УДК 378

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Красильникова Ольга Александровна
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
отделение СПО преподаватель

Аннотация
Статья посвящена проблеме развития мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов политехнического колледжа. Приводятся результаты исследования учебно-профессиональной мотивации студентов Арзамасского филиала ННГУ отделение СПО (Арзамасский политехнический колледж им. В.А. Новикова). Предлагаются психолого-педагогические условия развития уровня учебно-профессиональной мотивации студентов.

Ключевые слова: мотивация, мотивация достижения, студенты политехнического колледжа, терминальные ценности, учебная деятельность, учебно-профессиональная мотивация


THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF MOTIVATION OF EDUCATIONAL-PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF THE POLYTECHNIC COLLEGE

Krasilnikova Olga Aleksandrovna
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch
Department of vocational education educator

Abstract
The article is dedicated to the problem of the development of motivation of educational and professional activities of the students of the polytechnic college. The results of the research of educational professional motivation of the students of Arzamas branch of Nizhniy Novgorod State University of the secondary professional education department (Arzamas Polytechnic College named after V.A. Novikov) are given. The psychology and pedagogical terms of the development of the level of educational and professional motivation of the students are offered.

Keywords: educational activity, educational and professional motivation, motivation, motivation of achievement, students of polytechnic college, terminal values


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Красильникова О.А. Проблема развития мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов политехнического колледжа // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/10/3755 (дата обращения: 26.05.2017).

Демографический кризис, доступность и популярность высшего образования в России привели к значительному снижению числа студентов в учреждениях среднего профессионального образования. Не секрет, что в большинстве случаев в учреждения СПО приходят студенты с невысоким уровнем успеваемости, с низкой учебной мотивацией, часто несознательно сделавшие выбор профессии. В то же время работодатели поднимают требования к уровню подготовки специалистов со средним профессиональным образованием. Это значит, что перед учреждениями СПО стоит непростая задача – подготовка будущего специалиста, способного к самостоятельной профессионально-творческой деятельности, формирование личности студента, мотивированной на реализацию личностного потенциала, профессиональных умений и навыков. Решить эту задачу нереально без формирования у студентов высокого уровня мотивации учебно-профессиональной деятельности [1, с. 3].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет рассматривать учебно-профессиональную мотивацию студентов как процесс, метод и средство побуждения обучаемых к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебно-профессиональная мотивация позволяет развивающейся личности определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в цели самих обучаемых [2, с. 207; 3, с. 10]. В связи с этим встает задача тщательного изучения того, как изменилось отношение студентов политехнических колледжей к профессиональной деятельности, какие условия будут способствовать тому, чтобы изучаемая профессия приобрела для молодежи жизненную ценность уже на ранних этапах их профессионального становления.

Теоретическое изучение проблемы развития уровня мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов политехнического колледжа послужило основанием для проведения экспериментального исследования. В качестве испытуемых выступили студенты первого курса Арзамасского филиала ННГУ отделение СПО (Арзамасский политехнический колледж им. В.А. Новикова), обучающиеся по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах. Перед началом исследования мы провели беседу с преподавателями, которые охарактеризовали данную группу студентов: была отмечена хорошая посещаемость, средняя успеваемость и активность наших испытуемых. Но, к сожалению, кроме плюсов присутствуют и минусы: трудности связаны с дисциплиной на занятиях, которая иногда подводит, а также проблемы у некоторых студентов с  недостаточной подготовленностью к занятиям, с оценками, недостаточной инициативностью в процессе получения знаний.

Для изучения мотивов учебной деятельности была использована методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина), включающая в себя 16 позиций, которые условно можно разделить на три группы: личностные, учебно-познавательные и профессиональные. Студентам предлагалось выбрать из представленных мотивов пять, наиболее значимых для них.

 

Рисунок. 1. Результаты методики изучения мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина): 1. Стать высококвалифицированным специалистом. 2. Получить диплом. 3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах. 4. Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично. 5. Постоянно получать стипендию. 6. Приобрести глубокие и прочные знания. 7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям. 8. Не запускать предметы учебного цикла. 9. Не отставать от сокурсников. 10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. 11. Выполнять педагогические требования. 12. Достичь уважения преподавателей. 13. Быть примером сокурсникам. 14. Добиться одобрения родителей и окружающих. 15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу. 16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

Как видно из рисунка 1, около 70-80% испытуемых выбрали профессиональные мотивы как значимые. При этом получение диплома выбрали 80% студентов, то есть в первую очередь молодые люди поступают в колледж для получения диплома об образовании. Так же студенты считают, что обучение в колледже позволит им стать хорошими специалистами (77%) и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (33%).

Намного ниже студенты оценивают учебно-познавательные мотивы. Самым значимым среди них студенты считают успешность продолжения обучение на последующих курсах (57%), что говорит о понимании связи учебных дисциплин. Но для 43% студентов этот мотив является безразличным. Осознают важность приобретения глубоких и прочных знаний лишь 27% испытуемых. Только 17% студентов считают важной постоянную готовность к очередным занятиям. Это можно объяснить тем, что отсроченный контроль знаний в колледже создает у студентов иллюзию того, что все можно выучить незадолго от экзамена или зачета. Поэтому очень важно, особенно на ранних этапах обучения, вести систематический текущий контроль знаний.

Личностные мотивы учебной деятельности относятся к внешним мотивам. Для многих студентов важно постоянно получать стипендию (73%). Некоторым необходимо добиться одобрения родителей и окружающих (23%), достичь уважения преподавателей (20%) и не отставать от сокурсников (20%). Отрицательный мотив – избежать осуждения и наказания за плохую учебу никто не выбрал. Поэтому на младших курсах очень важна работа по формированию ответственного отношения к учебе.

Применение опросника терминальных ценностей И.Г. Сенина (ОТеЦ) позволило диагностировать в качестве наиболее значимых для студентов политехнического колледжа сферы «обучение и образование», «профессиональная жизнь», «увлечения» (рис. 2).

Рисунок 2. Значимость сфер жизни по результатам диагностики по методике «ОТеЦ» И.Г. Сенина.

Анализ результатов, полученных по методике «Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина» показал, что ведущими терминальными ценностями у студентов политехнического колледжа в будущей профессии являются высокое материальное положение, активные социальные контакты, духовное удовлетворение (рис.3).

 

Рисунок. 3. Средние значения по «Опроснику терминальных ценностей И.Г. Сенина».

Диагностика студентов политехнического колледжа по методике «Измерение мотивации достижения» (М.Ш. Магомед-Эминов) показала, что мотивация стремления к успеху выявлена только у 23% испытуемых, у 37% испытуемых преобладает мотивация избегания неудач, а у 40% испытуемых не выражено доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач (рис. 4).

Рисунок. 4. Результаты диагностики по методике «Измерение мотивации достижения» (М.Ш. Магомед-Эминов).

Результаты психологической диагностики показали, что студенты политехнического колледжа отличаются недостаточным уровнем развития мотивации учебно-профессиональной деятельности, что выражается в недостаточном осознании испытуемыми ценностной значимости учебно-профессиональной деятельности для своего личностного, в том числе интеллектуального развития, а также для дальнейшей профессиональной деятельности.

К ключевым факторам формирования учебно-профессиональной мотивации у студентов политехнических колледжей следует отнести: личность педагога; методы и способы развития личности уверенного в своем будущем специалиста; систему педагогических оценок учебной деятельности; поведенческие и коммуникативные особенности личности; особенности организации и структурирования учебного процесса; интенсивность и содержательность межличностного, внутригруппового и межгруппового общения; особенности самообразования и саморазвития студентов; способность к приобретению и развитию профессиональных, личностных и коммуникативных компетенций, необходимых будущему специалисту.

На основе анализа результатов диагностики с целью развития уровня учебно-профессиональной мотивации студентов нами предложены практические психолого-педагогические условия, которые заключаются в следующем:

  • соблюдение принципов систематичности, постепенности и активности при оптимизации учебно-профессиональной деятельности;
  • проблемное изложения учебного материала, отбор и структурирование учебного материала, специальных заданий и упражнений, направленных на самостоятельное усвоение студентами профессиональных компетенций;
  • создание специальной программы коррекционного тренинга, направленного на развитие мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов политехнического колледжа.

Библиографический список
  1. Ведута О.В. Формирование учебной мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования технического профиля: дис. на соиск. уч. ст. к. пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 2011.
  2. Агапова Ю.Б., Мамаева Н.А. Формирование учебной мотивации студентов технических вузов // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2008. №1. С. 207-210.
  3. Мамаева Н.А. Формирование учебной мотивации студентов технических вузов: автореферат дис. на соиск. уч. ст. к.а пед. наук: 13.00.01. Великий Новгород, 2007.


Все статьи автора «Красильникова Ольга Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: