УДК 372.8

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕЛЕШКОЛА» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БАЗОВОГО КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Кузьменко Ольга Викторовна1, Баженов Руслан Иванович2
1Общеобразовательная школа п.Горин, Хабаровский край, учитель информатики
2Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники

Аннотация
В статье предлагается авторская методика преподавания темы «Устройство персонального компьютера» базового курса «Информатика и ИКТ» 10 класс. Рассматривается технология смешанного обучения модель «перевёрнутый класс». Показан вариант применения системы дистанционного образования «Телешкола» на уроке информатики. Представлена методика разработки конспекта урока с примерами из практики.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информатика, смешанное обучение, устройство компьютера


USE OF DISTANCE EDUCATION «TELESCHOOL» IN THE ORGANIZATION OF BLENDED LEARNING IN TEACHING THE BASIC SUBJECT "INFORMATICS AND ICT"

Kuzmenko Olga Viktorovna1, Bazhenov Ruslan Ivanovich2
1School p.Gorin, Khabarovsk Krai, teacher information technology
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Computer Science

Abstract
The article offers the author's method of teaching the topic "The structure of the computer" basic subject "Informatics and ICT" grade 10. The technology of blended learning model "inverted classroom." Shows a variant of the application of distance education "Teleschool" in science lessons. The technique to develop the outline of the lesson with examples from practice.

Keywords: blended learning, distance learning, information technology, structure of the computer


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Кузьменко О.В., Баженов Р.И. Применение системы дистанционного образования «Телешкола» при организации смешанного обучения в преподавании базового курса «Информатика и ИКТ» // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3979 (дата обращения: 28.09.2017).

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говориться о необходимости сформировать у учащихся способность к самообразованию и саморазвитию, самостоятельность, предоставить возможность успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда [1]. Это значит, что наши ученики должны выбирать сами образовательные траектории, которые полностью отвечают их личностным потребностям и стремлениям. Именно поэтому необходима организация дистанционного обучения в современном образовательном учреждении.

В Хабаровском крае в рамках федерального эксперимента с 2011 года предоставлен доступ к системе дистанционного образования НП «Телешкола» для обучения учащихся 1-11-х классов по всем предметным областям Базисного учебного плана.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в СДО НП «Телешкола» открывается возможность более индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы [2].

Применение только технологий дистанционного обучения в учебном процессе лишает учащихся возможности живого общения с педагогом и друг с другом. Модель смешанного обучения наиболее универсальна, её можно встроить в учебный процесс современной школы при изучении любого предмета школьного курса с 1 по11 класс. 

Научным обоснованием дистанционного обучения в образовательных учреждениях занимались Е.М.Малитиков и В.П.Колмогоров [3], В.С.Шаров [4], А.А.Андреев [5]. Вопросы организации дистанционного обучения с использованием ИКТ в образовании в своих работах затрагивают Е.С.Полат и М.Ю.Бухаркина [6], А.В.Хуторской [7]. Тенденции развития технологий электронного обучения (e-Learning) описывал К.Меламед [8], Ю.И.Капустин [9]. Вопросы смешанного обучения и методики обучения информационных технологий исследовали В.Н.Нуждин [10], М.С.Орлова [11], Д.В.Лучанинов [12-13], Д.Жанг и др. [14], H.Ли и Ф.Гао [15], О.Б.Голубев, О.Ю Никифоров [16], И.И.Раскина, Ю.П.Штепа [17-19], И.Н.Мовчан [20], Р.И.Баженов и др. [21-25], Л.А.Макушкина и др. [26], А.И.Калинина [27]. 

Несмотря на активное обсуждение технологии смешанного обучения на базе систем дистанционного образования, на данный момент фактически не разработана методика его использования в преподавании отдельных предметов школьного курса.

Урок является одной из организационных форм учебно-воспитательного процесса в школе и основой классно-урочной системы обучения [28-31]. При традиционном обучении учитель тратит значительную часть времени урока на изучение нового учебного материала. В преподавании базового курса информатики особенно важно больше уделять время для отработки практических навыков. Обычно, отработка навыков проходит при выполнении домашнего задания. В модели смешанного обучения «перевернутый класс» все наоборот (рис.1).


Рисунок 1 – Модель «перевёрнутый класс»

Учащиеся изучают новую тему самостоятельно дома, используя систему дистанционного образования. Они имеют возможность заниматься в удобном для них темпе, повторно вернуться к любой части урока, подробнее остановиться на трудном для них теоретическом материале. Интерактивные тесты в ходе обучения призваны проверить предварительные знания учеников. В системе есть возможность дистанционно направить вопросы учителю. В классе уже организуются разные виды деятельности, разные формы индивидуальной и групповой работы. Учитель является не только педагогом-предметником, но и сетевым преподавателем одновременно.

Покажем один из вариантов реализации технологии смешанного обучения на основе ресурса СДО НП «Телешкола» модель «перевёрнутый класс». Урок информатики по теме «Устройство персонального компьютера» базовый курс 10 класс. На этапе предварительной подготовке к уроку ученики выполняют домашнее задание в СДО НП «Телешкола» – Информатика 10 (базовый уровень) – Урок 14, изучая теорию по данной теме и предварительно оценивая свои знания при помощи он-лайн тестирования. Учитель, готовясь к данному уроку, анализирует успехи учеников: процесс прохождения теоретического материала, итоги предварительного тестирования. Для этапа урока «Актуализация знаний» выбираем тест, который оказался наиболее проблемным для учащихся.

Цель урока:
Обучающая – создать условия для знакомства с основными техническими характеристиками устройств персонального. 
Развивающая – способствовать развитию самостоятельности, логического мышления, внимательности и развитию умений применять знания на практике.
Воспитательная - способствовать формированию информационной культуры учащихся, воспитанию положительных мотивов учения.
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Вид урока: Практическая работа.
Применяемая технология: Смешанное обучение, «перевёрнутый класс»
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР):1. Cайт «Телешкола» – Информатика 10 (базовый уровень) – Урок14 «Устройство персонального компьютера»
2. Разработка практической работы «Выбор конфигурации компьютера» (файл Word)Программное обеспечение: MS Excel
Техническое оснащение: 2 ПК для сборки, мультимедийный класс 10 компьютеров, ИД.

Ход урока.
1. Актуализация знаний:Ключевой вопрос урока на экране (ЦОР1-стр1-Задание с открытым ответом -Проблемный вопрос) (рис.2)


Рисунок 2 – Ключевой вопрос урока

Подведение итогов домашней работы в СДО НП «Телешкола» – Урок 14.Какие задания давались особенно трудно?Выполняем тест, который вызвал наибольшее затруднение. Работаем на интерактивной доске по очереди(рис.3).


Рисунок 3 – Пример интерактивного теста в СДО НП «Телешкола»

В оценочный лист (рис.4) учащиеся выставляют свою оценку за Д/З по «Телешколе»


Рисунок 4 – Оценочный лист учащегося

2. Работа в группах:
Проблема 1: Помогите закончить ремонт компьютера. Остались устройства, которые необходимо поставить на место

Работая в группе учащиеся определяют назначение устройства (например: ОЗУ, сетевая карта и др.) и устанавливают его на своё место в системный блок. В помощь учащимся интерактивный плакат «Телешколы» (рис.5) материнская плата (ЦОР1- стр1).


Рисунок 5 – Интерактивный плакат «Телешкола»

Проблема 2: Перепутали ОЗУ разных моделей. Выяснить какой блок оперативной памяти подойдёт к вашему ПК? 

В оценочный лист учащиеся ставят себе дополнительный балл, если удалось решить поставленные проблемы. 

3. Практическая работа: «Выбор конфигурации компьютера» 

Выполняя практическую работу учащиеся попробуют себя в роли технического специалиста по сборке ПК (ЦОР2). Вариант практической работы напечатан в «Практикуме Информатика и ИКТ 10-11 класс» автор И.Г. Семакин.

Задание: Подобрать комплектующие для компьютера, предназначенного для ре­шения определенного круга задач. При выборе компонентов компьютера необходимо уложиться в заданную сумму. Прайс-лист оборудования и наборов устройств можно предложить скачать в компьютерных интернет-магазинах.Инструктаж к практической работе
вариант технического задания соответствует номеру компьютера учащегося, в каждом варианте задано назначение и определённая сумма на покупку. Например: Вариант1. Офисный компьютер, предназначенный в основном для работы с текстовыми документами и выхода в Интернет через локальную сеть организации. Сумма — 25000 руб.

Вопросы для обсуждения:
что необходимо учесть при выборе конфигурации компьютера? (Базовая комплектация, назначение, сумма) 
в какой программе удобнее сделать автоматический подсчёт итоговой суммы покупки (MS Excel)

Учащиеся выполняют практическую работу в программе Excel с автоматическим подсчётом данных индивидуально или в парах.

Оценивание:
беседа с учителем по результату выполнения практической работы
самооценивание по критериям к практической работе
заполнение оценочного листа, подсчёт итоговой оценки за урок. 

4. Рефлексия: 
С какими трудностями встретились при выполнении практической работы?
Что нового узнали?
Выполнить задание с открытым ответом (рис.6) в «Телешколе» (ЦОР1-стр.2)


Рисунок 6 – Задание с открытым ответом «Телешкола»

В зависимости от оставшегося времени урока задание с открытым ответом можно назначить как домашнюю работу.

В результате изучения темы «Устройство персонального компьютера» с применением технологии смешанного обучения на базе СДО НП «Телешкола» средний балл учащихся данной группы 10 класса составил 4,3. С реализацией на уроке информатики модели смешанного обучения «перевёрнутый класс» качественно изменяется содержание деятельности учащихся в классно-урочной системе, высвобождается дополнительное время для применения знаний на практике.


Библиографический список
  1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года // Российское образование. Федеральный портал URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html
  2. НП «Телешкола» в системе общего образования «Смешанное обучение. Ведущие образовательные технологии современности» // Телешкола. Дистанционное образование URL: http://www.internet-school.ru/for_teachers/for_teachers769/
  3. Малитиков Е. М., Колмогоров В. П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ //Инновации в образовании. – 2001. №. 1. С. 17-27.
  4. Шаров В.С.  Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2009. №94. С.236-240.
  5. Андреев А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» //Дистанционное образование.  1997.  Т. 4.  С. 16-19.
  6. Полат Е.С.,  Бухаркина М.Ю. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн.  М.: Академия, 2004.
  7. Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии //Компьютерра.  2002.  Т. 17.  С. 26-30.
  8. Маламед К. Тенденции развития технологий Электронного обучения (e-Learning) в 2012 году // HR-Portal URL: http://hr-portal.ru/article/tendencii-razvitiya-tehnologiy-elektronnogo-obucheniya-e-learning-v-2012-godu?page=0
  9. Капустин Ю. И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: дисс. д-р. пед. наук – М., 2007.
  10. Нуждин В.Н. Информатизация и система тотального управления качеством. Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы // Материалы Шестой международной конференции по ДО.  М.,1998.
  11. Орлова М. С.  Модели смешанного обучения и их применение при обучении программированию // Конгресс конференций. Информационные Технологии в Образовании URL: http://ito.edu.ru/2008 /MariyEl/IV/IV-0-5.html
  12. Лучанинов Д.В. Изменение тенденций в формах занятий в контексте смешанного обучения // Информатика и образование. 2013. № 8 (247). С. 37-39.
  13. Bazhenov R.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 371-374.
  14. Zhang D., Zhou L., Briggs R.O., Nunamaker Jr. J. F. Instructional video in e-learning: Assessing the impact of interactive video on learning effectiveness // Information & Management. 2006. Т. 43. № 1. С. 15-27.
  15. Li X., Gao F. Development-Driven E-learning Education Model and Application in Teaching Information Technology // IERI Procedia. 2012. Т. 2. С. 854-858.
  16. Голубев О.Б.,  Никифоров О.Ю. Смешанное обучение в условиях цифровой школы //Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 374-374.
  17. Раскина И.И., Штепа Ю.П. Обучение школьников информационному моделированию в контексте новых требований к образовательным результатам // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 171.
  18. Штепа Ю.П. Оценка сложности учебных задач по информационному моделированию // Информатика и образование. 2014. № 2 (251). С. 66-67.
  19. Штепа Ю.П. Роль обучения решению задач по информационному моделированию для развития ИКТ-компетентности старшеклассников // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2009. № 1. С. 28-44.
  20. Мовчан И.Н. Некоторые аспекты использования современных технологий дистанционного обучения в вузе // Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 27. № 4. С. 77-80.
  21. Баженов Р.И Использование системы moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 174-175.
  22. Vexler V.A., Bazhenov R.I., Bazhenova N.G. Entity-relationship model of adult education in regional extended education system // Asian Social Science. 2014. Т. 10. № 20. С. 1-14.
  23. Баженов Р.И., Дзиковский Ф.Г., Дубей О.Я. The teaching of object-oriented approach on programming language F# // Eastern European Scientific Journal. 2014. № 2. С. 254-259.
  24. Баженов Р.И. Об организации научно-исследовательской практики магистрантов направления «Информационные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9-2 (41). С. 62-69.
  25. Баженов Р.И. О методике обучения проектированию информационных систем будущих менеджеров // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 (35). С. 30-38.
  26. Макушкина Л.А., Рыбанов А.А., Приходько Е.А. Электронный учебник как знаковое средство построения и организации обучения // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2009. Т. 10. № 6. С. 98-100.
  27. Калинина А.И. Дистанционное обучение как часть системы непрерывного образования и роль самообразования в дистанционном обучении // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2014. № 1. С. 100-105.
  28. Баженов Р.И., Баженова Н.Г. О методике разработки конспекта урока // Современная педагогика URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2713 (дата обращения: 23.11.2014).
  29. Коноваленко Д.А., Баженов Р.И. Разработка лабораторно-практических работ по стеганографическим и криптографическим методам защиты информации в курсе «Информационная безопасность» // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2935 (дата обращения: 23.11.2014).
  30. Разина М.В., Баженов Р.И. Разработка методики преподавания темы «Передача информации» в курсе «Информатика и ИКТ» 8 класса // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3927 (дата обращения: 23.11.2014).
  31. Лавский С.А., Баженов Р.И. Дидактическая игра по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2980 (дата обращения: 23.11.2014).


Все статьи автора «Кузьменко Ольга Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: