УДК 159.9

СУБЪЕКТИВНОЕ АТРИБУТИРОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ СТУДЕНТАМИ С РАЗНЫМИ ПРИОРИТЕТАМИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Тишкова Елизавета Сергеевна
филиал ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (Россия)
студентка

Аннотация
В статье представлены результаты изучения причинного поля совершения суицидальных действий, приемлемого для современных студентов вуза. Обращение к данной проблеме обусловливается ростом суицидальных действий со стороны молодых людей. Утверждается, что для молодежи предпочтительными являются причины самоубийства, отличающие их от причин самоубийства других возрастных групп. Предположив, что данная особенность обусловлена спецификой картины мира молодых людей, автор сделал попытку связать субъективную приемлемость совершения суицида и сформированных у них приоритетов личной безопасности. На основе опроса выборки студентов вуза было установлено, что студенты, ориентированные на безопасность семьи, психологическую, текущую и безопасность как развитие обладают более широким диапазоном приемлемых причин для самоубийства, чем студенты с ориентацией на безопасность государства, физическую, стратегическую и стабильную. Возможно, первая группа приоритетов безопасности делает их более ранимыми, «чувствительными» и мнимыми к действию негативных факторов жизнедеятельности.

Ключевые слова: атрибутирование, личная безопасность, молодежь, причинное поле, психологическая безопасность., студенческий возраст, субъектные приоритеты, суицид, суицидальные намерения


SUBJECTIVE ATTRIBUTION SUICIDAL STUDENTS WITH DIFFERENT PRIORITIES OF PERSONAL SAFETY

Tishkov Elizabeth Sergeevna
The branch of the "Stavropol State Pedagogical Institute" in Essentuki (Russia)
student

Abstract
The article presents the results of a study of the causal field committing suicidal acts acceptable for today's high school students. Title to this problem is due to the increase of suicidal actions by young people. It is alleged that the youth are preferred causes of suicide, distinguishing them from the causes of suicide in other age groups. Assuming that this feature is due to the specifics of the picture of the world of young people, the author has attempted to link the subjective acceptability of suicide and formed their personal security priorities. Based on a survey sample of university students, it was found that the students focused on the safety of the family, psychological, and security as the current development have a wider range of acceptable reasons for suicide than students with a focus on the security of the state, physical, strategic and stable. Perhaps the first group of priority security makes them more vulnerable, "sensitive" to the action and the imaginary negative factors of life.

Keywords: attribution, causality field young, college-age, personal safety, subjective priorities psychological safety, suicidal intent, suicide


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Тишкова Е.С. Субъективное атрибутирование суицидальных намерений студентами с разными приоритетами личной безопасности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/05/4953 (дата обращения: 28.10.2023).

Проблема суицида, а особенно суицида среди молодежи, остается актуальной для нашего общества. Об этом свидетельствует увеличение самоубийств по статистическим данным. Расширенное изучение феномена суицида за последнее десятилетие подтвердило его разнообразность и неопределенность. Самоубийством, суицидом, согласно современным представлениям, выступает поведенческий акт осознанного лишения себя жизни, как правило, добровольного (хотя бывают и вынужденные самоубийства) и самостоятельного (бывают случаи, когда суицид осуществляется с помощью других лиц). [1]. Под самоубийством понимается индивидуальный феномен, при котором человек прерывает свое существование в силу различных социальных причин. Дюркгейм относил к самоубийству всякий случай смерти, который непосредственно или опосредовано, является результатом отрицательного или положительного поступка, совершенного самим пострадавшим, если он знал об ожидавших его результатах [2, с. 14].

Проблема совершения суицидов для современного социума является достаточно значимой. Статистика суицидов официальная сильно отличается от реальной (по различным оценкам в 2 – 4 раза), так как в нее попадают только явные случаи [3]. Причинами суицида по исследованиям социологов и психологов являются: несчастная любовь, сильная страсть, несчастливая семейная жизнь, неприятности с учёбой, позор, пережитое в детстве насилие, тяжелые болезни, социальная изоляция, расстройства психики, включая депрессию с шизофренией, беднота и так далее.

Сами подростки указывают на различные способы таким образом оказать влияние на других людей: «дать понять человеку, в каком ты отчаянии» – около 40% случаев, «заставить испытывать угрызения совести человека, который плохо с тобой обращался»- около 30% случаев, «показать, как ты любишь другого и выяснить, любит ли тебя действительно другой» – 25%, «повлиять на другого, чтобы он переменил свое решение» – 25%, и, наконец, в 18 % случаев «призыв, чтобы другой подал руку помощи» (естественно, мотивов может быть у каждой жертвы суицида, несколько) [4, с. 20]. Молодежь, которая совершает суицид, не всегда хочет умереть – она желает убежать от всех тех обстоятельств, которые считает невыносимыми.

Немалую роль в совершении суицидальных поступков играют представления молодых людей о жизни, об ее основных категориях. Мы предполагаем, что к суициду молодого человека может подтолкнуть своеобразное понимание феномена безопасности, объединяющего собой ряд ключевых параметров окружающего мира и определяющего состояние психики человека, его личностные и поведенческие особенности [5]. Действительно, согласно оформившимся представлениям [6], субъектная безопасность является феноменом, во многом определяющим не только мировосприятие человеком своей и социальной жизнедеятельности. Субъектная безопасность связана с широким спектром поведенческих особенностей человека [7, 8]. Потребность в безопасности, как отмечается, особенно актуализируется в субъективно напряженных, экстремальных, кризисных для человека ситуациях, которые, в принципе, могут приводить и к суицидальным действиям [9, 10, 11].

Наше исследование было посвящено острой проблеме, касающейся причин самоубийств. Целью исследования выступило выявление особенностей суицидальных намерений у студентов с разными приоритетами безопасности.

Проблема связи суицида и феномена безопасности уже поднималась в научных источниках [12]. Уже было показано, что суицидальные намерения порождают широкий спектр стратегий поведения человека. Возможно, они влияют и на поведенческие сценарии человека [13]. Немалую роль в этом процессе, очевидно, играет установка субъекта на безопасность, выработанные у него ценностные приоритеты безопасности. Вместе с тем, очевидно, что многие ее ракурсы остаются не раскрытыми. В частности, отсутствуют данные о связи субъектных ориентиров молодых людей на разные проявления безопасности и атрибутирования ими субъективно приемлемых суицидальных действий. Рассмотрение данного вопроса и составило предмет нашего исследования.

В качестве использованного метода исследования выступил метод анкетирования. Студентам (n=23) было предложено по 7-мибалльной шкале оценить список из девяти возможных причин суицида с точки зрения их убедительности для совершения соответствующих действий. Им также было предложено на выбор четыре группы типов безопасности, выделенных по разным основаниям: физическая и психологическая безопасность; текущая и стратегическая безопасность; личная безопасность, безопасность семьи и государства; безопасность как стабильность и безопасность как развитие. Данные разновидности безопасности, как было показано ранее [14, 15, 16, 17, 18 и др.], в принципе, образуют большую часть его возможного диапазона. Таким образом, нами выявлялись ценностные приоритеты наиболее значимых для студенческого возраста видов безопасности жизнедеятельности.

Изучение эмпирических результатов позволило установить, что студенты при расхождениях в атрибутировании причин самоубийства различаются по приоритетам в сфере безопасности.

Установлено, что несчастная любовь как причина самоубийства наиболее приемлема для студентов, ориентированных на психологическую безопасность (xпсих..сред.=3,5; xфиз..сред.=3,1; xпсих..сред.3,5>3,1 xфиз..сред.). Сильная страсть как причина самоубийства наиболее значима для студентов, ориентированных на психологическую безопасность (xпсих..сред.=3,7; xфиз..сред.=3,3; xпсих..сред.3,7>3,3 xфиз..сред.). Для студентов, признающих несчастливую семейную жизнь в качестве причины, достаточной для самоубийства, характерна в большей степени ориентация на физическую безопасность (xфиз..сред.=3,2; xпсих..сред.=2,4; xфиз..сред.3,2>2,4 xпсих..сред.). При рассмотрении потери вкуса к жизни и бессилии как возможной причине самоубийства для студентов более свойственно доминирование приоритетности психологической безопасности (xпсих..сред.=3,7; xфиз..сред.=2,8; xпсих..сред.3,7>2,8 xфиз..сред.). Рассматривая позор в качестве наиболее возможной причины самоубийства, студенты более ориентированы на физическую безопасность (xфиз..сред.=4,1; xпсих..сред.=3,4; xфиз..сред.4,1>3,4 xпсих..сред.). Студенты, рассматривающие в таком качестве потерю состояния, нужду, более ориентированы на психологическую безопасность (xпсих..сред.=3,6; xфиз..сред.=3,0; xпсих..сред.3,6>3,0 xфиз..сред.). Понимание измены, предательства в качестве причины самоубийства более характерно для студентов с доминантами физической безопасности (xфиз..сред.=2,0; xпсих..сред.=1,7; xфиз..сред.2,0>1,7 xпсих..сред.). Рассматривать тяжелую болезнь в качестве причины самоубийства более всего присуще студентам с приоритетами психологической безопасности (xпсих..сред.=6,4; xфиз..сред.=5,3; xпсих..сред.6,4>5,3 xфиз..сред.). Страх страданий в качестве причины самоубийства в большей мере рассматривают студенты, ориентированные на психологическую безопасность (xпсих..сред.=4,4; xфиз..сред.=3,0; xпсих..сред.4,4>3,0 xфиз..сред.).

Таким образом, студенты, ориентированные на психологическую безопасность, склонны в качестве достойной причины самоубийства тяжелую болезнь (xпсих..сред.=6,4.), страх страданий (xпсих..сред.=4,4.), сильную страсть (xпсих..сред.=3,7.), потерю вкуса к жизни (xпсих..сред.=3,7.), потерю состояния нужды (xпсих..сред.=3,6.), несчастную любовь (xпсих..сред.=3,5.). Студенты, ориентированные на физическую безопасность, склонны причиной самоубийства тяжелую болезнь (xфиз..сред.=5,3.), позор (xфиз..сред.=4,1.), сильную страсть (xпсих..сред.=3,3.), несчастную семейную жизнь (xфиз..сред.=3,2.).

Теперь мы рассмотрим средние значения, полученные по итогам самооценки своей ориентации на соответствующие виды безопасности (текущую и стратегическую).

Несчастная любовь как причина самоубийства наиболее приемлема для студентов, ориентированных на текущую безопасность (xтек..сред.=4,0; xстрат..сред.=2,9; xтек..сред.4,0>2,9 xстрат..сред.). Сильная страсть как причина самоубийства наиболее значима для студентов, ориентированных на стратегическую безопасность (xстрат..сред.=3,7; xтек..сред.=3,25; xстрат..сред.3,7>3,25 xтек..сред.). Для студентов, признающих несчастливую семейную жизнь в качестве причины, достаточной для самоубийства, характерна в большей степени ориентация на текущую безопасность (xтек..сред.=2,8; xстрат..сред.=2,7; xтек..сред.2,8>2,7 xстрат..сред.). При рассмотрении потери вкуса к жизни и бессилии как возможной причине самоубийства для студентов более свойственно доминирование приоритетности текущей безопасности (xтек..сред.=3,5; xстрат..сред.=3,1; xтек..сред.3,5>3,1 xстрат..сред.). Рассматривая позор в качестве наиболее возможной причины самоубийства, студенты более ориентированы так же на текущую безопасность (xтек..сред.=3,8; xстрат..сред.=3,6; xтек..сред.3,8>3,6 xстрат..сред.). Студенты, рассматривающие в таком качестве потерю состояния, нужду, более ориентированы на стратегическую безопасность (xстрат..сред.=3,6; xтек..сред.=2,8; xстрат..сред.3,6>2,8 xтек..сред.). Понимание измены, предательства в качестве причины самоубийства более характерно для студентов с доминантами текущей безопасности (xтек..сред.=2,0; xстрат..сред.=1,5; xтек..сред.2,0>1,5 xстрат..сред.). Рассматривать тяжелую болезнь в качестве причины самоубийства более всего присуще студентам с приоритетами текущей безопасности (xтек..сред.=6,5; xстрат..сред.=5,4; xтек..сред.6,5>5,4 xстрат..сред.). Страх страданий в качестве причины самоубийства в большей мере рассматривают студенты, ориентированные на стратегическую безопасность (xстрат..сред.=4,5; xтек..сред.=3,1; xстрат..сред.4,5>3,1 xтек..сред.).

Мы видим, что студенты, ориентированные на текущую безопасность, склонны в качестве достойной причины самоубийства тяжелую болезнь (xтек..сред.=6,5.), несчастную любовь (xтек..сред.=4,0.), позор (xтек..сред.=3,8.), потерю вкуса к жизни (xтек..сред.=3,5.), сильную страсть (xтек..сред.=3,25.), страх страданий (xтек..сред.=3,1.). Студенты, ориентированные на стратегическую безопасность, склонны причиной самоубийства тяжелую болезнь (xстрат..сред.=5,4.), страх страданий (xстрат..сред.=4,5.), сильную страсть (xстрат..сред.=3,7.), позор (xстрат..сред.=3,6.), потерю состояния нужды (xстрат..сред.=3,6.), потерю вкуса к жизни (xстрат..сред.=3,1.).

Переходим к средним значениям, полученным по итогам самооценки своей ориентации на соответствующие виды безопасности (семьи и государства).

Несчастная любовь как причина самоубийства наиболее приемлема для студентов, ориентированных на безопасность государства (xгос..сред.=7,0; xсем..сред.=3,1; xгос..сред.7,0>3,1 xсем..сред.). Сильная страсть как причина самоубийства наиболее значима для студентов, ориентированных на безопасность государства (xгос..сред.=6,0; xсем..сред.=3,8; xгос..сред.6,0>3,8 xсем..сред.). Для студентов, признающих несчастливую семейную жизнь в качестве причины, достаточной для самоубийства, характерна в большей степени ориентация на безопасность семьи (xсем..сред.=2,8; xгос..сред.=1,0; xсем..сред.2,8>1,0 xгос..сред.). При рассмотрении потери вкуса к жизни и бессилии как возможной причине самоубийства для студентов более свойственно доминирование приоритетности безопасности семьи (xсем..сред.=3,3; xгос..сред.=3,0; xсем..сред.3,3>3,0 xгос..сред.). Рассматривая позор в качестве наиболее возможной причины самоубийства, студенты более ориентированы так же на безопасность семьи (xсем..сред.=3,8; xгос..сред.=2,0; xсем..сред.3,8>2,0 xгос..сред.). Студенты, рассматривающие в таком качестве потерю состояния, нужду, более ориентированы на безопасность семьи (xсем..сред.=3,3; xгос..сред.=3,0; xсем..сред.3,3>3,0 xгос..сред.). Понимание измены, предательства в качестве причины самоубийства более характерно для студентов с доминантами безопасности семьи (xсем..сред.=1,8; xгос..сред.=1,0; xсем..сред.1,8>1,0 xгос..сред.). Рассматривать тяжелую болезнь в качестве причины самоубийства более всего присуще студентам с приоритетами безопасности государства (xгос..сред.=7,0; xсем..сред.=5,1; xгос..сред.7,0>5,1 xсем..сред.). Страх страданий в качестве причины самоубийства в большей мере рассматривают студенты, ориентированные на безопасность государства (xгос..сред.=5,0; xсем..сред.=3,6; xгос..сред.5,0>3,6 xсем..сред.).

Итак, студенты, ориентированные на безопасность семьи, склонны в качестве достойной причины самоубийства тяжелую болезнь (xсем..сред.=5,1.), сильную страсть (xсем..сред.=3,8.), позор (xсем..сред.=3,8.), страх страданий (xсем..сред.=3,6.), потерю состояния нужды (xсем..сред.=3,3.), потерю вкуса к жизни (xсем..сред.=3,3.), несчастную любовь (xсем..сред.=3,1.). Студенты, ориентированные на безопасность государства, склонны причиной самоубийства тяжелую болезнь (xгос..сред.=7,0.), несчастную любовь (xгос..сред.=7,0.), сильную страсть (xгос..сред.=6,0.), страх страданий (xгос..сред.=5,0.), потерю вкуса к жизни (xгос..сред.=3,0.), потерю состояния нужды (xгос..сред.=3,0.).

Анализируя средние значения, полученные по итогам самооценки своей ориентации на соответствующие виды безопасности (стабильную и как развитие), установлено, что несчастная любовь как причина самоубийства наиболее приемлема для студентов, ориентированных на стабильную безопасность (xстаб..сред.=3,5; xразв..сред.=3,2; xстаб..сред.3,5>3,2 xразв..сред.). Сильная страсть как причина самоубийства наиболее значима для студентов, ориентированных на стабильную безопасность (xстаб..сред.=4,25; xразв..сред.=3,3; xстаб..сред.4,25>3,3 xразв..сред.). Для студентов, признающих несчастливую семейную жизнь в качестве причины, достаточной для самоубийства, характерна в большей степени ориентация на безопасность как развитие (xразв..сред.=2,8; xстаб..сред.=2,7; xразв..сред.2,8>2,7 xстаб..сред.). При рассмотрении потери вкуса к жизни и бессилии как возможной причине самоубийства для студентов более свойственно доминирование приоритетности безопасности как развитие (xразв..сред.=3,6; xстаб..сред.=2,0; xразв..сред.3,6>2,0 xстаб..сред.). Рассматривая позор в качестве наиболее возможной причины самоубийства, студенты более ориентированы на стабильную безопасность (xстаб..сред.=4,5; xразв..сред.=3,5; xстаб..сред. 4,5>3,5 xразв..сред.). Студенты, рассматривающие в таком качестве потерю состояния, нужду, более ориентированы на стабильную безопасность (xстаб..сред.=4,0; xразв..сред.=3,1; xстаб..сред.4,0>3,1 xразв..сред.). Понимание измены, предательства в качестве причины самоубийства более характерно для студентов с доминантами безопасности как развитие (xразв..сред.=2,0; xстаб..сред.=1,0; xразв..сред.2,0>1,0 xстаб..сред.). Рассматривать тяжелую болезнь в качестве причины самоубийства более всего присуще студентам с приоритетами стабильной безопасности (xстаб..сред.=6,25; xразв..сред.=5,8; xстаб..сред.6,25>5,8 xразв..сред.). Страх страданий в качестве причины самоубийства в большей мере рассматривают студенты, ориентированные на стабильную безопасность (xстаб..сред.=4,25; xразв..сред.=3,6; xстаб..сред.4,25>3,6 xразв..сред.).

Студенты, ориентированные на стабильную безопасность, склонны в качестве достойной причины самоубийства потерю состояния нужды (xстаб..сред.=6,25.), позор (xстаб..сред.=4,5.), сильную страсть (xстаб..сред.=4,25.), страх страданий (xстаб..сред.=4,25.), потерю состояния нужды (xстаб..сред.=4,0.), несчастную любовь (xстаб..сред.=3,5). Студенты, ориентированные на безопасность как развитие, склонны причиной самоубийства тяжелую болезнь (xразв..сред.=5,8.), потерю вкуса к жизни (xразв..сред.=3,6.), страх страданий (xразв..сред.=3,6.), позор (xразв..сред.=3,5.), сильную страсть (xразв..сред.=3,3.), несчастную любовь (xразв..сред.=3,2.), потерю состояния нужды (xразв..сред.=3,1.).

В целом, студенты, ориентированные на безопасность семьи, психологическую, текущую и безопасность как развитие обладают более широким диапазоном приемлемых причин для самоубийства, чем студенты с ориентацией на безопасность государства, физическую, стратегическую и стабильную. Можно предполагать, что ориентация на безопасность семьи, психологическую, текущую и безопасность как развитие делает их более ранимыми, «чувствительными» и мнимыми к действию негативных факторов жизнедеятельности.

Образовательные программы для молодежи и родителей, как показывают исследования, считают лучшим способом профилактики суицидов более 70% подростков. В этом отводится особая роль средствам массовой информации. Замалчивать абсолютно случаи суицида молодежи не нужно, однако подавать эту информацию надо несколько иначе: буквально в двух-трех предложениях без «громких» заголовков, без ярких фотографий сухим языком сообщить, что произошло, не расписывая никакие детали. А затем внимание уделить тому, что это несчастье можно было предотвратить, что всегда есть альтернатива, выход, сообщить телефоны, координаты соответствующих служб, куда можно обратиться, телефоны доверия и так далее. Тогда эта информация будет носить нужный характер, она будет ориентировать не на подражание подобному, а будет полезна для самих молодых людей, их родителей и их окружения. На сегодняшний день проблема суицида среди молодежи продолжает оставаться актуальной.

Для предупреждения повышения количества суицидов среди молодежи также следует предпринимать такие меры профилактики как:

  • информировать подростков о причинах и последствиях самоубийства;
  • создавать центры оказания бесплатной анонимной квалифицированной психологической помощи;
  • предоставлять информацию о телефонах доверия;
  • развивать молодежный спорт;
  • привлекать подростков к культурно- массовым мероприятиям.

Качественная социальная реклама, правильное освещение информации СМИ, поведение бесед с родителями и учителями, также помогает многим молодым людям не совершить эту ужасную, непоправимую ошибку.

Самоубийство есть явление социальное. Статистика показывает, что в каждой данной стране, в каждую данную эпоху совершается определенное количество самоубийств и даже способы покончить с собой оказываются в строго точных численных соотношениях. Конечно, каждый самоубийца приходит к своему решению индивидуальным путем, но, тем не менее, основные факторы индивидуального решения создаются социальными причинами. На каждую тысячу жителей приходится определенный процент людей с наклонностью к самоубийству, т.е. людей с относительно слабой волей, с недостаточным запасом энергии, склонных преувеличивать дурное в окружающих обстоятельствах, а иногда и в себе самих, люди типа меланхолического.

Рассмотрев мотивы, толкающие человека на самоубийство, выявив категории лиц, способных совершить этот шаг, можно прийти к выводу, что самоубийства происходили, происходят и будут происходить, в связи с тем, что существование идеального общества с высоким уровнем человеческого счастья – этого всего лишь мечта, как для нас, так и для всех предшествовавших и будущих поколений.

Проблемы же остаются и на глобальном уровне, и на бытовом, проблемы, которые могут «убить» даже сильного человека, который не в состоянии найти какой-либо выход.

Но самое ужасное и, наверное, глупое, на наш взгляд, – это самоубийства молодёжи, не столкнувшейся ещё с по-настоящему серьёзными проблемами, но умеющей преувеличивать величину своего, порой, надуманного горя. Поэтому, необходимо быть более внимательными друг к другу, ведь это немаловажно в разрешении этой проблемы.


Библиографический список
  1. 1. Ведрин Ж., Вебер Д. Можно ли оценить риск суицида? // Социальная и клиническая психиатрия. 1997. № 3. С.69-72.
  2. 2. Карпухин О. Легко ли быть молодым? // Диалог. 1999. № 2. С.14.
  3. 3. Дарк О. Право на смерть: феноменология суицида // Независимая газета. 1999. 3 сентября. С. 16.
  4. 4. Мелихов А. Выход не здесь! // Учительская газета. 1999. 20 июля (29). С. 20.
  5. 5. Краснянская Т.М. Психология личной безопасности субъекта: монография. Ессентуки: РОССЫ, 2002. 156 с.
  6. 6. Краснянская Т.М. Безопасность и опасность как феномены системы «человек» // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 56. № 1. С. 238-247.
  7. 7. Краснянская Т.М. Личная безопасность человека в проблемном поле психологии безопасности // НТИ: Наука. Технологии. Инновации. 2005. № 40. С. 145-153.
  8. 8. Краснянская Т.М. Закономерности самообеспечения безопасности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2005. Т. 53. № 9. С.147-148.
  9. 9. Краснянская Т.М. Экстремальная ситуация как актуализатор потребности человека в безопасности и развитии // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 56. № 1. С. 252-258.
  10. Краснянская Т.М. Психология безопасности субъекта экстремальной ситуации: монография. Таганрог, 2005. 252 с.
  11. Краснянская Т.М. Стратегии организации психологического самообеспечения безопасности субъекта в экстремальной ситуации // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2005. Т. 49. № 5. С. 207-213.
  12. Краснянская Т.М. Влияние суицидальных предиспозиций молодежи на выбор безопасных стратегий поведения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2005. Т. 49. № 5. С. 246-257.
  13. Краснянская Т.М. Психологические особенности сценариев безопасности студентов вуза // Education Sciences and Psychology. 2015. № 2 (34). С. 90-95.
  14. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Проблемно-предметное поле психологического аудита безопасности организации [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. 2011. № 1. С. 2. URL: http://ppip.idnk.ru.
  15. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Экстремальность в туризме: психологические подходы к самообеспечению безопасности [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. 2012. № 1. С. 3. URL: http://ppip.idnk.ru.
  16. Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности (феноменология, механизмы, стратегии): дис. … д-ра психол. наук / НОЦ РАО в г. Сочи. Таганрог, 2006. 383с.
  17. Благодырь Е.М. Безопасное поведение человека: предметно-категориальное содержание в истории психологической науки // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2012. № 1. С. 322-326.
  18. Ковдра А.С. Проблема безопасности в современной психологической науке // Сборник научных трудов Sworld. 2011. т. 20. № 2. С. 25-26.


Все статьи автора «Тишкова Елизавета Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: