УДК 316.4

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Зверева Александра Сергеевна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
студентка кафедры социологии и организации работы с молодёжью

Аннотация
В статье проводится сравнение молодёжной политики России и Великобритании. Раскрывается сущность молодежной политики, выявляются закономерности институционализации и реализации, а также черты сходства и различия молодёжной политики в современной России и Великобритании. Описываются основные параметры и проблемы реализации молодёжных политик данных стран.

Ключевые слова: Великобритания, молодёжная политика, молодежь, реализация, Россия


COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF YOUTH POLICY IN RUSSIA AND GREAT BRITAIN

Zvereva Aleksandra Sergeevna
Belgorod State National Reserch Univercity
Student of the Department of sociology and organization of work with young people

Abstract
The article compares youth policy of Russia and the UK. The essence of youth policy, identifies patterns of institutionalization and implementation, as well as the similarities and differences of youth policy in modern Russia and the UK. Describes the main features and problems of implementation of youth policies in these countries.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Зверева А.С. Сравнительная характеристика молодёжной политики России и Великобритании // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3796 (дата обращения: 26.05.2017).

Молодёжь является стратегическим ресурсом любого государства и основой его жизнеспособности. Но перспективы прогрессирования страны в большей степени зависит от того, как будет мобилизован и применим данный ресурс. Следовательно, грамотно выстроенная молодёжная политика – залог достойного будущего страны. Именно она, в результате, покажет, каким будет государство через несколько лет.

Молодежная революция на Западе оказала немаловажное влияние на развитие отечественной и мировой социологии. Именно в 60-е гг. ХХ в. выделяется самостоятельная отрасль социологической науки – социология молодежи. Это связано с увеличившейся необходимостью общества в осмыслении сути конфликта поколений и значения молодежи в социальных переменах.

Для проведения сравнительного анализа была взята Великобритания, как одна из успешных стран Европы. Различие в молодежной политике возникают уже на этапе постановки цели. Если в Великобритании целью осуществления указанной политики является способствование бесконфликтной интеграции молодых людей в общество, то Российская Федерация целью молодёжной политики ставит возрождение России как государства, обеспечивающего свободное развитие и достойную жизнь граждан.

Великобритания реализует молодёжную политику на основе ряда постановлений и законов, касающихся молодых людей, но, как и в России на федеральном уровне нет закона, регулировавшего деятельность разнообразных властных и общественных структур, направленную на молодежь.

Так, наиболее любопытной является политика молодёжи в Англии, во-первых, потому что 85% населения Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии проживает в Англии, во-вторых, власти трех провинций опираются на Англию при формировании своих политик. В2002 г. Правительство Англии утвердило новую архитектуру Молодежных служб, структур ответственных за реализацию молодежной политики, «Обеспечение первоклассных молодежных служб»[1, c. 76]. В2004 г. в Англии был принят закон «О детях», который устанавливает новые задачи для всех служб, работающих с детьми. В соответствии с законом был создан Детский и молодежный траст, который является местным органом, осуществляющим связь между агентствами[1, c. 77].

Нормативно-правовая база молодежной политики в РФ имеет внутреннюю структуру и состоит из частей, которые включают правовые акты в следующей последовательности:

  1. Конституция РФ;
  2. Законы, среди которых: Федеральный закон “О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений”[2], устанавливает единые принципы, содержание и меры государственной поддержки молодёжных и детских общественных объединений, механизм их введения в систему ГМП;
  3. Указы Президента РФ, например, Указ Президента РФ “О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики”[3], где осуществление целостной ГМП в России объявлено одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства;
  4. Постановления Правительства РФ;
  5. Законодательные акты министерств;
  6. Региональное законодательство.

Так же существует “Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2016 года”[4] и др.

Отличаем в сфере молодёжной политики между Великобританией и Россией также являются возрастные границы молодёжи. Так, в Англии, во многих отраслях политики при определении «молодежи» приоритет отдается группе от 14 до 19 лет, а в Уэльсе и Северной Ирландии верхняя граница возраста молодых людей, как правило, устанавливается в 25 лет. В России же к категории молодежи официально относятся все граждане возрастом от 14 до 30 лет.

В Великобритании – государство определяет единую цель, направление и приоритеты политики в отношении молодёжи, но в ее осуществлении ведущее место отведено местному самоуправлению и общественным организациям. В России проводится общая молодежная политика на всех уровнях – общенациональном, региональном и местном. Наряду с этим, в Великобритании, большинство расходов на реализацию молодёжных программ приходится на местное самоуправление.  В РФ же, молодежная политика реализуется путем финансирование отобранных программ и проектов детских и молодежных объединений, которые представляются в порядке открытого конкурса на рассмотрение и обсуждение компетентных органов государства, и через систему грантов, которая также содержит конкурсную основу.

Относясь к вопросу таких проблем, как трудоустройство и безработица молодёжи, в частности, выпускников учебных заведений можно подчеркнуть, что в Великобритании действует программа «Новый курс для молодых людей» – консультации и рекомендации по выбору рода деятельности, учитывая индивидуальные особенности и потребности, а также помощь в обеспечении молодежи рабочими местами. В России же, такая практика не наблюдается, и, часто, молодые специалисты идут работать не по профессии, или бесконечно ищут работу.

В Великобритании осуществляется ряд программ для поддержки молодых людей. Среди них: «Добровольные партнеры», «CSV Дополнительное гражданское образование»; «CSV-пресса»; «Обучение и Предпринимательство»; «Защита окружающей среды»; «Инновации». В России также существуют различные программы, как на федеральном, так и на региональном уровнях, например, Федеральная целевая программа «Молодёжь России на 2011-2015 годы».

Главным способом участия молодых людей в молодежной политике, как в Великобритании, так и в России, являются молодежные организации. Через них, молодёжь, как активная социально-демографическая группа, представляет свои интересы, решает определенные проблемы, а так же, развивает свои способности и умения в различных отраслях и сферах деятельности.

Таким образом, проведя сравнительный анализ молодёжной политики Великобритании и Российской Федерации, можно сделать вывод, что для британской молодежной политики свойственна установка предоставить молодым людям шанс, поддержать их, но воздержаться от излишней опеки и благотворительности, подрывающих стимул самостоятельной активности. Для российской молодёжной политики свойственно социальное становление молодежи, а так же, разработка и последовательная реализация подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач[5].


Библиографический список
  1. Доклад Государственного совета Российской федерации «Международный опыт реализации молодежной политики» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://do.gendocs.ru/docs/index-248781.html – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
  2. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). – 1995. –№ 27. – Ст. 2503.
  3. Указ Президента Российской Федерации № 1075 от 16.09.1992 г. «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1992. – № 12. – Ст. 924.
  4. Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2016 года: Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р // СЗ РФ. – 2006. – № 52. – Ст. 5622.
  5. Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2016 года: Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р // СЗ РФ. – 2006. – № 52. – Ст. 5622.


Все статьи автора «Александра Зверева»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: