструктивная направленность (эгоцентризм, стяжательство и др.); он ставит деструктивные цели, а для их достижения использует деструктивные средства [5].

Для оценки профессионализма применяют критерий продуктивности, идентичности и зрелости [6]. Мы считаем, что профессиональная идентификация человека происходит путем соотнесения внутренних (психических) моделей профессии и профессиональной деятельности с профессиональной Я-концепцией. Профессиональная идентичность требует принятия человеком идей, убеждений, правил поведения, принятых и разделяемых членами профессионального сообщества [7]. При отсутствии такового имеет место негативное явление, обозначенное Е. П. Ермолаевой (2001) как профессиональный маргинализм человека [8]. В критерий профессиональной зрелости входит самооценка, в структуре которой выделяют операционально-деятельностный и личностный аспекты. Последний выражается в оценке своих личностных качеств в соотношении с идеалом образца [9].

Силой, детерминирующей развитие личности, по В. Франклу (1905–1997), является обретение смысла жизни. Мы исходим из понимания того, что «силовое поле» для профессионального развития личности определяется внутренним потенциалом смыслообразующих ценностей, определяющих жизнь человека. В качестве ядра личностных смыслов выступает «Я-концепция», рассогласование в которой между эталоном «Я-идеальное» и актуализированным образом «Я-реальное» задает направление («вектор») профессионального развития личности. Любой из возможных путей разрешения противоречия между смыслом жизни и смыслом профессиональной деятельности, противостояние профессиональным деформациям и деструкциям при сохранении прогрессивной (восходящей) линии личностного развития возможно лишь при наличии у человека необходимых внутренних ресурсов.

7. Профессионализация как индивидуализированная траектория саморазвития. Профессионализация как становление специалиста в профессии предполагает индивидуализированную траекторию, закономерные этапы, описанные различными исследователями (Е. А. Климов, В. А. Бодров, Э. Ф. Зеер и др.). Анализ опубликованных данных приводит к пониманию того, что существуют причины недостижения частью специалистов вершин профессионализма (мастерства, «акме»). Однако не бывает «средних» профессионалов, средним может быть только специалист (как носитель нормативно заданных «операционально-функциональных свойств», обеспечивающих более или менее успешное выполнение профессиональных задач). Профессионал, являющийся Мастером своего дела – это выраженная индивидуальность, которая характеризует, по В. И. Слободчикову (1994), становление особой, субъективной реальности, олицетворение творческого саморазвития личности [10].

8. Профессионализм и человечность. Профессионализм не исключает человечности; профессия – это сфера, где человек концентрирует свои общечеловеческие свойства. Идеал, – по П. П. Блонскому (1917), когда профессия дает личное удовлетворение и личностное совершенствование. Если профессия перестает ставить человека в ситуации, требующие разрешения противоречий между его условиями деятельности и актуальными возможностями, то он должен сам ставить перед собой задачи, находить новые смыслы для дальнейшего своего профессионального и личностного развития. Именно тогда возникает возможность для саморазвития личности профессионала, которое представляет собой способ постижения и достижения специалистом человечности.

9. Индивидуальный ресурс как источник прогрессивного саморазвития. Прогрессивную линию профессионального развития характеризует восхождение человека по ступеням «самоопределение — самовыражение — самореализация». Источником саморазвития является ИРПР, он определяет вектор развития личности – максимальную реализацию ее потенциалов. Результат такого развития – становление человека-деятеля как субъекта жизни, а его поведение в профессии и сама профессиональная деятельность не только предстают частью его жизни, но и определяются системой его жизненных ценностей, внутренней «картиной Мира».

Психологическое изучение становления профессионализма человека как процесса и результата реализации субъектом ресурсов своего профессионального развития включает ряд взаимосвязанных концепций, приводимым ниже:

Концепция индивидуального ресурса профессионального развития человека как открытой развивающейся системы. ИРПР рассматривается как система свойств человека, обеспечивающих успешное овладение и эффективное осуществление профессиональной деятельности, развитие человека как профессионала и самореализацию в профессии [2]. ИРПР включает как относительно постоянные компоненты (исходные предпосылки), так и компоненты, подверженные изменениям. Профессионал – это человек в целом (индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность). Поэтому при изучении ИРПР следует учитывать все уровни человека: индивидный (конституцию, тип нервной системы и т.п.); личности (мотивацию, самооценку, систему отношений и т.д.), субъекта труда (профессиональные знания, умения, навыки) и индивидуальности (стиль деятельности, избираемые стратегии адаптации, жизненный и профессиональный опыт и др.).

Известно, что на развитие профессиональных способностей человека оказывает влияние материализованный опыт предшествующих поколений профессионалов. ИРПР человека связан с потенциалом профессионального сообщества; он получает от него подпитку и, в свою очередь, вносит свой вклад в его непрерывное восполнение. Индивидуальная профессионализация – это процесс освоения («опредмечивания» и «распредмечивания») человеком опыта профессионального сообщества, процесс становления личности профессионала. Становление индивидуального профессионализма следует рассматривать как процесс и результат успешного использования человеком внешних ресурсов его профессионального развития, в качестве которых выступают материальные, энергетические, информационные и «человеческие» ресурсы общества.

Концепция профессионализма человека как интегрального образования (психологического синдрома). Профессионализм рассматривается нами не как совокупность отдельных признаков (симптомов), а как более крупная системная единица – синдром. В состав синдрома профессионализма включаются исходные предпосылки формирования индивидуального профессионализма (тип профессиональной и социальной идентификации, нормы и ценности, социальные роли, сформированные в ранний период жизни и др.), так и блоки свойств, образующих ядро профессионализма и характеризующихся способностью развиваться (изменяться) в процессе деятельности. Ядро синдрома профессионализма включает ряд блоков, характеризующих: а) особенности человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности); б) особенности профессионального обучения и особенности организации профессиональной деятельности, оказывающие влияние на формирование профессионализма человека; в) особенности профессионального взаимодействие с представителями профессиональной группы и профессионального сообщества в целом в процессе профессионализации [1;11].

Концепция профессиональной деятельности, рассматриваемой как системы отношений человека с Миром, и ее определяющей роли в формировании профессионализма человека. Человеческая деятельность полисистемна. Выделяя как основные отношения человека с природой, с техникой, людьми, знаковыми системами, художественными образами и сочетая их, можно моделировать сложные профессиональные деятельности представителей самых разнообразных профессий [12; 13]. Профессиональная деятельность – это сложная деятельность, требующая длительного обучения, обретения соответствующих знаний, умений, навыков. Для овладения сложной деятельностью необходимо наличие определенных задатков и способностей, ПВК, мотивации, волевых свойств и т.д. Далеко не каждый человек в силу своих естественных ограничений в состоянии освоить любую сложную профессиональную деятельность и быть эффективным в ней. Для успешного овладения деятельности, человек должен обладать необходимым внутренним ресурсом. С другой стороны, развитие и реализация ИРПР происходит в процессе профессиональной деятельности. Критерием и индикатором профессионализма является эффективность профессиональной деятельности. Общая эффективность деятельности профессионалов (как индивидуальной, так и коллективной – определяемой через долевой вклад) достаточно полно описывается четырьмя ее составляющими: экономической, психологической, социальной и так называемой «клиентоцентрированной» [14].

Концепция формирования и развития профессионализма как процесса интериоризации человеком психологической модели профессии и формирования концептуальной модели профессиональной деятельности.

Психологическая модель профессии включает в себя три подмодели: а) модель профессиональной среды; б) концептуальную модель профессиональной деятельности; в) модель субъекта деятельности (как совокупность образов, отражающих систему свойств и отношений человека как члена профессионального сообщества), или профессиональную Я-концепцию.

Уже на этапе профессионального самоопределения у человека имеется некоторый информационный ресурс – система исходных представлений о выбираемой профессии и предстоящей деятельности. Часто эта система образов искажена, неверна, мало соответствует действительности. Мы исходим из того, что процесс профессионального обучения как овладения комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков связан с формированием адекватной концептуальной модели профессиональной деятельности.

Концептуальная модель профессиональной деятельности (КМПД) — это своеобразный внутренний мир профессионала, который базируется на большом количестве априорной информации о предмете труда, средствах и способах деятельности. КМПД рассматривается как образно-понятийная модель, состоящая из относительно постоянной (константной) и  изменяющейся (оперативной) составляющих. Концептуальная модель включает в себя представление специалиста о профессиональных задачах, знание последствий правильных и ошибочных решений, готовность к нестандартным событиям, экстремальным ситуациям. Становление профессионализма – непрерывный процесс формирования и уточнения КМПД. Готовность к изменениям (коррекции) константной части модели в соответствии с поступающей извне актуальной информацией является необходимым условием профессионального развития. Отсутствие такой готовности становится причиной профессиональной деформации человека.

Под профессиональной Я–концепцией понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности. Профессиональная Я–концепция является не статическим, а динамическим психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение профессиональной Я–концепции обусловлено внутренними и внешними факторами. Сильнейшее влияние на ее формирование оказывает профессиональная среда и профессиональная деятельность. Так как профессиональная среда является частью социальной среды, а профессиональный опыт является частью социального опыта, то на профессиональную Я–концепцию оказывает влияние вся предыдущая деятельность, общение и накопленный жизненный опыт.

Концепция профессионального развития как разрешения противоречий. Развитие профессионализма человека – внешне обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это самодвижение от низших уровней профессионализма – к высшим, в котором внешние обстоятельства, профессиональное обучение и др. всегда действуют через внутренние условия. Движущими силами профессионального развития является разрешение противоречий между внутренним ресурсом человека (выражающемся в наличии или отсутствии профессионально ориентированных структур психики, необходимых ПВК, знаний, умений, навыков, соответствующей ценностно-мотивационной сферы и др.), а также, с одной стороны, требованиями, предъявляемыми собственно профессиональной деятельностью (в системе «человек – профсреда»); с другой стороны, диктуемыми системой более высокого уровня – социумом (в системе «человек – социальная среда»). Возникающие в профессиональной жизни человека противоречия между целями и наличными средствами, между стремлениями и возможностями (потенциями и тенденциями) разрешаются в деятельности и служат движущими силами развития профессионализма [15].

Формирование личностного потенциала (в том числе ИРПР), развитие человека как личности и как субъекта жизни и деятельности (в том числе профессиональной) не может рассматриваться вне конкретного исторического и социально-экономического контекста. Возникновение новой технической и информационной реальности влечет за собой и новые условия формирования и развития личности [16].

Наличие у человека достаточного индивидуального ресурса обеспечивает возможность его профессионального развития. Пути же, которые он выбирает для реализации своих ресурсов, могут быть различными. Успех при этом определяется не столько самими ресурсами, сколько тем, насколько продуктивно они используются.


Библиографический список
  1. Дружилов С.А. Психология профессионализма субъекта труда: концептуальные основания // Известия Российского государственного педагогического университета им А.И. Герцена. 2005. Т. 5. № 12. С. 30–43.
  2. Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс профессионального развития как необходимое условие становление профессионализма человека // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 5. С. 145–148.
  3. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению функционирования развития личности // Проблемы психологии личности. М.: ИП АН СССР. 1982. С. 140–147.
  4. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности / По ред. Л.И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. C. 159–177.
  5. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. 2-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 168 с.
  6. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. 160 с.
  7. Дружилов С.А. Освоение студентами модели профессии и профессиональной деятельности как необходимое условие профессионализации // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2010. Т. 13. № 4. С. 299–318.
  8. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. М.: Институт психологии РАН, 2008. 347 с.
  9. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб.: Медицинская пресса, 2002. 352 с.
  10. Слободчиков В.И., Е.И. Исаев. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности : учеб пособие. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
  11. Дружилов С.А. Психология профессионализма субъекта труда: интегративный подход // Ежегодник Российского психологического общества. 2003. Т. 3. С. 157–161.
  12. Суходольский Г.В. Метапсихология как новый подход к пониманию научной психологии // Вiсник Харкiвъского Унiверситету. 2000. № 498. С. 140–143.
  13. Дружилов С.А. Психология профессионализма: инженерно-психологические аспекты : учеб. пособие. Новокузнецк: Изд-во СибГИУ. 2000. 157 с.
  14. Дружилов С.А. Оценка эффективности совместной деятельности: методика построения аддитивного интегрального критерия // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 1. C. 71–73.
  15. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека и проблемы профессионального развития личности // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 7 (27). С. 18.
  16. Дружилов С.А. Проблемы развития личностного потенциала в новой технической и информационной реальности // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 6 (26). С. 28.


Все статьи автора «Дружилов Сергей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: