УДК 159.99

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ТРУДНОСТЯМИ КОММУНИКАЦИИ

Высотина Татьяна Николаевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение начальная школа – детский сад № 687 «Центр реабилитации ребенка» (г. Санкт-Петербург)
кандидат психологических наук, педагог-психолог высшей квалификационной категории

Аннотация
В статье рассматривается такой важный аспект в системе психологического сопровождения образовательного процесса, как психологическое сопровождение педагогов. Дети с нарушениями коммуникации, а особенно аутичные дети, являются особой категорией, требующей специального, индивидуального подхода. По этой причине к педагогам, работающим с ними, предъявляются высокие требования. В условиях современного коррекционного или общеобразовательного учебного заведения необходимо обеспечивать все условия для психологической поддержки педагогов и развития у них личностных ресурсов, позволяющих наиболее эффективно работать с детьми и оптимизировать процесс их дальнейшей социальной адаптации.

Ключевые слова: дети с нарушениями коммуникации, дети с трудностями коммуникации, психологическая поддержка педагогов, психологическое сопровождение педагогов


PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR TEACHERS, WORKING WITH CHILDREN WITH COMMUNICATION DIFFICULTIES

Vysotina Tatyana Nikolaevna
State budget educational institution of elementary school - kindergarten № 687 «Center for rehabilitation of the child» (Saint-Petersburg)
Ph.D., educational psychologist higher category

Abstract
The article deals with the important aspect of the system of psychological support of the educational process, as psychological support teachers. Children with impaired communication, and especially autistic children are a special category that requires a special, personal touch. For this reason, to teachers working with them to meet high demands. In today's correction or general educational institution must ensure that all the conditions for the psychological support of teachers and the development of their personal resources to most effectively work with children and to optimize the process of their social adaptation.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Высотина Т.Н. Психологическая поддержка педагогов, работающих с детьми с трудностями коммуникации // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/12/4046 (дата обращения: 29.10.2023).

Психологическое сопровождение образовательного процесса – основная задача, стоящая перед педагогом-психологом вне зависимости от специфики учреждения, в котором он работает [1 - 4]. Известно, что основными участниками образовательного процесса являются дети, их родители и педагоги. В ряде случаев может показаться, что педагоги не нуждаются в психологической поддержке. Они имеют большой практический опыт общения с детьми в различных ситуациях, часто показывают достаточно высокий уровень психолого-педагогической грамотности и стрессоустойчивости. Однако, это не исключает возникновения трудностей, решение которых может потребовать психологической помощи. Ориентированность педагогов на реализацию учебного плана и дефицит времени нередко создают ситуации, когда становится затруднительным уделять большое количество времени одному ребенку, который отличается от других детей группы или класса. Часто именно дети с нарушениями аутистического спектра являются той особой категорией воспитанников и обучающихся, требующей индивидуального подхода [5, 6]. Как правило, педагоги коррекционных и общеобразовательных учреждений, столкнувшиеся с подобной ситуацией, осознают особые потребности аутичных детей и ориентированы на их успешную социальную адаптацию. Роль психолога заключается в посредничестве в процессе построения и укрепления эффективных взаимоотношений в паре «ребенок – педагог». Важная роль при этом уделяется актуализации внутренних ресурсов педагога по принятию «необычного» ребенка.

Исходя из актуальности данной темы, для педагогов нами был разработан цикл занятий по проблеме: «Психологические особенности взаимодействия с детьми, имеющими трудности коммуникации». В ходе курса рассматриваются общие закономерности процесса коммуникации, а также специфика установления и поддержания общения с детьми, страдающими нарушениями аутистического спектра. Программа включает в себя как теоретический, так и практический блок, на котором участники в форме тренинга имеют возможность отработать полученные навыки.

Цель занятий: развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации.

Задачи:

  • Развитие умения устанавливать и поддерживать общение;
  • Развитие различных способов передачи коммуникации (визуальный, аудиальный, кинестетический);
  • Развитие эмпатии;
  • Развитие толерантности.

Каждое занятие состоит из следующих блоков:

  1. Организационный момент (ритуалы, приветствия, разминочные упражнения)
  2. Основная часть
  3. Подведение итогов (эмоциональное отреагирование, осмысление)
  4. Ритуал прощания

Ниже приводится фрагмент первого практического занятия цикла.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Давайте с вами познакомимся.

Упражнение «Снежный ком»

Прежде чем я расскажу вам чем мы будем сегодня заниматься, попрошу внимание на экран.

Идет фрагмент мультфильма «Тигренок в чайнике» (с начала и до того, момента, когда тигренок отказывается выходить из чайника).

Ведущий: Появились ли у вас ассоциации с ситуацией, показанной в мультфильме? Кто-нибудь сталкивался с подобными ситуациями на работе или дома?

Действительно, каждый из нас имел дело с детьми, с которыми трудно было наладить общение. Давайте вспомним замкнутых, неразговорчивых, либо застенчивых детей.

На этом занятии мы поработаем над тем, как научиться понимать и принимать таких детей, говоря психологическим языком, как наладить с ними эффективную коммуникацию.

Ведущий: Бывали ли у вас на работе ситуации, когда надо было что-то делать (проводить урок, родительское собрание), но Вам по каким-то причинам не хотелось этого делать? (Вы устали или было много других дел). Если да, то по каким проявлениям другие люди могли понять Ваши истинные намерения?

Участники приводят личные примеры.

Ведущий: И, правда, если нет соответствия между нашими словами, мимикой, жестами и эмоциями, то мы сами себе не верим. А значит и другие люди не доверяют нам. В особенности дети, которые гораздо более тонко чувствуют, чем взрослые, и «отзеркаливают» те эмоции, которые видят.

Давайте выполним следующее задание, которое так и называется – «Зеркало».

Участники делятся на пары. В паре один участник – человек, который двигается в такт музыки, а другой – зеркало, которое «повторяет» эти движения. Участники двигаются 15-20 секунд под энергичную музыку, а затем меняются ролями.

Ведущий: Какие ощущения были у вас во время выполнения этого задания?

В чем была сложность?

А что помогало справиться с заданием?

Обмен мнениями между участниками.

Ведущий: А теперь давайте погрузимся еще глубже в процесс общения. Встанем друг за другом в шеренгу лицом в одну сторону. Человеку, замыкающему нашу цепочку, я покажу карточку с изображением какого-либо предмета. Ему необходимо будет нарисовать увиденное на спине впереди стоящего человека. Таким образом, изображение будет передаваться от участника к участнику пока не дойдет в начало шеренги. В процессе выполнения упражнение нельзя пользоваться словами. Итак, приступаем!

Участники выполняют задание.

Ведущий: Какие ощущения были во время этого задания? Что мешало и помогало понимать друг друга?

Обмен мнениями между участниками.

Да, вы правы, желание понять другого, внимание, чуткость – своеобразные «мостики», которые объединяют нас, формируют взаимное доверие. Когда же возникает доверие между людьми?

Давайте вернемся к мультфильму.

Участники досматривают мультфильм до конца.

Ведущий: Давайте подумаем, как удалось девочке выманить этого упрямого  тигренка из чайника?

Групповая дискуссия.

Подведение итогов занятия.


Библиографический список
  1. Семаго Н.Я. Принципы построения системной коррекционной работы психолога с детьми с отклоняющимся развитием// «Из опыта социально-психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи». М., 2003, С. 85-89.
  2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003. 208 с.
  3. Ткачева В.В.. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. М., 2007. 144 с.
  4. Левченко И.Ю. Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. М., 2008. 239 с.
  5. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб., 2002. 345 с.
  6. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи М.,1997, 143 с.


Все статьи автора «vysotinatatyana»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: