УДК 371.3

ФОРМИРОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Вильцан Максим Александрович1, Валитов Александр Александрович2
1Тюменский государственный университет, филиал в г. Тобольске, старший преподаватель кафедры педагогики и социального образования
2Тобольская комплексная научная станция Уро РАН, старший преподаватель кафедры педагогики и социального образования

Аннотация
Предлагается организовывать процесс формирования диагностической направленности мышления с помощью комплекса ситуативных задач в логике предупреждения девиантного поведения школьников.

Ключевые слова: диагностика, ситуативная задача, формирование


FORMING DIAGNOSTIC FOCUS STUDENTS' THINKING IN THE PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF PUPILS

Viltsan Maksim Aleksandrovich1, Valitov Alexander Alexandrovich2
1Tyumen state university, a branch in the city of Tobolsk, senior lecturer, department of pedagogy and social education
2Tobolsk Complex Research Station of the Ural Division of the Russian Academy of Sciences, senior lecturer, department of pedagogy and social education

Abstract
It is proposed to organize the formation of diagnostic orientation of thinking through a set of situational problems in the logic of prevention of deviant behavior of students.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Вильцан М.А., Валитов А.А. Формирование диагностической направленности мышления студентов в предупреждении девиантного поведения школьников // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/12/3914 (дата обращения: 27.10.2023).

Диагностическая направленность мышления социального педагога развивается в практической деятельности, достигая некоторых относительно устойчивых уровней, но часто носит житейский (допрофессиональный) уровень.

Формирование у студентов диагностической направленности мышления в контексте изучения базовых знаний, при решении ситуативных задач открыло пути совершенствования традиционной методики изучения дисциплин предметной подготовки и логического обоснования педагогических условий ее совершенствования:

– реализация внутрипредметных связей, направленных на понимание логики специальных дисциплин;

– разработка учебных программ по дисциплинам предметной подготовки социальных педагогов с выделением уровней усвоения учебного материала и сформированности диагностической направленности мышления;

– введение в учебный процесс понятия «диагностическая направленность мышления», его эффективное развитие на основе деятельностно-моделирующего подхода;

– использование в работах контекстного плана (деловых играх, курсовой и дипломной работах) витагенного опыта студентов с целью формирования диагностической направленности мышления.

В рамках проведенного исследования в процессе формирования диагностической направленности мышления студентов необходимо обеспечение непрерывности, преемственности в овладении диагностической деятельностью, которые рассматриваются на уровне межпредметных связей [3]. К основным направлениям этого уровня следует отнести обеспечение преемственности и систематизации знаний, приобретенных в ходе изучения дисциплин предметной подготовки: «Введение в профессию» (1 семестр, 1 курс), «Социальная педагогика» (3,4 семестр, 2 курс), «Методология и методы психолого-педагогических исследований» (5 семестр, 3 курс), «Методика и технология работы социального педагога» (6,7,8 семестр, 3,4 курс), «Психолого-педагогическая диагностика» (6 семестр, 3 курс), а также дисциплин специализации «Социально-педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением» (6-10 семестр, 3,4,5 курс).

Процесс создания проблемной социально-педагогической ситуации на занятиях практического обучения в логике предупреждения отклоняющегося поведения детей является мощным приемом создания учебной мотивации. Такое обучение включает теоретико-практическую подготовку в вузе и педагогическую практику в школе, реализуемые в складывающемся опыте социально-педагогической деятельности.

Анализ собственных действий, приобретенный (витагенный) опыт и профессиональные качества способствуют совершенствованию индивидуального стиля деятельности будущих социальных педагогов (рисунок 1).

Рис. 1. Формирование диагностической направленности мышления в логике предупреждения девиантного поведения школьников

Деятельность студентов по формированию у себя готовности к диагностической работе включает проектирование индивидуальной и групповой деятельности специалистов в аспекте предупреждения девиантного поведения в образовательном процессе школы среди детей.

Предложенный подход формирования диагностической направленности мышления будущих социальных педагогов в логике предупреждения девиантного поведения в образовательном процессе требует соблюдения определенных дидактических условий:

- ориентация на развитие профессиональных ценностей и убеждений студента;

- обеспечение поддержки в развитии профессиональной рефлексии;

- психолого-педагогическое сопровождение развития индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Основным инструментом формирования индивидуального стиля диагностической деятельности является метод решения ситуативных задач. Важным требованием, предъявляемым к подготовке студентов к работе в логике предупреждения девиантного поведения в образовательном процессе, является обеспечение динамичности. Для этой цели ситуативные задачи типизированы по различным уровням или блокам.

Задачи первого уровня направлены на осмысление современных ценностей гуманистической и педагогической направленности. С помощью данных задач студенты:

- анализируют профессионально-этический кодекс социального педагога, получают представление о сущности школы, половозрастных особенностях учеников, профессиональной деятельности учителя;

- формируют представление о том, в какой школе они хотели бы работать.

Задачи второго уровня, способствуют формированию и развитию особенностей восприятия человека человеком, социально-педагогической диагностики, педагогического взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, а также определяют возможности предупреждение девиации в школе.

Задачи второго уровня направлены на овладение «технологией» профессиональной социально-педагогической диагностики.

Основу ситуативных задач второго уровня составляют задачи, обязательные для этапов целеполагания, планирования, организации и стимулирования, анализа и оценки результатов профессиональной деятельности социального педагога.

В рамках целеполагания студенты учатся анализировать и отбирать методы диагностики в соответствии с проблемой, определять цели, предвидеть результаты социально-педагогической деятельности, осуществлять выбор социально-педагогического воздействия.

На этапе планирования осуществляется выработка умений планировать и определять стратегию поведения, при которой деятельность социального педагога основывается на субъект-субъектном взаимодействии с ребенком, родителями и учителями.

В период анализа и оценки результатов собственной деятельности студенты формируют диагностические и рефлексивные умения, умения подбирать новые решения, с учетом взаимосвязи между различными видами деятельности в специалистов школы.

Готовность студента к работе в логике предупреждения девиантного поведения в образовательном процессе формируется поэтапно через организацию работы в рамках выше указанных дисциплин.

Если представить алгоритм решения ситуативной задачи в виде серии последовательно осуществляемых действий, то он будет выглядеть следующим образом:

- комплексное изучение образовательного процесса с постановкой конкретных диагностических задач;

- первичное накопление информации о деятельности и отношениях субъектов образовательного процесса.

- классификация информации с целью подготовки к решению диагностических задач;

- оценка и учет внешних особенностей образовательного процесса, а также анализ их устойчивости;

- выдвижение предположений о возможной связи внешних проявлений с внутренним содержанием образовательного процесса;

- уточнение собранной информации и корректировка предварительных выводов.

- прогнозирование тенденции развития образовательного процесса для подержания положительных и устранения отрицательных факторов.

- определение полноценности и репрезентативности диагноза и прогноза.

- разработка плана социально-педагогической деятельности в рамках образовательного процесса.

Использование данного алгоритма предусматривает не механическое следование его предписаниям, а поиск новых алгоритмизированных действий, преодоление возникающих противоречий, перестановку и изменение отдельных операций [1].

Важно подчеркнуть, что, используя общий алгоритм решения ситуативных задач, будущий социальный педагог сможет находить свои собственные способы рациональной организации своего мышления.

В квалификационной характеристике социального педагога также прослеживаются такие аспекты мышления как теоретический, методический и технологический, которые определяют готовность к профессиональной диагностической деятельности [2].

Ниже представлена опорная схема дисциплины специализации «Социально-педагогическая реабилитация девиантного поведения», в которой обозначены связи всей совокупности задач (рисунок 2.).

Рис. 2. Формирование готовности будущих социальных педагогов в логике предупреждение девиантного поведения в образовательном процессе.

Рисунок позволяет нам наглядно представить теоретические аспекты предупреждения девиантного поведения и определить совокупность критериев, показателей и умений решать ситуативные задачи в рамках диагностической направленности мышления будущего социального педагога.


Библиографический список
  1. Белкин, А.С., Жукова, Н.К. Педагогический мониторинг (учебно-методическое материалы). – Екатеринбург, 1998.
  2. Вильцан М.А. Базовые характеристики личности в профессиональной деятельности социального педагога // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. 2013. № 5. С. 24-29.
  3. Морозов Е.А. К вопросу о практической подготовке специалистов по социальной работе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. №4. С. 151-155.


Все статьи автора «Вильцан Максим Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: