УДК 37.02

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ С ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Богданова Виктория Викторовна1, Штепа Юлия Петровна2
1МКОУ ООШ с. Нигирь, учитель информатики
2Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и вычислительной техники

Аннотация
Статья посвящена вопросам применения интегрированных уроков в современной школе. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что предметная область «информатика» легко может стать базой для проведения интегрированных уроков, так как по отношению к информатике содержание любого другого школьного предмета может рассматриваться как информация того или иного вида.

Ключевые слова: интеграция, интегрированный урок, информатика, Литература, межпредметная связь


ORGANIZATION INTEGRATED LESSONS OF COMPUTER SCIENCE WITH OTHER SUBJECTS

Bogdanova Victoria Victorovna1, Shtepa Julia Petrovna2
1School of village Nigir, Khabarovsk Krai, teacher of computer science
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, Ph.D., Assistant Professor, Associate Professor, Department of Computer Science

Abstract
The article is devoted to the application of integrated lessons in the modern school. The study allowed to conclude that the subject area of computer science can easily become a base for integrated lessons, as compared to computer science the content of any other school subject can be considered as information of one kind or another.

Keywords: computer science, integrated lesson, integration, interdisciplinary communication, literature


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Богданова В.В., Штепа Ю.П. Организация интегрированных уроков информатики с другими учебными предметами // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3995 (дата обращения: 01.10.2017).

Социальный заказ общества ориентирует современную школу на подготовку самостоятельно критически мыслящих, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы обучающихся. Важность перехода от репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса систематически подчеркивается в работах ученых, например [1-5].

Проблема современного образования заключается в том, что ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают затруднения в использовании этих знаний для решения конкретных жизненных задач. Таким образом, изменяется конечная цель обучения – обучающемуся необходимо не только усвоить теоретический материал учебного курса, но и уметь применять его для решения конкретных задач как других предметов, так и повседневной жизни.

Один из путей решения обозначенной проблемы – использование интегративного потенциала предмета через реализацию межпредметных связей и межпредметной координации [6].

В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения подчеркивается, что результатом образования являются не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении, целостное социально-ориентированное мировоззрение, умение объединять элементы знаний из разных дисциплин в нужные знаниевые комбинации [7].

Основания для интеграции могут выбираться по-разному. Все зависит от целей и задач урока. Связь между дисциплинами учебного плана нужна для того, чтобы один предмет помогал школьнику лучше освоить другой, а также для того, чтобы некоторые общие логические операции, методы и приемы познавательной работы, приобретаемые при изучении одной дисциплины, переносились на изучение других предметов.

Возможности для интеграции, которые содержит предметная область информатика, отмечены в работах [8-10]. Предметная область «информатика» легко может стать базой для проведения интегрированных уроков, т.к. по отношению к информатике содержание любого другого школьного предмета может рассматриваться как информация того или иного вида. Обработка же информации как информационный процесс – одно из основополагающий понятий информатики.

Например, на уроках литературы учащиеся регулярно занимаются анализом прозаических произведений и, как утверждают учителя словесности, в большинстве своем справляются с этой формой учебной работы. Но понимания того, что этот метод познания универсален, переносим из одной образовательной области в другую, у них не формируется. Поэтому нами был разработан интегрированный урок, который объединил информатику и литературу.

Сценарий интегрированного урока (9 класс)

Тема: «Использование общеучебных знаний и умений (поиска и анализа) на уроках информатики и литературы».

Тема урока информатики и ИКТ: Практическая работа: Поиск информации в сети Интернете

Тема урока литературы: Образ Чадского в комедии «Горе от ума» Грибоедова А.С.

Цели урока:

–          образовательные: научить возможностям использования сети Интернет для решения учебных задач;

–          воспитательные: воспитание внимательности и целеустремленности;

–          развивающие: развитие мыслительных операций.

Учащиеся должны

–          знать: способы поиска в сети Интернет;

–          уметь: пользоваться различными способами поиска в Интернете.

Ход урока:

1. Оргмомент (1-2 мин.).

Вводное слово учителя информатики.

Сегодня у нас с вами интегрированный урок. Это уже знакомая вам форма занятия. Его особенностью можно считать лишь то, что он объединяет два таких, казалось бы далеких друг от друга предмета, литературу и информатику. Тема урока, которую вы видите на доске, тоже необычна: «Использование общеучебных знаний и умений (поиска и анализа) на уроках информатики и литературы».

Как всегда, нашу работу мы начнем с формулировки цели деятельности.

Цель урока (формулируется после обсуждения с учащимися): убедиться, что поиск и анализ – общеучебное знание (пока на примере информатики и литературы)

2. Актуализация знаний

Учитель информатики.

Вспомним определение информатики (спрашивает учеников).

Определение. Информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.

Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. Средства, которые используются в информационных процессах, достаточно универсальны по отношению к любой информации, не зависимо от ее научной принадлежности, т.е. они могут быть отнесены к общенаучным методам познания.

Мы не занимаемся наукой, а осваиваем содержание среднего образования, поэтому в рамках урока будем называть эти знания, умения и навыки общеучебными или надпредметными.

Что может быть общего между литературой и информатикой. Источник информации (слайд) можно условно поделить на два вида: компьютерные и некомпьютерные. Сегодня мы ознакомимся с учебными ресурсами (презентация).

Какие три способа поиска информации вы знаете? (Ответ)

Давайте используем 1 способ поиска через поисковую систему.

Задание: Набираем «схема анализа». (Обсуждение: насколько точная информация найдена).

Учитель литературы

Напомню цель нашего урока: убедиться, что поиск и схема анализа – общеучебное знание.

Обратимся к схеме анализа прозаического произведения, с которой вы давно и хорошо знакомы (слайд).

1. Выходные данные.

2. Идейно-тематическая основа произведения.

3. Основные герои, их портреты и характеры.

4. Специфика сюжета.

5. Жанрово-родовая принадлежность.

6. Языковая структура произведения.

7. Мое восприятие произведения.

Из опыта работы на уроках литературы мы знаем, что анализ может быть частным и системным. Если анализ проходит по всей схеме, то мы называем его системным, в противном случае – частным.

Реализуя цель урока, проведем анализ литературного произведения с помощью поиска в Интернете по этой схеме. Работать будем с уже известным вам материалом – комедия «Горе от ума» Грибоедова А.С.

3. Закрепление материала

Учитель литературы

Проанализируем образ Чадского.

1. Объект анализа (что анализируем?) – комедия « Горе от ума»..

2. Предмет анализа (на предмет чего?) – образ Чадского.

3. Цель (с какой целью?)

Учитель: какие цели мы можем поставить перед собой, анализируя образ Чадского? Сформулируйте возможные цели (1-2 минуты).

(Примерные ответы учеников: Узнать Чадского через его отношения с другими действующими лицами комедии. Выявить отношение других героев комедии к Чадскому. Соотнести поступки Чадского с его словами. Выработать собственное отношение к главному герою и т.д.)

Учитель: подведем итог. Мы видим, что цели при анализе образа Чадского могут быть различны. Различие в целях соответствующим образом отразится и на дальнейшем применении схемы анализа.

4. Критерии (как должно быть? или с чем сравниваем?)

Учитель информатики: Используем 2 и 3 способ поиска информации: Найдите на рабочем столе компьютера файл «Задание» (В карточке дана гиперссылка с названием сайта и задание). Какой способ поиска можно применить? (адрес Web-страницы, передвижение по гиперссылке)

Образ Чадского

Пушкин А.С. Белинский В.Г.
  • Добрый,
  • благородный,
  • пылкий,
  • не очень умный малый
  • крикун;
  • фразер;
  • идеальный шут.
  • Дон-Кихот

Учитель литературы: высказывания противоречивы. Оба автора анализировали одну и ту же комедию, один образ, следовательно, нашли подтверждение своего мнения в тексте комедии. А вела их к этим выводам поставленная цель.

Проанализируйте образ Чадского, с целью подтвердить или опровергнуть высказывания Пушкина А.С. и Белинского В.Г. в зависимости от вашего личного отношения к ней, т.е. мы приступаем к процедуре анализа.

5. Процедура анализа (что делаем?)

Учитель: что же мы будем делать?

(Примерные ответы учеников: будем искать в тексте пьесы цитаты, обосновывающие или опровергающие мнение двух критиков (после 2-3 минут работы учащиеся зачитывают результаты проведенного анализа, высказывают свое мнение)).

Учитель: хочу обратить ваше внимание на следующий факт. Анализ литературных произведений весьма субъективен. Он зависит от взглядов человека, его жизненного опыта, культуры, мировоззрения и т.д., поэтому так важно иметь собственное мнение, свою позицию. И не только иметь, но и уметь ее обосновать.

Для доказательства субъективности оценки образа литературного героя и, в частности, Чадского, ознакомимся с мнением другого писателя И. А. Гончарова, который считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем». Может быть, кто-то из вас отдаст предпочтение этой оценке Чадского.

6. Результат анализа и поиска, конечно, зависит от поставленной цели.

7. Итог Помогла ли вам информатика при работе над литературным произведением?

Таким образом, интегрированное обучение может рассматриваться как средство повышения познавательного интереса учащихся и формирования их жизненно важных компетенций.


Библиографический список
  1. Баженов Р.И., Баженова Н.Г. О методике разработки конспекта урока // Современная педагогика. 2014. № 9. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2713.
  2. Баженова Н.Г., Одоевцева И.Г. Проблема преемственности требований к результатам образования // European Social Science Journal. 2013. № 12-2 (39). С. 64-69.
  3. Баженова Н.Г., Хлудеева И.В. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 151. С. 217-223.
  4. Штепа Ю.П. Методика обучения старшеклассников решению задач по информационному моделированию в контексте новых образовательных результатов: монография. – Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2010. 101 с.
  5. Штепа Ю.П. Психолого-педагогические основы применения задач по информационному моделированию для развития креативных способностей старшеклассников // Наука и образование: современные тренды: коллективная монография. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. 178 с.
  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты (Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002) // Центр «Эйдос» URL: http:// http://www.eidos.ru/news/compet.htm
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М.: Просвещение, 2010. 51 с.
  8. Попова О.В., Рекк Е.В. Интеграция информатики и математики (Что такое интеграция? Как ее применить на уроках информатики и математики) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 3. С. 60-62.
  9. Штепа Ю.П. Информационные технологии в образовании: учебное пособие. – Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолм-Алейхема». 2012. 69 с.
  10. Коротенков Ю.Г., Захаров А.С. Развитие межпредметных связей в информационной подготовке школьников // Педагогическая информатика. 2006. № 2. С. 18.
  11. Баженов Р.И., Лобанова А.М. Обучение основам предпринимательства в компьютерной экономической игре «Капитализм 2» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4. URL: http://ekonomika.snauka.ru/ 2014/04/5013.
  12. Малышкина Т.Ю. Интеграция уроков информатики в средней школе, как средство повышения качества образования [Электронный ресурс]. URL: http://internika.org/.


Все статьи автора «Штепа Юлия Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: