УДК 316.772.5

ВИДЫ ВЫБОРОК ДЛЯ ОНЛАЙН ОПРОСОВ

Насретдинова Маргарита Марсовна
Башкирский государственный университет

Аннотация
В данной статье рассматриваются виды выборок для онлайн опросов. Указываются как происходит набор респондентов для каждого виды выборок. Описываются преимущества и недостатки Интернет-панели.

Ключевые слова: выборка, Интернет-панель, онлайн опросы, социологические исследования


TYPES OF SAMPLES FOR ONLINE SURVEYS

Nasretdinova Margarita Marsovna
Bashkir state univercity

Abstract
This article discusses the types of samples for online surveys. Specify how the set of respondents for each kind of sample. Describes the advantages and disadvantages of Internet panel.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Насретдинова М.М. Виды выборок для онлайн опросов // Психология, социология и педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/09/3517 (дата обращения: 28.10.2023).

На данный момент онлайн опросы достаточно распространены в практике эмпирических исследований. Однако встает вопрос о формировании выборки, ведь не все классические методы подходят для онлайн опросов в силу их специфики.

В наше время есть весомый набор технологий привлечения респондентов для различных исследований: от простейших до самых трудных. Так, выделяют три вида выборок для онлайн опросов: неограниченная, отобранная (отсеянная), и специально завербованная.

В неограниченную выборку может попасть любой  пользователь Интернета, который желает принять участие в  онлайн опросе. Для этих выборок характерна слабая репрезентативность. Обычно уровень участия в опросах в онлайне не особо большой. Сформировать такую выборку достаточно просто, для этого нужен список e-mail адресов, которые можно получить различными доступными для исследователя методами. Но есть и недостатки: встречаются пользователи, которые имеют по несколько адресов электронной почты. Также есть люди, которые довольно часто их меняют, указывают с ошибками или просто дают несуществующие адреса. Выходит, что такой список электронных адресов может оказаться наполовину ложным. Если размещать анкету без предварительной рассылки приглашений, выборка будет полностью случайной и  неограниченной.[1]

Отобранная  или отсеянная выборка состоит из респондентов, которые  сами захотели принять участие в том или ином опросе. Чаще всего эта выборка осуществляется с помощью программы веб-опросника, в которой исследователь указывает определенные критерии отсева респондентов. Тогда, респондент сначала отвечает на вопросы социально-демографического блока и вводит свои личные данные, если он проходит по критериям выборки, респонденту открывается дальнейший опросник. Если же респондент не подходит, ему предлагается участие в другом опросе или просто вежливый отказ в заполнении анкеты.

Специально завербованная или панельная выборка - это современная, надежная и часто используемая методика набора участников для онлайн исследований. Она формируется с помощью специально созданной для этого Интернет-панели. На данный момент это самый совершенный способ формирования выборки. С помощью Интернет-панели получается наиболее удачно привлекать респондентов к опросам.[2] Интернет-панель – это база данных потенциальных респондентов, которая постоянно формируется и обновляется. В нее входят респонденты, которые заполнили предварительный опросник. Далее респонденты разбиваются по сегментам.  Одной из основных задач  Интернет-панели является сбор необходимых социально-демографических данных о респондентах. С помощью них исследователь может делать такие выборки, которые подойдут для каждого конкретного исследования. Информация, предоставляемая респондентом является конфиденциальной и не используется в целях, отличных от целей исследования. Эта информация необходима для распределения респондентов в демографические сегменты. Исследователь указывает нужные сегменты для конкретного онлайн опроса и рассылает приглашения на электронную почту тем, кто подходит для исследования. В приглашениях содержится информация об опросе, инструкция по заполнению анкеты и ссылка на сам опросник.[3]

В рассылке приглашений на электронную почту существует опасность, что письмо будет определено как спам. Здесь у Интернет-панели преимущество – еще до начала исследования есть согласие респондента на участие в опросе. Если респондент зарегистрирован, значит, он согласен на участие в онлайн опросах и готов не только получать, но и адекватно реагировать на электронные приглашения.

При создании Интернет-панели существует необходимость в регистрации людей, разных по полу, возрасту, образованию и тд, поэтому привлечение участников должно быть наиболее случайным. Чаще всего это делается с помощью баннерной рекламы, также возможно применение контекстной рекламы  на различных сайтах различной тематики.

Одной из особенностей Интернет-панели является вознаграждение за активное участие в онлайн опросах, чаще денежное.

С помощью Интернет-панели можно привлекать к онлайн опросам все новых и новых респондентов. К тому же, здесь есть возможность управлять процессом формирования выборки, а благодаря тому, что гарантирован высокий уровень собираемых данных, растет и эффективность исследования.

Для конкретно социологических исследований наиболее подходящей технологией выбора респондентов является Интернет-панель. Она обладает наибольшей репрезентативностью по сравнению с другими типами выборок для онлайн исследований.


Библиографический список
  1. Докторов Б. Onlineовые опросы: обыденность наступившего столетия // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев, 2000. №4.
  2. Филиппова Т.В Интернет как инструмент социологического исследования// · Социологические исследования. 2001. № 9.
  3. Социология интернет-СМИ: Учебное пособие / Фомичева И.Д. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.


Все статьи автора «Насретдинова Маргарита Марсовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: