УДК 378.147.88

ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Андрейковец Елена Михайловна
ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» филиал в г. Минске Республики Беларусь
преподаватель кафедры социальной работы, управления и социального права

Аннотация
В статье рассматриваются основные проблемы и трудности при организации практической подготовки бакалавров социальной работы. Автором приводятся принципиальные основания, на которых должна строится практика как элемент профессионального становления студента.

Ключевые слова: бакалавр социальной работы, инновационность, личностно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, наставничество, посредничество., практическая подготовка


PROBLEMS AND PRINCIPLES OF PRACTICE BACHELOR OF SOCIAL WORK

Andreykovets Elena Michailovna
Russian State Social University, branch in Minsk, Republic of Belarus
lecturer of the Department Social Work, Management and of Social Law

Abstract
The article deals with the main problems and difficulties in the practical organization of Bachelor of Social Work. The author provides the fundamental basis on which to build the practice as part of professional development of the student.

Keywords: bachelor of social work, innovation, mediation, mentoring, practical training, student-activity approach, student-centered approach


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Андрейковец Е.М. Проблемы и принципы практической подготовки бакалавров социальной работы // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/10/3768 (дата обращения: 27.05.2017).

Подготовка кадров в высшей школе на сегодняшний день приобретает все большее внимание. Спектр деятельности бакалавра социальной работы многоплановый, и это необходимо учитывать при подготовке будущих специалистов. Актуализируется и роль практической подготовки будущих бакалавров к выполнению профессиональных функций и ролей. Особенно это важно при овладении профессиями сферы «человек – человек», к числу которых относится и социальная работа.

Как известно, организация практической подготовки будущих специалистов по социальной работе сопряжена с рядом трудностей.

Во-первых, многофункциональный характер профессиональной деятельности требует, чтобы работник, решая проблемы человека нуждающегося, овладел целым комплексом как общих, так и частных технологий, среди которых психосоциальная, социально-медицинская, социально-педагогическая, организационно-управленческая и т. д.

Во-вторых, профессиональная деятельность в этой области осуществляется с различными категориями населения, такими как: пожилые люди, люди с ограниченными возможностями, молодежь, семья, безработные, мигранты и т. д. Работа ведется как в государственных учреждениях социального обслуживания, так и в общественных организациях и объединениях. Кроме того, специалисты могут работать в разнообразных сферах жизнедеятельности: социальная защита, здравоохранение, образование, медицина, пенитенциарная система и т. п.

В-третьих, большой спектр этих учреждений и довольно широкий функциональный и репертуар профессии выдвигает перед организаторами практики и еще одну проблему. Процесс профессиональной подготовки в нынешних условиях идет параллельно с развитием новых направлений социальной защиты и обслуживания. В этих условиях нужно готовить специалистов к такой ситуации, когда они должны будут, демонстрируя свой профессионализм, инициативу, творчество, уметь прогнозировать и развивать новые направления этой работы и тем самым оставаться конкурентоспособными на рынке труда.

В-четвертых, не секрет, что в учреждениях социальной сферы, где обычно проходят практику студенты, не сформирован корпус профессиональных супервизоров, которые бы могли компетентно осуществлять передачу практических умений и навыков. Ведь обычно приход студенток на практику оценивается практическими работниками как дополнительные хлопоты, им спешно ищут виды деятельности, порой такие, которые по каким-либо причинам не были вовремя выполнены профессионалами или требуют несвойственного профессионального функционала.

Очерченный круг проблем приводит к выводу о том, что практическая подготовка бакалавров в области социальной работы рассматривается нами как важный обязательный структурный компонент непрерывного и целостного процесса подготовки таких специалистов в вузе. Практика является связующим звеном между теоретическим обучением и овладением будущими специалистами умениями и навыками профессиональной деятельности. Она рассматривается и как составная часть воспитательного процесса по формированию личной и профессиональной культуры будущего специалиста [1].

Главной целью практической подготовки специалистов для социальной сферы является формирование профессиональных умений и личностных качеств, необходимой бакалавру социальной работы в соответствии с его квалификационной характеристикой и ролевым репертуаром профессиональной деятельности.

Методологической основой организации практической подготовки является личностно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к процессу профессионального становления молодого специалиста социальной деятельности.

Практическая подготовка специалистов для социальной сферы должна строится на следующих принципиальных основаниях.

•          Принцип взаимосвязи теоретического обучения и практической подготовки. Суть этого принципа заключается в том, что процесс практической подготовки должен осуществляться параллельно или идти вслед за освоением теоретических курсов, что способствует закреплению и преобразованию теоретических знаний в область их практического использования. При этом руководство практической подготовкой, как правило, должны осуществлять те преподаватели, которые ведут базовые дисциплины, в ракурсе которых осуществляется практика.

•          Принцип непрерывности, т. е. постоянного погружения студентов в систему будущей профессиональной деятельности. Лекционные и семинарские занятия для студентов рассматриваются нами как вид практической подготовки по овладению навыками анализа, проектирования, конструирования и моделирования социальных явлений, процессов, систем социальной помощи и защиты населения. Важным является и постоянное включение студентов в процесс освоения практических навыков через внеаудиторную работу: волонтерская деятельность, участие в выполнении научных исследований, которые ведут преподаватели, привлечение студентов к обследованию клиентов по заданию социальных учреждений и организаций, включение их в практическую социальную работу и т. д.

•          Принцип последовательности определяет порядок, этапность            прохождения практической подготовки и освоения профессиональных умений и навыков, функций и ролей, содержания профессиональной деятельности. Все виды практической подготовки должны быть обеспечены программами практик, сопровождаться методическими рекомендациями, системой индивидуальных и групповых заданий, которые постоянно усложняются.

•          Принцип многофункциональности объективируется характером самой профессиональной деятельности социального работника. Будущий специалист должен уметь выполнять различные профессиональные функции и роли, среди которых организатор, терапевт, посредник, воспитатель, адвокат, фасилитатор, консультант и т. д. В связи с этим, в особенности на старших курсах, приходится формировать содержание практической подготовки таким образом, чтобы студенты как можно больше осваивали профессиональных функций при выполнении разнообразных по характеру и содержанию видов профессиональной деятельности. Важное место здесь отводится практической подготовке, осуществляемой в рамках отдельных дисциплин, таких как «Технология социальной работы», «Теория креативности и социальная инноватика», «Стационарные и полустационарные социальные службы», «Социальная защита и социальное обслуживание населения» и др.

•          Принцип преемственности. Это освоение нового опыта профессиональной деятельности на основе предыдущего, выполнение по характеру более сложного функционального и ролевого репертуара. Если на первых курсах студент выступает в основном в роли помощника специалиста социальной работы, то на последующих – осваивает роль помощника заведующего отделением и даже руководителя социального учреждения.

•          Принцип наставничества. Планомерный процесс супервизии является основным инструментом поддержки студентов во время прохождения ими в учреждениях социальной сферы практической подготовки [1]. В подготовке бакалавров по социальной работе супервизия помогает студенту проанализировать свое представление о практике социальной работы и одновременно осмыслить собственное отношение к практической подготовке. В процессе супервизии оказывается помощь в формировании познавательного, расположенного к диалогу и склонного к поиску альтернативных решений образа мышления и соответствующих действий по отношению к работе. Отправной точкой является то, что профессиональные знания не преподносятся в готовом виде, они формируются в процессе работы и обучения. Основной целью в супервизии студента является аналитическое и исследовательское соединение практической деятельности и обучения, помощь студенту в соединении теоретических знаний и профессиональных практических навыков, в освоении методов практической социальной работы и совершенствовании своего профессионального сознания [1].

•          Принцип инновационности. Предполагает освоение студентами таких направлений социальной деятельности, которые только зарождаются и получают свое развитие на рынке труда. Это предопределяет необходимость направлять на практику студентов в те организации и учреждения, где сегодня еще нет профессиональных специалистов в области социальной работы, но осуществляется оказание социальных услуг населению. В данной ситуации студентам, как и руководителям, приходится проявлять собственную готовность, настойчивость, инициативу, творчество, формируя профессиональную систему социальной работы в новой области.

•          Принцип учета интересов и запросов студентов на практическую подготовку. Место практики определяется индивидуальными запросами, научными интересами студентов, заданиями на курсовое и дипломное проектирование, а также перспективой будущей профессиональной деятельности. Каждый вид практики предполагает и формирование индивидуального плана-задания в рамках общих задач практики.

•          Принцип партнерства. На первый план выдвигается формирование отношений доверия, сотрудничества, ответственности между студентом, руководителем практики, супервизором. Такой подход позволяет студенту-практиканту легче адаптироваться к профессиональной деятельности, учреждению, а также не бояться совершать ошибки, спрашивать, проявлять любознательность, инициативу и тем самым стремиться к освоению профессионального мастерства.

Таким образом, учебный процесс – это целенаправленная деятельность для формирования у студентов знаний, умений и навыков. Теоретическая подготовка осуществляется в аудиториях в рамках изучения учебных дисциплин. Практическое обучение – это совместная деятельность студента, преподавателя и супервизора по формированию профессиональных и личностных позиций обучающегося в высшем учебном заведении. Требования к компетенции, предъявляемые практической работой, количество разных обязанностей ставят высокие требования перед студентом, не имеющим опыта работы. Здесь важно не столько овладение большим количеством отдельных функций, сколько сознательное освоение и анализ процессов социальной работы, что наиболее полно можно реализовать только в процессе практической подготовки.


Библиографический список
  1. Новак Е.С. Специфика организации супервизии в учреждениях социального обслуживания населения г. Волгограда и Волгоградской области / Е.С. Новак, Ю.В. Фалалеева // Вестник ВолГУ. Серия 7. 2005. Вып. 4. С. 104-110


Все статьи автора «Andreykovec»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: