УДК 159.9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Прокофьева Фирюза Шохратовна
Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения "Наш дом"

Аннотация
В статье рассматривается использование театрализованных игр в коррекции недостатков социальной компетентности детей с нарушением зрения.

Ключевые слова: дети с нарушением зрения, социальная компетентность детей, театрализованные игры


USING THEATRICAL GAMES IN CORRECTING DEFICIENCIES OF SOCIAL COMPETENCE OF CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT

Prokofeva Firuza Shohratovna
Center of medical education and differentiated instruction "Our House"

Abstract
This article is about using theatrical games in correcting deficiencies of social competence of children with visual impairment.

Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Прокофьева Ф.Ш. Использование театрализованных игр в коррекции недостатков социальной компетентности детей с нарушением зрения // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/06/3249 (дата обращения: 29.09.2017).

В современной психологии развитие социальной компетентности ориентируется на способность человека к самоопределению и самореализации в жизни. В соответствии с этим социализация понимается как сложное и многообразное взаимодействия индивида и общества; процесс, который предполагает не только включение в жизнь общества, но и выработку стиля жизни, собственных ценностных ориентаций.

Вопросы социализации изучаются обширным рядом наук, таким как: философия, психология, социология, политология, понимающих под этим явлением, объединение всех социальных процессов, благодаря которым личность понимает и воспроизводит достоверную систему знаний, норм, традиций и ценностей, а так же функционирует, как полноценный член общества.

Социальная компетентность, как важнейший составляющий компонент культуры, представляет собой исторически сложившиеся в обществе средства осуществления какой – либо социально – значимой деятельности и взаимодействия людей. Чаще всего содержательная характеристика социальной компетентности сводится к перечислению социальных новообразований личности (навыков, умений, конкретных образцов поведения) и форм материальной и духовной культуры, в которых он опредмечен (язык, специальные знаковые системы). Особенно остро проблема развития социальной компетентности стоит в тифлопсихологии, которая, основываясь на идеях личностно- ориентированного подхода и социальной интеграции детей с нарушением зрения, изучает данный процесс во многих отраслях.

Проблемы, связанные с нарушением зрения в  детском возрасте, оказывают огромное влияние на последующее развитие личности ребенка и всей учебно-познавательной сферы в целом. Это в первую очередь связано с тем, что при врожденной или ранней слепоте ребенок не получает необходимый запас зрительных представлений. Это приводит к задержке у большинства из детей с дефектами зрения освоения пространства и предметной деятельности. Их представления и знания о предметах окружающего их мира недостаточны и схематичны.

В числе проблем числятся и проблемы,  связанные с формированием речи (с лексическим составом речи). Отмечается склонность таких детей к рассуждению, но часто они не могут словами выразить конкретное значения или используют неправильно. Мышление у детей со сниженной остротой зрения вязкое, обстоятельное, они склонны к детализации.

Пониженная острота зрения напрямую влияет и на двигательную активность ребенка. Поэтому становится вполне объяснимой их малоподвижность, вялость, медлительность и возникающие на этом фоне двигательные стереотипии.

Потеря зрения накладывает отпечаток и на формирование эмоционально-волевой сферы, характера, его чувственного опыта. У незрячих возникают значительные трудности в игре, в учении, в овладении профессиональной деятельностью. Сложные переживания и негативные реакции уже в старшем возрасте у детей с нарушенным зрением возникают из-за бытовых проблем. Это приводит к формированию негативных черт характера (неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции), повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность.

Система компенсаторной перестройки играет важную роль в развитии личности детей. Так на первоначальном этапе обучения эта система создает необходимые условия для правильного отражения окружающего мира в наглядно-действенной форме, а по мере накопления в процессе жизнедеятельности социального и бытового опыта и в словесно-логической форме при помощи сохранных анализаторных систем в организме слепого ребенка.

Обучение детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение зрения в значительной степени отличается от обучения здоровых детей. Процесс формирования личности ребенка с дефектами зрения своеобразный и обусловлен многочисленными факторами, среди которых не только острота зрения, время утраты зрения, но и индивидуальные черты характера.

Возникающие сложности социализации лиц с нарушением зрения корректируются педагогами через формирование нравственных убеждений и суждений, преобразование накопленного обществом социального опыта в опыт ребенка с нарушением зрения.

В настоящее время актуален поиск новых средств и путей развития социальной компетентности детей с нарушением зрения. Так в школах для слабовидящих становится чрезвычайно эффективным применение игровой деятельности, как одного из способов реализации творческого подхода в воспитании и развитии ребенка, его социальной адаптации и становлении его как личности.

Доказано, что игровая деятельность у детей с нарушением зрения взаимосвязана с системой формирования понятий и суждений об общественном устройстве мира. Прежде всего, игра отображает тот уровень знаний и представлений об окружающей действительности, которые сложились у ребенка с нарушенным зрением.

Огромное значение для получения новых знаний и обогащения представлений имеют театрализованные игры. Данный вид деятельности позволяет избежать отказов детей от совместных игр, которые могут возникнуть из-за низкого уровня физического развития, слабого владения предметными операциями и навыками совместной деятельности. И в тоже время будет способствовать приобщению ребенка на ранних этапах детства к культуре общества, исторически накопленному опыту деятельности, овладение им специфическими человеческими формами поведения и способами действия с предметами.

Согласно классификации Н.А. Реуцкой театрализованные игры разделяют в зависимости от художественного оформления игрового процесса, и выделяются: а) игры-драматизации; б) игры с настольным театром (плоскостные и объемные фигурки персонажей); в) игры на фланелеграфе; г) теневой театр; д) театр бибабо; е) игры с марионетками.

Первоначальная бедность сюжета, малое количество звеньев в игре слабовидящих детей компенсируется специальной организацией их взрослым. Поэтому ребенок со зрительной патологией так же, как и его, нормально видящий сверстник, для развития игры должен получить знания о жизни окружающих людей, которые бы вызывали его любопытство и внимание.

Для этого большое значение приобретают коммуникативные навыки данной категории детей. Во время игры происходит активное обогащение лексикона, овладение и совершенствование практических знаний грамматического строя языка и, за счет этого, приобретение значительного запаса знаний о социальной жизни окружающих людей. Следовательно, помощь педагога на начальном этапе развития у детей игровой деятельности позволяет разрешить большинство проблем, организовать детей и показать возможные варианты сюжетов театрализованных игр.

С целью повышения социальной компетентности детей с нарушением зрения в театрализованных играх используются следующие этапы:

1.                Обучение отдельным игровым действиям (обучение детей различным видам игр: сюжетно-ролевым, строительно-конструктивным, подвижным и дидактическим). Для этого в групповой комнате организуется игровая зона, необходимая  для полноценного развития игровой деятельности. Педагог создает необходимые условия для зарождения игры, способствует формированию у детей ролевого поведения, учит подбирать предметы-заместители в игре и играть группами, согласовывая действия между собой.

Затем, опираясь на опыт детей, уже детям предлагается выбрать сюжет игры, самостоятельно выбрать роли и спланировать основные этапы игры. Важное значение на этом этапе уделяется развитию инициативы, самостоятельности и умению переносить полученный игровой опыт в повседневную жизнь.

2.                Этап вживания в игровые ситуации включает в себя отработку небольших этюдов на более полное знакомство с основными эмоциональными состояниями. Сначала детям с нарушение зрения предлагается ознакомиться с карточками-пиктограммами, показывающими различные эмоциональные состояния. Вначале каждое ознакомление сопровождается непременным рассказом педагога об отличительных особенностях выражения лица человека, а затем самостоятельным описанием этого каждым ребенком.

Затем применяется метод отработки ребенком перед зеркалом того или иного эмоционального состояния, с целью закрепления полученных знаний об отличительных особенностях выражения лица человека при определенном эмоциональном состоянии, а также развитию мимических мышц лица и росту саморегуляции у детей.

Также важным моментом на данном этапе является развитие выразительности речи детей посредством выполнения несложных упражнений, способствующих развитию навыков взаимодействия друг с другом.

Таким образом, на данной ступени ведущим направлением является развитие эмоционально-ценностного компонента у детей со зрительной патологией, а именно – его эмоциональной стороны.

3.                На этапе обучения детей подражанию героям сказки используются знакомые детям сюжеты из литературных источников или реальных жизненных случаев, в основе которых лежит имитация голосов животных и сказочных героев. Отмечено, что лишь находясь в естественной обстановке во время игровой деятельности, дети испытывают настоящие эмоциональные переживания. Безусловно, ребенок со зрительной патологией лишь в процессе целенаправленного обучения может полноценно приобрести стереотипы поведения. При этом ведущей задачей педагога является не только выработка у ребенка готовых поведенческих моделей, но и нацеливание его на дальнейшее развитие, и переработку полученного опыта в соответствии с определенной ситуацией.

С одной стороны знакомый сюжет, простые и ясные образы героев являются важным условием для усвоения детьми образцов поведения в реальных жизненных ситуациях, но с другой каждый ребенок, как исполнитель, привносит свой нюансы поведения, в соответствии с его собственным пониманием роли.

4.                На этапе отработки отдельных этюдов целесообразно использование различных пробных коротких игр в малых группах с целью отработки полученных знаний на предыдущих этапах, моделирования необходимых жестов и мимики, обучения толерантно воспринимать чувства партнеров и высказывать собственное мнение к происходящему в пределах игрового взаимодействия. Особую роль на данном этапе представляют игры-задания без слов, которые позволяют детям с нарушенным зрением закрепить полученные знания об основных эмоциональных состояниях и способах их выражения.

Проведение театрализованной игры с детьми, имеющими нарушения зрения, требует от педагога специальной организации и четкой структурированности, а также индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Игра должна стимулировать ребенка к активному усвоению норм, правил поведения в обществе, развивать коммуникативные и поведенческие навыки.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что театрализованная игра способствует развитию психических процессов и различных качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональности, коммуникабельности, умению прислушиваться к окружающим, «слышать» окружающих. Поэтому театрализованные игры-занятия имеют основополагающее значение для формирования социального опыта ребенка, имеющего нарушения зрения.


Библиографический список
  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателей д/с. – М. Просвещение, 1991.-C.127.
  2. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. – СПб.: Специальная литература, 1997.-C.189.
  3. Григорьева Л.П., Вернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у детей: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. М.: Школа-Пресс, 2001. – C.72.
  4. Кондратьев М.Ю. Социальный психолог в общеобразовательном учреждении. – М., 2006.-C.224.
  5. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие. – М., 2004.-C.304.
  6. Психология воспитания детей с нарушением зрения. / под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. -М.: Налоговый вестник, 2004.-С.320.


Все статьи автора «Прокофьева Фирюза Шохратовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: