УДК 37.013

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПОМОЩИ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ

Самсонова Оксана Сергеевна
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Аннотация
На сегодняшний день активно развиваются облачные технологии и сервисы. В данной статье мы рассмотрим роль облачных сервисов в современном образовании при формировании коммуникативных УУД обучающихся.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия


THE FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF STUDENTS USING CLOUD SERVICES

Samsonova Oksana Sergeevna
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Abstract
Today actively cloudy technologies and services develop. In this article we will consider a role of cloudy services in modern education when forming the communicative universal educational actions which are trained.

Keywords: Cloudy technologies and services, communicative universal educational actions? Облачные технологии и сервисы


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Самсонова О.С. Формирование коммуникативных УУД обучающихся при помощи облачных сервисов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/07/5586 (дата обращения: 20.11.2016).

Современное общество сталкивается с такой проблемой: человек сутками сидит в Интернете, и это касается не только больших городов, но и маленьких поселков нашей России. Согласно Федеральному закону № 436[3], в настоящее время особенно остро встает проблема использования информации, наносящей вред жизни и здоровью нашего растущего поколения, а также формирования умений работать с социально-значимой информацией. Надо показывать подросткам, что сеть – это очень мощный инструмент воздействия, что в нем можно работать не только одному, но и группами.

Согласно образовательным стандартам второго поколения, главной целью современного образования является обеспечение развития и саморазвития личности каждого ученика в единстве его духовных, нравственных и интеллектуальных составляющих. Она может быть реализована через формирование у учащихся, прежде всего, универсальных учебных действий, направленных на личностное и познавательное развитие учащихся, а именно личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Рассмотрим коммуникативные универсальные учебные действия. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умения учащихся общаться с другими людьми, проводить опросы, ориентироваться на позиции других людей и отстаивать свою, продуктивно работать как со сверстниками, так и с взрослыми людьми. Умения получать всю информацию, осмысливать и критически оценивать ее, преобразовывать полученные сведения, совместно работать с информацией и практически применять в жизни: это те умения, без которых нам на сегодняшний день не обойтись.

Рассмотрим также следующее определение. Образовательная деятельность – складывающаяся совокупность действий людей, направленная на культурное оформление и социализацию собственных склонностей, способностей и интересов за пределами урочных занятий. То есть деятельность обучающихся должна быть направлена на реализацию индивидуальных способностей и навыков.

Сейчас огромное количество школьников часами “сидит” в интернете и преподавателю необходимо направить эту деятельность в полезное русло. Например, обозначить возможности “облачных” сервисов, заинтересовать детей сетевыми проектами, в основе которых лежит совместная и созидательная деятельность в сети. Тогда дети смогут оценивать, обсуждать и создавать свои идеи.

Какие сервисы могут стать интересны для ребенка? Это сервисы Web 2.0 (веб 2.0). Это второе поколение сетевых сервисов, которые позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать, а также размещать в сети текстовую и мультимедийную информацию. Главной особенностью веб 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала. Чем больше людей пользуются этими сервисами, тем лучше они становятся.

Таким образом, можно сделать вывод, что термин Web 2.0 обозначает проекты и сервисы, которые активно развиваются самими пользователями. Это могут быть социальные сети и службы, интернет-словари и свободные энциклопедии,общественные сервисы и так далее.

Социальная сеть – это онлайн сервис или же веб-сайт, предназначенный для создания, организации всестороннего общения между реальными людьми в интернете. Примеры: Вконтакте, Класснет, Твиди (детская социальная сеть от РБК (чат, игры, онлайн игры)).

Наиболее яркие представители «облачных» сервисов: Google Drive от поисковой системы Google; Office Web Apps от корпорации Microsoft; iCloud от корпорации Apple; Dropbox от одноименной компании; Amazon Cloud Drive от компании Amazon; Pixlr от компании Autodesk.

Существуют сервисы Web2.0, которые помогут учителю заинтересовать детей. Например: презентации от Google (бесплатные возможности создавать, редактировать в совместном доступе и делиться презентациями); Calaméo ( предоставляет возможность искать, обмениваться и публиковать в Интернете документы); Slideboom.com (хранилище презентаций. Можно загружать, просматривать, встраивать код и скачивать презентации); Prezi.com ( веб-сервис по созданию интерактивных мультимедийных презентаций с нелинейной структурой); Zooburst (сервис, который поможет создать виртуальную (3D) книгу); Dipiti (сервис, который позволяет создавать временную ленту-историю развития события); Сервис Банк тестов (предназначен для создания различных тестов и прохождения тестирования); Сетевой сервис MindMeister (то удобный инструмент для отображения процесса мышления и построения схемы, но бесплатно создать можно только 3 схемы). Таких сервисов очень много и они разнообразны по своим возможностям и применению. [2] Например, использование сервиса Google Docs (Формы) предоставляет учителю возможность организовать тест с разными типами вопросов с применением специальных форм в документе, организовать викторину, создать опрос (анкетирование) родителей и учащихся.

Планирование учебного процесса средствами сервиса Google Calendar позволяет создавать расписание теоретических и практических занятий, консультаций, напоминать о контрольных и самостоятельных работах, сроках сдачи рефератов, проектов, информировать учащихся о домашнем задании, о переносе занятий.

Обмен информацией и документами, необходимыми для учебного процесса, учащихся друг с другом и с преподавателями: консультирование по проектам и рефератам, проверка домашней работы. Такую возможность предоставляет использование электронной почты, чата и форума. Все вышеизложенное обобщаем в виде таблицы.

Таблица 1. Применение облачных сервисов на различных этапах урока или занятия[1]

Этап урока (занятия)

Используемый сервис

Проверка домашнего задания

Google Документ, Google Презентация, Google Форма (тест)

Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме

Google Рисунок (инфографика, схемы, графы)

Первичная проверка понимания

Google Рисунок, Google Документ

Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации в ее применении по образцу

Google Рисунок, Google Документ, Google Таблица

Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Google Презентация, Google Документ

Домашнее задание к следующему уроку

Google Таблица, Google Форма 

Таким образом, в настоящее время существует множество облачных сервисов, которые можно использовать для образования, создания и проведения образовательных проектов, формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения, а также для приобретения учащимися социального опыта и формирования навыков поведения в социуме.


Библиографический список
  1. Маслова Т.В. Методические приемы и примеры использования облачных технологий в деятельности учителя-предметника. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://saratov.ito.edu.ru/2014/section/233/94313/(Дата обращения:20.06.2015)
  2. «Академик», портал словарей [Электронный ресурс] – сайт. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1334827 (дата обращения 17.06.2015)
  3. Пономарева Е.А. “Сервисы Web 2.0 для учителя” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.google.com/url?q=http%3A%2F%2Fwww.openclass.ru%2Fnode%2F304449&sa=D&sntz=1&usg=AFQjCNG2Pnsf03LROH0KsNnj6VAlgCaIzg (Дата обращения:20.06.2015)
  4. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” (29 декабря 2010 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148988/(дата обращения:15.06.2015)


Все статьи автора «Самсонова Оксана Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация