УДК 37.08

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ КОЧЕВОЙ ШКОЛЫ

Кох Валентина Романовна
Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Ямало-Ненецкиого Автономныого Округа «Ямальский многопрофильный колледж», город Салехард
Преподаватель

Аннотация
Данная статья посвящена проблемам подготовки педагогических кадров, способных работать в условиях кочевья.

Ключевые слова: общие и профессиональные компетенции, учитель начальных классов, этнокультурные и этнопсихологические особенности детей коренных народов Севера


PREPARATION OF THE PEDAGOGICAL STAFF FOR WORK AT NOMADIC SCHOOL

Kokh Valentinа Romanovna
State Budgetary Professional Educational Establishment Yamal-Nenets autonomous region « Yamal versatile college »
teacher

Abstract
Given clause is devoted to problems of preparation of the pedagogical staff, capable to work in conditions wander.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Кох В.Р. Подготовка педагогических кадров для работы в условиях кочевой школы // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3868 (дата обращения: 28.05.2017).

В настоящее время в ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж»  реализуется программа «Модель подготовки педагогических кадров для работы с детьми коренных малочисленных народов Севера в условиях кочевой школы».

Подготовка педагогических кадров для работы в условиях кочевья имеет свою специфику. Учитель начальных классов, работающий в кочевой школе, должен не только владеть общими вопросами методики обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, но и хорошо знать и уметь учитывать в образовательной деятельности этнокультурные и этнопсихологические особенности детей коренных народов Севера. Исходя из этого, кроме общих и профессиональных компетенций необходимо учитывать требования, предъявляемые работодателем, вот некоторые из них:

  • Осуществлять профессиональную деятельность с учетом  особенностей  этнополикультурного обучения и речевых коммуникаций, оказывать первую медицинскую помощь в экстримальных условиях  обучения в кочевой школе;
  • Уметь организовывать  собственную  деятельность по  социализации  детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни, обладать методами воспитания, направленными на содействие в выборе жизненных перспектив;
  • Владеть  технологией разноуровнего обучения  в условиях кочевой школы,использовать приёмы развития интеллектуальных способностей ребенка в системе развивающего обучения;
  • Уметь применять современные педагогические, информационные и дистанционно-образователльные  технологии с использованием телематической связи в системе Интернет  в условиях кочевья;
  • Организовывать внеурочную деятельность  этнокультурной направленности в каникулярное время в учебных этностойбищах;
  • Разрабатывать содержание предметов с учетом специфики содержания этнопедагогики и этнопсихологии народов Крайнего Севера;
  • Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия, мотивируя деятельность обучающихся  на защиту окружающей среды;
  • Применять методы воспитания межэтнической толерантности;
  • Определять цели, задачи планирования работы с родителями с учетом   содержания  традиционного семейного воспитания в условиях кочевья;
  • Создавать и реализовывать план внеурочной деятельности дополнительного образования  через реализацию учебных проектов этнокультурной направленности в условиях кочевой школы;
  • Формировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты учащихся в условиях кочевого образования;
  • Реализовывть технологии индивидуального тьюторства;
  • Уметь разрабатывать  учебно-методические комплексы по учебным предметам с учётом  достижения цели и планируемых результатов освоения  основных образовательных  программ  начального образования этнокультурной направленности.

Известно, что психология и психофизиология этноса во многом определяется климатогеографическими условиями региона его проживания. Коренное население Севера живет в экстремальных климатогеографических условиях: полярная ночь, перепады температур, колебания атмосферного давления. Воздействие этих условий сказывается на динамике утомляемости и изменении темпа психической  деятельности при интеллектуальной нагрузке. Дети, проживающие в экстремальных условиях Севера, характеризуются повышенной утомляемостью, замедлением темпа психической деятельности, восприятием меньшего количества информации за единицу времени. Поэтому учитель, работающий с такими детьми должен владеть приемами снятия утомления, нервно-психического напряжения, уметь грамотно сменять виды деятельности детей с учетом динамики их активности, обеспечивать возможность сохранения и восстановления оптимального уровня работоспособности в условиях арктической среды.

Наиболее эффективно сохранять здоровье, полноценную жизнедеятельность и воспроизводить новые поколения в экстремальных климатогеографических условиях, коренные жители Севера смогли за счет подбора уклада жизни, особенностей языка, ритуалов, рационов питания, режимов труда и отдыха, семейных и культурных традиций, основных видов промыслов. Поэтом, педагог, работающий в кочевой школе, должен иметь ясное представление об особенностях деятельности населения в условиях кочевья.

Традиционно, учителями и воспитателями детей в культуре северных народов были родители. С введением интернатного типа обучения воспитательная функция семьи постепенно стало утрачиваться, в связи с этим учитель начальной школы в условиях кочевья должен знать не только особенности работы с детьми младшего школьного возраста, но и уметь помочь родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организовать тьюторскую подготовку родителей, особенно необходимую в его отсутствие. В этой связи особенно актуальной становиться обучение будущего учителя современным информационно-коммуникационным технологиям.

Виды деятельности, которые ведет население, отражаются на особенностях развития познавательной и эмоциональной сферы детей. Учитель кочевой школы должен уметь учитывать образность восприятия, мышления и речи детей коренных малочисленных народов Севера.

Кочевой образ жизни отражается на формировании психического склада личности. Социальная изолированность кочевого населения может приводить к формированию таких качеств, как  замкнутость, снижение потребности в общении. Поэтому учитель должен владеть навыками организации взаимодействия между детьми, взрослым населением с детьми, развивать на своих уроках интерес к различным формам общения.

Кроме того, в условиях удаленности и труднодоступности северных территорий, учителю начальной школы необходимо уметь совмещать в своей профессиональной деятельности компетенции смежных профессий: воспитателя, психолога, социального педагога. В условиях отсутствия детских садов, важно знать возрастные особенности развития дошкольников, с тем, чтобы уметь осуществлять их подготовку к систематическому обучению, определять степень психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Таким образом, можно выделить ряд отличий учителя кочевой школы от учителя городской или сельской СОШ. Оптимальные условия эффективного воспитания и обучения здорового подрастающего поколения северян возможны при условии:

- глубокого знания этнокультурных и этнопсихологических особенностей коренного населения Севера и способности учитывать их в образовательной деятельности;

- знания особенностей ведения традиционного образа жизни, традиционных видов деятельности, способность с их учетом организовать образовательную деятельность, сочетать образование с трудовой деятельностью детей;

- владения будущим педагогом современными ИКТ обучения;

- владения учителем компетенциями смежных педагогических профессий: воспитателя, психолога, социального педагога.



Все статьи автора «Валентина Кох»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: