УДК 37.03

ИНСТИТУТ КУРАТОРОВ ТУСУР КАК ИНСТРУМЕНТ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МИГРАНТОВ

Покровская Елена Михайловна1, Смольникова Лариса Владимировна2, Ларионова Анастасия Вячеславовна3
1Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии
2Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и социологии
3Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, старший преподаватель кафедры философии и социологии

Аннотация
В статье представлены отдельные результаты апробации системы кураторства для адаптации и самореализации мигрантов. Всего в исследовании приняло участие 2527 студентов 1 курса, в том числе представители различных культур: буряты, тувинцы, казахи, монголы, корейцы, сирийцы, таджики, алтайцы, украинцы, татары, узбеки, якуты, киргизы. Валидность полученных результатов апробации обеспечила репрезентативность выборки и продолжительность исследования. Данный опыт представлен в качестве доступной альтернативной технологии, направленной на организацию работы с образовательными мигрантами в системе профессионального образования.

Ключевые слова: иннститут кураторов, образовательные мигранты, самореализация, ТУСУР


TUSUR CURATORS' INSTITUTE AS AN INSTRUMENT OF EDUCATIONAL MIGRANTS' SELF-REALIZATION

Pokrovskaya Elena Mikhailovna1, Smolnikova Larisa Vladimirovna2, Larionova Anastasiya Vyacheslavovna3
1Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, PhD in Philosophy Science, Assistant Professor of the Department of Philosophy and Sociology
2Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, PhD in Psychological Science, Assistant Professor of the Department of Philosophy and Sociology
3Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, assistant of Department of Philosophy and Sociology

Abstract
The article presents some results of supervision system approbation for the migrants' adaptation and fulfillment. In total 2527 first-year students took part in the research, including representatives of various cultures: Buryats, Tuvinians, Kazakhs, Mongols, Koreans, Syrians, Tajiks, Altaians, Ukrainians, Tatars, Uzbeks, Yakuts, Kyrgyz. The validity of the obtained results provided a sample representativeness and duration of the research. This experience is presented as the available alternative technology directed on the organization of work with educational migrants in system of professional education.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Покровская Е.М., Смольникова Л.В., Ларионова А.В. Институт кураторов ТУСУР как инструмент самореализации образовательных мигрантов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/6028 (дата обращения: 30.09.2017).

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Администрации Томской области, проект №14-16-70001 а(р) «Создание программы самореализации мигрантов через изучение их культурно-ценностных потребностей»

 

На сегодняшний день одним из новых векторов развития российского высшего образования является стремление выйти на международную арену. Привлечение образовательных мигрантов, помимо всего прочего, также является важным этапом в формировании статуса международного ВУЗа. Данный факт еще раз подчеркивает актуальность проблемы и необходимость изучения и выделение критериев формирования комфортной среды для взаимодействия молодежи в студенческом городе (Томске) независимо от расовой, национальной, культурной принадлежности

Обзор современных программ, направленных на включение мигрантов в новую среду (программы адаптации, интеграции, социализации и т.д.) позволил выделить ряд проблем, которые требуют применения необходимых мер, способствующих их минимизации или полной элиминации, в частности социально-психологического толка. Данный круг проблем многоаспектен и включает в себя проблемы, возникающие среди мигрантов при смене места жительства и среди коренных жителей, которые зачастую вынуждены принимать переселенцев. Как правомерно отмечает В.С. Малахов (2014) проблематику социального включения мигрантов невозможно рассматривать в отрыве от проблематики национальной интеграции (т.е. сплоченности, коллективной солидарности принимающего сообщества). Прежде чем ставить вопрос об «интеграции мигрантов», необходимо задаться вопросом о том, насколько «интегрированным» является само общество, интегрироваться в которое должны мигранты [1].

Таким образом, целью работы выступает разработка специализированных способов и методов, направленных на актуализацию потребности в самореализации среди мигрантов.

В этой связи на базе ТУСУР проведен комплекс мероприятий по созданию Института Кураторов для оказания помощи первокурсникам в адаптации в университете. Куратор является студентом, наделенным функциями по осуществлению организационно-воспитательной работы, направленной на решение вопросов адаптации и вовлечения студентов в активную научную, общественную и спортивную жизнь факультета и университета [2]. С начала учебного года за каждой группой закрепляются кураторы, которые, в качестве старшего товарища, направляют первокурсников и помогают быстро ориентироваться в стенах Университета. Кураторы групп занимаются организацией совместных консультационных занятий по предметам, различных мероприятий, встреч с представителями образовательной среды университета.

В 2013-2014 учебном году работал 91 куратор на всех факультетах университета, в 2014-2015 – 83 куратора, в том числе 13 студентов мигрантов: татары – 5, немцы – 1, корейцы – 3, якуты – 1, азербайджанцы – 1, буряты – 2.

На группу приоритетно ставились кураторы той же специальности, с целью максимальной мотивации на учебу и более полного разъяснения особенностей их специальности. Поддержание хорошей успеваемости в группе и мотивация на учебу – это одна из основных задач куратора-студента. Однако помимо этого, задачи включают: сплочение академической группы и адаптация к новой среде, формирование актива группы, содействие самореализации личности студента, знакомство с университетом, с Профсоюзом студентов ТУСУР, содействие участию в жизни университета [3].

Работа куратора была построена следующим образом: с 27 августа кураторы встречали студентов первого курса и проводили ознакомление с городом, 1 сентября проходил «Час куратора». В течение первого семестра студенты-кураторы проводили организационно-воспитательные работы, направленные на решение вопросов адаптации и вовлечения студентов в активную научную, общественную и спортивную жизнь факультета и университета. Для достижения этой цели студенты-кураторы применяют разные методы: тренинги (знакомство, командообразование, сплочение, и т.д.), экскурсии по корпусам ТУСУР, тематические лекции, разъяснительные беседы на тему прав и обязанностей студентов, правил поведения в университете и за его пределами, в общежитии, знакомство с историей и традициями ТУСУР; кураторы способствовали выбору старосты и профорга группы [4].

Студент-куратор выступал координатором между студентами, руководством факультета и университета, профсоюзной организацией студентов, способствуя формированию корпоративной культуры студенчества – чувства принадлежности к факультету с его историей, традициями, нормами и ценностями.

Кураторы работали как с группой в целом, так и с каждым студентом группы первого курса индивидуально, способствуя улучшению организации учебного процесса студентов, а также оказания помощи студентам в самостоятельной работе [5].

Сами кураторы, являясь старшим товарищем для студентов первого курса, показывали положительный пример, активно участвуя в спортивных и других общественных мероприятиях.

При возникновении проблем в учебной деятельности кураторы находили студентов, которые могли провести консультацию и разрешить возникшую проблему, если сами были некомпетентны в данном вопросе [6]. Например, проводились еженедельные консультации по математическому анализу в группах 364-1,2 кураторами-старшекурсниками. Несмотря на активное участие первокурсников в общественной жизни университета, студенты преуспевали и в учебной деятельности. Кураторы являются примером для студентов первого курса, поэтому постоянно отслеживается и развитие учебной и творческой деятельности самого куратора. Уже на данном этапе видно, что студенты первого курса желают помогать следующему поколению студентов университета.

С помощью разработанной анкеты было выявлено число активистов на факультетах РТФ, РКФ, ФЭТ, ФСУ, ФВС, ГФ, ЭФ, ИИ, по результатам исследования проведен сравнительный анализ за 2013-2014 и 2014-2015 уч.гг.

В опросе принимали участие 2527 студентов 1 курса ТУСУРа: 2013-2014 уч.г. – 1218 первокурсников, 2014-2015 уч.г. – 1309. В каждой группе первокурсников есть ребята, которые уже активно проявляют себя в университете [7].

На радиотехническом факультете 32% студентов ведут активную студенческую жизнь, что практически равно прошлому учебному году (31%), при этом количество студентов на факультете в этом учебном году уменьшилось на 78 человек. Из этих студентов, по национальному признаку:

Уч.

год

Тувинцы

Казахи

Сирийцы

Таджики

Алтайцы

Украинцы

Татары

Узбеки

Корейцы

Всего студ.

13/14

3

4

0

1

3

0

3

1

1

16

14/15

2

5

1

2

2

1

1

2

1

17

На радиоконструкторском факультете 43% студентов ведут активную студенческую жизнь, что выше прошлого учебного года (36%). Из этих студентов, по национальному признаку:

Уч.год

Татары

Киргизы

Казахи

Корейцы

Всего студентов

2013/2014

10

6

7

0

23

2014/2015

6

11

10

3

30

На факультете электронной техники 41% студентов ведут активную студенческую жизнь, что выше прошлого учебного года (36%), не смотря на то, что количество студентов на факультете уменьшилось. Из этих студентов, по национальному признаку:

Уч.год

Буряты

Казахи

Монголы

Корейцы

Всего студентов

2013/2014

0

10

0

5

15

2014/2015

3

15

5

10

33

Всего за университет в различных видах спорта от 1 курса ФСУ выступает 44 человека, что на 2 больше по сравнению с прошлым годом и наукой стали заниматься на 3 человека больше, чем в прошлом году.На факультете систем управления 44% студентов ведут активную студенческую жизнь, что выше прошлого учебного года (39%). Из этих студентов, по национальному признаку:

Уч.год

Тувинцы

Буряты

Казахи

Якуты

Корейцы

Всего студентов

2013/2014

4

4

10

3

2

23

2014/2015

8

5

15

2

3

33

На факультете вычислительных систем 46% студентов ведут активную студенческую жизнь, что гораздо выше прошлого учебного года (39%). Из этих студентов, по национальному признаку 2013-2014 и 2014-2015 уч.гг.:

Уч.год

Тувинцы

Казахи

Якуты

Корейцы

Всего студентов

2013/2014

4

15

3

2

24

2014/2015

6

10

5

3

24

На гуманитарном факультете 69% студентов ведут активную студенческую жизнь, что выше прошлого учебного года (60%). Из этих студентов, по национальному признаку:

Уч.год

Тувинцы

Казахи

Всего студентов

2013/ 2014

4

10

14

2014/2015

3

15

18

На экономическом факультете 62% активистов, что гораздо выше прошлого учебного года (43%). Из этих студентов, по национальному признаку:

Уч.год

Тувинцы

Казахи

Якуты

Корейцы

Буряты

Узбеки

Татары

Всего студ.

13/14

3

7

4

3

5

1

4

27

14/15

7

11

5

2

7

0

2

34

В Институте Инноватики 57% студентов ведут активную студенческую жизнь, что практически равно показателям прошлого учебного года (56%). Из этих студентов, по национальному признаку 2013-2014 и 2014-2015 уч.гг.:

Уч.год

Монголы

Казахи

Всего студентов

2013/2014

5

10

15

2014/2015

3

10

13

Студенты первого курса в течение года приняли активное участие в ряде культурно-массовых, интеллектуальных и других мероприятий ТУСУР:

  • в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» от Института Инноватики было набрано 2 команды первокурсников, среди которых одна команда заняла призовое место;
  • в образовательном проекте «Школа актива» от Института Инноватики приняло участие 16 первокурсников.

В 2014-2015 учебном году начал свою работу факультет безопасности и в этом же году на факультете был апробирован проект «Институт Кураторов». Активность студентов 1 курса ФБ: спортсменов – 48, активистов – 29, таким образом, 41% студентов ведут активную студенческую жизнь и не собираются останавливаться на достигнутом. Из 187 студентов-первокурсников по национальному признаку:

Уч.

год

Тувинцы

Якуты

Узбеки

Казахи

Татары

Таджики

Корейцы

Буряты

Хакасы

Всего студ.

14/15

3

5

1

1

2

2

1

2

0

17

По результатам исследования можно сделать выводы:

1. Число активистов увеличилось на всех факультетах университета.

2. Самыми активными студентами являются первокурсники ГФ.

3. Спортсменов-первокурсников больше на ФБ.

4. По научно ориентированности лидируют студенты-первокурсники РТФ и ФСУ.

5. В целом по университету отмечается рост активности студентов-первокурсников в 2014-2015 учебном году (42,4% – 2013-2014, 46,1% – 2014-2015), в том числе и среди образовательных мигрантов (2013-2014 – 157, 2014-2015 – 219 студентов), что свидетельствует о включенности их в социум и процесс самореализации.

С помощью анкеты можно оценить не только активных студентов, но и дать оценку работе кураторов, для получения полной картины влияния студента-куратора на группу, был проведён сравнительный анализ академической успеваемости потоков 1 курса данного учебного года и предыдущего.

Эти данные были получены благодаря взаимодействию деканатов университета и главных кураторов факультетов. Ниже приведем результаты аналитической работы:

В целом, успеваемость студентов РТФ улучшилась, благодаря работе студентов-кураторов: отличников стало больше на одного человека, хорошистов на 23, количество троечников и отчисленных стало гораздо меньше. Из общего числа студентов по национальному признаку:

Уч.

год

Тувинцы

Казахи

Сирийцы

Таджики

Алтайцы

Украинцы

Татары

Узбеки

Корейцы

Всего студ.

13/14

3

4

0

1

3

0

3

1

1

16

14/15

2

5

1

2

2

1

1

2

1

17

По результатам исследования заметно, что и студенты РКФ улучшили успеваемость: отличников стало больше на 9 человек, хорошистов на 21, отчисленных стало гораздо меньше (8 в 2013-2014уч.г., а в 2014-2015 только 2). Из общего числа студентов по национальному признаку:

Уч.год

Татары

Киргизы

Казахи

Корейцы

Всего студентов

2013/2014

10

6

7

0

23

2014/2015

6

11

10

3

30

И у студентов ФЭТ аналитическая картина выглядит в данном учебном году гораздо лучше: отличников стало больше на 9 человек, хорошистов на 8, отчисленных стало меньше на 4 человека. Из общего количества студентов-первокурсников ФЭТ по национальному признаку:

Уч.год

Буряты

Казахи

Монголы

Корейцы

Всего студентов

2013/2014

0

10

0

5

15

2014/2015

3

15

5

10

33

Благоприятная картина и на ФСУ: отличников больше на 4 человека, хорошистов на 35. Из общего количества студентов-первокурсников по национальному признаку:

Уч.год

Тувинцы

Буряты

Казахи

Якуты

Корейцы

Всего студентов

2013/2014

4

4

10

3

2

23

2014/2015

8

5

15

2

3

33

Улучшение академической успеваемости отмечается и у студентов ФВС, пусть незначительное, но улучшение: уменьшилось количество двоечников (34 в 2013 -2014 уч.г., и 19 в 2014-2015 уч.г.), отчисленных стало меньше на 9 человек, уменьшилось и количество троечников. Из общего количества студентов-первокурсников, по национальному признаку:

Уч.год

Тувинцы

Казахи

Якуты

Корейцы

Всего студентов

2013/2014

4

15

3

2

24

2014/2015

6

10

5

3

24

Из сравнительного анализа итогов зимней сессии 2013-2014 и 2014-2015уч.гг. успеваемость на гуманитарном факультете практически стабильна. Стоит учесть тот факт, что к концу первого семестра на гуманитарный факультет перевелось большое количество студентов технических специальностей. Из общего количества студентов-первокурсников по национальному признаку:

Уч.год

Тувинцы

Казахи

Всего студентов

2013/ 2014

4

10

14

2014/2015

3

15

18

В целом, на экономическом факультете, картина успеваемости практически стабильна, даже не смотря на то, что количество студентов увеличилось. Из этих студентов, по национальному признаку:

Уч.

год

Тувинцы

Казахи

Якуты

Корейцы

Буряты

Узбеки

Татары

Всего студентов

13/14

3

7

4

3

5

1

4

27

14/15

7

11

5

2

7

0

2

34

В Институте Инноватики заметное увеличение набора первокурсников. На этой почве увеличение как успевающих студентов, так и не успевающих. Из общего количества студентов-первокурсников по национальному признаку:

Уч.год

Монголы

Казахи

Всего студентов

2013/2014

5

10

15

2014/2015

3

10

13

Анализируя результаты исследования можно сделать выводы:

1. Отличников и хорошистов больше всего на РТФ – 110 первокурсников.

2. Неуспевающих студентов-первокурсников больше на ФЭТ – 34 человека.

3. По отчисленным студентам лидирует РТФ и ФСУ – по 20 первокурсников.

4. В целом по всему университету отмечается рост академической успеваемости студентов-первокурсников, в 2014-2015 учебном году увеличилось количество хорошистов на 108 человек и отчисленных стало меньше на 53 человека, что свидетельствует о формировании студентами-кураторами среды, позволяющей раскрыть потенциал личности студентов, в том числе и образовательных мигрантов в принимающем сообществе и способствующей их самореализации.

Таким образом, опыт взаимодействия с образовательными мигрантами позволил определить несколько наиболее эффективных направлений работы:

  • индивидуальное консультирование по различным вопросам (административным, жилищно-бытовым, психологическим и т.д.);
  • семинары и клубы по интересам (своего рода группы помощи);
  • творческие и спортивные объединения.

Данные мероприятия зарекомендовали себя как эффективные, так как способствуют преодолению существующих барьеров в первичной адаптации и включению мигрантов в новую социокультурную среду. Однако опыт показал, что количество мигрантов посещающих данные мероприятия колеблется в районе 40-50% и практически полностью зависит от личной мотивации решать существующие проблемы и желания стать частью новой социокультурной среды. Кроме того, мероприятия, имеющие направленность только на работу с мигрантами, способствуют формированию комфортной среды внутри группы мигрантов, которая создает некий вакуум, препятствующий взаимодействию вне данной группы. Выделенные проблемы способствовали поиску новых способов взаимодействия, которые бы позволили решить возникшие препятствие в работе с мигрантами. В качестве такого способа выступило кураторство как средство организации эффективного взаимодействия с образовательными мигрантами.

По мнению исследователей (Фомина Л.Ю., Талапин А.Н., Бородина Е.С., Васюков И.Л., Волков А.Н., Гришаев, О.В., Горшкова М.А., Кролевецкая Е.Н., Комарова И.Г., Бугаева Т.П. Зайнуллина Л.Н., Петухова Е.А., Краковецкая И.В.и др.) психолого-педагогического влияния кураторства на оптимизацию качества жизни студентов в вузе показали, что кураторство имеет значимую роль и выполняет несколько важных функций: формирование положительной мотивации учебной деятельности, развитие студенческого самоуправления; формирование патриотической и нравственной позиции студентов, воспитание толерантности, потребности в освоении ценностей общечеловеческой и национальной культуры, участии в культурной жизни, формирование здорового образа жизни, привлечение студентов к внеаудиторной работе (кружки, художественная самодеятельность, спортивные секции и т.п.), повышение результатов обучения и воспитания [8-11]. Разнообразие задач и функций кураторства стало одной из причин в проведении пробного использования данного способа взаимодействия с образовательными мигрантами. Кроме того, к положительным сторонам кураторской деятельности, которые применимы и для работы с мигрантами относятся:

  • основная цель кураторства – адаптация первокурсников к процессу учебной деятельности. Так по результатам нашего опроса русские и мигранты выделяют схожие проблемы в процессе адаптации в ВУЗе: поиск работы, оформление документов, жилищные условия, материальные затруднения, изменение темпа и вида деятельности [12];
  • организация взаимодействия мигрантов и коренных студентов в неформальной обстановке;
  • включенность мигрантов в процесс взаимодействия, посещения различных мероприятий (тренинговых, культурных, досуговых, лекционных и т.д.) составляет более 95%;
  • отсутствие необходимости в создании нового административного образования.

На данном этапе опыта внедрения в систему кураторства направления по адаптации и самореализации мигрантов были разработаны обучающие тематические лекционные занятия и технологии групповой работы с представителями различных культур (тренинговая работа, ролевые и организационно-деятельностные игры, дискуссионные методы).

Таким образом, первичная апробация программы самореализации образовательных мигрантов в профессиональном учреждении на территории г. Томска в рамках кураторства и ее отдельные результаты (рост академической успеваемости, общей активности и мотивации включения в культурную среду ВУЗа) позволяют сделать вывод о верном направлении деятельности во взаимодействии с мигрантами, эффективности применяемых методов и необходимости в постоянной работе как с мигрантами, так и с принимающим сообществом.


Библиографический список
  1. Малахов В.С. Интеграция мигрантов: европейский опыт и перспективы России: рабочая тетрадь. М.: Спецкнига, 2014. 24с.
  2. Андреева Д.А. Проблема адаптации студента. В кн.: Молодежь и образование. М.: Просвещение, 1972.
  3. Колызаева Н.Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов на начальном периоде обучения // Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Л., 1989. 15с.
  4. Кузьмишкин А.А. Адаптации студентов первого курса в вузе / Молодой ученый. – 2014. №3. С.933-935.
  5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 2005.
  6. Гришанов Л.К. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе / Л.К. Гришанов, В.Д. Цуркан. Кишинев, 1990. C.29-41.
  7. Рабинович П.Д., Нуждина М.П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей // Вопросы психологии.  1987. N 6. С.114.
  8. Ключникова Д.В. Влияние куратора учебной группы на процесс адаптации первокурсника//Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 4-3 (35). С.16.
  9. Зайнуллина Л.Н. Основные направления воспитательной деятельности куратора студенческой группы// Инженерный вестник Дона. 2013.  № 1.  Т.24.
  10. Петухова Е.А. Проблемы адаптации студентов первого курса и значение роли куратора в их решении // Известия алтайского государственного университета. 2014. «2 (82). Т.1. С.55-57.
  11. Краковецкая И.В. Социально-психологическое исследование проблем социальной адаптации студентов первого курса // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 359. С.149-153.
  12. Покровская Е.М., Смольникова Л.В., Ларионова А.В. Проблема создания модели социокультурной интеграции иностранных студентов // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3892 (дата обращения: 23.09.2015).


Все статьи автора «Ларионова Анастасия Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: