На данный момент онлайн опросы достаточно распространены в практике эмпирических исследований. Однако встает вопрос о формировании выборки, ведь не все классические методы подходят для онлайн опросов в силу их специфики.
В наше время есть весомый набор технологий привлечения респондентов для различных исследований: от простейших до самых трудных. Так, выделяют три вида выборок для онлайн опросов: неограниченная, отобранная (отсеянная), и специально завербованная.
В неограниченную выборку может попасть любой пользователь Интернета, который желает принять участие в онлайн опросе. Для этих выборок характерна слабая репрезентативность. Обычно уровень участия в опросах в онлайне не особо большой. Сформировать такую выборку достаточно просто, для этого нужен список e-mail адресов, которые можно получить различными доступными для исследователя методами. Но есть и недостатки: встречаются пользователи, которые имеют по несколько адресов электронной почты. Также есть люди, которые довольно часто их меняют, указывают с ошибками или просто дают несуществующие адреса. Выходит, что такой список электронных адресов может оказаться наполовину ложным. Если размещать анкету без предварительной рассылки приглашений, выборка будет полностью случайной и неограниченной.[1]
Отобранная или отсеянная выборка состоит из респондентов, которые сами захотели принять участие в том или ином опросе. Чаще всего эта выборка осуществляется с помощью программы веб-опросника, в которой исследователь указывает определенные критерии отсева респондентов. Тогда, респондент сначала отвечает на вопросы социально-демографического блока и вводит свои личные данные, если он проходит по критериям выборки, респонденту открывается дальнейший опросник. Если же респондент не подходит, ему предлагается участие в другом опросе или просто вежливый отказ в заполнении анкеты.
Специально завербованная или панельная выборка - это современная, надежная и часто используемая методика набора участников для онлайн исследований. Она формируется с помощью специально созданной для этого Интернет-панели. На данный момент это самый совершенный способ формирования выборки. С помощью Интернет-панели получается наиболее удачно привлекать респондентов к опросам.[2] Интернет-панель – это база данных потенциальных респондентов, которая постоянно формируется и обновляется. В нее входят респонденты, которые заполнили предварительный опросник. Далее респонденты разбиваются по сегментам. Одной из основных задач Интернет-панели является сбор необходимых социально-демографических данных о респондентах. С помощью них исследователь может делать такие выборки, которые подойдут для каждого конкретного исследования. Информация, предоставляемая респондентом является конфиденциальной и не используется в целях, отличных от целей исследования. Эта информация необходима для распределения респондентов в демографические сегменты. Исследователь указывает нужные сегменты для конкретного онлайн опроса и рассылает приглашения на электронную почту тем, кто подходит для исследования. В приглашениях содержится информация об опросе, инструкция по заполнению анкеты и ссылка на сам опросник.[3]
В рассылке приглашений на электронную почту существует опасность, что письмо будет определено как спам. Здесь у Интернет-панели преимущество – еще до начала исследования есть согласие респондента на участие в опросе. Если респондент зарегистрирован, значит, он согласен на участие в онлайн опросах и готов не только получать, но и адекватно реагировать на электронные приглашения.
При создании Интернет-панели существует необходимость в регистрации людей, разных по полу, возрасту, образованию и тд, поэтому привлечение участников должно быть наиболее случайным. Чаще всего это делается с помощью баннерной рекламы, также возможно применение контекстной рекламы на различных сайтах различной тематики.
Одной из особенностей Интернет-панели является вознаграждение за активное участие в онлайн опросах, чаще денежное.
С помощью Интернет-панели можно привлекать к онлайн опросам все новых и новых респондентов. К тому же, здесь есть возможность управлять процессом формирования выборки, а благодаря тому, что гарантирован высокий уровень собираемых данных, растет и эффективность исследования.
Для конкретно социологических исследований наиболее подходящей технологией выбора респондентов является Интернет-панель. Она обладает наибольшей репрезентативностью по сравнению с другими типами выборок для онлайн исследований.
Библиографический список
- Докторов Б. Onlineовые опросы: обыденность наступившего столетия // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев, 2000. №4.
- Филиппова Т.В Интернет как инструмент социологического исследования// · Социологические исследования. 2001. № 9.
- Социология интернет-СМИ: Учебное пособие / Фомичева И.Д. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.