УДК 316.772.5

АКТУАЛЬНОСТЬ ОНЛАЙН ИССЛЕДОВАНИЙ В РОССИИ

Насретдинова Маргарита Марсовна
Башкирский государственный университет

Аннотация
В данной статье рассматривается актуальность онлайн опросов в России. Описываются преимущества онлайн исследований перед классическими методами. Также приводятся статистические данные, показывающие динамику роста Интернет аудитории.

Ключевые слова: Интернет аудитория, онлайн исследования, онлайн опросы


RELEVANCE OF ONLINE RESEARCH IN RUSSIA

Nasretdinova Margarita Marsovna
Bashkir state univercity

Abstract
This article discusses the relevance of online surveys in Russia. Describes the benefits of online research before the classical methods. Also provides statistics showing growth dynamics Internet audience.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Насретдинова М.М. Актуальность онлайн исследований в России // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/06/3314 (дата обращения: 26.05.2017).

Сейчас, в век информационных технологий, онлайн исследования занимают далеко не последнее место среди других методов сбора эмпирической информации.

Зарубежный опыт показывает, что с помощью Интернета можно ускорить сбор эмпирических данных социологического исследования. Через Интернет можно  проводить персональные интервью, опросы экспертов, виртуальные фокус-группы, форумы и семинары. Возможности обмена информацией между людьми в сети интернет с каждым годом улучшаются. Это позволяет перейти на новый уровень общения между социологом и респондентом.

Благодаря Интернету, расширяются возможности в общении между исследователем и респондентом. Диалог становится качественно другой: снижается психологический дискомфорт, появляется интерес к исследованию и научному познанию, формируется положительный имидж социологических исследований. Становится легче установить контакт и поддержать его. Благодаря этому появляется возможность привлечь большее число респондентов и повысить уровень честности в ответах.

Почему интервьюеры часто получают отказ респондента от участия в опросе?

  1. Недостаток времени (постоянная загруженность более важными делами);
  2. Перенагрузка памяти информацией (сложность восприятия новой информации);
  3. Постоянная спешка (неудобство ситуации опроса);
  4. Просто не умение и нежелание контактировать с интервьюером.

Причин отказа много, все они в совокупности негативно влияют на точность и надежность полученных данных, на успех исследования в целом.

Респондент является неотъемлемым участником социологического  исследования и чаще всего выступает как объект манипуляции со стороны исследователя. Действительно, зачем человеку отвлекаться от своих дел и уделять внимание и время ответам на вопросы анкет и интервью, ведь эмпирические данные, получаемые от респондентов важны только для исследователя. Для самих респондентов факт участия в  том или ином исследовании практически никакой ценности и важности не представляет. Исследователь, чтобы получить от человека необходимую информацию, должен побудить его ответить на вопросы. Но с появлением онлайн опросов, возможности обмениваться информацией через Сеть, респондент может стать активным участником социологического исследования без влияния со стороны исследователя. Респондент сам может выбрать время, в которое ему удобнее всего заполнить анкету. Кроме того, в онлайне респондент больше уверен в сохранении анонимности, так как нет личного контакта с исследователем.

Интернет дает возможность как проведения крупномасштабных социологических исследований по актуальным проблемам общества, так и небольших опросов в регионах в максимально короткие сроки. В странах с высоким показателем пользователей Интернета  онлайн исследования уже практикуются в полном объеме и в то же время развиваются как новая и перспективная методика сбора первичной социологической информации. Можно смело говорить, что в некоторых случаях исследования через сеть Интернет могут оказаться единственно верной методикой сбора информации. Это, например, опросы труднодоступных социальных групп, таких, как наркозависимые, страдающие алкоголизмом и тд. Также это касается деликатных тем, на которые респондент лично интервьюеру ответить не пожелает.

Все эти проблемы стали наиболее актуальны в последнее время. Исследовать их становится все труднее, т.к. людям не нравится вторжение в частную жизнь. Для качественного изучения отмеченных проблем нужно обеспечить респонденту анонимность, что не дают традиционные опросы. В методике онлайн исследований отсутствует прямой контакт исследователя с респондентом, что снижает психологический дискомфорт и повышает уровень искренности получаемых ответов.

На данный момент для зарубежного пользователя Интернета онлайн исследования уже привычны. На протяжении последних лет они повсеместно проводятся в зарубежной части Сети.[1] Как свидетельствует зарубежный опыт, на данный момент в технологии онлайн опросов практически достигнуто максимальное соответствие между исследовательскими целями, программным обеспечением и бюджетом.

У онлайн опросов есть свои преимущества:

1) возможность использовать богатые возможности Сети, находить новые варианты  получения информации от пользователей;

2) возможность использовать мультимедийные приложения и программы (например, вставлять изображение в опрос для удержание внимания респондента и запоминаемости опроса);

3) отсутствие территориальных ограничений, возможность изучать общероссийскую и даже глобальную аудиторию не отходя от компьютера;

4) оперативность в сборе информации и ее обработке;

5) респондент может сам выбрать время, когда будет заполнять анкету;

6) экономия финансовых ресурсов за счет меньшего привлечения кадровых (здесь не нужно нанимать большое число интервьеров, которым нужно платить, все сделает Интернет);

В таблице 1.1 наглядно представлены отличия традиционных опросов от онлайновых.

Таблица 1 – Отличия традиционных опросов от онлайновыx[2]

Характеристики опроса Традиционные опросные методы Онлайновые  методы
Личное интервью Телефонное интервью Почтовый опрос Веб-панель добровольцев Процедура InterSurvey
Продолжи-тельность месяцы недели месяцы дни часы
Контакт все виды аудио анкета зависит от пользователя интернета все виды
Метод выборки Многоступен-чатая случайный отбор номеров лист адресов квотная или иная выборка случайный отбор номеров
Кооперати-вность высокая разная низкая неизвестно высокая
Стоимость высокая средняя низкая и средняя низкая средняя
Контроль медленный и дорогой дорогой медленный и слабый разный дешевый и быстрый

Рассмотрим аудиторию интернета, то есть количество потенциальных респондентов. По количеству интернет-пользователей Россия в 2012 году заняла первое место в Европе, которое до этого занимала Германия и на шестое место в мире. Первое место в мире занимает Китай, где пользователей Интернета более 600 млн. человек, после идут США, Япония, Индия и Бразилия.[3]

При этом еще около 50 миллионов людей в России  не являются пользователями Сети, поэтому потенциал для роста сохраняется, сообщает TNS.[4]

Таблица 2- Количество пользователей интернета в России [5] (по данным разных исследовательских компаний)

Ежедневно Ежемесячно
Левада-Центр (опрос граждан от 18 лет и старше)  

59%

 

Фонд Общественное Мнение (опрос граждан от 18 лет и старше, вне зависимости от величины населенных пунктов, в которых они проживают, период: зима 2013 – 2014 гг.) 48% или 56,3 млн чел 59% или 68,7 млн чел

 

TNS (подсчитывает количество пользователей интернета городских жителей возраста старше 12 лет, проживающих в городах с населением от 100 тыс. и более.) 53% или 76,5 млн чел

Большая часть ежемесячной аудитории, около 76%, приходится на города с числом жителей менее 1 млн человек. Благодаря таким населенным пунктам происходит основной прирост пользователей интернета.

Возможность заходить в Интернет из дома имеют 94% пользователей из крупных городов РФ, в том числе 74% используют широкополосный доступ.

По данным ФОМ, в на данный момент степень проникновения интернета в селах составляет примерно 45%, в городах с числом жителей меньше 100 тыс. человек – 58%, а в городах с населением от 100 тыс. до 1 млн человек – 65%.

Во всех федеральных округах России удельный вес интернет-аудитории превышают 50% от численности населения. Больше всего пользователей в Москве – 80%. Доля пользователей возрасте от 18 до 34 лет составила 53%.

Более двух раз в день выходять в Интернет 55% юзеров. Наибольшая активность выхода в интернет наблюдается вечером и ночью, а также на выходных.

Больше всего пользователей Интернета в возрастной группе от 25 до 44 лет. Эта категория составляет 48% пользователей в малых городах и 46% от всех пользователей Москвы.[6]

По данным ВЦИОМ на март 2013, среди тех, кто ежедневно выходят в Сеть, 76% составляет молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. По данным Левада-Центр на октябрь 2013, среди россиян моложе 25 лет пользователей интернета 91%, в возрасте 25-40 лет – 84%, а старше 55 лет – 23%.[7]

Социальные сети захватили 80% дневной аудитории. Пользователи проводят в социальных сетях от 30 до 41% от всего времени, проведенного в интернете. Больше времени в социальных сетях проводят жители городов с численностью населения менее 100 тыс. – 41%.

По результатам международных исследований, Россия занимает первое место по длительности времяпровождения в социальных сетях, – сообщил в октябре 2013 года генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.

На конференции RIW-2012 (Russian Internet Week) представитель  из TNS сообщил, что  средне статистический российский пользователь за месяц посещает около 137 сайтов.

Пользователи в возрасте 12 – 24 лет в среднем посещают столько же сайтов, сколько и люди постарше, но ведут себя там активнее.

Получается, что для проведения онлайн опросов у социологов в распоряжении есть чуть ли не полстраны. Другой вопрос в репрезентативности и достоверности. С каждым годом нижняя планка возраста пользователей сдвигается, что позволяет охватить больше населения разных возрастов. Также, использование онлайн опросов позволяет сократить расходы, время сбора информации, исключает эффект влияния интервьюера и позволяет получить более достоверную информацию, так как сейчас в сети люди более откровенны.


Библиографический список
  1. Вatinic B. How to make an internet based survey?- http://194.77.76.10/index.htm/texte/how_to.htm (дата обращения: 10.05.2014)
  2. Борис  Докторов «Online-опросы: обыденность наступившего столетия»//Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев, 2000. №4.
  3. Маркетинговый Информационный Центр TNS в России, официальный сайт http://www.tns-global.ru/, (дата обращения: 12.05.2014)
  4. Маркетинговый Информационный Центр TNS в России, официальный сайт http://www.tns-global.ru/, (дата обращения: 12.05.2014)
  5. Информационный портал  «Интернет в России и мире»,  http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151 (дата обращения: 20.05.2014)
  6. TNS, февраль 2013
  7. Данные ВЦИОМ на март 2013


Все статьи автора «Насретдинова Маргарита Марсовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: