УДК 613.2.03

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Смолева Елена Олеговна
Институт социально-экономического развития территорий РАН
научный сотрудник

Аннотация
В статье представлены результаты исследования особенностей пищевого поведения стар-ших школьников регионального центра Северо-Западного федерального округа. Проводился анкетный опрос школьников: оценивали регулярность и сбалансированность питания, частоту потребления мясной, рыбной, молочной и молочнокислой продукции, овощей и фруктов. Оценивались внешние проявления дефицита витаминов. Выявлено, что у современных школьников выработаны определенные привычки правильного питания: регулярные приемы пищи, регулярные завтраки, употребление кисломолочной продукции. В рацион включается достаточно овощей. В то же время для современных школьников характерны недостатки в организации питания: однообразный рацион фруктов и овощей. У большинства анкетированных наблюдалось проблемы со здоровьем: снижение зрения, быстрое утомление, снижение внимания, дискомфорт в желудке, хрупкость сосудов и проблемы с зубами (кариес либо чувствительная эмаль зубов). Проблемы, проявляющиеся во внешнем виде (ломкие ногти, сухая, шелушащаяся кожа и проблемы с волосами, трещинки в углах губ), обостряются в зимне-весенний период.

Ключевые слова: витамины, дефицит витаминов, рацион питания, старшие школьники


THE SPECIFICITY OF SCHOOLCHILDRENS EATING HABITS

Smoleva Elena Olegovna
Institute of Socio- Economic Development of Territories of Russian Academy of Science
research associate

Abstract
The article presents the results of studies of the eating behavior schoolchildren regional center of the North-West Federal District. Conducted a questionnaire survey of schoolchildren: evaluated regularity and balance of the nu-trition, frequency of consumption of meat, fish, milk and lactic acid products, vegetables and fruits. Evaluated symptoms of vitamins deficiency. Revealed that modern schoolchildren to de-velop certain habits of good nutrition: regular meals, regular breakfast, the use of dairy products. In the diet includes enough vegetables. At the same time, today's pupils are characteristic short-comings in the organization of nutrition: a monotonous ration of fruits and vegetables. Most re-spondents observed health problems: decreased vision, rapid fatigue, decreased attention, stom-ach discomfort, fragility of blood vessels and dental problems (caries or sensitive tooth enamel). The problems with appearance (brittle nails, dry skin and hair problems, cracks in the corners of the lips) aggravated in the winter-spring period.

Keywords: ration of the nutrition, schoolchildren, vitamin deficiency, vitamins


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Смолева Е.О. Особенности пищевого поведения подростков // Психология, социология и педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/02/4766 (дата обращения: 29.09.2017).

Организм современного школьника испытывает большие перегрузки, вызванные процессами роста, перестройкой деятельности эндокринной системы, значительными нагрузками в школе (как физическими, так и умственными). Возрастает воздействие на психоэмоциональную сферу несовершеннолетних, обусловленное процессами социальной адаптации. Кроме того подростки испытывают на себе негативное влияние окружающей среды и употребляют пищу, не богатую полезными веществами: витаминами и микроэлементами. Это сказывается на здоровье детей. Нарушения питания в подростковом возрасте могут привести к расстройствам функции желудочно-кишечной, сердечно-сосудистой  и нервной систем. Вследствие этого рациональное питание является важнейшим условием сохранения здоровья и правильного развития организма.

Рациональное питание – это питание, обеспечивающее нормальное развитие и жизнедеятельность человека, высокий уровень сопротивляемости воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, способствующее улучшению его здоровья.

К основным принципам рационального питания школьников относят следующие:

1)  энергетическое равновесие, т.е. калорийность рациона должна соответствовать энергозатратам подростков;

2)  сбалансированность, т.е. правильное соотношение питательных веществ в рационе и соответствие возрастным потребностям и особенностям организма;

3)  оптимальный режим питания.

Как наше здоровье зависит от питания? Все ученые едины в том, что витамины и микроэлементы играют решающую роль в поддержке здоровья современного человека. По данным Института питания РАМН дефицит витаминов и ряда минеральных веществ (йод, железо, кальций и др.) является наиболее распространенным и опасным отклонением питания от рациональных, физиологически обоснованных норм.

По мнению руководителя лаборатории витаминов и минеральных веществ Института питания РАМН доктора наук, профессора Спиричева В.Б., «… даже самый идеальный рацион, вполне достаточный по энергии, белкам, жирам и углеводам, дефицитен по витаминам и минеральным солям не менее чем на 20%» [1].

В  реальной жизни дефицит витаминов и минеральных веществ достигает 50% и более. Результаты обследований витаминного статуса репрезентативных групп детского населения в различных регионах Российской Федерации, проводимые  лаборатория витаминов и минеральных веществ Института питания РАМН, свидетельствуют о недостаточном потреблении витаминов С, В1, В2, В6, фолиевой кислоты, бета-каротина: при обследовании в 2001г. недостаток витамина С обнаружен у 38% школьников г. Москвы, витамина В2 – у 79%, витамина В6 – у 64%, витамина Е – у 22%, бета-каротина – у 84% [2, с. 10-12].

В ходе исследования особенностей пищевого поведения школьников в крупных городах выявлено, что питание детей зачастую является нерегулярным, нерациональным и плохо сбалансированным. Каждый пятый из обследованных детей страдает избытком массы тела (20,7%); каждый третий (31,6%) испытывает недостаток в рационе овощей и фруктов. Только половина (51,4%) детей ежедневно потребляют молочную продукцию. При этом в меню подростков широко представлена продукция фастфуда, газированные напитки, копченая продукция [3, с. 67]

Признаки недостаточности витаминов и микроэлементов можно определить различными способами:

1. Расчет потребности и фактического питания.

2. Оценка клинического состояния по внешним признакам.

3. Биохимические и физиологические методы – анализы и тесты.

В повседневной жизни можно использовать клиническую оценку недостаточности витаминов, используя внешние проявления такой недостаточности, которые проявляются в поведении человека, состоянии его кожи, волос, глаз, желудочно-кишечного тракта и других клинических симптомах.

По состоянию волос, ногтей, внешнему виду кожных покровов, мы можем судить о том, насколько сбалансирован рацион человека. Ведь вместе с пищей мы получаем различные полезные микроэлементы и витамины, необходимые организму для нормального функционирования.  Оказывает ли влияние правильно подобранный рацион питания на состояние здоровья и внешность человека? Или  можно питаться рафинированными продуктами и принимать при этом витамины? В своем исследовании мы попытались ответить на эти вопросы.

Цель исследования – оценка особенностей пищевого поведения школьников  регионального центра Северо-Западного федерального округа.

Нами было проведено исследование основных привычек питания старших школьников, характерных жалоб школьников на состояние здоровья и проблемы, проявляющиеся во внешнем виде. Была составлена анкета, состоящая из 17 вопросов: оценивали регулярность  и сбалансированность питания, частоту потребления мясной, рыбной, молочной и молочнокислой продукции, овощей и фруктов. Оценивались внешние проявления дефицита витаминов. Вопросы использовались открытого и закрытого типа. В анкетировании участвовало 132 школьника в возрасте 15-18 лет из образовательных учреждений г. Вологды.

В результате анкетирования были выявлены следующие факты:

Организм современного школьника испытывает большие перегрузки, вызванные процессами роста, перестройкой деятельности эндокринной системы, значительными нагрузками в школе (как физическими, так и умственными). Возрастает воздействие на психоэмоциональную сферу несовершеннолетних, обусловленное процессами социальной адаптации. Кроме того подростки испытывают на себе негативное влияние окружающей среды и употребляют пищу, не богатую полезными веществами: витаминами и микроэлементами. Это сказывается на здоровье детей. Нарушения питания в подростковом возрасте могут привести к расстройствам функции желудочно-кишечной, сердечно-сосудистой  и нервной систем. Вследствие этого рациональное питание является важнейшим условием сохранения здоровья и правильного развития организма.

Рациональное питание – это питание, обеспечивающее нормальное развитие и жизнедеятельность человека, высокий уровень сопротивляемости воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, способствующее улучшению его здоровья.

К основным принципам рационального питания школьников относят следующие:

1)  энергетическое равновесие, т.е. калорийность рациона должна соответствовать энергозатратам подростков;

2)  сбалансированность, т.е. правильное соотношение питательных веществ в рационе и соответствие возрастным потребностям и особенностям организма;

3)  оптимальный режим питания.

Как наше здоровье зависит от питания? Все ученые едины в том, что витамины и микроэлементы играют решающую роль в поддержке здоровья современного человека. По данным Института питания РАМН дефицит витаминов и ряда минеральных веществ (йод, железо, кальций и др.) является наиболее распространенным и опасным отклонением питания от рациональных, физиологически обоснованных норм.

По мнению руководителя лаборатории витаминов и минеральных веществ Института питания РАМН доктора наук, профессора Спиричева В.Б., «… даже самый идеальный рацион, вполне достаточный по энергии, белкам, жирам и углеводам, дефицитен по витаминам и минеральным солям не менее чем на 20%» [1].

В  реальной жизни дефицит витаминов и минеральных веществ достигает 50% и более. Результаты обследований витаминного статуса репрезентативных групп детского населения в различных регионах Российской Федерации, проводимые  лаборатория витаминов и минеральных веществ Института питания РАМН, свидетельствуют о недостаточном потреблении витаминов С, В1, В2, В6, фолиевой кислоты, бета-каротина: при обследовании в 2001г. недостаток витамина С обнаружен у 38% школьников г. Москвы, витамина В2 – у 79%, витамина В6 – у 64%, витамина Е – у 22%, бета-каротина – у 84% [2, с. 10-12].

В ходе исследования особенностей пищевого поведения школьников в крупных городах выявлено, что питание детей зачастую является нерегулярным, нерациональным и плохо сбалансированным. Каждый пятый из обследованных детей страдает избытком массы тела (20,7%); каждый третий (31,6%) испытывает недостаток в рационе овощей и фруктов. Только половина (51,4%) детей ежедневно потребляют молочную продукцию. При этом в меню подростков широко представлена продукция фастфуда, газированные напитки, копченая продукция [3, с. 67]

Признаки недостаточности витаминов и микроэлементов можно определить различными способами:

1. Расчет потребности и фактического питания.

2. Оценка клинического состояния по внешним признакам.

3. Биохимические и физиологические методы – анализы и тесты.

В повседневной жизни можно использовать клиническую оценку недостаточности витаминов, используя внешние проявления такой недостаточности, которые проявляются в поведении человека, состоянии его кожи, волос, глаз, желудочно-кишечного тракта и других клинических симптомах.

По состоянию волос, ногтей, внешнему виду кожных покровов, мы можем судить о том, насколько сбалансирован рацион человека. Ведь вместе с пищей мы получаем различные полезные микроэлементы и витамины, необходимые организму для нормального функционирования.  Оказывает ли влияние правильно подобранный рацион питания на состояние здоровья и внешность человека? Или  можно питаться рафинированными продуктами и принимать при этом витамины? В своем исследовании мы попытались ответить на эти вопросы.

Цель исследования – оценка особенностей пищевого поведения школьников  регионального центра Северо-Западного федерального округа.

Нами было проведено исследование основных привычек питания старших школьников, характерных жалоб школьников на состояние здоровья и проблемы, проявляющиеся во внешнем виде. Была составлена анкета, состоящая из 17 вопросов: оценивали регулярность  и сбалансированность питания, частоту потребления мясной, рыбной, молочной и молочнокислой продукции, овощей и фруктов. Оценивались внешние проявления дефицита витаминов. Вопросы использовались открытого и закрытого типа. В анкетировании участвовало 132 школьника в возрасте 15-18 лет из образовательных учреждений г. Вологды.

В результате анкетирования были выявлены следующие факты:

  1. Современные школьники ограничиваются 3-4 приемами пищи в день (92% от общего числа исследованных – респондентов).
  2. Приемы пищи достаточно регулярны: регулярный завтрак характерен для 88% респондентов, регулярный обед – 87%, регулярный ужин – 53%).

Таблица. 1. Ответы на вопрос: «Регулярны ли приемы пищи?» (в % от опрашиваемых)

да

часто

редко

нет

регулярный завтрак

75

13

12

0

регулярный обед

24

63

13

0

регулярный ужин

8

45

38

9

3. На завтрак предпочитают бутерброд с маслом и сыром (39% респондентов), творог (36%), кашу молочную (34%), бутерброд с колбасой (24%), яйца (22%).

 

Таблица 2. Ответы на вопрос: «Ваши обычные блюда на завтрак?» (в % от опрашиваемых)

Наименование блюда в % от опрашиваемых
каша гречневая 10
макароны с сосиской 10
фрукты 11
сухие завтраки 12
яйца 22
бутерброд с колбасой 24
каша молочная 34
творог 36
бутерброд с маслом, сыром 39

 

4. За обедом съедают рыбу/мясо с какой-либо крупой или макаронами (52% респондентов) или овощами (37%). Суп обычно съедают 23 % респондентов.

Таблица 3. Ответы на вопрос: «Ваши обычные блюда на обед?» (в % от опрашиваемых)

Наименование блюда в % от опрашиваемых

овощи + крупа / бобовые

10

пицца

10

овощи

11

полуфабрикаты

11

суп

23

 рыба / мясо + овощи

37

рыба / мясо + крупы / макароны

52

5. На ужин кроме рыбы/мяса с какой-либо крупой или макаронами (38% респондентов) или овощами (23%) практически четверть опрашиваемых (22%) довольствуется бутербродом.

 

Таблица 4. Ответы на вопрос: «Ваши обычные блюда на ужин(в % от опрашиваемых)?»

Наименование блюда в % от опрашиваемых

пицца

8

фрукты

8

творог

11

яйца

12

бутерброд

22

 рыба / мясо + овощи

23

рыба / мясо + крупы / макароны

38

6. Привычка пить кисломолочный продукт перед сном характерна для 51% опрашиваемых.

Таблица 5. Ответы на вопрос: «Употребляете ли вы молочный/кисломолочный продукт на ночь?» (в % от опрашиваемых)

да

51

нет

47

иногда

12

Рацион фруктов однообразен. Самые популярные фрукты – яблоки (48% едят яблоки ежедневно и еще 24% едят 3-4 раза в неделю); апельсины (38% едят 3-4 раза в неделю); виноград (26% едят 3-4 раза в неделю); бананы 914% респондентов едят бананы ежедневно). Достаточно редко на столе у современных школьников присутствуют ягоды: черная смородина (87% опрашиваемых практически никогда не едят), черника (89%), облепиха (96%), клюква (90%), брусника (94%).

Таблица 6. Ответы на вопрос: «Сколько раз в неделю Вы употребляете свежие или свежемороженые фрукты и ягоды?» (в % от опрашиваемых)

Наименование

ежедневно

3-4 раза в неделю

1-2 раза в неделю

практически никогда

яблоки

48

24

14

14

апельсины

0

38

50

12

бананы

14

11

25

50

виноград

0

26

26

48

гранат

10

9

0

81

хурма

0

0

33

67

черная смородина

0

0

13

87

черника

0

0

11

89

малина

0

0

48

52

клубника

0

0

47

53

облепиха

0

4

0

96

клюква

0

7

3

90

брусника

0

0

6

94

В рацион включается достаточно овощей: различные виды капусты, томаты, морковь, огурцы, зелень.

Таблица 7. Ответы на вопрос: «Сколько раз в неделю Вы употребляете свежие или свежемороженые овощи?» (в % от опрашиваемых)

Наименование ежедневно 3-4 раза в неделю 1-2 раза в неделю практически никогда
Капуста белокочанная 0 0 52 48
Брокколи 0 8 12 80
Морковь 0 49 26 25
Томаты 12 51 12 25
Огурцы 24 38 26 12
Перец сладкий болгарский 11 25 12 52
Зеленый горошек 0 23 13 64
Фасоль зеленая 0 30 8 62
Свекла 0 0 33 67
Кабачки 0 0 12 88
Баклажаны 0 0 3 97
Зелень (петрушка, укроп) 33 33 22 12

Мясо птицы пользуется гораздо большим спросом (3-4 раза в неделю и больше употребляют 51% респондентов), нежели рыба, говядина, свинина и субпродукты.

Таблица 8. Ответы на вопрос: «Сколько раз в неделю Вы употребляете мясо / рыбу?»

(в % от опрашиваемых)

Наименование ежедневно 3-4 раза в неделю 1-2 раза в неделю практически никогда
Говядина 0 13 25 62
Свинина 0 10 24 66
Птица 27 24 41 8
Мясные субпродукты 0 0 27 73
Рыба 13 113 35 39

Активно употребляются различные молочные и кисломолочные продукты. Самые популярные – сыр, молоко и кефир.

Таблица 9. Ответы на вопрос: «Сколько раз в неделю Вы употребляете молочные продукты?» (в % от опрашиваемых)

Наименование ежедневно 3-4 раза в неделю 1-2 раза в неделю практически никогда
Молоко 50 12 13 25
Кисломолочные продукты 23 35 16 26
Сливки, сметана 24 13 12 51
Творог 27 27 33 13
Сыр 60 13 12 15

Орехи считаются деликатесом и употребляются в пищу крайне редко. Витамины и поливитамины практически не принимают 23% респондентов, еще 37% опрашиваемых принимают витаминные комплексы крайне редко.

Таблица 10. Ответы на вопрос: «Принимаете ли Вы витамины?» (в % от опрашиваемых)

Частота приема витаминов

в % от опрашиваемых

Регулярно

26

Часто

14

Редко

37

Практически никогда

23

Вес анкетированных был в пределах нормы. У всех анкетированных наблюдалось снижение зрения, быстрое утомление, снижение внимания. А также дискомфорт в желудке, синяки и проблемы с зубами (кариес либо чувствительная эмаль зубов).

Таблица 11. Ответы на вопрос о самочувствии и наиболее характерных состояниях (в % от опрашиваемых)

Да

Скорее да

Скорее нет

Нет

Дискомфорт в желудке

0

25

37

38

Снижение внимания

12

38

0

50

Ухудшение зрения

63

30

0

7

Быстрое утомление

13

26

12

49

Судороги мышц

0

0

25

75

Переломы костей

0

0

23

77

Синяки

10

37

24

29

Чувствительная эмаль зубов

12

38

13

37

Кариес

14

25

12

49

По внешним признакам основные проблемы: ломкие ногти, сухая, шелушащаяся кожа и проблемы с волосами. Трещинки в углах губ отмечают  52% респондентов. Многие проблемы обостряются в зимне-весенний период.

Таблица 12. Ответы на вопросы анкеты о проблемах, проявляющихся во внешнем виде. (в % от опрашиваемых)

Вид проблемы Да, в течение всего года Да, в зимне-весенний период
ломкость ногтей 25 37
сухие, ломкие волосы 38 24
жирные волосы 12 25
волосы часто выпадают 52 0
сухая, шелушащаяся кожа 37 50
жирная кожа 12 13
трещинка в углах рта 14 38

По внешним признакам мы постарались оценить дефицит витаминов участников эксперимента. С использованием данных по сводным симптомам недостаточности витаминов и микроэлементов [4, с. 10-12] нами были выделены «проблемные зоны в обеспечении витаминами и микроэлементами» (табл. 1).

Таблица 13. Симптомы недостаточности витаминов и микроэлементов

у участников эксперимента

Проявления недостаточности витаминов

и микроэлементов

Витамины и микроэлементы

 

Бледность кожи С, А, РР, ФК, В12, Биотин
Сухость кожи С, А, В6, Биотин
Проблемы с волосами (сухость, тусклость, выпадение, перхоть) А, В6, Биотин

Цинк, Селен, Кремний

Плохой рост волос и ногтей Цинк, Селен, Кремний, Магний
Ломкость ногтей Кремний, Селен
Бессонница В6, РР
Нарушение сумеречного зрения А, В2
Стоматит (редкие проявления) В2, В6
Склонность к кровоизлияниям С, Е, К

После определения возможного дефицита витаминов и микроэлементов, был разработан план питания, обогащенного витаминами С, А, Е (для лучшего усвоения витамина А), витаминами группы В (В2, В6, В12, биотин) и микроэлементами (кремний, селен, цинк, магний): увеличение в рационе количества овощей, зелени, блюд из круп и бобовых, уменьшение рафинированных продуктов питания. Также актуально для Северо-Западного региона увеличение в рационе продуктов питания, богатых йодом.

На основании анализа литературы [5-8] было составлено примерное меню на неделю.

В ходе эксперимента мы хотели ответить на вопросы:

1)     как влияет правильно подобранный рацион питания на состояние здоровья и внешность человека?

2)     какой вариант более эффективный: питаться рафинированными продуктами и принимать при этом витамины или выбирать рацион питания, наиболее обогащенный витаминами и микроэлементами?

В эксперименте участвовало 5 человек в течение 2-х месяцев.

До эксперимента у участников был преимущественно первый тип питания: меню было перегружено блюдами из рафинированных продуктов, отсутствовали кисломолочные продукты. Витаминные комплексы принимались в зимне-весенний период.

Составленное меню без дополнительного приема витаминных комплексов позволило решить некоторые проблемы со здоровьем, проявляющиеся во внешности:

1). Укрепилась ногтевая пластина.

2). Сухость кожи носила менее выраженный характер.

3). Отсутствовали в зимне-весенний период трещинки в углах губ, стоматит.

4). Уменьшилась ломкость сосудов:  практически отсутствовали синяки.

5). Проявления бессонницы стали гораздо реже.

6). Исчезла тянущая боль в ногах.

Предложения по дальнейшей рационализации питания: увеличить количество морепродуктов и цитрусовых; в весенний период добавить блюда из свежей зелени: крапивы, шпината, щавеля, бораго и т.д. Увеличить в рационе количество продуктов, необходимых для нормальной работы зрительного аппарата.

 Проведенные пилотажное исследование и эксперимент позволили сделать следующие выводы:

1). Современному человеку не хватает витаминов в рационе питания. Дефицит витаминов и микроэлементов приводит к проблемам со здоровьем человека, что проявляется в его внешности.

2). У современных школьников выработаны определенные привычки правильного питания:  не менее 3-4 приемов пищи в день, регулярные приемы пищи, на завтрак – творог (36%) и кашу молочную (34%). Привычка пить кисломолочный продукт перед сном (51% респондентов). В рацион включается достаточно овощей. Активно употребляются различные молочные и кисломолочные продукты.

3).  Для современных школьников характерны недостатки в организации питания: однообразный рацион фруктов и овощей. Достаточно редко на столе у современных школьников присутствуют ягоды: черная смородина, черника, облепиха, клюква, брусника. Орехи употребляются в пищу крайне редко.

4).  У большинства  анкетированных наблюдалось проблемы со здоровьем: снижение зрения, быстрое утомление, снижение внимания, дискомфорт в желудке, хрупкость сосудов и проблемы с зубами (кариес либо чувствительная эмаль зубов). По внешним признакам основные проблемы: ломкие ногти, сухая, шелушащаяся кожа и проблемы с волосами. Трещинки в углах губ отмечают  52% респондентов. Многие проблемы обостряются в зимне-весенний период.

5). Меню, обогащенное продуктами с высоким содержанием витаминов и микроэлементов, позволяет без дополнительного усиленного приема витаминных комплексов решать некоторые проблемы со здоровьем, проявляющиеся во внешности.

6). Для укрепления здоровья необходимо выбирать рацион питания, наиболее обогащенный витаминами и микроэлементами. Для большего эффекта дополнять его приемом фармакологических витаминных препаратов.


Библиографический список
  1. Интервью с руководителем лаборатории витаминов и минеральных веществ Института питания РАМН доктор наук, профессор Спиричевым В.Б. URL: http://zdorovyda.ru/est-li-polza-vitaminah-iz-apteki/(дата обращения 20.11.2014).
  2. Спиричев В.Б. Научное обоснование применения витаминов в профилактических и лечебных целях. Сообщение 1. Недостаток витаминов в рационе современного человека: причины, последствия и пути коррекции  // Вопросы питания, 2010.  № 5. С.4-14.
  3. Александров А.А. Особенности пищевого поведения детей и подростков крупных городов (на примере школьников Москвы и Мурманска) / А.А. Александров, Г.И. Порядина, М.Б. Котова, Е.И. Иванова //Вопросы питания. 2014,  № 4. С. 67-74.
  4. Спиричев В.Б. Витамины, витаминоподобные и минеральные вещества. Справочник. М.: МЦФЭР, 2004.  240 с.
  5. Романовский В.Е., Синькова Е.А., Витамины и витаминотерапия. Серия «Медицина для вас». Ростов н/д: Феникс, 2000. 320 с.
  6. Припутина Л.С. Пищевые продукты в питании человека. К.,1984. 210с.
  7. Алексенцев В.Г. Витамины и человек. М.: Дрофа, 2006. 453с.
  8. Василинец, И.М. Состав и свойства продуктов питания / И.М. Василинец, В.С. Колодяжина, А.Л. Ишевский. – Спб., 2001. 197с.


Все статьи автора «Смолева Елена Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: