УДК 378.4

МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Сазонова Юлия Александровна
Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина
аспирант кафедры журналистики Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина, преподаватель кафедры журналистики Украинского гуманитарного института (г. Буча, Киевская область), журналист, член Национального Союза журналистов Украины, исследователь спортивной прессы Украины

Аннотация
В статье исследуется роль университета в современном мире, подаются концепции отечественных и иностранных учёных касательно миссии и задач Университета как социального института, акцентируется на создании в университете Элитарного Человека, рассматриваются миссии университетов в соответствии с их отраслевой направленностью, анализируется парадигма их функций.

Ключевые слова: знания, личность, миссия, профессионал, специалист, університет, функции, элитарный человек


MISSION OF THE UNIVERSITY AS A SOCIAL INSTITUTION IN THE MODERN WORLD

Sazonova Julia Oleksandrovna
Kharkiv Vasyl Karazin National University
PhD student at the chair journalism philological faculty of the Kharkiv Vasyl Karazin National University, Lecturer at the Department of Journalism of the Ukrainian Institute of Humanities (Bucha, Kyiv region), journalist, member of the National Union of Journalists of Ukraine, a researcher of the sports press in Ukraine

Abstract
The article investigates the role of the university in the modern world, the concept serves domestic and foreign scholars concerning the mission and objectives of the University as a social institution, is focused on the creation of the University of the Elite Man, considered the mission of universities according to their branch orientation, analyzes the paradigm of their functions.

Keywords: elite people, function, knowledge, mission, personality, University


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Сазонова Ю.А. Миссия Университета как социального института в современном мире // Психология, социология и педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/09/3562 (дата обращения: 29.09.2017).

Говоря об университете (академии или институте), мы имеем в виду не просто высшее учебное заведение, где мы получаем определённую профессию, а прежде всего определённую духовную субстанцию​​. Таким образом, лексема «университет» насыщается философским контекстом, становится асоционимом, переходя из имени нарицательного в имя собственное. Университет как социальный институт ассоциируется с чем-то высоким, величественным, всепланетарным, имеет транснациональный смысл. И, безусловно, эта духовная субстанция – Университет – имеет весьма значимую миссию.

Роль Университета в современном мире трудно переоценить, и об этом говорят многие известные люди, среди которых и политики, и писатели, и врачи, и многие представители других профессий. Так, наиболее ярко роль Университета в своей жизни описывает известный писатель О. Гончар: «Університет на цілих три роки став рідною домівкою, обдарував щастям дружби, а у його аудиторіях, у тиші бібліотек пізнали ми радість прилучення до скарбниці людських знань, тут переживали насолоду й захват творчої праці»  [цит. по Л. Радочину] (выделение концептуально важных слов наше – Ю. С.).

Сегодня архиважной задачей является построение концептуальной модели Университета как социокультурного феномена, что необходимо для модернизации университетского образования. А для этого нужно чётко осознавать все основные функции университета, обозначить его роль, значение в современном мире, что и предопределяет актуальность заявленной темы. Важным фактором, который актуализирует очерченную тему, является вопрос восстановления интеллектуального потенциала трудовых кадров. Как отмечает В. Добровольская, многие из абитуриентов не осознают выбор будущей специальности и имеют негативное отношение к образованию вообще, считая университет только заведением, в котором предоставляются разнообразные платные образовательные услуги. Отрицание такого взгляда на Университет является важным в плане роста эффективности процесса обучения студентов.

Целью этой статьи является характеристика Университета как социального института и определения его миссии для молодого поколения.

Теоретическую  базу исследования составляют труды Ю. Афанасьева «Через формы к смыслам: О новой университетской образовательной модели» [Афанасьев, 2006],  Р. Барнетта «Осмысление университета. Образование в современной культуре» [Барнетт, 2001], В. Бахрушина «Місія університетів у світі: історія і сучасність» [Бахрушин, 2013], В. Добровольской «Роль університетів у вихованні студентської молоді» [Добровольская], И. Захарова «Миссия университета в европейской культуре» [Захаров, 1994], Н. Латыша «Идея Университета в контексте современной цивилизации» [Латыш, 2002], И. Михайлина «Журналістська освіта і наука» [Михайлин, 2009], Дж. Ньюмена «Идея университета» [Ньюмен, 2006], Х. Ортеги-и-Гассета «Миссия университета» [Ортега-и-Гассет, 2005], Н. Паньковой «Миссия университета в современных концепциях высшего университетского образования» [Панькова, 2008], Я. Пеликана «Ідея Університету: переосмислення» [Пеликан, 2008], В. Повзуна «Миссия Университета как аксиологический феномен» [Повзун], В. Погосяна «Современный дискурс о миссии университета как междисциплинарная научная проблема» [Погосян, 2011], В. Сафроновой «Современный университет как социальный феномен: концептуальный подход» [Сафронова, 2006], К. Ясперса «Идея университета» [Ясперс, 2006], Л. Ященко «Университет как социальный институт» [Ященко].

Рассматривая миссию Университета, стоит, в первую очередь, раскрыть дефиницию Университета как социального института.

Социальный институт определяется как организованная система связей и социальных норм, которая объединяет важные общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества. Одним из важнейших социальных институтов является именно Университет.

По мнению Н. Латыша, Университет как социальный институт – это особый пространственно-временной образовательный континиум, который является продуктом и достижением цивилизации, культурным символом с его вневременным и транснациональным смыслом [Латыш, 2002]. Университет представляет собой квинтэссенцию духа, культурный конгломерат. Поэтому Университет следует понимать не как обычное учебное заведение или тем более коммерческое предприятие, а как культурно-просветительский центр, и в этом смысле он будет выполнять очень важную и благородную миссию: репрезентировать культурное достояние (ценности), созданное человечеством за всё время его существования и «просвещать умы». Университет, если его понимать в глубоко-символическом смысле, это живое существо, в котором витает дух науки. Университет – это своего рода «гумка», которая впитывает все знания человечества за всю его историю, обработанные и усовершенствованные разными поколениями, и затем, как трансформатор, ретранслирует эти знания другому поколению, устанавливая таким образом связь между ними (между поколениями). Как отмечает В. Сафронова, Университет отражает дух времени [Сафронова, 2006]. По мнению В. Повзуна, университет выступает зеркалом социума, в котором отображается его прошлое (традиции) и проектируется будущее [Повзун]. Таким образом, можно говорить о том, что Университет выполняет интегрирующую миссию.

Перед тем, как говорить о миссии Университета, необходимо осознать, что такое миссия. В широком смысле, по И. Ансоффу, миссия воплощает философию и предназначение организации, и определяет ценности, принципы, которыми руководствуется эта организация, а также – действия, которые необходимо осуществить, чтобы иметь определённое лицо. Очень часто миссию определяют как стратегическую цель, которая выражает смысл и назначение организации [Ансофф, 1989]. На взгляд Н. Макаркина, миссия –  это ясно сформулированное, склоняющее к действию, изложение перспективного видения образа Университета, принципов и способов продвижения к этому идеалу [цит. по Н. Латышу]. По В. Повзуну, под миссией Университета следует понимать совокупность представлений об основных ценностях, целях и пространстве развития Университета, то, что он несёт, зачем он нужен обществу, государству и отдельному лицу. И в этом контексте эта миссия представляет собой смыслообразующее ядро университетской идеи. Университет должен способствовать развитию цивилизации благодаря воспроизведению культуры, приращению, накоплению знаний и подготовки профессиональной и интеллектуальной элиты [Повзун]. Стоит отметить, что миссия разных вузов корригируется в зависимости от их направленности. Так, например, Украинский гуманитарный институт (г. Буча), как учреждение, имеющее религиозную подоплёку, своей миссии определяет подготовку студентов к осознанному активному служению Богу и обществу путём реализации своих личностных и профессиональных качеств, сформированных и приобретённых благодаря академическим, научным, воспитательным программам на основе христианской философии образования (здесь приоретным является формирование у студента высоких духовных ценностей). Несколько иные цели имеет, например, Национальный университет физического воспитания и спорта, ведущими функциями которого является воспитание характера, воли, выносливости, терпения, мужества, патриотизма, профилактика и лечение болезней и т. п.

Совсем другую парадигму функций будет выполнять Национальный университет. Так, в частности, более широкий спектр функций имеет Харьковский национальный университет им. В. Каразина –  университет исследовательского типа, основными постулатами которого является осуществление научных открытий и изобретений, сохранение и приумножение духовных ценностей человечества, распространение передовых знаний и информации, опережающая подготовка интеллектуальной элиты общества на основе интеграции учебного процесса, фундаментальных научных исследований и инновационных подходов, воспитание особы в духе украинского патриотизма, формирование Высокоинтеллектуальной Личности, свободной от догм и стремящейся к самореализации.

Миссией Университета в широком смысле является гармонизация мира человека, осознание человеческого статуса в Универсуме, взаимосвязи биосферы и Вселенной, обучение жизни в условиях информационной среды. Л. Мишед определяет миссию Университета в реализации единства интеллектуальной, социальной и образовательной функций  вузов, в сохранении, передаче и развитии знаний и культуры, поиске истины, подготовке специалистов [Мишед, 1991].

Почётное задание Университета как социального института – это создание Индивида, содействие рождению демиурга. Именно благодаря Университету ничтожество и невежда способны стать Личностью (причём личностью с большой буквы). Человек приходит в Университет, чтобы утолить свою жажду к знаниям. И в этом смысле человек воспринимается как пустыня, которой нужен родник, криница, чтобы превратиться в сад, расцвести. И этой криницей, которая позволяет человеку напиться знаний, как раз выступает Университет.

Университет – это действительно, как отмечал Д. Багалий, рассадник наук. И Университет вполне уместно сравнивать с космосом, как это сделал Карл Ясперс [Ясперс, 2006]. В этом есть большой смысл. Ведь приходя в университет, человек попадает на другую планету – Планету Знаний. И миссия Университета как раз заключается в том, чтобы сделать из студента Универсальную (Разностороннюю), Широко Эрудированную Личность, Интеллектуала, которой умеет рассуждать, способен генерировать идеи, материализовать их, отстаивать свою позицию, способен управлять умами. Если прибегнуть к терминологии Габриэля Тарда, то Университет должен способствовать «рождению» Лидеров Мыслей [Тард, 1999], которых нельзя массифицировать (втянуть в массы), но которые сами способны управлять массами, оказывать на эти массы суггестивное или манипулятивное воздействие, то есть внушать человечеству определенные культурные (духовные) ценности. На этом в частности акцентирует и В. Повзун, подчёркивая, что Университет имеет своей целью не только производство знаний, а главным образом воспроизведение «образованных людей» [Повзун].

Университет как социальный институт должен растить Личность, которая будет грозой авторитетов, которая должна избавиться от стереотипов и отстаивать собственные приоритеты, формировать общественное мнение. То есть выполнять своего рода миссию оратора, быть Демокритом. Причём Университет должен пробуждать в своём Ученике тягу к обучению, развивать способность к обучению, растить «вечного студента», не в том смысле, что человек будет всю жизнь получать образование в каком-то учебном заведении, а в том смысле, что он вечно будет учиться после его окончания, чтобы не застыть в своём развитии, и такого Человека никогда не поглотит мир, который развивается семимильными шагами. Университет рождает настоящую Элиту, Бомонд, который не станет игрушкой, инструментом в руках определённых структур, а сам сможет влиять на других, причём это влияние будет не патогенным, а положительным,   способствующим катарсису человечества. То есть миссия Университета в том, чтобы  создать, слепить, как тот скульптор Пигмалион слепил Галатею, Элитарного Человека, который будет полной противоположностью (будет противостоять) Человеку Массовому.

В подтверждение нашей мысли будет уместно процитировать В. Повзуна, который отмечает: «Научное мировоззрение, которое даёт Университет, является высокоэффективным и универсальным инструментом, пригодным для освоения широкого спектра конкретных жизненных ситуаций. Носители университетской культуры, сильные и уважающие себя личности, характеризуются активной жизненной позицией, творческими устремлениями, высокой гибкостью и социальной лабильностью, что идёт на пользу не только им самим, но и обществу в целом. Их высокая социальная адаптированность и обучаемость позволяет быстро осваивать новые профессии и занимать в обществе места, достойные выпускников высшей школы (и при этом далеко не всегда по специальности!). Благодаря этому они компенсируют пресловутую инертность системы подготовки узких специалистов и предоставляют обществу необходимую лабильность и динамичность» [Повзун].

На наш взгляд, одна из главных функций Университета (ведущая его миссия, хотя это в определенной степени вступает в диссонанс с взглядами В. Повзуна) – создать Специалиста. И это уже совершенно другая миссия. Ведь Элитарный Человек это тот, который, образно говоря, знает всё, то есть он всесторонне развит и широко эрудирован. Такой Элитарный Человек создаётся за счёт того, что в Университете присутствует симбиоз гуманитарных, естественных и точных наук, и изучение всех наук в комплексе способствует созданию Универсального Человека.

Однако есть ещё другое понятие – специалист, и это понятие, на наш взгляд, не контрастирует, а органично дополняет Элитарного Человека.

Специалист – это лицо, которое специализируется в определённой конкретной области, в совершенстве владеет всеми методами и технологиями в этой области и делает свою работу (опять же в этой области) лучше всех. И миссия Университета заключается в предоставлении человечеству именно такого Специалиста. Причём благодаря тому, что вторая идея Университета –  это единство исследования и обучения (по И. Михайлину), стоит говорить о том, что миссия Университета как социального института – воспитать такого Специалиста, который был бы не только практиком, но и теоретиком, то есть работал на поприще науки, разрабатывал новые методы работы в определённой области на основе синтеза старых открытий учёных и собственных открытий, и таким образом передал бы свои знания и достижения другим поколениям. То есть Университет стоит воспринимать как бриллиант, созданный из знаний, которые, правда, нужно всё время шлифовать, обрабатывать, совершенствовать и передавать другим. На этом акцентирует и В. Сафронова, подчёркивая, что целью Университета является создание нового типа социокультурной реальности и жизнедеятельности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование будущего специалиста [Сафронова, 2006]. Таким образом, Университет выступает своеобразным Клондайком (местом золотоносных россыпей, то есть местом, где добываются всеобъемлющие, фундаментальные знания).

Миссия Университета  заключается в том, чтобы порождать новых Сократов. То есть, если ученик в школе находится примерно на уровне рамапитека или австралопитека, то Студент – это уже Человек Разумный (homo sapiens). В школе как социальном институте наблюдается схоластическое и учительское типы обучения. Ученик не способен общаться, он является ущербным существом, не может дискутировать, полемизировать; это создание, которое неуверено в себе, с заниженой самооценкой, запуганое и закомплексованое существо, которое не может выразить свою точку зрения. Именно так понимается ученик в школе как в социальном институте, и это ведёт к деградации особы, нивелирует в ней Личность, способствует метаморфозе с человека в раба с соответствующим рабским менталитетом и рабским поведением.

Миссия Университета (через использование другой модели –  сократического обучения (по К. Ясперсу) [Ясперс, 2006]) – способствовать созданию Личности, которая способна дискутировать, полемизировать, быть профессиональным коммуникатором, которая сможет контролировать свою речь и поступки, которая будет способна верно воспринимать и интерпретировать определенные явления в контексте исторического развития человечества и в контексте своего времени. Таким образом, можно говорить, что если в школе преобладает авторитарная модель создания человека, где основными понятиями являются: подражание, индивидуальный контроль, внушение, принуждение, что способствует формированию «ученика-зомби» (имеем в виду социальное зомби), ученика-ретранслятора мыслей, то в Университете осуществляется гуманистическая педагогика, в основе которой лежат пять «С»: самоанализ, самоконтроль, самокритика, самосозидание, самореализация, что способствует формированию «Ученика-Архитектора (Зодчего)», который генерирует собственные мысли и обладает способностью создавать самого себя, а также способствовать модернизации и гармонизации Вселенной. Этот «Ученик-Архитектор» вполне вписывается в концепцию «человека» Ж.-П. Сартра, который отмечает, что человек не предзадан себе как данность, а дан себе в долженствовании; человек не является тем, чем он должен быть, он должен созидать своё бытие, а сущностью человека становится его самостановление, отрицание себя как чего-то утвердившегося и ставшего, стремление к уникальности и самобытности [цит. по В. Сафроновой]. Формирование такого человека, на наш взгляд, является фундаментальной миссией Университета.

Стоит подчеркнуть на том важном факте, что Университет не должен никоим образом восприниматься (и быть) коммерческим предприятием по продаже знаний, ведь знания – это не товар, это нечто величественное и духовное, это полезные ископаемые, которые нельзя купить, а какие нужно искать самостоятельно. И из этого следует ещё одна миссия Университета –  прокладывать путь к истине и помогать находить эту истину. Ведь жизнь –  это лабиринт, это как пирамида Хеопса, это чащи, в которых легко заблудиться, и задача университета – помочь человеку найти свой путь в жизни. Его миссия состоит в том, чтобы стать указателем, компасом, показать, как поступать правильно, чтобы стать успешным, чтобы достичь  Олимпа.

Как в Библии всё началось со слова («Сначала было слово. И Бог было слово»), так и в истории человечества важную роль сыграл Университет, который следует воспринимать как катализатора человеческого прогресса. Ведь если заглянуть в историю, то мы увидим, что все открытия в жизни человечества осуществляли люди с университетским образованием. Кто создавал литературу – люди с университетским образованием: О. Гончар, автор бессмертного романа «Собор» (Днепропетровский университет), И. Франко, великий поэт, писатель, публицист (Львовский университет), П. Зюскинд, автор романа «Парфюмер» (Мюнхенский университет), И. Тургенев, великий русский писатель (философский факультет Петербургского университета), А. Чехов, великий русский писатель (медицинский факультет Московского университета). Кто способствовал новым открытием в медицине – люди с университетским образованием: М. Склифовський, хирург, первым сделал овариотомию (медицинский факультет Московского университета), Ю. Вороной, хирург, который первым в мире совершил трансплантацию (медицинский факультет Киевского университета св. Владимира). Кто создал радио, телевидение и Интернет – люди с университетским образованием: А. Попов, изобретатель радио (физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета), В. Зворыкин, изобретатель электронного телевидения (Санкт-Петербургский университет), Тим Бернерс Ли, изобретатель Интернета (Оксфордский университет). Итак, миссия Университета как социального института – быть катализатором человеческого прогресса, ведь именно благодаря знаниям, полученным в Университете, человек создаёт новые технологии, которые улучшают нашу жизнь, облегчают условия труда (речь идёт о создании автомобилей, поездов, метро, кораблей, самолётов и т. д., создание машин, различных станков на производствах, фабриках, электрических комбайнов на горно-металлургических предприятиях, которые минимизируют использование физического человеческого труда). Таким образом, можно утверждать, что Университет является тем важным винтиком, без которого невозможно функционирование постиндустрильного общества. Ведь, как отмечает Н. Панькова, если в индустриальном обществе всё вращалось вокруг техники, то в постиндустриальном обществе всё организуется вокруг знаний [Панькова, 2008]. Таким образом, Университет обеспечивает функционирование меритократии (власти достойных, то есть такого принципа управления, согласно которому руководящие посты занимают самые способные люди, независимо от их социального и экономического происхождения. Поэтому недаром Университет называют Городом Интеллекта. Университет выступает модернизированной пансофической школой, Школой Всеобщей Мудрости (термин предложен Я. Коменским [Коменский, 1982]), превращая каждого незнайку в Знайку, прокладывает для человека дорогу в вечность, превращает личность в Алхимика, который имеет уникальное Высшее Знание.

Университет воспитывает умственную элиту, которая способна изменить мир к лучшему. Однако, выполняя эту миссию, Университет осуществляет и патогенное влияние. Ведь эта умственная элита начинает ощущать своё превосходство, верховенство по отношению к другим, к так называемой биомассе. Такая особа останавливается в своём развитии, превращается в «человека в футляре», прячется в свою скорлупу, чувствует себя центром Вселенной, Сверхчеловеком (по философии Фридриха Ницше) перед электоратом. Но она не должна считать (или делать) всех ниже себя, а способствовать тому, чтобы все подтянулись до её уровня. Элитарный Человек должен чувствовать своё особое назначение и свою ответственную роль в обществе, но это не должно превращаться в самолюбование, верховенство. Элитарный Человек должен понимать, что он концентрирует в себе весь интеллектуальный и культурный потенциал нации, и он должен служить этой нации, просвещать её, воспитывать собственным примером. Только благодаря этим условиям миссия Университета как социального института сможет полностью реализоваться. Ведь его миссия – это духовный и культурный катарсис Человечества.

Одной из главных задач Университета как социального института, по мнению профессора Н. Латыша, является стремление к идеалу. На взгляд Н. Латыша, происходит это потому, что обществу всегда необходим социальный институт, способный объединить прошлое, настоящее и будущее, обеспечить единство таких факторов, как преемственность в культуре, успешная ориентация человека в современной жизни и его готовность приблизить будущее – войти в завтрашний день. Это становится возможным благодаря объединению в Университете трёх социальных систем: образования, культуры и науки [Латыш, 2002]. Кроме того, на современный Университет возлагается и миссия обеспечения механизмов устойчивого развития общества. Университет именно как социальный институт играет важную роль в развитии государства, его экономики, гражданского общества, предоставляя те знания, навыки, идеи, необходимые стране для обеспечения социальнго, экономического и политического развития.

Миссию Университета мы можем понять и сквозь призму функций, которые он выполняет в современном мире: мировоззренческую (поскольку расширяет кругозор человека до необъятных пределов), просветительско-эвристическую (поскольку способствует просвещению особы и познанию ею неких идей, ценностей), интегрирующую (поскольку объединяет совокупность таких Демиургов, которые питают друг друга гениальными идеями,  применяемыми на практике), социально-педагогическую, идеологическую (поскольку способствует распространению определённых идеологий), культуроформирующую (поскольку создаёт Индивида с высокими моральными приоритетами, исторически сознательного Индивида, который чувствует преемственность поколений и который приобщается к сокровищнице культурных достижений человечества), пропагандистскую (поскольку он пропагандирует знания, создает своего рода культ знания), функцию социальной адаптации, воспитательную (поскольку он воспитывает особу, превращая особу в Личность, прививает ей определённые ценности, воспитывает в соответствии с вечными общечеловеческими принципами гуманизма, патриотизма, интернационализма, демократии, делает её добросовестной, социально ответственной) и другие. То есть миссия Университета проявляется во всей парадигме его функций, которые должны быть реализованы в комплексе. И в этом контексте стоит говорить об Университете не только как о социальном институте, а как о социокультурном (социообразовательном), аксиологическом феномене.

Университет всегда имел непреходящее значение для развития человечества. Именно поэтому слово университет присутствует во многих европейских языках: в английском (University), испанском (Universidad), французском (l’université), итальянском (università), румынском (universitate). По Гегелю, главная миссия Университета – быть живым зеркалом Вселенной, чем он собственно и был во все века, начиная со времён своего рождения.

Важно отметить, что разные учёные всегда по-разному определяли миссию Университета. Так, М. Вебер видел её в сохранении интеллектуального единства как важного фактора повышения устойчивости мира [цит. по Н. Латышу].  Х. Ортега-и-Гассет видел миссию Университета в том, чтобы просветить человека, привлечь его к полноте культуры своей эпохи, открыть с ясностью и необходимостью огромный настоящий мир, в который человек должен втиснуть свою жизнь, чтобы она стало аутентичной  [Ортега-и-Гассет, 2005]. К. Ясперс определял её в культивировании самосознания эпохи и формировании человека в целом, и считал, что миссия Университета триедина – исследование, передача знаний и культура [Ясперс, 2006]. Интересно и мнение К. Кера, который видел миссию «мультиуниверситета» в служении обществу, нации, региону и производстве не только знаний, но и специалистов, которые оперируют этими знаниями, что необходимы для бизнеса, промышленности, сферы услуг [цит. по В. Повзуну]. По М. Латышу, миссией Университета является создание нового типа социокультурной реальности и жизнедеятельности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование личности [Латыш, 2002], то есть ученый рассматривает миссию Университета как институциональную форму социализации граждан, в рамках которой, кроме приобщения к определенного рода знаниям, формируются такие концепты мышления («Я-Другой», «Я-Другой-Мир» и им подобные), которые позволяют конструировать мировоззренческие принципы, ориентированные на общечеловеческие смыслы и образы бытия. В данном случае, университет выступает как домен культуры. По мнению В. Повзуна, миссия Университета заключается в том, чтобы быть гарантом и механизмом стабильного устойчивого развития общества [Повзун]. По Р. Барнетту, миссией Университета является: спровоцировать неопределенность в уме и бытии человека, а также умножить схемы понимания мира, облегчить жизнь Человека в этом мире [Барнетт, 2001]. Ведь недаром говорят, что тот, кто предупреждён, тот вооружен.  Тут уместно будет напомнить ещё и такую ​​известную сентенцию: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». А значит, следует понимать, что тот, кто владеет знаниями, которые можно получить только в Университете, тот сможет управлять миром. Как видим, разные авторы по-разному выражают миссию Университета, но эти высказывания отнюдь не идут в разрез с нашей концепцией миссии Университета, а наоборот гармонично дополняют и органично вписываются в нашу трактовку миссии Университета. В целом же стоит отметить, что миссия Университета, как и сам Университет, является амбивалентной, полифункциональной.

И недаром с самого начала появления Университета в его структуру входили только четыре факультета (философский, медицинский, юридический, теологический). Ведь главная миссия Университета как социального института, на наш взгляд, заключается в том, чтобы создать Философа (который будет постоянно размышлять над жизнью, анализировать её, искать взаимосвязи, рождать сентенции; который будет настоящим Алхимиком и будет постоянно находиться в поиске истины), Теолога (который будет проповедовать человечеству эти истины, растолковывать их, что особенно применительно к профессии журналиста), Врача (который будет лечить человечество от дебилизации, деградации, давая ему (человечеству) пилюли, которые повысят умственные способности,  и будет способствовать когнитивному прогрессу социума) и Юриста (который будет учить людей жить по определённым законам, правилам, в гармонии с окружающим миром, а не в хаосе). Именно так нам видится миссия Университета. Но стоит отметить, что Университет как социальный институт постоянно эволюционирует и поэтому миссия Университета постоянно трансформируется, приобретает новые значения, новые краски. Хотя главная суть остается неизменной – изменить мир и человека к лучшему.

Подытоживая, следует сказать о том, что миссия Университета –  просвещать социум, быть светилом, чтобы человечество не исчезло в темноте невежества, а шагало вперёд семимильными шагами, и именно Университет должен живить человечество своими соками, заряжать его энергией, выступать катализатором его непрерывного развития.


Библиографический список
  1. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф // Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/4155
  2. Афанасьев Ю. Через формы к смыслам: О новой университетской образовательной модели // Ю. Афанасьев // Режим доступа: http://www.yuri-afanasiev.ru/forms/main.html.
  3. Барнетт Р. Осмысление университета. Образование в современной культуре / Р. Барнетт. Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования БГУ; под ред. М. Гусаковского. – Мн.: Пропилеи, 2001. – 128 с.
  4. Бахрушин В. Місія університетів у світі: історія і сучасність / В. Бахрушин // Режим доступу: http://education-ua.org/ua/articles/167-misiya-universitetiv-u-svitiistoriya-ta-suchasnist.
  5. Добровольська В. Роль університетів у вихованні студентської молоді / В. Добровольська // Режим доступу: http://intkonf.org/dobrovolska-vs-rol-universitetiv-u-vihovanni-studentskoyi-molodi/
  6. Захаров И. Миссия университета в европейской культуре / И. Захаров, Е. Ляхович. – М., 1994. – 152 с.
  7. Коменский Я. Пансофическая школа, то есть школа всеобщей мудрости / Я. Коменский // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М. : Педагогика, 1982.
  8. Латыш М. Идея Университета в контексте современной цивилизации / М. Латыш // Режим доступа: http://ksp-ed-union.ru/doc/ideyasovrunivera.doc.
  9. Михайлин І. Журналістська освіта і наука: підручник / І. Михайлин. — Суми: Університетська книга, 2009. — 336 с.
  10. Мишед Л. Университеты Европы / Л. Мишед // Alma Mater. – 1991. – № 9. – С. 85-90.
  11. Ньюмен Дж. Идея университета / Дж. Ньюмен — Мн: БГУ, 2006.
  12. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / Х. Ортега-и-Гассет — Мн.: БГУ, 2005. — 104 с.
  13. Панькова Н. Миссия университета в современных концепциях высшего университетского образования / Н. Панькова // Известия Томского политехнического университета. – Вып. 6. – Том 312.  – 2008. – С. 185-189.
  14. Пелікан Я. Ідея Університету: переосмислення / Я. Пелікан [пер. з англ. В.Верлока, Д.Морозова]. – Київ: Дух і Літера, 2008. – 360с.
  15. Повзун В. Миссия Университета как аксиологический феномен / В. Повзун // Режим доступа: http://www.orenport.ru/axiology/docs/19/17.pdf.
  16. Погосян В. Современный дискурс о миссии университета как междисциплинарная научная проблема / В. Погосян // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – Вып.  129. – 2011. – С. 108-120.
  17. Радочин Л. Витязь української літератури (до 95-річчя від дня народження О.Т. Гончара) / Л. Радочин // Режим доступу: http://www.kremrajlib.poltava.ua/documents-menu/110-vityaz-ukrajinskoji-literaturi-do-95-richchya-vid-dnya-narodzhennya-o-t-gonchara
  18. Сафронова В. Современный университет как социальный феномен: концептуальный подход: автореф. дис. канд. философ. наук: спец. 09. 00. 11 / Сафронова Виктория Викторовна. – Кемерово, 2006. – 21 с.
  19. Тард Г. Общественное мнение и толпа / Г. Тард. – М.: КСП, 1999. – 203 с.
  20. Ясперс К. Идея университета / К. Ясперс — Мн.: БГУ, 2006. — 159 с.
  21. Ященко Л. Университет как социальный институт / Л. Ященко // Режим доступа: http://charko.narod.ru/tekst/alm1/jazh.htm.


Все статьи автора «Sazonova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: