УДК 37.026.7

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ

Виноградов Евгений Валентинович
Костромской государственный университет им.Н.А.Некрасова
доцент кафедры педагогического образования

Аннотация
Рассмотрены педагогические условия активизации самостоятельной работы студентов педагогических специальностей вузов на основе применения современных информационных технологий; экспериментально оценена эффективность использования современных информационных технологий для активизации самостоятельной работы студентов педагогических специальностей вузов.

Ключевые слова: педагогика., профессиональное образование, самостоятельная работа, современные информационные технологии


THE APPLICATION OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES TO BOOST INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN PEDAGOGICAL SPECIALTIES

Vinogradov Yevgeny Valentinovich
Kostroma state University named after N.A. Nekrasov
associate Professor of teacher education

Abstract
Considered pedagogical conditions of activization of independent work of students in pedagogical specialties on the basis of application of modern information technologies; experimentally evaluated the effectiveness of the use of modern information technologies to boost independent work of students in pedagogical specialties.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Виноградов Е.В. Применение современных информационных технологий для активизации самостоятельной работы студентов педагогических специальностей вузов // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3368 (дата обращения: 29.09.2017).

Развитие обновленной системы образования, ориентированной на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики, предполагает изменение как принципов отбора содержания образования, так и использование современных коммуникационных устройств.

Внедрение современных гаджетов в образовательный процесс высшего профессионального образования определяет основные особенности его развития на текущем этапе. Во-первых, предполагает изменение принципов отбора содержания образования, то есть процесс обучения в вузе должен обеспечивать высокий уровень самостоятельности студента, во-вторых, требует более широкого использования в учебном процессе эффективных средств и технологий обучения, способствующих активизации самостоятельной деятельности студентов.

Под самостоятельной работой понимается: средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации (П.И. Пидкасистый) [1, с.175]; любая организованная педагогом активная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленных дидактических целей: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний (И.П. Подласый) [2, с.320].

Самостоятельная работа, способствующая активизации познавательной деятельности студентов и повышению качества обучения, является насущной проблемой практики высшего образования. Ведущая роль в активизации самостоятельной работы студентов принадлежит развитию мотивационного, технологического и личностно-творческого компонентов самостоятельной работы.

Цель исследования. Экспериментальная оценка эффективности методики активизации самостоятельной деятельности студентов педагогических специальностей вузов на основе применения современных информационных технологий.

Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели использовался комплекс методов исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, тестирование, опрос в форме анкетирования, педагогический эксперимент, методы статистического и математического анализа.

С целью определения используемых форм организации и активизации самостоятельной работы студентов в образовательной процессе вуза было организовано наблюдение учебных занятий. Исследование охватывало 12 дисциплин. Во время наблюдений фиксировались:

  • применение преподавателями современных компьютерных средств обучения для активизация самостоятельной работы студентов,
  • использование преподавателем заданий требующих самостоятельной работы студентов,
  • использование студентами технических устройствам на основе микропроцессорной техники для выполнения заданий;
  • частота использования преподавателем и студентами устройств на основе микропроцессорной техники.

Результаты наблюдений показывают, что многие преподаватели достаточно пассивно используют возможности современных технических устройств в организации самостоятельной работы студентов. Наиболее востребованная форма – поиск информации (Таблица №1). Это проявляется в том, что преподаватель подбирает задания не акцентирующие внимание студента на осмысление, закрепление, знаний, обобщение и систематизацию, что не позволяет в полной мере говорит о деятельностном характере самостоятельной работы. Проблема преподавателей заключается в том, что они ориентируют студентов на заранее сформированную и обработанную информацию и применения к ней ограниченного набора алгоритмов анализа с пошаговой детализацией, ограничивающей творческих элемент познания. Формируемый опыт повседневного использования гаджетов и компьютерной техники студентами не востребован, развитие опыта их использования для решения профессиональных и учебных задач затруднено.

Таблица №1. Использование современных технологий в обработке информации

Группа Поиск информации Обработка информации

Текст

Таблица

Аналитические модули

Специальное ПО

Не используется

Экспериментальная 1

(смартфоны, планшеты)

100%

100%

100%

55%

12%

0%

Экспериментальная 2

(ноутбуки и интернет)

100%

100%

96%

32%

3%

1%

Контрольная

(ограниченное использование ПК и Интернет)

78%

96%

56%

6%

0%

4%

Отношение студентов к организации самостоятельной работы, использованию современных технологий обработки и получения знаний, имеющиеся трудности были выявлены по результатам анкетирования. Студенты дали характеристику организации самостоятельной работы и позволили выявить возможности использования современных форм организации самостоятельной работы в вузе.

В результате анкетирования 168 студентов гуманитарных специальностей, были выявлены ряд трудностей, с которыми они сталкиваются в процессе самостоятельной работы:

  • 76% опрошенных во время выполнения самостоятельных работ испытывают трудности в понимании заданий, поиске необходимого для выполнения заданий материала;
  • 92%% студентов хотели бы получать своевременную консультацию преподавателей при возникновении затруднений во время выполнении внеаудиторной самостоятельной работы;
  • 35% респондентов высказались за расширение самостоятельной работы в целях формирование и развитие умений и навыков, обобщения и систематизации знаний;
  • 56% опрошенных отмечают необходимость использования возможностей современных информационных технологий, коммуникационных возможностей для активизация самостоятельной работы студентов и организации внеаудиторного взаимодействия и консультирования с преподавателями;
  • 100% студентов положительно отметили использование Интернет-ресурсов, электронных материалов для активизации самостоятельной работы.

Необходимо отметить и то, что широкому использованию современных информационных и коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы мешает как слабая, в ряде случаев, техническая оснащенность учебных заведений, так и недостаточная подготовленность преподавателей к использованию современного арсенала технических средств. В результате новые формы активизации самостоятельной работы студентов остаются невостребованными. [3]

В качестве активизирующей составляющей в организации самостоятельной работы студентов были задействованы интернет-ресурсы двух типов: социальные сервисы и учебные интернет-ресурсы, а так же использовались вики-страницы, вебинары, облачные хранилища данных

Применение современных информационных технологий для активизации познавательной деятельности студентов было нацелено на самостоятельное решение прикладных задач получения, обработки и представления информации: выполнение студентами индивидуальных или групповых исследовательских проектов с их дальнейшей презентацией и защитой; вебинары – лекции; вебинары – семинары; видеоконференции по защите проектов.

Для оценки эффективности использования предложенных форм и технологий на базе Института педагогики и психологии КГУ им.Н.А.Некрасова проведено исследование, в котором участвовали 5 групп студентов 1,2-го курса профилей педагогического образования и психология и социальная педагогика. Исследование проводилось в условиях реального учебного процесса в течение четырех месяцев (сентябрь-декабрь 2013 года). Условное деление студентов на группы обусловлено наличием в личном пользовании смартфонов, планшетов, ноутбуков или персональных компьютеров. В качестве контрольной группы выделены студенты, пользующиеся в основном, компьютерами в институте или имеющие нерегулярный доступ к таковым.

При выявлении педагогических условий эффективности активизации самостоятельной работы студентов вуза, мы учитывали социальный заказ общества, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, степень разработанности проблемы в психолого-педагогической литературе, критерии и уровни активизации самостоятельной работы студентов. Выявленные педагогические условия способствуют эффективности функционирования модели.

Выводы по результатам исследования. Активизация самостоятельной работы студентов в образовательном процессе вуза успешно протекает при учете личностных качеств студента, что можно определить как первое педагогическое условие. Эффективность данного педагогического условия обеспечивается применением в учебном процессе разнообразных учебных задач, позволяющих опираться на индивидуальные особенности студентов.

Второе педагогическое условие – включение в учебные задачи, ориентированные на самостоятельную работу студентов, коммуникативные, информационные подзадачи, направленные на активизацию сетевого взаимодействия между студентами и использования ресурсов интернет.

Третьим условием является использование коммуникационных сервисов интернет для организации взаимодействия преподавателя и студентов, как правило, на основе использования возможностей технических устройств студентов.

Четвертым условием является организация управления самостоятельной работой студентов и учебно-методическое сопровождение на базе возможностей современных информационных технологий, способствующее большей заинтересованности студентов.

Таким образом, эффективность апробированной модели активизации самостоятельной работы студентов вуза в образовательном процессе опирается на комплекс педагогических условий, ориентированных на использование современных информационных технологий и технических устройств, включенных в повседневную жизнь студента.

Данное исследование позволяет оптимизировать самостоятельную работу студентов, на основе выявленных педагогических условий, а так же сориентировать взаимодействие студентов и преподавателей в процессе организации и проведения самостоятельной работы. Результаты исследования могут быть учтены при разработке и корректировке учебных программа и способствовать достижению более высокого качества выполнения учебных заданий студентами.


Библиографический список
  1. Пидкасистый П.И., Беляев В.И., Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Педагогика: Высшее профессиональное образование. – М: Академия, 2010. – 512 с.
  2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник,. – М: Владос, 2008. – 464 с.
  3. Виноградов Е.В. Использование возможностей региональных интернет ресурсов в организации самостоятельной работы студентов при формировании базовых компетенций. // Сборник материалов научно-практической конференции «Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления личности в условиях многоуровневого образования в вузе»,  г. Кострома 27-29 октября 2011 года / – Кострома: КГУ им.Н.А.Некрасова, 2011


Все статьи автора «EVin»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: