УДК 37.013

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ

Мошкин Владимир Николаевич
Алтайская академия экономики и права
доктор педагогических наук, профессор кафедры физической культуры

Аннотация
В статье на основе анкетирования школьников изложены эмпирические данные о гендерных особенностях мировоззренческой готовности учащихся к обеспечению безопасности в транспортной сфере. На основе статистически незначимых данных сформулированы выводы об отличиях в ответах мальчиков и девочек. Девочки более, чем мальчики, склонны к высокой оценке своей роли в обеспечении безопасности на дороге (по сравнению с ролью действий других людей), роли знаний в обеспечении безопасности на дороге (по сравнению с ролью умений), влияния материального фактора в безопасности на дороге (по сравнению с умением человека быстро принимать решения), роли ошибок самого человека в возникновении происшествий на дороге (по сравнению с плохим состоянием дорог). Мальчики более высоко, чем девочки, оценили роль умения принимать решения на дороге (по сравнению с ролью состояния и оснащения дорог), материального фактора в обеспечении безопасности на дороге (по сравнению с ролью ошибок людей).

Ключевые слова: анкетирование, взаимосвязь, воспитание, гендерные особенности, девочки, знание, культура транспортной безопасности, мальчики, мировоззренческая готовность, обеспечение безопасности, ПДД, подготовка, подростки, правила дорожного движения, самооценка, старшеклассники, статистические данные, школьники, юноши


GENDER FEATURES OF WORLD OUTLOOK READINESS OF SCHOOL STUDENTS FOR SAFETY IN THE TRANSPORT SPHERE

Moshkin Vladimir Nikolaevich
Altai Academy of Economics and Law
Doctor of Education, Professor, Department of Physical Education

Abstract
In article on the basis of questioning of school students empirical data on gender features of world outlook readiness of pupils for safety in the transport sphere are stated. On the basis of statistically insignificant data conclusions about differences in answers of boys and girls are formulated. Girls more, than boys, are inclined to an appreciation of the role in safety on the road (in comparison with a role of actions of other people), roles of knowledge in safety on the road (in comparison with a role of abilities), influences of a material factor in safety on the road (in comparison with ability of the person quickly to make decisions), roles of mistakes of the person in emergence of incidents on the road (in comparison with a bad condition of roads). Boys more highly, than girls, estimated a role of ability to make decisions on the road (in comparison with a role of a state and equipment of roads), a material factor in safety on the road (in comparison with a role of mistakes of people).

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Мошкин В.Н. Гендерные особенности мировоззренческой готовности школьников к обеспечению безопасности в транспортной сфере // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5410 (дата обращения: 20.11.2016).

Предпосылки эмпирического исследования гендерных особенностей мировоззренческой готовности школьников к обеспечению безопасности на дороге

В публикациях по проблеме совершенствования готовности различных групп населения к обеспечению безопасности в транспортной сфере Р.Ш. Ахмадиева [1], Л.Г. Ахметшина [2], А.Ф. Белобородов [3; 4], Р.Н. Минниханов [5], М.Л. Форштат [6], А.М. Якупов [7; 8] и другие авторы раскрывают  различные аспекты готовности к выполнению правил дорожного движения (ПДД), к обеспечению личной и общественной безопасности. К числу таких аспектов относится уровень мировоззренческой готовности к безопасному поведению на дороге. Принимая во внимание имеющиеся к настоящему времени исследования особенностей психологической культуры школьников [9], воспитания психологической культуры безопасности [10], субъективных ценностей молодежи в сфере здорового образа жизни и безопасности [11], подготовленности современных молодых людей к обеспечению безопасности жизнедеятельности [12], учитывая наличие публикаций о результатах тестирования и анкетирования учащихся школ по ПДД и проблемам обеспечения безопасности дорожного движения [3; 4; 13], отметим, что до настоящего времени  в педагогической науке к недостаточно исследованным относится мировоззренческая готовность школьников к обеспечению безопасности в транспортной сфере, которая является составляющей культуры транспортной безопасности [14; 15; 16; 17; 18; 19; 20]. В частности, не исследованы гендерные особенности мировоззренческой готовности учащихся общеобразовательных школ к обеспечению безопасности на дороге.

В статье, опубликованной нами в1999 г., раскрыто содержание  мировоззренческой составляющей культуры безопасности [21]. Мировоззренческая подготовка к безопасности  предполагает формирование системы обобщенных понятий о причинах возникновения опасных и экстремальных ситуаций, о взаимосвязи внешних и внутренних факторов возникновения опасности, о соотношении опасных и вредных факторов в жизни человека, о роли личности в предупреждении и преодолении опасных ситуаций и т.д. Понятия являются основой взглядов, т.е. идей, теоретических концепций, принятых человеком в качестве достоверных. Взгляды объясняют взаимосвязь поведения человека с уровнем его безопасности, служат ориентирами в отношениях, оценках, решениях, поступках. Следующий компонент мировоззрения – убеждения. Убеждения – это такие знания, идеи, концепции, в которые человек верит как в истину, предпринимает волевые усилия и практические действия в целях их осуществления.

Виктимная личность (личность, склонная быть жертвой) смотрит на мир как на враждебный, полный непредсказуемых и неуправляемых опасностей, рассматривает себя как потенциальную и реальную жертву этих опасностей, которые постоянно причиняют ей ущерб и в конечном итоге приведут к неминуемой гибели. Виктимная личность считает, что от ее усилий ничего не зависит, что она обречена в любом случае идти от одного несчастья к другому, от одной катастрофы к последующей. Убежденная, что от беды не уйдешь, виктимная личность сама приближает трагическую развязку.

Готовности к безопасной жизнедеятельности способствуют убеждения в наличии объективных возможностей для предупреждения и преодоления опасных ситуаций, в способности человека к активным и успешным действиям по распознаванию и прогнозированию опасных ситуаций, предупреждению их возникновения, преодолению в ходе целенаправленной деятельности с учетом закономерностей безопасной жизнедеятельности. Формированию мировоззрения, основанного на убеждении и способности предвидеть, предупреждать и преодолевать опасные ситуации, способствует воспитание, нацеленное на развитие самостоятельности ребенка, его творческой активности, положительного отношения к самому себе и окружающим людям, на формирование диалектического мышления [21].

В процессе воспитания школьники присваивают мировоззренческую культуру. Одна из функций каждого из компонентов культуры – способствовать безопасности человека и общества. В нашей диссертации по педагогике 2004 г. [22] дана характеристика содержания мировоззренческой составляющей культуры безопасности по параметру – компоненты культуры. Раскроем данные компоненты.

1. Знания, представления, образы. Синергетическое мировидение: мир состоит из открытых систем, которые обмениваются энергией, веществом, информацией, характеризуются разупорядоченностью, неустойчивостью, неравновесностью, нелинейными отношениями, необратимостью развития, возможность флуктуаций, непредсказуемость развития в зоне бифуркации. 2. Умения, навыки, практический опыт, готовность к творчеству. Умение видеть противоречивость опасных ситуаций, взаимосвязь опасных и вредных факторов жизнедеятельности со своим внутренним миром, со своими поступками. 3. Взгляды, убеждения. Безопасность зависит от характера взаимодействия человека с окружающей средой. Травмы, болезни, ущерб следует предупреждать, уменьшать последствия. 4. Привычки, способности, личностные качества. Диалектичность, гибкость мышления, оптимизм, готовность к самопознанию и самосовершенствованию готовности к безопасности [22].

Результаты эмпирического исследования гендерных особенностей мировоззренческой готовности школьников к обеспечению безопасности на дороге

В нашем исследовании была использована анкета, отвечая на вопросы которой школьники выражали свое мнение, выбирая 1 вариант ответа из трех (2 варианта ответов, содержательно раскрывающие положительное или отрицательное мнение опрашиваемых об изучаемых явлениях, и вариант «Затрудняюсь ответить»). Анкетирование было проведено в2009 г. в общеобразовательных учреждениях № № 107, 108,83 г. Барнаула с использованием электронного варианта анкеты (создана в Microsoft Office Excel). При статистической обработке результатов анкетирования нами использована программа Microsoft Office Excel. Всего в опросе приняли участие 246 человек, из них – 125 мальчиков и 121 девочка. Результаты анкетирования обрабатывались при помощи статистических программ с использованием персонального компьютера.

Проанализируем ответы школьников на вопросы 17, 19, 20, 21, 22, 26 анкеты. Согласие или несогласие с данными утверждениями анкеты свидетельствует о мировоззренческих взглядах школьников на вопросы дорожной безопасности.

Выясним, имеются ли гендерные отличия взглядов школьников на соотношение роли самого человека и помощи окружающих в обеспечении безопасности. Ответы мальчиков и девочек на вопрос 17 (От чего прежде всего зависит твоя безопасность на дороге?) анкеты представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Ответы мальчиков и девочек о роли самого человека в обеспечении безопасности на дороге

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

1

1. Моя безопасность на дороге прежде всего зависит от меня самого.

100

111

2

2. Моя безопасность на дороге зависит прежде всего от действий других людей.

9

3

3

Затрудняюсь ответить

16

7

4

ИТОГО:

125

121

5

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

6

1. Моя безопасность на дороге прежде всего зависит от меня самого.

80%

92%

7

2. Моя безопасность на дороге зависит прежде всего от действий других людей.

7%

2%

8

Затрудняюсь ответить

13%

6%

9

1 2 3

Из таблицы 1 следует, что 80% опрошенных мальчиков и 92% девочек придерживаются мировоззренческой позиции об основной роли самого человека в обеспечении безопасности на дороге. Как видим, девочки более склонны к высокой оценке своей роли в обеспечении безопасности на дороге (разница составила 12%). Для выяснения статистической значимости выявленных различий эмпирических данных здесь и далее в статье использован сервис автоматического расчета углового преобразования на сайте http://www.psychol-ok.ru/statistics/fisher. Для проверки достоверности различий ответов, зафиксированных в таблице 1, используем данные об абсолютных цифрах в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 1.948, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, не выявлены статистически значимые признаки связи между полом и оценкой школьниками своей роли в обеспечении безопасности на дороге. Как мальчики, так и девочки более высоко оценили роль самого человека в обеспечении безопасности на дороге (по сравнению с действиями других людей).

Выясним, имеются ли гендерные отличия взглядов школьников на соотношение роли знаний и умений в обеспечении безопасности на дороге. Ответы мальчиков и девочек на вопрос 19 (Что более важно для обеспечения безопасности пешеходов и водителей на дорогах?) анкеты представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Ответы мальчиков и девочек о роли знаний и умений в обеспечении безопасности на дороге

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

1

1. Знание пешеходами и водителями правил безопасности на дороге.

67

74

2

2. Умение пешеходов и водителей практически выполнять правила дорожного движения.

37

34

3

Затрудняюсь ответить

21

13

4

ИТОГО:

125

121

5

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

6

1. Знание пешеходами и водителями правил безопасности на дороге.

54%

61%

7

2. Умение пешеходов и водителей практически выполнять правила дорожного движения.

30%

28%

8

Затрудняюсь ответить

17%

11%

9

1 2 3

Из таблицы 2 следует, что 54% опрошенных мальчиков и 61% девочек придерживаются мировоззренческой позиции об основной роли знаний в обеспечении безопасности на дороге. Только 30% опрошенных мальчиков и 28% девочек более высоко оценили роль практического опыта (умений) в обеспечении безопасности на дороге. Вместе с тем, девочки более склонны к высокой оценке роли знаний в обеспечении безопасности на дороге (разница составила 7%). Для проверки достоверности различий ответов, зафиксированных в таблице 2, используем данные об абсолютных цифрах в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 0.633, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, не выявлены статистически значимые признаки связи между полом и оценкой школьниками соотношения роли знаний и умений в обеспечении безопасности на дороге. Из этих данных следует предположение, что школьники независимо от пола более склонны ограничиваться получением информации о безопасности на дороге, менее склонны к овладению практическим опытом безопасного поведения на дороге.

Выясним, имеются ли гендерные отличия взглядов школьников на соотношение роли умения человека быстро принимать решения и состояния дороги в обеспечении безопасности на дороге. Ответы мальчиков и девочек на вопрос 20 (Какое условие безопасности человека на дороге главное?) анкеты представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Ответы мальчиков и девочек о роли умения человека быстро принимать решения и состояния дороги в обеспечении безопасности

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

1

1. Умение человека быстро принимать решения с учетом обстановки на дороге.

70

64

2

2. Хорошее состояние и оснащение дорог (пешеходный переход, светофор, отсутствие гололеда и т.д.).

33

46

3

Затрудняюсь ответить

22

11

4

ИТОГО:

125

121

5

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

6

1. Умение человека быстро принимать решения с учетом обстановки на дороге.

56%

53%

7

2. Хорошее состояние и оснащение дорог (пешеходный переход, светофор, отсутствие гололеда и т.д.).

26%

38%

8

Затрудняюсь ответить

18%

9%

9

1 2 3

 

 

 

 

 

 

 

Из таблицы 3 следует, что 56% опрошенных мальчиков и 53% девочек придерживаются мировоззренческой позиции об основной роли умения человека быстро принимать решения с учетом обстановки на дороге (в обеспечении безопасности на дороге). Как видим, девочки менее склонны к высокой оценке роли умения принимать решения в обеспечении безопасности на дороге (см. данные в строке 7 таблицы, разница составила 3%). Еще более заметна разница в оценках мальчиками и девочками роли материальных факторов: 26% опрошенных мальчиков и 38% девочек придерживаются мировоззренческой позиции об основной роли материальных внешних факторов в обеспечении безопасности на дороге (см. данные в строке 8 таблицы, разница составила 12%). Отсюда следует, что мальчики более высоко  оценивают роль умения принимать решения на дороге (чем девочки). Девочки более высоко оценили роль материального фактора в безопасности на дороге. Для проверки достоверности различий, зафиксированных в таблице 3, ответов используем данные об абсолютных цифрах в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 1.425, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, не выявлены статистически значимые признаки связи между полом и оценкой школьниками соотношения роли умения человека быстро принимать решения и состояния дороги в обеспечении безопасности в транспортной сфере. Из этих данных следует предположение, что школьники, независимо от пола (девочки и мальчики), более склонны высоко оценивать роль умения человека быстро принимать самостоятельные решения, менее склонны к высокой оценке роли состояния дороги в обеспечении безопасности.

Выясним, имеются ли гендерные отличия взглядов школьников на соотношение роли незнания ПДД и нежелания соблюдать правила безопасности в возникновении происшествий на дороге. Ответы мальчиков и девочек на вопрос 21 (Какая причина происшествий, травм, гибели людей на дорогах является основной?) анкеты представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Ответы мальчиков и девочек о роли незнания ПДД и нежелания соблюдать правила безопасности в возникновении происшествий

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

1

1. Незнание участниками дорожного движения правил безопасности на дороге.

52

55

2

2. Нежелание участников дорожного движения соблюдать правила безопасности на дорогах.

50

51

3

Затрудняюсь ответить

23

15

4

ИТОГО:

125

121

5

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

6

1. Незнание участниками дорожного движения правил безопасности на дороге.

42%

45%

7

2. Нежелание участников дорожного движения соблюдать правила безопасности на дорогах.

40%

42%

8

Затрудняюсь ответить

18%

12%

9

1 2 3

Из таблицы 4 следует, что 42% опрошенных мальчиков и 45% девочек придерживаются мировоззренческой позиции об основной роли незнания правил безопасности в причинении ущерба на дороге. Подобным образом 40% опрошенных мальчиков и 42% девочек придерживаются мировоззренческой позиции об основной роли нежелания участников дорожного движения соблюдать правила безопасности в причинении ущерба. Так как ответы девочек и мальчиков почти не отличаются, гендерных различий в оценке роли незнания ПДД и отсутствия мотивов к безопасности не выявлено. Иначе говоря, процентная доля школьников разного пола с противоположным мнением по поводу двух рассматриваемых факторов (незнание правил безопасности, отсутствие мотивов к безопасности) примерно равна.

Выясним, имеются ли гендерные отличия взглядов школьников на соотношение роли ошибок самого человека и плохого состояния дорог в возникновении ущерба. Ответы мальчиков и девочек на вопрос 22 (Какая причина ДТП (дорожно-транспортных происшествий) является основной?) анкеты представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Ответы мальчиков и девочек о роли ошибок человека и плохого состояния дорог в возникновении ущерба

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

1

1. Плохое состояние дорог, неисправность светофоров, автомобилей.

36

27

2

2. Ошибки людей – главная причина дорожно-транспортных происшествий.

66

83

3

Затрудняюсь ответить

23

11

4

ИТОГО:

125

121

5

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

6

1. Плохое состояние дорог, неисправность светофоров, автомобилей.

29%

22%

7

2. Ошибки людей – главная причина дорожно-транспортных происшествий.

53%

69%

8

Затрудняюсь ответить

18%

9%

9

1 2 3

Из таблицы 5 следует, что 53% опрошенных мальчиков и 69% девочек придерживаются мировоззренческой позиции об основной роли ошибок людей в возникновении ДТП (по сравнению с внешними материальными факторами). Девочки боле высоко оценили роль ошибок самого человека в возникновении ДТП (разница между ответами мальчиков и девочек составила 16%). Мальчики более высоко оценили роль материального фактора в обеспечении безопасности на дороге (разница ответов мальчиков и девочек составила 7%). Для проверки достоверности различий ответов используем данные об абсолютных цифрах в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 1.717, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, не выявлены статистически значимые признаки связи между полом и оценкой школьниками соотношения роли ошибок самого человека и плохого состояния дорог в возникновении ущерба. Как девочки, так и мальчики более высоко оценили роль ошибок самого человека в возникновении происшествий на дороге.

Выясним, имеются ли гендерные отличия взглядов школьников на соотношение роли умения самостоятельно действовать и помощи более опытного человека в обеспечении безопасности на дороге. Ответы мальчиков и девочек на вопрос 26 (Какая причина ДТП (дорожно-транспортных происшествий) является основной?) анкеты представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Ответы мальчиков и девочек о роли умения самостоятельно действовать и внешней помощи в обеспечении безопасности на дороге

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

1

1. Для безопасности на дороге главное – уметь самостоятельно действовать.

88

84

2

2. Для безопасности на дороге важно присутствие рядом более опытного человека, его помощь и поддержка.

18

20

3

Затрудняюсь ответить

19

17

4

ИТОГО:

125

121

5

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

6

1. Для безопасности на дороге главное – уметь самостоятельно действовать.

70%

69%

7

2. Для безопасности на дороге важно присутствие рядом более опытного человека, его помощь и поддержка.

14%

17%

8

Затрудняюсь ответить

15%

14%

9

1 2 3

Из таблицы 6 следует, что 70% опрошенных мальчиков и 69% девочек придерживаются мировоззренческой позиции об основной роли умения самостоятельно действовать для безопасности на дороге. Как видим, не выявлено зависимости оценки роли самостоятельных действий и внешней помощи в обеспечении безопасности на дороге от пола школьников. Как девочки, так и мальчики более высоко оценили роль умения самостоятельно действовать в целях безопасности на дороге (по сравнению с ролью внешней помощи).

Анализ результатов эмпирического исследования гендерных особенностей мировоззренческой готовности школьников к обеспечению безопасности на дороге

На основании приведенных в таблицах 1-6 данных об ответах мальчиков и девочек сформируем сводную таблицу, в которой представлены вопросы, варианты ответов и процентная доля согласных с вариантами ответов опрошенных школьников разного пола.

Таблица 7 – Ответы мальчиков и девочек на вопросы 17, 19, 20, 21, 22, 26 анкеты

Вопросы анкеты Варианты ответов Согласны с вариантами ответов
Мальчики Девочки
17. От чего прежде всего зависит твоя безопасность на дороге? 1. Моя безопасность на дороге прежде всего зависит от меня самого.

80%

92%

2. Моя безопасность на дороге зависит прежде всего от действий других людей.

7%

2%

19. Что более важно для обеспечения безопасности пешеходов и водителей на дорогах? 1. Знание пешеходами и водителями правил безопасности на дороге.

54%

61%

2. Умение пешеходов и водителей практически выполнять правила дорожного движения.

30%

28%

20. Какое условие безопасности человека на дороге главное? 1. Умение человека быстро принимать решения с учетом обстановки на дороге.

56%

53%

2. Хорошее состояние и оснащение дорог (пешеходный переход, светофор, отсутствие гололеда и т.д.).

26%

38%

21. Какая причина происшествий, травм, гибели людей на дорогах является основной? 1. Незнание участниками дорожного движения правил безопасности на дороге.

42%

45%

2. Нежелание участников дорожного движения соблюдать правила безопасности на дорогах. 3. Затрудняюсь ответить.

40%

42%

22. Какая причина ДТП (дорожно-транспортных происшествий) является основной? 1. Плохое состояние дорог, неисправность светофоров, автомобилей.

29%

22%

2. Ошибки людей – главная причина дорожно-транспортных происшествий.

53%

69%

26. Что более важно для обеспечения безопасности на дороге? 1. Для безопасности на дороге главное – уметь самостоятельно действовать.

70%

69%

2. Для безопасности на дороге важно присутствие рядом более опытного человека, его помощь и поддержка.

14%

17%

На основе изложенных в статье фактических сведений и данных сводной таблицы 7 сформулируем основные выводы о выявленных эмпирических характеристиках мировоззренческой готовности мальчиков и девочек к обеспечению безопасности в транспортной сфере.

Есть основания предполагать, что 21 вопрос анкеты не может быть признаком  для положительной или негативной оценки выбранных школьниками вариантов ответов (их мировоззренческой готовности к безопасности). Незнание правил безопасности (вариант ответа 1) и нежелание соблюдать правила безопасности  (вариант ответа 2) в равной мере являются факторами причинения вреда на дороге. Видимо, по этой причине мнения по поводу этих факторов как среди мальчиков, так и среди девочек разделились пополам: процентная доля согласных с утверждениями 1, 2 мальчиков отличается на 2% (ответ 1 – 42% согласных, ответ 2 – 40% согласных), процентная доля согласных с ответами 1, 2 девочек отличается на 3% (ответ 1 – 45% согласных, ответ 2 – 42% согласных).

Ответы учащихся на вопросы 17, 19, 20, 22, 26 вполне можно интерпретировать как признаки позитивных (способствуют безопасности школьников) или негативных (не способствуют или в меньшей степени способствуют безопасности школьников) мировоззренческих взглядов школьников на вопросы транспортной безопасности.

Варианты ответов на вопросы 17 (Моя безопасность на дороге прежде всего зависит от меня самого.), 20 (Умение человека быстро принимать решения с учетом обстановки на дороге.), 22 (Ошибки людей – главная причина дорожно-транспортных происшествий.), 26 (Для безопасности на дороге главное – уметь самостоятельно действовать.) мы расцениваем как признаки склонности школьников к самостоятельности в обеспечении безопасности на дороге, т.е. как позитивные. Из таблицы 7 видно, что процентная доля позитивных и негативных ответов мальчиков и девочек на разные вопросы несколько отличается, однако в ответах не выявлено статистически значимых отличий. В связи с этим следует признать, что как мальчики, так и девочки в большей степени продемонстрировали склонность к позитивной оценке роли самого человека в обеспечении дорожной безопасности (по сравнению с оценкой роли внешних факторов).

Ответы на вопрос 19 (Что более важно для обеспечения безопасности пешеходов и водителей на дорогах?) включают примерно равные по значимости условия безопасности на дороге (знания о безопасности на дороге и умения практически выполнять ПДД). Тем не менее, ответы на этот вопрос также являются основанием для оценки мировоззренческой готовности школьников к безопасности на дороге. Большинство школьников (мальчики – 54%, девочки – 61%) согласились с ответом о более важной роли знания пешеходами и водителями правил безопасности на дороге. Значительно меньше опрошенных школьников (мальчики – 30%, девочки – 28%) более высоко оценили роль практического опыта (умений) в обеспечении безопасности на дороге. Отсюда вытекает предположение, что опрошенные школьники, независимо от пола, более склонны ограничиваться получением информации о безопасности на дороге, менее склонны к овладению практическим опытом безопасного поведения на дороге. Причем, данная тенденция в большей степени выражена у девочек. Среди девочек на 7% больше (по сравнению с мальчиками) доля опрошенных, которые роль знаний оценили выше роли умений (в обеспечении безопасности на дороге). Однако названные отличия и отмеченные тенденции (по материалам ответов на вопрос 19) основаны на статистически незначимых статистических данных и нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.

Сформулируем выводы о наличии признаков отличия мировоззренческих взглядов мальчиков и девочек на вопросы дорожной безопасности.

Девочки более, чем мальчики, склонны к положительной оценке:

- своей роли в обеспечении безопасности на дороге (по сравнению с ролью действий других людей, вопрос 17, вариант ответа 1, разница составила 12%);

- роли знаний в обеспечении безопасности на дороге (по сравнению с ролью умений, вопрос 19, вариант ответа 1, разница составила 7%);

- влияния материального фактора в безопасности на дороге (по сравнению с умением человека быстро принимать решения, вопрос 20, вариант ответа 2, разница составила 12%);

- роли ошибок самого человека в возникновении ДТП (по сравнению с плохим состоянием дорог, вопрос 22, вариант ответа 2, разница составила 16%).

Мальчики более высоко, чем девочки, оценили роль:

- умения принимать решения на дороге (по сравнению с ролью состояния и оснащения дорог, вопрос 20, вариант ответа 2, разница составила 12%);

- материального фактора в обеспечении безопасности на дороге (по сравнению с ролью ошибок людей, вопрос 22, вариант ответа 2, разница составила 7%).

Сформулированные выше выводы об отличиях в ответах мальчиков и девочек основаны на статистически незначимых данных. В связи с этим необходимы дополнительные исследования для выявления гендерных особенностей мировоззренческой составляющей культуры транспортной безопасности школьников.

Изложенные материалы об эмпирических характеристиках мировоззренческой готовности  школьников разного пола к обеспечению безопасности в транспортной сфере затрагивают только часть больших и малых проблем, связанных с изучением уровня развития культуры транспортной безопасности. Проведенный анализ результатов исследования явится основой для дальнейшего изучения гендерных особенностей мировоззренческой готовности учащихся к обеспечению транспортной безопасности. Результаты такого рода исследований будут изложены в последующих наших публикациях.


Библиографический список
  1. Ахмадиева Р.Ш. Принципы и закономерности процесса обучения и воспитания участников дорожного движения // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. – № 10. – С. 12-21.
  2. Ахметшина Л.Г. Региональная система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в Республике Татарстан: монография / Л.Г. Ахметшина. – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2003. – 160 с.
  3. Белобородов А.Ф. Результаты тестирования знаний школьников по правилам дорожного движения /  А.Ф. Белобородов  // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. – 2012. – № 5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/105-7185.
  4. Белобородов А.Ф. Отношение школьников к факторам совершенствования культуры транспортной безопасности /  А.Ф. Белобородов  // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. – 2012. – № 6  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/106-7350.
  5. Минниханов Р.Н. Стратегия развития транспортных систем в
    г. Казани / Р.Н. Минниханов, Л.Б. Шигин // Вестник НЦ БЖД. – 2013. – № 1 (15). – С. 20-25.
  6. Форштат М.Л. О культуре дорожной безопасности // Основы безопасности жизни. – 2005. – № 12 . – С. 24-29.
  7. Якупов А.М. Транспортная культура школьников и проблемы ее формирования // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2007. – № 9. – С. 48-53.
  8. Якупов А.М. Формирование транспортной культуры школьников как педагогическая система. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 243 с.
  9. Колмогорова Л.С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся : дис. докт. псих. наук / Л. С. Колмогорова. – Барнаул, 2002. – 489 с.
  10. Мошкин В.Н., Лапаева А.И. Структура воспитания психологической культуры безопасности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4609.
  11. Каширский Д.В. Субъективные ценности современной молодежи [Текст]: монография / Д. В. Каширский. – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2012. – 224 с.
  12. Жарикова Л.И. Ценностное отношение к непрерывному образованию как фактор безопасности жизнедеятельности молодежи // Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология : материалы международной научно-практической конференции, 5-9 июля2012 г. / под. ред. С. Д. Каракозова, П. Г. Воронцова. – Барнаул: АлтГПА, 2012. – С. 88-90.
  13. Тошева Л. Итоги тестирования учащихся по ПДД // Основы безопасности жизни. – 2004. – № 9. – С. 50-53.
  14. Мошкин В., Измайлова О. Как стать грамотным пассажиром. Обучение обобщенным способам безопасного поведения на транспорте // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2001. – № 5. – С. 18-24.
  15. Белобородов А.Ф. Воспитание культуры транспортной безопасности как педагогическое явление /  А.Ф. Белобородов  // Вестник АлтГПА: Психолого-педагогические науки. – 2010. – № 5. – С. 66-70.
  16. Белобородов А.Ф. Цели воспитания культуры транспортной безопасности школьников /  А.Ф. Белобородов  // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  17. Белобородов А.Ф. Содержание воспитания культуры транспортной безопасности школьников /  А.Ф. Белобородов  // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  18. Белобородов А.Ф. Средства воспитания культуры транспортной безопасности школьников /  А.Ф. Белобородов  // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  19. Белобородов А.Ф. Критерии диагностики культуры транспортной безопасности школьников /  А.Ф. Белобородов  // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  20. Мошкин В.Н. Осторожность школьников как составляющая культуры транспортной безопасности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/4986 (дата обращения: 09.06.2015).
  21. Мошкин В.Н. Воспитание культуры личной безопасности // Психолого-педагогические проблемы личностно-ориентированного воспитания: Сборник научных трудов.- Барнаул: АГИИК, 1999. – С. 5-59. (Электронная версия статьи опубликована на сайте http://www.мирбжд.рф/?page_id=44.)
  22. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Барнаул, 2004. – 369 с. (Диссертация опубликована в виде файла в текстовом формате на сайте http://www.мирбжд.рф/?page_id=495.)


Все статьи автора «Мошкин Владимир Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация