УДК 383.1

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Сартакова Елена Евгеньевна1, Покоев Евгений Романович2
1Томский политехнический университет, кандидат исторических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного;
2Томский политехнический университет, студент группы 2Д33 Института природных ресурсов

Аннотация
В статье доказывается, что становление идей социокультурной модернизации образования осуществлялось в конце ХХ – начале ХХI в. в процессе формирования отдельных концепций и теорий в области философии, экономики, социологии, педагогики. К числу предпосылок социокультурной модернизации образования в условиях сельской местности России авторы относят следующие: становление информационного общества в России, наличие специфических характеристик формирования сетевой экономики в условиях сельской местности, частичная успешность «технологического» этапа модернизации сельской школы и др.

Ключевые слова: информационное общество., предпосылки, сельское образовательное учреждение, социокультурная модернизация образования


PREREQUISITES OF SOCIO-CULTURAL MODERNIZATION OF EDUCATION IN RUSSIA

Sartakova Elena Evgenievna1, Pokoev Evgeny Romanovich2
1Tomsk Polytechnic University, PhD in History, Associate Professor, Department of Russian as a Foreign Language
2Tomsk Polytechnic University, Student, gr.2Д33, Institute of Natural Resources

Abstract
In article proved that formation of ideas of socio-cultural modernization of education was carried out at the end of XX – the beginning of the XXI century in the process of formation of separate concepts and theories in the field of philosophy, economy, sociology, pedagogics. In the conditions of rural areas of Russia authors carry the following to number of prerequisites of socio-cultural modernization of education: development of information society in Russia, existence of specific characteristics of formation of network economy in rural areas, partial success of a "technological" stage of modernization in rural school, etc.

Keywords: information society, prerequisites, rural educational institution, socio-cultural modernization of education


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Сартакова Е.Е., Покоев Е.Р. Предпосылки социокультурной модернизации образования в России // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/12/4049 (дата обращения: 28.10.2023).

Вторая половина ХХ – начало ХХI в. в истории развития высокоразвитых государств Европы и Северной Америки, в первую очередь, связывается со становлением информационного общества, внедрением информационных технологий, активно влияющих на все сферы жизнедеятельности общества и индивидуума. В этот период с точки зрения экономистов и социологов (Н. Д. Кондратьев, И. А. Шумпетер [1] и др.) широко употребляемыми становятся такие понятия как «информационное общество», «сетевое общество», «сеть», «глобальная сеть Интернет», «сеть коммуникаций», «социальная сеть» и т. д.

В России формирование информационного общества началось значительно позднее (конец ХХ в.). Фундаментальный характер и масштаб изменений, которые происходили во всех сферах общественной и государственной жизни России, позволяют говорить не просто о модернизации, а о некоем цивилизационном сдвиге, о переходе общества в новое состояние, т. е. цивилизационной модернизации. Так, наряду с радикальными трансформациями в области в идеологии, общественном сознании, политической и государственной организации происходили глубинные изменения и в социальной структуре (Дж. Александер, М. Арчер, А. Турен, П. Штомпки, В. А. Ядов, О. Н. Яницкий). Это обуславливает необходимость рассмотрения данного понятия.

В различных словарях под модернизацией понимают изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, «вкусам» (http://www.vedu.ru/bigencdic/, http://tolkslovar.ru/). В философской литературе понятие модернизации характеризуется неким собирательным термином, под которым понимается процесс перехода от стабильного, «традиционного», к непрерывно меняющемуся современному обществу (http://www.onlinedics.ru/slovar/fil.html). Это нечеткий термин, который относят к разнородным социальным и политическим процессам, исторически сопровождающим процессы перехода от одних цивилизаций к иным (там же).

В процессе эволюции теории модернизации появились различные ее модели (в том числе «первичная» и «вторичная»), сформировались подходы к данному процессу (эволюционистов, диффузионистов).

Необходимо отметить, что большинство вариантов модернизации характеризуются «линейным» характером, а ведущая идея представлена в концепции «современности», содержание которой включает положение о увеличении индивидуальной автономии и свободы человека в процессе структурных изменений.

С середины 70-х гг. в теории модернизации стали признавать признак вариативности, отклоняя «сплошную линейность» модернизационных процессов, а также относительную независимость экономического развития от норм идеологии и политической организации западного образца. Этот «отход» от классической трактовки указанной теории связан с усложнением представлений о функциях и изменчивости традиции, неоднородности и подвижности традиционного общества. При этом взгляд на модернизацию как всемирный процесс вытеснения локальных типов традиции универсальными способами современности теперь чаще всего стал отвергаться. В настоящее время исследователи отказываются от создания комплексной теории модернизации и предлагают разрабатывать стратегию ее протекания в конкретных исторических условиях каждой страны.

В настоящее время в современной философской литературе на основе идей К. Маркса, Ф. Тенниса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Зиммеля, З. Кракауэр, М. Леви, Н. Смелдера, Т. Парсонса, Н. Лумана, а также работ современных исследователей [2, 3,  4,  5  и др.] модернизацию рассматривают как процесс создания ценностей, институтов и отношений, который требует предваряющего изменения идентичности людей модернизирующегося общества и завершается сменой их идентичности.

Мы разделяем мнения А. С. Ахиезера [6], Л. В. Полякова [7] и других исследователей о том, что для российской модернизации характерны ограниченность возможностей, социокультурный раскол общества, доктринальный или адаптивный характер, волнообразность и др. Формирование в России нового постиндустриального общества создало условия для становления иной образовательной системы.

При этом, с точки зрения значительного числа авторов различных документов о российской модернизации, особенностью структурных процессов в России конца ХХ – начала ХХI в. является опора на систему образования. Именно оно и признается ведущим механизмом инновационного развития национального государства.

Несмотря на наличие глубоких исследований в области модернизации образования, само понятие до сих пор остается дискуссионным. Так, в «Концепции модернизации общего образования до 2010 г.» лишь указывается: «…это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования» [ 8]. В различных других документах (например, см. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг. (утвержден распоряжением Правительства РФ от 7.09.2010 № 1507-р «о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и др.) модернизация образования определяется как механизм (т.е. способ) формирования современной образовательной системы. Зачастую, в силу определенных политических интересов оно заменяется термином «развитие».

С начала десятых годов ХХI в. понятие модернизации соотносится как с процессом комплексных структурных изменений, направленных на формирование нового качества данной системы, так и с конкретным историческим периодом реализации Концепции модернизации образования (2002-2010 гг.). В нашей трактовке модернизация, безусловно, должна быть соотнесена с началом ХХI в. Однако решение ее задач не ограничивается 2002–2010 гг., т. е. периодом реализации отдельного исторического документа, а обусловлено тем временным промежутком, который необходим для формирования адекватной социальным запросам системы образования. В настоящее время исторический промежуток 2010–2015 гг. в различных федеральных программах зачастую прописан как процесс развития образовательной системы, однако реально связан с решением задач комплексных структурных изменений в образовании[1] (т.е. с модернизацией).

Соответственно, цель современного этапа модернизации образования формирование новой модели образования, основными принципами которой являются следующие: образование должно стать фактором развития человеческого капитала; инвестиционной сферой, оказывающей значительное влияние на социально-экономическое развитие страны; механизмом обеспечения международного позиционирования России; условием социальной стабильности и социально-культурной целостности государства; системой, обеспечивающей интеграцию науки и практики [9].

Основными принципами развивающейся современной модели образования, соответствующей формирующемуся сетевому обществу (выделенными нами на основании анализа работ Н. В. Панковой [10]), должны выступать следующие:

– образование должно стать фактором развития человеческого капитала; развитие образования – это не самоцель, а задача в общем контексте становления человеческих ресурсов;

– образование должно быть осмыслено не как затратная отрасль, а как инвестиционная сфера, оказывающая значительное влияние на социально-экономическое развитие страны;

– образование должно стать значительным фактором международного позиционирования России и обеспечения конкурентоспособности российской экономики на мировых рынках;

– образование должно быть условием обеспечения социальной стабильности и социально-культурной целостности государства (образование граждан, сохранение и передача русского языка, истории и культуры России и пр.);

  должна произойти смена концепции управления системой образования; в условиях рыночной экономики ориентация на «учрежденческий» подход становится малоэффективной. Основным объектом управления (а, следовательно, оценки, контроля, финансирования) должны стать образовательные программы;

  необходимо создать благоприятные условия для развития инновационной деятельности в сфере образования в целях обеспечения подготовки квалифицированных кадров, интеграции образования, науки и практики.

За последние годы в России были сформированы определенные предпосылки данного процесса: становление информационного общества в России, наличие специфических характеристик формирования сетевой экономики в условиях сельской местности, частичная успешность «технологического» этапа модернизации сельской школы. Рассмотрим их подробнее.

Становление информационного общества в России

Развитие современной системы образования (1991 г. до настоящего времени) обусловлено принципиально новым этапом формирования информационного общества. В процессе современного этапа модернизации ведущие страны мира сформулировали свою политику и стратегию для построения и развития информационного общества.

В России программа формирования информационного общества была утверждена в 2010 г. на основе Концепции формирования информационного общества в России, разработанной в 1999 г. [11]. Можно констатировать, что в настоящее время РФ находится на стадии формирования сетевого общества. Рассмотрим уровень сформированности сетевой экономики и сетевого общества в современной России. Одними из самых важных процессов, формирующих сетевую экономику, являются: 1) массовый перенос людьми их информационной активности и взаимодействий в онлайн и, как следствие, формирование онлайновых сообществ; 2) возникновение или перенос различных организационных образований внутрь онлайновых сообществ и распространение практики создания сетевых организаций для управления совместной деятельностью групп людей; 3) создание в виртуальном пространстве сети Интернет необходимых условий для взаимодействия сетевых организаций и членов онлайновых сообществ, включая адекватные новым условиям институциональные структуры («правила игры»), соответствующую сетевую инфраструктуру и сетевой механизм координации [12].

Именно эти три процесса не только наполняли сетевую экономику реальным содержанием, но и определяли главную «ось» в современном развитии информационного общества, перспективные сетевые модели организаций как нового организационного типа.

Этапы формирования сетевой экономики в мире[2], разработанные А. М. Юнусовым [13], способствовали выявлению параметров сетевой экономики и выявлению уровня сформированности ее в России (табл. 1).

Таблица 1 -Характеристики параметров сетевой экономики

Параметры

Содержание

Элементы системы

Электронный бизнес, институт электронных денег (банки и иные эмитенты), участники сетевой экономики (производители и потребители товаров) сетевой рынок и др. Связующим звеном между элементами системы выступают провайдеры, которые предоставляют доступ к информационным магистралям глобальных сетей и среда Интернет

Критерии функционирования

1) экономия затрат времени; 2) оперативность информационного взаимодействия

Цель и задачи

Целью сетевой экономики является положительное развитие общей экономической системы. Задачи сетевой экономики сводятся к росту качества и скорости информационного взаимодействия в экономической деятельности домохозяйств и хозяйствующих субъектов с целью обеспечения экономического роста

Обратная связь

Сигналы спроса и предложения

Внешняя возмущающая среда

Сложившаяся макроэкономическая система

Ее структуру составляют элементы системы (электронный бизнес, институт электронных денег (банки и иные эмитенты), участники сетевой экономики (производители и потребители товаров), сетевой рынок, провайдеры и др.)) в определенной форме и с конкретным содержанием, с различными взаимосвязями в рамках внешней возмущающейся среде.

В настоящее время обоснованы и соответствующие показатели развития сетевой экономики (А. М. Юнусов) Так, экономика России — пятая экономика среди стран мира по объему внутреннего валового продукта (на 2012 год). По номинальному объему внутреннего валового продукта (ВВП) за 2012 год Россия занимает 8-е место. Номинальный валовый продукт России за 2012 год составил $2,014 трлн. По внутреннему валовому продукту на душу населения Россия на 2012 год занимала 43-е место (по данным ВБ), по номинальному — 47-е место (по данным МВФ). По данным на 2012 год, доля экономики России в мировой экономике — 4,1 %. Показатели социально-экономического развития РФ демонстрируют недостаточный (по западным меркам) уровень сформированности сетевой экономики, но значительную степень ее развития, что создает основу для формирования новой социальной сетевой структуры российского общества.

Изменения в экономике ведут к возникновению «сетевого общества», которое «создано сетями производства, власти и опыта. Эти сети образуют культуру виртуальности в глобальных потоках, пересекающих время и пространство». Не все социальные институты следуют логике сетевого общества, но она «постепенно абсорбирует и подчиняет существовавшие прежде социальные формы» (М. Кастельс) [12   154].

Происходящие в мире глобализационные и трансформационные процессы, смена парадигмы развития касаются лишь ведущих стран мира, к которым относится и Россия.

Формирование сетевой экономики обуславливает и социальные последствия. В первую очередь это касается ускоряющейся информатизацией, которая влияет на социальную структуру общества [14]. Таким образом, в процессе формирования сетевой экономики идет стремительный процесс формирования совокупности социальных сетей как нового способа организации общества. Таким образом, на основании работ Н. И. Лапина, Н. М. Лебедевой, В. C. Магуна, М. М. Руднева и других современное российское общество можно представить как общество складывающихся сетевых структур, комплекс взаимосвязанных узлов (В. Л. Иноземцев [15]).

Включение в сетевые структуры или исключение из них, наряду с конфигурацией отношений между сетями, воплощаемых при помощи информационных технологий, определяет конфигурацию доминирующих процессов и функций в нашем обществе. Сети представляют собой открытые структуры, которые могут неограниченно расширяться путем включения новых узлов, если те способны к коммуникации в рамках данной сети, используя аналогичные коммуникационные коды.

Сети оказываются институтами, способствующими развитию целого ряда областей: экономики, основывающейся на инновациях, глобализации и децентрализованной концентрации; сферы труда с ее работниками и фирмами, базирующейся на гибкости и адаптируемости; культуры, характеризуемой постоянным расчленением и воссоединением различных элементов; политики, ориентированной на мгновенное усвоение новых ценностей и общественных умонастроениях; социальной организации, преследующей своей задачей завоевание пространства.

Однако формирование такой системы образования в России в целом, в сельской местности, в частности, затруднено, так как в условиях сельской местности процесс становления сетевой экономики весьма специфичен.

На основании анализа результатов современных социологических исследований (так, например работ Г.Г. Силастте, отчетов Института социальной педагогики РАО и др.) можно утверждать, что формирование экономики информационного общества в сельских территориях России происходит в целом по сценарию становления индустриального общества в начале ХХ в., соответственно модернизация сельского хозяйства осуществляется крайне медленно; широкие массы сельских жителей слабо включены в сетевую экономику, при достаточной степени использования средств ИКТ; в целом в деревне сохраняется традиционная занятость, способы ведения хозяйства, образ жизни и др.
Параллельно этим процессам происходят значительные социальные сдвиги в социальной жизни сельских жителей. Определяющими для жизнедеятельности стали не духовно-нравственные, а социально-экономические ценности, появились новые нормы общественной морали, сформировался новый «деформационный» образ жизни, который согласно исследованиям современных социологов, в первую очередь Г. Г. Силласте [16] можно характеризовать следующим: обнищание села, расслоение на бедных и богатых, «бесперспективность» жизни на селе для молодежи; тесное переплетение традиций и морально-этических черт сельского жителя (скромность в запросах и потребностях) с кризисом семьи как социальной формы; ослабление приверженности к работе на земле, низкая мотивация на активную деятельность[3]; критическое отношение к частной собственности на землю, сохранение положительного отношения к коллективной форме хозяйствования; изоляция от культурной жизни страны, характерная для ряда отдаленных сельских поселений (в целом по России до 40 % всех поселений); нивелирование сельских черт жизни: открытость людей, их дружественный настрой; верность культурным традициям; высокие требования к нравственности человека.
Соответственно, деформационный образ жизни селян значительно сказывается на организации и содержании образовательного процесса 1/3 всех обучающихся почти 70 % всех ОУ в России. Неучет специфических характеристик формирования сетевой экономики в условиях сельской местности определял частичную успешность «технологических» этапов модернизации сельской школы, особенно в начале ХХI в.
Осознание такого результата проведенных этапов модернизации образования ее участниками также являлось предпосылкой для теоретического обоснования современного этапа комплексных структурных изменений – социокультурного. На основании анализа статических материалов по модернизации системы образования в РФ (www.kpmo.ru) можно констатировать, что: качество результатов обучения достаточно низкое (кроме районных, базовых школ), уровень обеспеченности различного вида ресурсами в большей степени не достаточный. Решение задач модернизации системы образования в целом и сельской школы в частности, носило характер вторичной «запаздывающей» инновации.
  Необходимость разработки иных сценариев модернизации системы сельского образования обусловило теоретическое обоснование нового этапа модернизации образования – социокультурного, к предпосылкам которой можно отнести следующие: становление информационного общества в России, наличие специфических характеристик формирования сетевой экономики в условиях сельской местности, частичная успешность «технологического» этапа модернизации сельской школы.


[1] возможно в виду частичной дискредитации понятия модернизации

[2] А. М. Юнусов выделил следующие этапы: протогенез (1960–1980 гг.), генезис (1981–1990 гг.), становление и развитие (1990–2000 гг.), насыщение (200) – по настоящее время).

[3] Исследования специалистов ГУ «ИСП РАО» показывают, что почти 50% селян отказываются от этой ценности и не желают работать в различных отраслях сельского хозяйства.

Библиографический список
  1. Шумпетер, Й.А. Теория экономического развития [Текст] / Й.А. Шумпетер. – М. : Экспо, 2007. – 432 с.
  2. Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание, управление [Текст] / В. Г. Афанасьев. – М. : Политиздат, 1981. – 432 с.
  3. Блауберг, И. В. Философско-методологические проблемы системного исследования [Текст] : дис. … д-ра филос. наук : 09.00.08 / И. В. Блауберг. – М., 1983.
  4. Филонов, В. С. Социально-философские основания модернизационных процессов в России [Текст] : автореф. дис. … канд. филос. наук : 09.00.11 / С. В. Филонов ; Том. гос. ун-т. – Томск, 2003. – 20 с.
  5. Фишер, М. И. Философия образования и комплексные исследования образования [Текст] / М. И. Фишер // Вопросы философии. – 1995. – № 110 – С. 14.
  6. Ахиезер, А. С. Россия: критика исторического опыта: (социокультурная динамика) [Текст] / А. С. Ахиезер ; [вступ. ст. С. Матвеевой, с. 3–41]. – Новосибирск : Сиб. хронограф, 1997. – 804 с.
  7. Поляков, В. И. Анализ сознания общества: социально-философский аспект [Текст] : дис. … канд. филос. наук : 09.00.11 / В. И. Поляков. – М., 2002. – 171 с.
  8. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. [Текст] // Вестник образования. – 2002. – № 6. – С. 11–40.
  9. Панарин, В. И. Образовательная политика как социально-философская проблема [Текст] : дис. … канд. филос. наук : 09.00.11. / В. И. Панарин ; Сиб. аэрокосм. акад. им. акад. М. Ф. Решетнева. – Новосибирск, 2005. – 167 с.
  10. Панкова, Н. В. Методологические основы формирования государственной политики в сфере образования [Текст] : автореф. дис. … д-ра экон. наук : 08.00.05 / Н. В. Панкова. – СПб, 2009. – 40 с.
  11. http://www.firstmonday.dk/issues/issue3_12/barbrook/index.html
  12. Мартынов, Л. М. Теория и методология управления организациями в информационно-коммуникационной среде [Текст] : автореф. дис. …
    д-ра экон. наук : 08.00.05 / Л. М. Мартынов. – СПб, 2003.
  13. Юнусов, А. М. Теоретические основы формирования и становления сетевой экономики в России [Текст] : автореф. дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / А. М. Юнусов. – М., 2008.
  14. Шимко, П. Д. Сетевая интеграция образования, науки и бизнеса как ключевой фактор развития экономики знаний [Текст] / П. Д. Шимко, В. Б. Фраймович // Вестник ИНЖЭКОНа. 2010. – № 1. – С. 40–46. – (Серия : Экономика).
  15. Иноземцев, В. За пределами экономического общества: постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире [Текст] / В. Иноземцев. – М. : Наука, 1998. – 640 с.
  16. Силласте, Г. Г. Сельская молодежь в лабиринте средств массовой информации [Текст] : монография по результатам социол.-пед. исслед. «Влияние средств массовой информации на сознание и поведенческие установки учащихся сельских школ» / Г. Г. Силласте ; Ин-т социал.-пед. проблем сел. шк. РАО. – М. : ИСПС РАО, 2005.


Все статьи автора «Сартакова Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: