УДК 378.147

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Долматова Наталья Сергеевна
Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.Н. Прянишникова
старший преподаватель кафедры иностранных языков

Аннотация
В статье затрагивается вопрос формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза. Выявляется проблема недостаточного уровня мотивации изучения иностранного языка. Утверждается, что следование принципам коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам и применение блочно-модульной технологии при организации внеаудиторной самостоятельной работы способствуют повышению интереса к предмету «Иностранный язык». Это приводит к повышению уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов.

Ключевые слова: блочно-модульная технология., иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативный подход в обучении иностранным языкам, мотив, мотивация, общекультурные компетенции


PROBLEM OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION OF NON-LINGUISTIC STUDENTS

Dolmatova Natalya Sergeevna
Perm State Agricultural Academy named after D. N. Pryanishnikov
Senior Lecturer of the Foreign languages Department

Abstract
The article deals with the problem of foreign language communicative competence formation. The insufficient level of motivation while studying a foreign language is pointed out. It is stated that the principles of the communicative approach and the use of block-modular technology in self-study work help heighten interest in foreign languages’ learning. This results in increase of the foreign language communicative competence level.

Keywords: block-modular technology., communicative approach in foreign language teaching, foreign language communicative competence, general cultural competences, motivation, motive


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Долматова Н.С. Проблема формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового ВУЗа // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/05/3053 (дата обращения: 29.09.2017).

Социально-экономические преобразования в мировом сообществе, интенсивные международные контакты обусловили потребность в квалифицированных специалистах нового качественного уровня, которые обладают различными общекультурными и профессиональными компетенциями. Анализ  ситуации на рынке труда, анкетирование и интервьюирование  потенциальных работодателей для выпускников сельскохозяйственного вуза  как основных потребителей образовательных услуг с целью выявления их основных запросов к будущим специалистам,  потребностей,  ожиданий от молодых специалистов и степени их удовлетворенности уровнем и качеством профессиональной подготовки (в частности, владением иностранным языком) показали, что наиболее значимыми компетенциями для успешной карьеры выпускника являются:

  • владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию, систематизации информации, постановке  цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
  • способность находить организационно – управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);
  • умение использовать в своей деятельности нормативные правовые документы (ОК-5);
  • стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации  и мастерства (ОК-6);
  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);
  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
  • владение  одним  из  иностранных  языков  на  уровне  не  ниже  разговорного (ОК-14). [1]

При этом сформированность компетенции владения иностранным языком у выпускников оценивалась респондентами на довольно низком уровне, что подтверждалось неумением работников (бывших выпускников ПГСХА) вступать и поддерживать коммуникативный акт во время заграничных командировок или приема иностранных гостей на производстве.

Проведенный опрос позволил выявить основные потребности, запросы работодателей к подготовке специалистов в сфере сельского хозяйства, ориентация на которые позволит улучшить ее качество.

Среди общекультурных компетенций особо важная роль приписывается иноязычной коммуникативной компетенции, которая позволяет квалифицированному специалисту осуществлять эффективное межличностное общение во всех сферах своей деятельности.

Роль предмета «Иностранный язык» в неязыковом вузе весьма часто недооценивается. Между тем этот предмет обладает большим потенциалом в процессе формирования компетентного специалиста. Перед преподавателями высшей школы зачастую встает проблема недостаточной мотивации студентов при изучении иностранного языка. Однако, именно мотивация является главным побуждающим фактором, влияющим на успешность всего процесса обучения и определяющим конечный результат, т.е. уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции.

Проблемам мотивации изучения иностранных языков посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых. Исследования этой актуальной проблемы нашли отражение в трудах Н.И. Гез, П.Б. Гурвича, И.А. Зимней, М.В. Кларина, В.П. Кузовлева, А.Н. Леонтьева, Е.И. Пассова, Е.Н. Солововой, В.Л. Скалкина, Б.М. Теплова, Р. Гарднера, М. Вилиамса, Дж. Хармера, Т. Хатчинсона и многих других. Особый интерес представляют работы Н.В. Деруновой, О.Ю. Искандаровой, В.Н. Кругликова, Т.В. Кучмы, Э.А. Непомнящей, в которых отражаются результаты исследований проблемы мотивации изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Многообразие трактовок такого феномена как мотивация объясняется многоаспектностью этого понятия. Исследователи рассматривают мотивацию и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, цели, мотивы, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии. Центральным понятием в теории мотивации выступает мотив, который, по словам И.А. Зимней, «объясняет характер речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего».

Согласно исследованиям, изучению иностранного языка в неязыковом вузе могут способствовать следующие мотивы:

  • Коммуникативные, т.е. определяющиеся на основе потребностей в общении. Наличие коммуникативной мотивации у студентов выражается в желании говорить на иностранном языке с носителями языка, читать специальную и художественную литературу. Этот тип мотивации особо выражен в студенческой среде. Однако, в условиях родной языковой среды иностранный язык приобретает статус искусственного средства коммуникации. И в связи с этим коммуникативные мотивы сложно приумножить, и даже сохранить.
  • Лингво-познавательные, основанием для которых является стремление студентов к познанию языковых явлений.
  • Страноведческие, зависящие от тематической направленности, а также эмоциональной заинтересованности студентов в профессионально- или социально-бытовых сферах общения.
  • Инструментальные, являющиеся результатом положительного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности. Среди учебно-познавательных мотивов  Б. Вернер выделяет гражданский (учение как подготовка к будущей жизни в обществе); познавательный (приобретение знаний и навыков); мотив социальной идентификации с родителями (соответствует ожиданиям родителей в области учебы и поведения, которого нельзя не оправдать); мотив переживания (связан с привлекательностью учебного материала, его разнообразием и занимательностью); материальный мотив (учение как предпосылка материальной обеспеченности в будущем); мотив значения (приобретение и/или поддержание высокого социального престижа) [2].
  • Эстетические, т.е. связанные с высшими чувствами человека, осознанием своей значимости и ценности для общественного развития.

Как показывает опыт преподавания в неязыковом вузе, мотивация изучения иностранного языка у студентов довольно низкая. Среди преобладающих мотивов нами выявлены коммуникативные (общение с носителями иностранного языка); мотивы, связанные с перспективой поиска престижной работы; возможность и желание получить хорошую оценку на экзамене; возможность стажировки (постоянной работы) за рубежом. Одновременно с этим ряд студентов не видит смысла в изучении иностранных языков, то есть налицо отсутствие мотивации.

Тем не менее, мы считаем, что перед преподавателями иностранных языков стоит вполне выполнимая задача повысить интерес студентов к изучаемому иностранному языку. Достижение этой цели возможно, в первую очередь, при условии, что педагог в своей деятельности опирается на принципы личностно-ориентированного и коммуникативного подходов в обучении иностранному.  Е.И. Пассов, говоря о коммуникативной направленности обучения иностранному языку, указывает на следующие принципы коммуникативного подхода:

  1. Принцип речевой направленности учебного процесса, который предполагает реализацию практической цели использования иностранного языка, а именно применение иностранного языка в речи, в процессе коммуникации;
  2. Принцип индивидуализации обучения, предопределяющий учет всех свойств обучающегося как индивидуальности: свойств его личности, его способностей, его умений осуществлять речевую и учебную деятельность;
  3. Принцип функциональности, в соответствии с которым должен производиться адекватный процессу коммуникации отбор учебного материала;
  4. Принцип ситуативности, сущность которого сводится к отбору и организации ситуативно-обусловленного и проблемного материала;
  5. Для поддержания коммуникативного интереса обучающихся важным является также принцип новизны, который характеризуется постоянной сменой предмета разговора, обстоятельств, условий, задач, методов и технологий обучения, приближающих к цели изучения иностранного языка.  [3]

На наш взгляд, среди многообразия педагогических технологий обучения иностранному языку особое значение стоит уделить блочно-модульной технологии [4]. Составление блочно-модульных программ приобретает особую актуальность в связи с общей тенденцией сокращения аудиторных часов, и увеличением доли часов, отведенных на самостоятельную внеаудиторную работу. Содержательный аспект дисциплины «Иностранный язык» предстает как комплекс модулей-тем. В структуре каждого модуля имеется инвариантный компонент (инвариантная аудиторная работа и инвариантная часть внеаудиторной самостоятельной работы) и вариативная часть, объем и уровень выполнения которой зависит от языковой подготовки студента и его мотивации изучения иностранного языка. В структуре вариативного компонента четко прослеживается содержательный блок, процессуальный и результативно-оценочный [5].  Возможность варьировать содержанием в зависимости от установок студента позволяет реализовывать на практике принципы коммуникативного подхода: коммуникативности, индивидуализации, функциональности, новизны и т.д.

Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что ориентация на вышеуказанные подходы и принципы, а также учет того, что педагогический процесс неразрывно связан с внедрением эффективных образовательных технологий, способствующих формированию мотивации студентов (блочно-модульная технология организации внеаудиторной самостоятельной работы, информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества, кейс-метод, проектные технологии и другие), позволяют эффективно решать проблему мотивации изучения иностранного языка и способствуют повышению уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза.


Библиографический список
  1. Федеральные государственные стандарты ВПО. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm634-1.pdf (дата обращения 27.04.2014).
  2. Современная психология мотивации: под ред. Д.А. Леонтьева. Москва: Смысл, 2002. 343 с.
  3. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Феникс: Глосса-Пресс, 2010.  640 с.
  4. Ковалева Ю.Ю. Концепция модульного обучения иностранному языку студентов вузов: автореферат дис. … доктора педагогических наук: 13.00.02. Нижний Новгород, 2013. 44 с
  5. Долматова Н.С. Обучение иностранному языку средствами блочно-модульной технологии // Актуальные проблемы науки и агропромышленного комплекса в процессе европейской интеграции: сб. междунар. науч.-практ. конф (13-15 ноября 2013 г.). Ч 3: в 3 ч. Пермь: ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2013. С. 108 – 111.


Все статьи автора «Наталья Долматова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: