УДК 37.015.3

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Крылова Мария Николаевна
Азово-Черноморский инженерный институт
кандидат филологических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и иностранных языков

Аннотация
В статье рассмотрены гендерные особенности подготовки будущих педагогов профессионального образования в вузе. Для педагога профессионального образования пред-почтительными являются мужские стили познания, а также маскулинные качества личности, в то время как студенты данного направления – в основном девушки. Автор предлагает использовать в процессе организации обучения гендерно ориентированные формы и способы обучения, максимально использовать возможности учебной практики и под.

Ключевые слова: высшее образование, гендер, гендерный подход, педагог, профессиональное образование


GENDER ASPECT IN THE PROFESSIONAL THE TRAINING OF FUTURE PEDAGOGUES

Krylova Maria Nikolaevna
Azov-Black Sea Engineering Institute
PhD in Philological Science, Assistant Professor of the Professional Pedagogy and Foreign Languages Department

Abstract
The article considers the gender features training of future teachers of vocational education at the university. Male cognition styles and masculine personality traits are preferred for the teacher of vocational education, while the students of this specialty - mostly girls. The author proposes to use in the process of organizing learning gender-specific forms and methods of teaching, to maximize the opportunities of educational practice and others.

Keywords: gender, gender approach, higher education, teacher, vocational education


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Крылова М.Н. Гендерный аспект в профессиональной подготовке будущих педагогов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/01/4261 (дата обращения: 27.05.2017).

Гендер (социальный или социокультурный пол) стоит в центре современных междисциплинарных исследований, в том числе педагогических. По замечанию Е.А. Поповой, «термином гендер (gender) называется пол как социокультурный феномен, противопоставленный биологическому полу (sex, sexus), и первый термин шире второго, включает его в свой состав. Использование термина гендер призвано подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий» [1, с. 40].

Гендерные проблемы широко и глубоко изучаются в науке последних лет (философии, психологии, социологии, лингвистике: [2], [3], [4] и др.). Тем не менее, гендерные аспекты образования и, в частности, гендерные особенности подготовки будущих педагогов недостаточно изучены.

Анализируя ситуацию, сложившуюся в современной системе подготовки педагогических кадров для профессионального образования, нельзя не отметить важность гендерного подхода к становлению будущего педагога. Он, по нашему мнению, является одним из условий оптимальной организации обучения с целью формирования профессиональных компетенций [5].

Современное образование предусматривает равенство профессиональных возможностей для юношей и девушек, тем не менее, мы наблюдает отсутствие полного равенства в подготовке специалистов по многим профессиям и специальностям. В частности, подготовка инженеров, слесарей, трактористов, электриков и др. подразумевает обучение юношей; подготовка учителей (начальных классов, русского языка и литературы и т. п.), поваров, бухгалтеров и др. подразумевает обучение девушек. При этом какие-либо гендерные требования и ограничения не отражены в документах, они обусловлены социальными стереотипами, стандартами и практикой.

Особое положение складывается в области подготовки педагогов профессионального образования, сфера будущей деятельности которых – преподавание технических и специальных дисциплин в учебных заведениях начального профессионального образования (НПО). При этом гендерные сложности усугубляются тем, что будущим педагогам профессионального образования предстоит обучать преимущественно юношей в возрасте 15-18 лет.

Профессиональное образование в нашей стране – мужское по своему содержанию, так как учебные планы, учебные предметы имеют определенную технократическую, естественнонаучную тенденцию и построены с расчетом включения подготовленного обучающегося в технологические процессы. Вследствие этого являются предпочтительными и мужские стили познания, а также маскулинные качества личности. Но формы организации обучения, способы передачи знаний выстроены таким образом, что являются преимущественно женскими по своим психофизиологическим параметрам.

В этой ситуации создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей юношей и девушек требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, организации учебного процесса и темпам от традиционных.

Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском». И действительно, профессия педагога, «женская» в современном обществе, в дореволюционное время была «мужской».

Как известно, мужчины и все «мужское / маскулинное» (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все «женское / фемининное» определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. В этой связи отнесение педагогической профессии к женской принижает её социальный статус, важность в обществе.

Понятие о гендере и гендерных стереотипах, в том числе в образовании, закладывается у будущих педагогов ещё в семье, затем закрепляется в период школьного обучения, и в процессе получения высшего образования не может претерпеть значительные изменения.

В практике нашего преподавания дисциплины «Методика профессионального обучения» в ГБОУ ВПО «Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия» (Сейчас Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВПО ДГАУ) мы пытались преодолеть обозначенные выше гендерные противоречия следующими способами.

Во-первых, очень важен учёт гендерной специфики при организации процесса обучения. В частности, в ходе выполнения студентами лабораторных и практических занятий по методике профессионального обучения от них требовалось проявить и использовать технические знания, полученные в академии при изучении дисциплин отраслевой подготовки «Тракторы и автомобили», «Сельскохозяйственные машины», «Транспорт в сельском хозяйстве», «Технология сельскохозяйственного производства» и др. Это было необходимо, к примеру, при выполнении таких заданий:

  1. Составить эвристические вопросы по одной из специальных (технических) тем.
  2. Какие вопросы, задания вы предложите учащимся, чтобы проконтролировать качество их самостоятельной работы с чертежами (схемами, таблицами, иллюстрациями), имеющимися в тексте параграфа учебника по специальной (технической) дисциплине?
  3. Составьте план вводной лекции по технической дисциплине, предусмотрев в ней использование нескольких приёмов мотивации.
  4. Сформулируйте вопросы для самоподготовки учащихся.
  5. Приготовьте карточки-задания для самостоятельной работы учащихся.
  6. Сформулируйте темы докладов, представляющих дополнительную, отсутствующую в тексте учебника информацию и под.

Мы стимулировали студентов-юношей помогать студентам-девушкам при выполнении подобных заданий и в то же время поощряли девушек, хорошо самостоятельно с ними справившихся.

Во-вторых, необходимо учитывать, что студенты, постоянно получающие и пополняющие свои знания из области педагогики, психологии, методики профессионального обучения, будут невольно оценивать своих собственных вузовских преподавателей и систему преподавания и управления в вузе в целом. В.О. Бобылева считает одним из определяющих факторов подготовки будущего педагога то, что студенты в период обучения становятся свидетелями практики преподавания в своём вузе [6, с. 271].

Выпускающая кафедра (кафедра профессиональной педагогики и иностранных языков) является преимущественно женской по своему составу, технические же кафедры, преподаватели которых дают студентам необходимые отраслевые знания, – преимущественно мужские. Такая ситуация при неправильной политике выпускающей кафедры может только укрепить гендерные стереотипы, уже сложившиеся у студентов. Мы считаем своим долгом укреплять сотрудничество выпускающей кафедры и кафедр отраслевой подготовки и всячески демонстрировать студентам результаты этого сотрудничества: организацию педагогической практики на технических кафедрах, совместные собрания по подготовке выпускной квалификационной работы, выпуск совместных методических указаний для студентов и т. д.

Гендерная асимметрия в управлении вузов России – явление всеми признаваемое, статистически подтверждённое, несомненное для исследователей [6]. В нашем вузе ведётся подготовка по специальностям, большая часть которых традиционно причисляется к мужским, поэтому большую часть высших должностей занимают мужчины, что не может не влиять на гендерное самосознание будущих педагогов. Тем не менее, женское преподавание силами выпускающей кафедры, общение с заведующим кафедрой Остапенко Ириной Алексеевной могут в некоторой степени компенсировать данное положение.

В-третьих, необходимо использовать возможности учебной практики. В период педагогической практики, основной базой которой в условиях города Зернограда Ростовской области является ГБОУ НПО РО «Сельскохозяйственный профессиональный лицей № 92», мы рекомендовали администрации учебного заведения, чтобы наставниками становились как педагоги-женщины, так и педагоги-мужчины. В данном учебном заведении технические дисциплины, наряду с мужчинами, преподают и женщины (Сахарова Ирина Васильевна, Чёрная Валентина Григорьевна, Сидорцова Ольга Васильевна). Высокий уровень профессионального мастерства всех педагогов-наставников ГБОУ НПО РО СПЛ-92 заставлял практикантов не обращать внимания на пол наставника и ориентироваться не на гендерные отличия, а на те профессиональные умения и навыки, которые они могли почерпнуть в период практики.

Нашими целями при организации системы преодоления гендерных противоречий было:

  • Укрепление девушек в мысли о том, что они могут занять достойное место в системе начального и среднего профессионально-технического образования, несмотря на его общую ориентацию на преимущественно мужское преподавание.
  • Осознание юношами того, что их долгом является оказание посильной помощи девушкам в преподавании технических дисциплин при понимании ими общего достойного места женщины-педагога в системе начального профессионального образования.
  • Формирование у студента, в противовес гендерным стереотипам, понимания того, что система начального профессионально-технического образования успешно сочетает женский и мужской стили преподавания и открыта для педагогов обоих полов.

Анализируя современную государственную политику России в области достижения гендерного равенства, О.А. Хасбулатова пишет, что в 90-х годах ХХ века «впервые за столетие власть открыто признала, что социальный статус женщин ниже, чем у мужчин» [7, с. 5]. При этом она отмечает, что все государственные решения в данной области могут носить только рекомендательный характер.

Правильный гендерный подход в образовании и воспитании сегодняшнего педагога – это способ избежать проблем, связанных с гендерными аспектами профессионально-педагогической деятельности будущих специалистов завтра. И только от действий на местах, от желания людей, в первую очередь, преподавателей вуза решить проблемы гендерного равноправия зависит, будут ли они решены.


Библиографический список
  1. Попова Е.А. Об особенностях речи мужчин и женщин // Русская речь. 2007. № 3. С. 40-49.
  2. Баурова Ю.В. Гендерный подход в образовании: взгляд на проблему // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2010. Т. 3. № 3. С. 132-139.
  3. Остапенко И.А. Гендерная идентичность и самопрезентация в интернет-коммуникации. Автореферат дис. … канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 20 с.
  4. Тукачева, Ю.С. Гендер в образовании // В мире научных открытий. 2010. № 4-8. С. 120-121.
  5. Крылова М.Н. Оптимальная организация обучения как условие формирования профессиональных компетенций // Перспективы науки и образования. 2014. № 1. С. 107-111.
  6. Бобылева В.О. Гендерный аспект профессиональной подготовки специалистов в области управления образованием в высшей школе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2007. Т. 13. № 2. С. 270-274.
  7. Хасбулатова О.А. Реалии российской гендерной политики в ХХI столетии // Женщина в российском обществе. 2011. № 3. С. 4-12.


Все статьи автора «Крылова Мария Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: